Семь классов школы, ужасы психбольницы и ненужная «нобелевка»: жизнь и судьба иосифа бродского

Творчество

Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и преподавателя В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, сделанной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе живописцы поочередно изучали новые системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. Сначала 1960-х гг. В. В. Стерлигов пришел к выводу из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею предназначил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим местом — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и сначала свои 1-ые книжки: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Тот же принцип виден и во всех следующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:

— В.В. Стерлигов .

М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книжке. Все трое живописцев этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книжки М. П. и Н. Г. Басманова делали совместно.

« Мир представлений Басмановой замыкается видами природы. Природа властвует в иллюстрациях художницы. И детские фигуры, время от времени появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся вроде бы одним из её частей, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…

— Г.И.Чугунов

В эмиграции

10 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды — зимой 1964 года — приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. Узнав об этом, Владимир Марамзин предложил ему собрать всё написанное для подготовки самиздатского собрания сочинений. Результатом стало первое и до 1992 года единственное собрание сочинений Иосифа Бродского — разумеется, машинописное. Перед отъездом он успел авторизовать все 4 тома. Избрав эмиграцию, Бродский пытался оттянуть день отъезда, но власти хотели избавиться от неугодного поэта как можно быстрее. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. «Он отнёсся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку… взялся ввести меня в литературные круги». Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времён своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлином, Стивеном Спендером, Шеймасом Хини и Робертом Лоуэллом.

Примечания

  1. Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. — «бабушка — София Эйндховен, из петербургской голландской семьи»
  2. Там же. С. 9.
  3. Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник, 1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д. 60 по ул. Марата.
  4. « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
  5. Там же. С.473.
  6. Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно — я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
  7. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
  8. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470—473.
  9. См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
  10. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. — Ч.2.С.471.
  11. О художнике этой книги. Л. 1975.
  12. , Марина Басманова и «Новые стансы к Августе».
  13. [zhurnalko.net/=detskie/koster/1972-04—num51 Костёр 1972-04, страница 51]. Дата обращения: 23 февраля 2013.
  14. В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.

Линия жизни

В июле 1972 г. Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподаёт, с перерывами, до 1980 г. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

С годами состояние его здоровья неуклонно ухудшалось, и Бродский, чей первый сердечный приступ пришёлся на тюремные дни 1964 года, перенёс 4 инфаркта в 1976, 1985 и 1994 годах. Родители Бродского двенадцать раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, с такой же просьбой к правительству СССР обращались конгрессмены и видные деятели культуры США, но даже после того, как Бродский в 1978 году перенёс операцию на открытом сердце и нуждался в уходе, его родителям было отказано в выездной визе. Сына они больше не увидели. Мать Бродского умерла в 1983 году, немногим более года спустя умер отец. Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны. Родителям посвящены книга «Часть Речи» (1977), стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…» (1985), «Памяти отца: Австралия» (1989), эссе «Полторы комнаты» (1985).

В 1977 году Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит своё время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли, университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей». В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна.

«Лучшая часть меня уже там – мои стихи»

На родину Бродский так и не вернулся. В Ленинграде он навсегда оставил свою возлюбленную Марианну, их сына и своих родителей. В 1990 году Бродский женился на итальянской аристократке русского происхождения, Марии Соццани. Через три года у них родилась дочь Анна.

Тяжелее всего Бродский переживал разлуку с отцом и матерью. Он много раз приглашал их приехать к нему в США, но советские власти отказывались выдавать разрешение на выезд. Родители Бродского 12 раз подавали заявление с просьбой разрешить им встретиться с сыном, об этом также ходатайствовали конгрессмены и видные деятели культуры США. Но даже после того, как Бродский в 1978 году перенес серьезную операцию на сердце и нуждался в уходе, советское правительство отказало его родителям в выездной визе. Сына они больше не увидели.

Мария Моисеевна скончалась в 1983 году, чуть больше года спустя умер Александр Иванович. Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны.

После распада СССР интерес к стихам Бродского на родине вспыхнул с новой силой. В 1992 году в России начинает издаваться четырехтомное собрание его сочинений, в Петербурге Бродскому присваивают звание почетного гражданина

Его зовут вернуться на родину, но Бродский все медлит с приездом – его пугает публичность, чествование, внимание прессы. Да и здоровье уже подводит: за свою жизнь Бродский перенес четыре инфаркта

Когда его спрашивали, почему он не возвращается в Россию, один из аргументов звучал так: «Лучшая часть меня уже там – мои стихи».

Его не стало 28 января 1996 года. В этот день Бродский должен был ехать в Саут-Хедли – небольшой городок в двух часах езды от Нью-Йорка, где он часто уединялся, чтобы спокойно поработать и поразмышлять вдали от всех. Накануне вечером, пожелав жене спокойной ночи, он поднялся к себе в кабинет и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять их с собой. Утром Мария нашла его лежащим на полу. Он был полностью одет, а на письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга – томик греческих эпиграмм. Причиной смерти стала внезапная остановка сердца вследствие инфаркта. Бродскому было 55 лет.

Вопрос с захоронением решался больше года. 2 февраля 1996 года, на следующий день после отпевания, тело поэта было временно захоронено в склепе на кладбище при храме Святой Троицы, на берегу Гудзона. Там оно покоилось до 21 июня 1997 года.

Российская сторона предлагала похоронить поэта в его родном Петербурге, однако это предложение отвергли, поскольку «это означало бы решить за Бродского вопрос о возвращении на родину». По словам вдовы Бродского Марии Соццани, один из его друзей однажды напомнил ей о Венеции. Это был второй любимый город поэта после Ленинграда, при жизни он очень любил бывать там. Как-то раз он даже в шутку написал об этом:

Хотя бесчувственному телу равно повсюду истлевать, лишённое родимой глины, оно в аллювии долины ломбардской гнить не прочь. Понеже свой континент и черви те же. Стравинский спит на Сан-Микеле…

21 июня 1997 года на кладбище Сан-Микеле в Венеции появилась могила со скромным деревянным крестом, на котором написано «Joseph Brodsky». Но лежать рядом со Стравинским Бродскому было не суждено: так как поэт не был православным, похоронить его на русской половине кладбища оказалось невозможно. Отказала в погребении и католическая церковь – очевидно, из-за еврейского происхождения покойного. В конце концов удалось похоронить его на протестантской части кладбища. Судьба поэта играла с ним до самого конца: даже после смерти Бродский долго не мог обрести землю, которая приняла бы его.

Еще недавно бывший нашим современником, Иосиф Бродский сегодня – признанный классик русской и мировой литературы. Влияние его на человечество огромно, творческое наследие – неоценимо. Почему же в годы, когда он создавал лучшие свои стихи, родная страна отвернулась от него, заклеймив «трутнем» и пустозвоном? На этот вопрос очень хорошо ответил Лев Лосев, цитируя писателя Самуила Лурье:

«Среди ленинградской интеллигенции утвердилось социально-психологическое объяснение того, почему жертвой показательных репрессий был выбран Бродский. Оно сводится к тому, что сработало некое «коллективное бессознательное» государства, учуявшего опасность в том уровне духовной свободы, на который Бродский выводил читателя даже аполитичными стихами. Его «стихи описывали недоступный для слишком многих уровень духовного существования… тоску по истинному масштабу существования».

Участие в опричнине

Басманов находился в ближнем окружении царя Ивана IV Грозного. Он был одним из организаторов установления опричнины, так как имел значительное влияние на царя Ивана. Кроме того, он стал управлять формированием личной царской опричной гвардии.

В декабре 1564 г. он сопровождал государя во время его отъезда в Александровскую слободу.

Известно, что Алексей совершал множество злодеяний от имени государя Ивана. Так, в 1568 г. от имени царя он выгнал из храма митрополита московского Филиппа, обвиняемого в организации перехода Новгорода и Пскова под правление польского короля Сигизмунда II Августа.

По свидетельству Андрея Курбского, на своей государственной службе он был известен как отчаянный и решительный полководец. Несмотря на то что большинство членов Думы были выше по родовитости, все его уважали за военные успехи.

В мирный период его знали как балагура, царского собутыльника, ценителя маскарадов и любителя пошлых шуток. Именно Алексей давал советы Ивану Грозному, чтобы тот казнил своих подданных при малейших подозрениях в измене (для победы над собственным страхом и повышения авторитета в глазах подданных).

Работает

Поэтические сборники

  • 1967: Элегия для Джона Донна и других стихотворений , выбранных, переведенных и представленных Николасом Уильямом Бетеллом, Лондон: Лонгман
  • 1968: Velka elegie , Париж: Edice Svedectvi
  • 1972: Стихи , Анн-Арбор, Мичиган: Ардис
  • 1973: Избранные стихотворения , перевод с русского Джорджа Л. Клайна. Нью-Йорк: Харпер и Роу
  • 1977: Часть речи
  • 1977: Стихи и переводы , Кил: Кильский университет
  • 1980: Часть речи , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1981: Стихи о зимней кампании 1980 , перевод Алана Майерса . – Лондон: Anvil Press
  • 1988: К Урании: Избранные стихи, 1965–1985 , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1995: О горе и разуме: очерки , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1996: So Forth: стихи , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 1999: Открытие , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 2000: Сборник стихов на английском языке, 1972–1999 , под редакцией Энн Челлберг, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 2001: Рождественские стихи в переводе Мелиссы Грин – Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру
  • 2020: Избранные стихи, 1968-1996 , под редакцией Энн Челлберг, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру

Сборники эссе и интервью

  • 1986: Меньше чем один: избранные эссе , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. (Лауреат премии Национального круга книжных критиков )
  • 1992: Водяной знак , Noonday Press; Нью-Йорк: Фаррар, Страус и Жиру, отражающие роман писателя с Венецией, где он останавливался не менее 20 раз.
  • 1995: О горе и разуме: очерки . Фаррар, Штраус и Жиру.
  • 2003: Иосиф Бродский: Беседы , под редакцией Синтии Л. Хейвен. Джексон, штат Миссисипи: Серия литературных бесед Университета Миссисипи.

Пьесы

  • 1989: Мраморы: пьеса в трех действиях , переведенная Аланом Майерсом с Джозефом Бродским. — Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
  • 1991: Демократия! в Granta 30 New Europe, переведенном Аланом Майерсом и Джозефом Бродским.

Свидетельства в исторических источниках

Андрей Курбский считал Алексея Басманова преславным льстецом, безумным маньяком и убийцей самого себя и всей Святорусской земли.

Николай Карамзин называл его мужественным воеводой, но бесстыдным угодником тирании.

До сегодняшних дней сохранилась вкладная грамота Басманова, которую тот дал храму великомученика Никиты в селе Елизарово, где перечисляются имена погибших на государственной службе. По ним устанавливалось вечное поминовение. Так или иначе, этот уникальный исторический документ XVI века указывает на лучшие полководческие качества Алексея, желавшего увековечить память своих погибших боевых соратников.

В синодике опальных людей царя Ивана IV Грозного сохранились имена отправленных в ссылку Алексея, Петр и Фёдора Басмановых.

Коллекции на русском языке

  • 1965: Стихотворения и стихотворение , Вашингтон, округ Колумбия: Межъязыковые литературные ассоциации
  • 1970: Остановка в пустыне , Нью-Йорк: Издательство имени Чехова (ред. Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1989).
  • 1977: Части речи: Стихотворения 1972–76 , Анн-Арбор, Мичиган: Ардис
  • 1977: Конец прекрасной эпохи: стихотворения 1964–71 , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1977: V Anglii , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1982: Римские элегии , Нью-Йорк: Руссика
  • 1983: Новые станции к Августу: стихи к МБ, 1962–1982 , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1984: Мрамор , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1984: Урания : Новая книга стихов , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1989: Остановка в пустыне , переработанное издание, Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1989 (оригинальное издание: Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1970)
  • 1990: Назидание: стихи 1962–1989 , Ленинград: Умный
  • 1990: Части речи: Избранные стихи 1962–1989 , М .: Художественная литература.
  • 1990: Осенний крик ястреба: Стихотворения 1962–1989 , Ленинград: КТП ЛО ИМА Пресс.
  • 1990: Primechaniia paporotnika , Бромма, Швеция: Hylaea
  • 1991: Баллада о маленьком буксире , Ленинград: Детская литература.
  • 1991: Холмы: Большие стихотворения и поэмы , Санкт-Петербург: ЛП ВТПО «Киноцентр».
  • 1991: Стихотворения , Таллинн: Eesti Raamat
  • 1992: Набережная неисцелимых: Тринадцатая улица , Москва: Слово
  • 1992: Рождественские стихи , Москва: Независимая газета (редакция 1996 г.)
  • 1992–1995: Сочинения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 1992–1995, в четырех томах.
  • 1992: Вспоминаемая Ахматову / Иосиф Бродский, Соломон Волков , Москва: Независимая газета
  • 1992: Форма времени: стихотворения, эссе, песни , Минск: Эридан, в двух томах
  • 1993: Каппадокия. — Санкт-Петербург.
  • 1994: Персидская стрела / Персидская стрела , с офортами Эдика Штейнберга. — Верона: * Edizione d’Arte Gibralfaro & ECM
  • 1995: Пересеченная местность: Путешествие с комментариями , Москва: Независимая газета.
  • 1995: В окрестностях Атлантиды: Новые стихотворения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 1996: Пейзажи с наводнением , составитель Александр Сумеркин. – Dana Point, Cal .: Ardis
  • 1996: Рождественские стихи , Москва: Независимая газета, переработанное издание работы, первоначально опубликованной в 1992 году.
  • 1997: Бродский о Цветаевой , Москва: Независимая газета.
  • 1998: Письмо Горации , М .: Наш дом.
  • 1996 и позже: Сочинения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 8 томов.
  • 1999: Горбунов и Горчаков , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд
  • 1999: Представление: Новое литературное обозрение , Москва
  • 2000: Остановка в пустыне , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд
  • 2000: Части реки , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Конец прекрасной эпохи , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Новые стансы к Августе , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Урания , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Пейзажи с наводнением , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Большая книга интервью , Москва: Захаров
  • 2001: Новая Одиссея: Памяти Иосифа Бродского , Москва: Старое литературное обозрение
  • 2001: Перемена империи: Стихотворения 1960–1996 , Москва: Независимая газета.
  • 2001: Второй век после нашей эры: драматургия Иосифа Бродского , Санкт-Петербург: Звезда

В кино

  • Комната и половина ( Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину , Poltory komnaty Иле sentimental’noe Путешествие на Родину), художественный фильм режиссера Андрея Хржановского ; беллетризованный рассказ о жизни Бродского.
  • Бродский не поэт ( Бродский не поэт , Бродский не поэт ), документальный фильм Ильи Белова о пребывании Бродского в Штатах.
  • Довлатов ( Довлатов ), биографический фильм о писателя Сергея Довлатова (который был другом Иосифа Бродского) режиссера Алексея Германа-младшего ; Действие фильма происходит в 1971 году в Ленинграде, незадолго до эмиграции Бродского, и Бродский играет важную роль.

Участие в военных действиях

Будучи последовательным сторонником царя Ивана Грозного, Алексей Данилович участвовал во множестве военных действий.

  • 1543 г. – принял участие в заговоре бояр Шуйских против Воронцова Фёдора Семёновича (во времена детства Ивана Грозного).
  • 1544 г. – служил 3-м воеводой в Елатьме.
  • 1550 г. – служил 2-м воеводой на Бобрике. Тогда же он принимал участие в первом военном походе на Казань.
  • 1551 г. – служил воеводой в Пронске.
  • 1552 г. – получил признание царя в период осады Казани благодаря проявленной храбрости при одном из приступов. За это он получил чин окольничего.
  • 1555 г. – под Судбищами возглавил семитысячное войско против 60-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. Битва продолжалась полтора суток. Это сражение он выиграл. После этого местничал вместе с князем Ф.И. Кашиным.
  • 1556 г. – стал боярином и 2-ым наместником Великого Новгорода. На своём посту он вёл русско-шведские переговоры перед Ливонской войной.
  • 1558 г. – отправился на Ливонскую войну, где показал свои выдающиеся полководческие таланты. В ходе войны он выиграл битву при Нарве и оставался в городе в качестве первого воеводы. Позже принимал участие в осаде г. Полоцка.
  • 1559 г. – участвовал в военном походе против крымчан.
  • 1560 г. – принимал участие в штурме Феллина.
  • 1561 г. – осуществлял переговоры со Швецией и Данией.
  • 1563 г. – захватил Полоцк и возвратился на Родину, проживая на берегу Оки в боярском богатом поместье.
  • 1564 г. – вместе с сыном Фёдором организовал эффективную оборону Рязани перед силами Крымского Ханства. Несмотря на ветхие городские стены и укрепления, он вооружил горожан, скоординировал действия войск и ополчения, и не дал захватить Рязань превосходящим силам татар. Кроме того, Алексей Басманов устроил преследование отступающих врагов, уничтожил один отряд татарского войска, взял в плен 500 татар и мурзу Мамая. За такие победы царь пожаловал ему наградные «золотые».

Юность в полутора комнатах

В 1955 году семейство Бродских переехало в знаменитый Дом Мурузи по адресу улица Пестеля, 24/27. После революции этот огромный особняк, некогда принадлежавший князю Александру Мурузи, разделили на коммунальные квартиры.

В разное время здесь жили известные поэты и писатели: Александр Блок, Николай Лесков, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Владимир Пяст, Даниил Гранин и др. В этих стенах раскрылся и литературный дар Бродского. Юношеские годы, проведенные на крохотном пятачке пространства, который он называл «полторы комнаты», сформировали Бродского как поэта и стали, вероятно, самым счастливым временем в его жизни. Бродский проживет здесь 17 лет – до самого отъезда из СССР.

Много лет спустя, уже находясь в эмиграции и не имея возможности увидеть родителей, он напишет эссе «Полторы комнаты», которое станет своеобразным гимном его любви к Родине – любви болезненной, удушающей, безысходной. Этот небольшой текст выйдет в журнале «The New York Review of Books» 27 февраля 1986 года под названием «In a Room and a Half». Бродскому придется объяснять иностранным читателям, что это за странная мера пространства, ведь такое было возможно только в Советском Союзе.

Фото: Anefo / Croes, R.C./Wikipedia

«В СССР минимальная норма жилой площади 9 м² на человека. Следовало считать, что нам повезло, ибо в силу причудливости нашей части анфилады мы втроем оказались в помещении общей площадью 40 м². Сей излишек связан с тем, что при получении нашего жилища мои родители пожертвовали двумя отдельными комнатами в разных частях города, где они жили до женитьбы. Это понятие о квартирном обмене – или лучше просто обмене (ввиду несомненности предмета) – нет способа передать постороннему, чужестранцу», – писал Бродский.

Вместе с воздухом советского Ленинграда он впитал в себя его культуру, особенности мышления и образа жизни того времени. Дома в неоклассическом стиле, сильно пострадавшие от бомбежек, бесконечные перспективы ленинградских окраин, Нева, где «плещет память о гранит» – ленинградские мотивы прослеживаются во всем творчестве Бродского.

Биография

Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..

В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».

В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.

С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.

Отношения с Иосифом Бродским

В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.

Возвращение

Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 год. До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.

В 1992 году в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений. В 1995 году Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину

Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье

Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector