Агафья лыкова

Эпопея семьи Лыковых

Старообрядческая семья Лыковых поселилась в труднодоступном месте в саянской тайге, в верховьях Абакана, еще в 1937 году. В полной изоляции они прожили 40 лет, пока их заимку случайно не обнаружила геологическая экспедиция. Сейчас место, где жили Лыковы, находится на территории заповедника «Хакасский».

Семья старообрядцев в 1978 году состояла из пяти человек. Отец – Карп Иосифович Лыков, мать – Окулина (умерла в страшно голодный для семьи год – 1961), два сына: Саввин и Димитрий и две дочери – Наталья и Агафья. Встреча с людьми ничего хорошего семейству Лыковых не принесла. Через 3 года умерли, подхватив новые вирусы, братья и сестра Агафьи, а еще спустя 7 лет – и отец.

Агафья очень долго болела, но справилась с хворью и осталась жива. С тех пор (1988 год) Агафья Карповна стала в одиночестве жить на лыковской заимке. Родственники приглашали ее переехать к ним, но она категорически отказалась. Она с рождения живет в тайге и хочет остаться там до конца своих дней. А еще Агафья Лыкова верит, что если покинет родные места, то вскоре погибнет. Так сказал ей отец, которому она безгранично доверяла.

Родной дом Агафья покидала всего несколько раз: немного жила в женском старообрядческом монастыре; лечилась в больнице; навещала родственников.

Агафья Лыкова. Последние новости

Агафья Лыкова, перечень новостей на сайте «Русская вера» (последние новости вверху):

  • 11 марта 2020: Великий пост в Таежном тупике
  • 3 апреля 2019: На заимку к Агафье Лыковой после лечения вернулся послушник о. Георгий 
  • 1 января 2018: Агафье Лыковой передали новогодние подарки
  • 22 ноября 2017: Вышел в печать «Словарь старообрядки Агафьи Карповны Лыковой» в 2-х томах, подготовленный Галиной Александровной Толстовой
  • 18 ноября 2017: Глава Хакасии Виктор Зимин запретил полеты к Агафье Лыковой
  • 20 июня 2017: Агафья Лыкова — отцу духовному: «Я буду без тебя скучать…»
  • 11 мая 2017: Агафья Лыкова поздравила всех кузбассовцев с Днем Победы
  • 13 января 2016: Агафья Лыкова попала в больницу
  • 30 ноября 2015: Агафья Лыкова молилась за переизбрание на пост главы Кузбасса
  • 18 августа 2015: Волонтеры посетили заимку Агафьи Лыковой
  • 3 июня 2015: Агафья Лыкова вновь отказалась переехать к людям
  • 21 апреля 2015: Родственники Агафьи Лыковой просят не возить к ней туристов
  • 26 марта 2015: Агафья Лыкова передала в музей РПЦ старообрядческие экспонаты
  • 27 сентября 2014: Делегация из Кузбасса и фильм «Агафья», смотреть он-лайн
  • 8 апреля 2014: Митрополит Корнилий посетит лесное пристанище Агафьи Лыковой
  • 24 марта 2014: Митрополит Корнилий дал совет Агафьи Лыковой: «Либо в пустыне жить, либо с людьми»
  • 6 февраля 2014: В гостях у Агафьи Лыковой (главное управление МЧС России по Хакасии)
  • 3 февраля 2014: Интервью с бывшей послушницей Агафьи Лыковой Надеждой Усик: первая, вторая и третья часть
  • 11 октября 2013: Двадцать часов на заимке Лыковых
  • 11 января 2013: Агафья Лыкова получила на Новый год посылку от митрополита Корнилия

Почему Агафья Лыкова ушла в тайгу?

Сложные отношения РПЦ со старообрядцами вынудили последних, начиная с 17го века и вплоть до конца 20го века, искать убежища как заграницей, так и на территории нашей необъятной страны. Семья Агафьи Лыковой, как и многие другие семьи старообрядцев, нашли свой кров в непроходимых лесах тайги. Причиной таких переселений стали реформы патриарха Никона и Петра Первого, принимать которые они отказывались, из-за чего подвергались казням, лишались множества гражданских прав.

Бабка отшельницы Агафьи, Раиса была прихожанкой старообрядческого монастыря в селе Ялуторское, что на Урале, рассказывала о страшной трагедии. В 18 веке на этом месте состоялась казнь священников старообрядцев. Правительственные отряды схватили служителей церкви и попытались принудить их отказаться от веры, на что получили отрицательные ответ и были казнены страшной казнью. Их посадили в бочку с гвоздями и спустили с горы. Именно эту историю передавали из уст в ста в семье Агафье Лыковой. А в том месте, где остановилась бочка, по приданию после забил ручей, символизирующий слезы мучеников.

Заметки, написанные по рассказам, воспоминаниям и наблюдениям за жизнью Агафьи легли в основу книги Пескова «Таежный тупик». Публикации взбудоражили общественность и подняли небывалый интерес к старообрядцам. После выхода книги исследовательские институты снарядили несколько экспедиций на Алтай и Сибирь, в ходе которых было установлено существование и других отшельничьих скитов. Все они были описаны в научных работах, но к сожалению, не получили столь большой отклик у читателей, как публикация заметок об Агафье Карповне Лыковой.

Сегодня любая весточка об отшельнице Агафье отзывается в сердцах миллионов людей, следящих за ее судьбой. Многочисленные экспедиции ученых и журналистов в таежный дом Лыковых открывают новые интересные факты и тайны Агафьи. А мы в свою очередь с нетерпением ждем новых статей и сюжетов о жизни этой милой старушки.

Агафья Лыкова: биография

Род семьи Лыковых происходит из села Тиши, находящегося неподалеку от Абакана.

Самые ранние сведения, касаемые предков Агафьи датированы 1917 годом, именно в этот период на всей территории России специальные государственные отряды занимаются поиском неугодных государству деятелей.

Именно в этот период Карп Осипович Лыков принимает решение о переселении вместе со своими братьями в места, наиболее удаленные от цивилизации, на Алтай. Прожив там некоторое время, Карп Лыков встречает там будущую жену и мать Агафьи — Акулину. В середине 20х годов Карп со своей невестой возвращается обратно в Хакассию и у них рождаются дети. Два мальчика и две девочки: Савин (родился около 1926 года), Наталия (род. ок. 1936 г.), Димитрий (род. ок. 1940г.) и Агафья (род. 1944г.). Даты рождения детей были установлены со слов Агафьи, поэтому имеют приближенные значения к вероятным годам рождения, в свою очередь, как дата рождения самой Агафьи доподлинно известна — 17 апреля 1944 года.

В конце 30х годов военной полицией был убит брат Карпа Лыкова — Евдоким. Вся трагическая картина разворачивалась на глазах у Карпа и произвела на него сильное эмоциональное потрясение, после чего глава семейства Лыковых с женой Акулиной и двумя маленькими детьми уходит в дебри тайги. В плоть до 45го года о них ничего не было слышно, за это время в их семье родились Дмитрий 1940 году и Агафья 17 апреля 1944 года.

Как нашли Лыковых в тайге?

В послевоенное время по все стране стали действовать банды уголовников и мародеров из-за чего милицией велась активная работа по поимке преступников. Именно в это время осенью 45го года на семью старообрядцев в тайге наткнулся один из отрядов милиции. Никакого конфликта с милицией у Лыковых не было.

Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, и провела все свои сознательные годы жизни. Суровый климат и отдаленность от внешнего мира заставили ее и родных проявить навыки выживания.

Чем питались в тайге?

Много численные экспедиции в своих трудах отмечали насколько развито было агрохозяйство в семье отшельников-старообрядцев. Основной выращиваемой для пропитания культурой был картофель, к нему относились с особой заботой и трепетом. Огород располагался на южном склоне горы, чтобы растения получали больше тепла и света, угол наклона которой составлял более 45 градусов.

Помимо картофеля в рацион Лыковых входил и ячмень, его удалось развить всего из одного колоска, чудом оказавшегося в вещах Акулины. Четыре года семья выращивала ячмень не употребив в пищу ни единого зернышка и только на пятый год они сварили первую кашу.

С малых лет Агафья помогала родителям по хозяйству в огороде, ходила на охоту и рыбалку вместе с отцом и братьями. Грамоте Агафью научила ее мать, она же и вела счет времени, строго высчитывая все церковные праздники, и никогда не пропускала домашние богослужения. Лыковы ревностно относились к своей вере и строго соблюдали все традиции старообрядцев.

Голод тайги

В 1961 году случился неурожай, из-за чего всей семье пришлось голодать. Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны. Это трагическое событие никак не сказалось на вероисповедание семьи Лыковых, а лишь сильнее укрепило ее. После смерти матери ответственность за составление и ведением церковного календаря легла на Савина, он по прежнему точнейшим образом высчитывал пасху, дни поста и прочие религиозные праздники. Молились по старопечатным книгам, имевшимся в семье, не зависимо от занятости семьи молебен осуществлял строго в отведенное время.

Опять Агафью нашли в тайге

33 года о семье лыковых не было ничего слышно, и лишь в 1978 году на их жилище случайно наткнулись охотники, и с тех пор был установлен контакт с цивилизацией. К ним начали приезжать различные экспедиции, исследовавшие быт и культуру таежных отшельников. Но уже спустя три года семейство Лыковых начало вымирать один за другим.

Живя в дали от цивилизации, семья отшельников была лишена защиты от простых болезней и вирусов лишь потому, что в тайге их не было, и организмы старообрядцев были не приспособлены бороться с этими недугами. По мнению ученых именно принесенный из вне вирус поразил всю семью Лыковых.

Отшельничество и мировоззрение

Биография и судьба Агафьи Лыковой связаны с дикой природой и жизнью вдали от развитых технологий. Женщина считает, что уединенный образ жизни – единственный шанс сохранить здоровье души и тела. Девочкой Лыкова прошла обряд крещения в соответствии со старинными обрядами и изучила церковный устав, который чтился на Руси до церковного раскола, произошедшего в 17 веке.

Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура. Но она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Она также признает церковную иерархию и не верит в духовного Антихриста. По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы.

Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Она питается грибами и ягодами, а также ловит рыбу. Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей. Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений. В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые. Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства староверка выращивает с применением удобрений, которые придумали предки.

Быт Агафьи Лыковой

Основным занятием для женщин в семье было ткачество. Одежду Лыковы изготавливали самостоятельно, делая пряжу из волокон конопли. Агафья Карповна может обеспечить себя всем необходимым, несмотря на то, что путь до ее дома не проложить ни по одной карте.

Последняя, кто жива из рода Лыковых, продолжает дело родителей, ведет свое хозяйство и поддерживает огород. Она разводит кур и коз. Рядом с домом Лыковой живут собаки и кошки.

Агафья Карповна по-прежнему придерживается затворнических взглядов, но принимает гостинцы от охотников и рыболовов, которых встречает в тайге. Сегодня в ее доме есть вещи из современного мира: часы и термометр. Она считает эти предметы диковинкой.

Удивительным открытием оказался тот факт, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей.

Агафья Карповна вызывает у медиков интерес и участие, поэтому по первой же просьбе ей помогают поправить здоровье. Так, Лыкову возили к источнику Горячий Ключ. Она 2 раза посещала городской госпиталь и даже ездила в гости к родственникам на поезде. Несмотря на это, оставлять прежнюю жизнь отшельница не желает. Достижения цивилизации меркнут в сравнении с богослужениями и радостями молитвы, которой она начинает и заканчивает день.

Агафья Лыкова и Ерофей Седов

Историю семьи Лыковых не понаслышке знал экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, побывавший на заимке Агафьи Карповны в 1997 году. С тех пор чиновник поддерживает с отшельницей связь посредством переписки. По его указу женщине оказывали любую помощь и поддержку. После трагической кончины родственников Лыковой медики запретили посещать заимку без специального разрешения. Сначала необходимо получить специальный пропуск.

В числе помощников Агафьи Карповны – члены семей старообрядцев. По их словам, она не отличается покладистым нравом, поэтому ужиться с ней непросто. Тем не менее высокий уровень духовности Лыковой ни у кого не провоцируют сомнений. Отсутствие жажды потребительства и самодостаточность существования вызывают уважение.

По свидетельству посетителей, бывших на заимке в 2018 году, отшельница находится в добром уме и здравой памяти. Она подкармливает зверей, выходящих из леса в голодные периоды, живет по обычаям предков и усиленно молится в соответствии с традициями, которых придерживаются староверы.

Для поддержания связи с миром Агафье Карповне предоставили спутниковый телефон. С него 10 декабря 2018 года сотрудникам МЧС поступил звонок: отшельница просила о гуманитарной помощи. На следующий же день на заимку приехал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Вместе с главой Таштагольского района, Владимиром Макутой, он доставил продукты, сено и корм для домашней скотины, а также подарил щенка. Прибывший вместе с чиновниками врач осмотрел отшельницу, отметив, что поводов для оказания медицинской помощи пока нет.

Борьба за выживание

Дикая сибирская природа мало пригодна для жизни среднестатистического человека. Жилище Лыковых располагалось на высоте около двух метров от склона горы, неподалеку от притока реки Абакан. Ближайший цивилизованный поселок находился более чем в 250 километрах от этого места.

Жизнь в тайге была нелегкой, Лыковы постоянно боролись за выживание. Они расчистили площадку перед домом, где развели огород. Картошка, репа и свежие овощи помогали разбавить скудный рацион таежных отшельников. Когда Дмитрий повзрослел, он научился охотиться, ставить силки и делать ловчие ямы. Лыковы перестали голодать, когда в рационе появилось свежее мясо. Внутри избы была всего лишь одна комната, сырая и закопченная, с низким потолком.

Первоначально при встрече с Агафьей Лыковой геологи посчитали ее умственно отсталой: женщина разговаривала нараспев, растягивая простые слова и превращая их в многосложные. Они ошибались. Ума и сообразительности Агафье было не занимать. В избе Лыковых не было календаря и часов. Отшельники жили, подчинялись естественному ходу времени. Вставали с рассветом, в сумерках укладывались спать. Агафья на протяжении многих лет вела учет времени в семье.

Агафья Лыкова ищет помощницу

«Агафья — неуживчивый человек: весьма своеобразный характер, плюс привычка уединения, нестандартный уклад жизни».

Женщина должна быть готова к жизни в природных условиях, ведь бабушка обходится без электричества, природного газа и каких-либо средств связи. При этом Казина уверена, что помощница все же найдется, ведь в России есть немало смелых и сильных женщин, готовых изменить свое видение этого мира и жизнь кардинально.

Нельзя не добавить, что в отношении Казиной после визита к Агафье заведено расследование — фотографа заподозрили в нелегальном визите к отшельнице на территорию заповедника «Хакасский», где она и живет уже много лет. Казина якобы прибыла на вертолете, что абсолютно запрещено без особого на то разрешения.

Сколько дней хранится святая вода после праздника Крещение: для чего нельзя использовать святую воду?

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь

После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.

С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа.

В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.

Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.

Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.

Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами.

Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия (Поповича) — прим. редакции). От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода, которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.

Биография

Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. С конца 1930-х годов семья Лыковых жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат.

Помимо отца и матери, у Агафьи Лыковой были сестра и двое братьев: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940). В семье отшельников-староверов Агафья являлась наиболее грамотной. Ей поручалось проведение домашней церковной службы.

Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Открытие семьи Лыковых для цивилизации состоялось в 1978 году. На заимку Лыковых вышли геологи, исследовавшие этот район Сибири. На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталья.

В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини). Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.

С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи.

Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию (Титову) с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано.

В ноябре 2019 года у Агафьи отыскался и приехал к ней в гости ее племянник Антон Лыков.

По соседству с ней какое-то время проживал пожилой уже охотник Ерофей Седов, бывший в составе нашедшей ее группы, но потом он по состоянию здоровья не смог ей помогать, и отношения его и Агафьи бывали сложными, а в 2015г. он умер.

27 ноября 2020 года пресса со ссылкой на публикацию в директора курирующего таёжные земли, где живёт Лыкова, заповедника «Хакасский» Виктора Непомнящего сообщила, что российский предприниматель миллиардер Олег Дерипаска получил просьбу Лыковой помочь ей со строительством нового дома в тайге и что представитель бизнесмена заявил о готовности проекта и стройматериалов к отправке, которая возможна только по реке, но вопрос с транспортировкой решаемый.

Почему Лыковы забрались в леса

По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой – заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии.

Илья Питалев/Sputnik

Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы – браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector