Анна павлова балерина

Дальнейшее творчество

Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду «Эрмитаж». После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Балет

В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару

Балерина Анна Павлова

Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».

Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.

Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова

В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.

Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.

Анна Павлова — «Умирающий лебедь»

Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.

В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.

Анна Павлова в Сиднее

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…» Евгения Образцова, балерина «Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой». Андрей Левинсон, балетный критик «Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух». Марина Цветаева, поэтесса

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в «Тщетной предосторожности», Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды. Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца

После этого балетная пачка стала атрибутом спектаклей типа «Лебединое озеро», где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого балетная пачка стала атрибутом спектаклей типа «Лебединое озеро», где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

↑ Интересные факты

  • Анну Павлову любила Айседора Дункан и посещала все её выступления.
  • В 1999 г. на 1-й День рождения новозеландского Национального музея создан 45-метровый торт «Павлова».
  • Девочки, в игре «Резиночка», произносят речитатив с упоминанием десерта.
  • Гаптофитовые водоросли носят имя балерины.
  • В Нидерландах имя Анны носит самолёт МD-11.
  • В театре Образцова в постановке «Исповедь хулигана», вставлена музыкальная часть из миниатюры «Умирающий лебедь», как символ судьбы балерины и судьба российских эмигрантов.
  • В лондонском «Пэлас — театре» никогда не продают билетов на места для призраков актёра Айвора Новелло и Анны Павловой.

Карьера

Анна окончила училище в 1899 году в возрасте 18 лет, и ее выпускной спектакль, который поставил Павел Гердт был настолько успешным, что она сразу была принята в Императорскую балетную труппу. Анна В ближайшие несколько лет она выступала в таких балетах, как «Дочь фараона», «Спящая красавица», «Баядерка» (Храмовая танцовщица) и «Жизель». Публика в свое время привыкшая к академическим балетным спектаклям, была шокирована стилем Павловой, мало внимавший строгим академическим правилам. Она могла танцевать с согнутыми коленями, неуместным порт-де-бра и неправильно размещенными руками, но ее удивительная органичность и духовность персонажей, которых она создала, восхищали публику и впечатляли критиков.

В основе ее таланта лежало внезапное и мгновенное вдохновение. Чаще всего она импровизировала, и не могла повторить образ своих танцев, несмотря на просьбы своих мастеров и партнеров. Позже, когда Анна Павлова начала преподавать, этот дар казался большим препятствием, так как ее ученики не могли копировать те движения, которые она сама не помнила.

В 1907 году Павлова сделала следующий шаг к своей всемирной славе — начала гастролировать за рубежом. Ее первый тур был в Европу. Позднее балерина вспоминала, что тур включал выступления в Риге, Копенгагене, Стокгольме, Праге и Берлине, и везде ее танцы встречались с восторженным приемом.

Оглушительный успех пришел, когда Павлова присоединилась к Балетам Сергея Дягилева «Русские» в 1909 году. Среди ее партнеров был еще один всемирно известный русский артист балета Вацлав Нижинский.

В 1910 году Анна Павлова покинула Мариинский театр и создала собственную балетную труппу с русскими хореографами и преимущественно русскими танцорами.

Несмотря на свою” воздушную » внешность, у Анны был сильный и иногда несносный характер, который регулярно доводил до «белого каления» даже того человека, которого она преданно любила – Виктора Дандре.

Сын французского иммигранта, он был успешным бизнесменом. Это было довольно популярно для мужчин из высшего общества, чтобы стать поклонниками известных балерин, но Дандре чувствовал подлинную страсть к Павловой. Он купил и оборудовал для нее балетную студию и подарил ей много дорогих подарков.

Через некоторое время были выдвинуты обвинения в том, что он присвоил государственные деньги и ему угрожала долговая яма. И тогда Анна Павлова вдруг подписала совсем невыгодный контракт с агентством в Лондоне и погасила долг Дандре, после чего он стал ее пожизненным импресарио, и, как он признался после ее смерти, ее мужем. Однако документы, подтверждающие его слова, так и не были представлены.

В 1914 году Анна Павлова посетила Россию в последний раз в своей жизни. Выступала в Москве и Санкт-Петербурге. Мариинский театр был готов возобновить контракт с ней, но сделка была осложнена тем, что им пришлось бы вернуть значительную сумму, которую заплатила балерина, когда она порвала с ними свой предыдущий контракт.

Коллектив Павловой триумфально гастролировала по многим странам Европы, Азии и обеих Америк, среди которых США, Мексика, Индия, Египет, Китай, Япония, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Куба и Филиппины.

Их график был очень плотным. Они выступали почти каждый день, за очень редким исключением. За 22 года такой гастрольной жизни Павлова преодолела дистанцию более полумиллиона километров и дала около 9 тысяч выступлений.

Был период, когда производитель обуви с балетным носком ежегодно делал около 2000 пар тапочек для нее, и их едва хватало.

Во время гастролей Анне Павловой часто приходилось выступать без репетиций на совершено не подготовленной сцене, в неподходящих условиях и даже под дождем, но она всегда выступала бы независимо от условий даже при лихорадке, с растяжениями и переломом ноги.

Во время гастролей в Нидерландах 49-летняя Павлова умерла от пневмонии в Гааге 23 января 1931 года, оставив после себя легенду с уникальным, неповторимым стилем, которую могла воплотить только балерина Анна Павлова.

Таинственное происхождение

Тайна рождения окутывает появление на свет великой русской балерины Анны Павловой. По всем официальным данным родителями Анны были Любовь Фёдоровна и Матвей (Шабетай) Павлович Павловы. Любовь Фёдоровна была швеёй, иногда подрабатывала прачкой в богатых домах. Матвей Павлович был отставной солдат лейб-гвардии Преображенского полка.

На самом деле, биологическим отцом Анны Павловой являлся известный московский банкир, в прошлом купец первой гильдии, Лазарь Соломонович Поляков, еврей по происхождению. Любовь Фёдоровна служила в доме Поляковых, но потом загадочно исчезла, видимо в связи с беременностью. Впоследствии, она, перед самыми родами, вышла замуж, чтобы ребёнок не появился на свет незаконнорожденным, поскольку незаконнорожденный ребёнок никогда бы не смог поступить ни в одно престижное учебное заведение.

Лазарь Соломонович Поляков

Сама Анна никогда не вспоминала о своём отце, даже отчество она предпочла носить не Матвеевна, а Павловна, по своей фамилии. Когда Аня подросла, отец вскоре умер, но семья никогда ни в чём не нуждалась. Любовь Фёдоровне был выдан специальный документ, в котором говорилось, что она имеет право проживать в любом месте, тогда как солдатки имели право жить только вместе с мужьями, в полковых казармах. Вскоре она стала хозяйкой небольшой прачечной.

Аня родилась в посёлке Лиговка, под Петербургом, 31 января (12 февраля) 1881 года. Здесь на летний сезон селилась вся театральная и артистическая богема. Банкир Поляков, не афишируя свою помощь, снял для бабушки Ани огромный двухэтажный особняк-дачу, где и появилась на свет его дочь. Впоследствии, тайный покровитель оплатил все затраты и само поступление в хореографическое училище, что стоило огромных денег и простая прачка никогда бы не смогла устроить туда своего ребёнка.

Когда Анна стала знаменитой и уже выступала на сцене Мариинки, законный сын Лазаря Полякова утверждал, что это его сводная сестра. Скорее всего, банкир спрятал свою красавицу любовницу, уже беременную, выдал замуж, поскольку сам был женат и не мог дать ребёнку своё имя и фамилию. Однако, всё время, до самой своей смерти (1914 г.), Лазарь Соломонович тайно заботился о своей дочери. Анна Павлова разрешила огласить имя своего настоящего отца только после своей смерти.

Личная жизнь

Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.


Анна Павлова и Виктор Дандре

Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.

Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.


Анна Павлова и Михаил Фокин

Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.

Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.


Анна Павлова и Чарли Чаплин

В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».

Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.


Анна Павлова и Виктор Дандре

Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.

Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.

Балет

С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска. Надежда активно участвовала в концертах, где воплощала образы, созданные специально для неё Муратом Газиевым. Девушка блистала и в детских ролях на подмостках Пермского театра.

Балерина Надежда Павлова в молодости

В 70-х годах Павлова шагнула вверх по карьерной лестнице, отправившись на гастроли в Москву. Конечно же, одаренную Надежду заметили и здесь. Слава пришла к балерине в возрасте 15 лет, когда она стала лауреаткой Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. После этого знаменательного события имя девушки гремело по Советскому союзу и за рубежом. Она упорно трудилась, гастролируя по городам СССР, Америки, Японии, Европы и Китая.

По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Сразу после выпуска несовершеннолетняя девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.

Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»

Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Павлова прилежно училась, но, даже достигнув значительных высот, стремилась добиться большего.

Среди партнёров Надежды числятся невероятные танцовщики Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев, с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев в балете «Жизель»

Поскольку Павлова много тренировалась, это позволило ей осваивать одну партию за другой. Отдельного внимания заслужила интерпретация роли Джульетты и сцена безумия Жизели. Сочетание экспрессивности и утончённости в игре балерины поражало каждого зрителя.

Творческие данные Надежды оценили как поклонники и критики, так и власти: она стала самой юной балериной, получавшей звание Народной артистки СССР. Девушку превозносила зарубежная пресса, восхищаясь её пластикой и энергетикой, а в родной стране упоминаний было меньше. Но каждый спектакль с участием танцовщицы становился значимым событием.

Надежда Павлова и Николай Цискаридзе в балете «Шопениана»

Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока. Два года, с 1992 по 1994, женщина занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой, а в 1995-м стала руководителем Ренессанс-балета.

В 2001 году Павлова завершила карьеру исполнительницы творческим вечером на сцене Пермского театра, где начинала творческий путь. В возрасте 53 лет стала профессором Российской академии театрального искусства.

Биография балерины Анны Павловой

Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак — Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.

Тайна происхождения

Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.

Вторая версия — мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.

Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.

Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.

Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета «Спящая красавица». И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.

1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет «стального носка».

Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.

Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.

Последний концерт

Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. «Умирающий лебедь» — танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.

Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке «Русские сезоны» Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.

Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления «Русских сезонов».

В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех.

В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.

Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.

Смерть

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Павлова

Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.

В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.

Могила Анны Павловой

Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников

Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене

После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.

↑ Гастрольные поездки и зарубежное признание таланта

1907 г. — гастроли в столицу Швеции и большой успех. Мир заговорил о Павловой после выступления в Париже, постановка «Русские сезоны, хореограф С. Дягилев. Мечтая о самостоятельности, Анна демонстрирует публике собственную постановку «Ночь Рубинштейна», встреченную рукоплесканиями зала. В 1909г, уходит из труппы, соглашаясь танцевать лишь любимые роли. Но через год, всё же, уходит совсем.

Анна Павлова и М. Фокин в балете Клеопатра фото

Успех труппы Павловой начался с французских и английских сцен, продолжившись на подмостках Москвы, в странах Европы и Америки. Анна, с детства любившая восточные танцы, в каждой поездке изучала национальные танцы, включая затем в собственные спектакли. Балеты Павловой – единственные спектакли с восточными, африканскими и индийскими танцевальными движениями.

Серж Лифарь: впечатления

«Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений». Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.

«С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность…»

«Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества».

↑ Личная жизнь, дети

Детей у Анны не было. Отодвигая личную жизнь на второй план, посвятила себя сцене и служению балету. Встретила красивого, образованного и богатого Виктора Дандре, он стал покровителем юного дарования. Снял ей квартиру, одну из комнат переделали для балерины в танцевальный зал. Поняв, что их союз невозможен, так как у них разное социальное положение, балерина уезжает во Францию.

Анна Павлова с мужем фото

Виктор попадает в беду, неудачно проурутив сделку. Его арестовали, а выручает его Анна. После чего они тайно венчаются в Парижской церкви. Местом жительства выбрали Лондон, где имели собственный особняк, а рядом пруд, где плавали лебеди. Покровитель, друг и муж, организатор гастролей балерины, Виктор взял на себя решение хозяйственных, бытовых и деловых вопросов.

Кшесинская

Павлова была дружна с Матильды Кшесинской. Прима-балерина оказывала покровительство молодой корифейке. Она часто приглашала ее на званный ужин в свой особняк, где они вместе рассматривали украшения. А также осыпала Анну хорошими подарками.

Кшесинская презентовала Павловой карандаш из платины с бриллиантами и рубинами и сказала: «Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый возлюбленный».

Матильда Феликсовна Кшесинская

Матильда познакомила Нюру с великим князем Борисом Владимирович (братом ее будущего мужа Андрея Владимировича). Но юная балерина всячески отказывалась от покровительства представителя царской родословной.

Как-то перед спектаклем Матильда Феликсовна кивнула в сторону Бориса Владимировича и сказала: «Смотри, Аннушка, не упусти!»

Но ни катание за городом, ни посещения ресторанов или театров не смогли привлечь внимание Павловой

Борис Владимирович

Спектакль для одного зрителя

Чета русских эмигрантов жила теперь в Англии, в прелестном домике на берегу озера. В озере плавали белые лебеди. Сад утопал в экзотических растениях, которые балерина привозила со всего мира. Дандре не просто любил, он боготворил свою жену. Теперь единственной целью для него стало служение великой балерине. Все делалось так, как было удобно и угодно Анне, ее окружали лишь те, кто преклонялся перед феноменальным даром балерины.

Анна Павлова учит слона танцевать

Правда, с годами преклоняться становилось все труднее и труднее. Характер у Павловой был отвратительным. Она легко переходила от эйфории к истерике, от истерики к экзальтации, от экзальтации к эйфории. И так по несколько раз в день. Больше всего, конечно, доставалось мужу. Семейные скандалы превращались в отвратительный спектакль, который не сходил со сцены долгие годы. Павлова обвиняла Дандре во все смертных грехах, как прошлых, так и настоящих. Он молча терпел инсинуации, а когда ситуация раскалялась, запирался в собственном кабинете. Тогда наступал второй акт пьесы. Балерина валялась в дверях, умоляя впустить ее, и плакала, плакала, плакала. После следовало бурное примирение. А еще через полчаса сцена могла повториться.

Анна Павлова в Египте 1923

Близкие друзья, ставшие случайными свидетелями семейных баталий, украдкой спрашивали Виктора, как он может все это терпеть. Менеджер балерины лишь отмалчивался. Он понимал природу страха, сжигавшего Анну изнутри. Старость. Для нее это состояние — не что иное, как смерть. Невозможность танцевать, а значит, дышать. Невозможность быть по-прежнему первой. Она слишком рано все получила: ошеломляющий успех, лучшие роли, мировую славу, творческую свободу, и теперь, когда Павловой шел уже пятый десяток, у нее не осталось ничего. Только старость. Сорок лет. Сорок пять. В этом возрасте она спросила у Фокина, сколько ей еще можно будет танцевать. Фокин улыбнулся:

– Ты поставишь новый рекорд. Станешь долгожителем в балете. Анна, ты в прекрасной форме и еще долгие годы будешь танцевать. «А если нет? — спрашивала она себя. —Что если назавтра газеты выйдут с сенсационными заголовками: «Великая балерина уходит со сцены». Что тогда? Что я буду делать?»

Эти вопросы она задавала и мужу. Он, как умел, успокаивал: будешь просто жить, учить других. Но она не умела просто жить и не хотела учить других. Она хотела остановить время. И время пошло ей навстречу. 

Двадцать лет бесконечных гастролей: Европа, Америка, Новая Зеландия, Австралия, страны Азии. Восемь-девять спектаклей в неделю, каждый на износ; расшатанное здоровье. Все это в пассиве. В активе — инфлюэнца и подсознательное желание умереть. Пусть не на сцене, но рядом с ней, держа в руках белоснежный костюм Лебедя. В 1931 году недалеко от Гааги Анны Павловой не стало.

Анна Павлова во время турне в Австралии 1929 Анна Павлова Монтевидео 1926 Анна Павлова в русском костюме 1920

После смерти жены Виктор Дандре создал клуб поклонников Анны Павловой. Фотографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей — все это было принесено на ее алтарь. Дандре хотел, чтобы о ней помнили всегда. Увы, клуб просуществовал очень недолго. Ворох воспоминаний для большинства поклонников остался в прошлом, пришли иные кумиры и иные времена. И только один человек мог без устали смотреть на экран кинопроектора, где в нервной дрожи черно-белой пленки снова и снова умирал прекрасный Лебедь.

Фотопортрет Анна Павлова 1928

Пуанты

Ее ступни были чрезвычайно изогнуты, поэтому она укрепила свои пуанты , добавив кусок твердой кожи на подошвы для поддержки и сглаживая коробку обуви. В то время многие считали это «обманом», поскольку балерину той эпохи учили, что она, а не туфли, должна удерживать свой вес на пуантах . В случае с Павловой это было чрезвычайно сложно, так как форма стопы требовала, чтобы она балансировала на больших пальцах ног. Со временем ее решение стало предшественником современных пуантов, поскольку работа на пуантах стала менее болезненной и более легкой для изогнутых ног. Согласно биографии Марго Фонтейн , Павловой не нравилось, как ее изобретение выглядело на фотографиях, поэтому она удаляла его или изменяла фотографии так, чтобы казалось, что она использует обычные пуанты.

Эпизоды жизни

Анна Павлова дружила с Чарли Чаплином. Поговаривали, что великий комик и режиссер был влюблен в балерину и мечтал сделать ей предложение, но так и не решился. Когда они встречались, то Чаплин бронировал для Павловой целый ресторан. Он также выступал в роли консультанта балерины, когда ей было необходимо записать свои номера на кинопленку. Умирая, Павлова попросила всех уйти из комнаты, с ней осталась только служанка. Балерина кивнула девушке на платье, которое купила недавно у модного парижского кутюрье, и сказала: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Детей у Павловой никогда не было, она говорила о русских девочках-сиротах, которых давно взяла на содержание. Женский приют она организовала в Сен-Клу, поселив детей в особняке. С тех пор большая часть ее заработков шла на то, чтобы дать девочкам не просто кров и еду, но и образование. Она также заботилась, чтобы каждая из ее воспитанниц могла после выхода из приюта получить достойную работу. Когда 23 января стало известно о смерти Анны Павловой, в лондонском театре «Аполлон» во время представления решили почтить ее честь. В зале выключили свет, и луч прожектора в темноте под музыку Сен-Санса прочертил тот путь, что балерина проделывала в своей миниатюре «Умирающий лебедь». Весь зал молча встал — весь мир уже знал о смерти великой балерины.


Анна Павлова и ее друг, русский художник эмигрант Александр Яковлев (слева), Анна Павлова с мужем Виктором Дандре (справа)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector