Биография единственного мужа марины цветаевой, их личная жизнь и дети

Детство и юность

Марина Ивановна Цветаева появилась на свет 8 октября 1892 года. Местом рождения поэтессы стал город Москва. Будущее девочки было частично предопределено ее происхождением.

Отцом Цветаевой был Иван Владимирович. Мужчина работал в Московском университете, активно преподавал. А также слыл известным и экспертным филологом, занимался искусствоведением. Происходил из среды интеллигенции. Любил читать, обладал хорошим литературным вкусом, который, впоследствии, передал своей дочери.

Мать девушки — Мария Мейн. Имела смешанное русско-польско-немецкое происхождение. Трудилась в качестве музыканта. Виртуозно играла на пианино. Ее наставником и преподавателем в свое время был Николай Рубинштейн.


Родители Марины Цветаевой

Марина Цветаева была не единственным ребенком в семье. В свое время отец ушел от первой жены. От этого брака на свет появились брат и сестра будущей поэтессы. А через 2 года, в семье появился младший ребенок, сестра Цветаевой по имени Анастасия.

Оба родителя были интеллигентного происхождения, трудились на лоне высокого искусства. Отчасти, этот факт обусловил дальнейшую судьбу девушки. С матерью она занималась музыкой, осваивала пианино. С отцом — изучала иностранные языки, много читала.

Именно родители привили ей чувство прекрасного, которое впоследствии помогло девушке в творческом становлении.

В 90-е годы по характеру работы родители девочки часто бывали за границей. Вместе с ними она ездила по Европе.


Сестры Цветаевы (Марина слева)

Первый творческий опыт юная Цветаева получила в 6 лет. Она пробовала писать стихи. Причем дебютные произведения девочка создавала на французском языке, под впечатлением от поездок.

В 1901-1902 году Марину Цветаеву определили в женскую гимназию. Затем в течение нескольких лет девушка ездит по разным городам. То в связи с обнаруженным у матери туберкулезом, то по другим делам. В итоге, примерно в 15 лет девушка заканчивает первичное обучение. Она получает общее образование.


Марина Цветаева в молодости

Какое-то время после окончания гимназии Марина Цветаева проводит в пансионах Германии и Швейцарии. Будучи за границей, она активно интересуется старофранцузской литературой.

Рвение в этом направлении становится настолько сильным, что девушка посещает лекции и занятия в Сорбонне. Несмотря на это интерес продлился недолго. Охладев к начинанию, будущая поэтесса бросает это дело и возвращается на родную землю.

По прибытии домой, Марина Цветаева начинает интересоваться творчеством поэтов-символистов. Знакомится с несколькими яркими представителями этого направления и даже посещает занятия при кружках, которые были организованы крупными литераторами.


Марина Цветаева с отцом

Все меняется в 1917 году. Октябрьская революция и грядущая за ней гражданская война приводят девушку в настоящий ужас. Она не может смириться с тем, что происходит в ее стране.

Наибольшее отвращение Цветаева питала к искусственному разделению всех граждан на красных и белых. Хотя симпатии самой поэтессы были на стороне последователей царизма.

В разгар гражданской войны, когда стало понятно, чьей будет победа, супруг Цветаевой, Сергей Эфрон был вынужден эмигрировать, чтобы не подвергнуться репрессиям.

Очень скоро, в 1922 году, поэтесса последовала за ним. Она добилась разрешения выехать за границу и перебралась к мужу в Чехию.

В течение нескольких ближайших лет супруги переезжали из одной страны в другую Из Праги Цветаева отправилась в Берлин.

Следом муж и жена уехали в Париж, где задержались надолго. Самого Сергея Эфрона обвиняли в шпионаже и подготовке государственного переворота, участии в незаконных организациях. Дорога домой для него была заказана.

В то же самое время, Цветаева тяжело переживала тяготы эмиграции, не могла находиться на чужбине и рвалась обратно.

Смерть

В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

Памятник работы Зураба Церетели, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция | Вечерняя Москва

В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

Памятник в городе Таруса | Пионер-Тур

Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.

Памятник в селе Усень-Ивановское, Башкирия | Школа Жизни

Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку — «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Камень Марины Цветаевой в г. Таруса | Странник

В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Новые публикации

Загадка трёх струн 24.09.2021

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.

Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021

Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.

По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021

Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.

«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021

Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.

На языке Пушкина: как готовить иностранцев к учёбе в РФ по-новому 21.09.2021

Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке.

Владимир Серебренный: Российские технические вузы выходят на мировой уровень 21.09.2021

Как и чему сегодня нужно учить инженеров? Могут ли российские технические вузы конкурировать с зарубежными? Стоит ли опасаться роботов и искусственного интеллекта? На эти и другие вопросы отвечает и. о. ректора МГТУ СТАНКИН Владимир Серебренный.

«Я немец, но воспитанный русской культурой» 20.09.2021

В Международном союзе немецкой культуры представлена книга «Немецкие тайны» Александра Фитца. Это исследование о том, как немцы стали российскими, затем уехали в Германию, а теперь кто-то возвращается, а кто-то живёт на две страны.

Вячеслав Никонов: Вся команда Зеленского – большая шутка. Но мы должны относиться к ней всерьёз 15.09.2021

Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал заявление Президента Украины Владимира Зеленского о возможной войне с Россией.  

Трагедия

Самая большая загадка семьи Эфрона (мужа поэтессы) и Цветаевой: что побудило их переехать в СССР в 1939 году? Бывший белый офицер, Эфрон, боровшийся упорно с большевиками, вдруг поверил в торжество коммунизма. Он связался еще в Париже с контролировавшимся НКВД обществом, которое занималось возвращением эмигрантов на родину. В 1937 году первой в Москву вернулась дочь Марины Цветаевой, Ариадна (которая и была арестована раньше всех). После этого Сергей Эфрон бежал, так как он был скомпрометирован связями в Париже с НКВД. Марина с сыном последовала за мужем, до конца выполнив долг любящей жены.

Начальный этап творческой деятельности

После посещения цикла лекций символистов «Мусагет» в Москве поэтесса активно занялась созданием своих работ. Эти занятия не только дали ей толчок для того, чтобы начать больше писать, но и способствовали расширению круга ее литературных друзей, что также оказало влияние на ее творческую карьеру.
В сентябре 1910 года было напечатано и выпущено первое собрание сочинений – «Вечерний альбом», в котором были представлены ее самые ранние труды и работы, написанные в годы обучения. Спонсоров у начинающего автора, к сожалению, не было и поэтому все расходы, необходимые для публикации, она оплачивала самостоятельно.

В феврале 1912 года Марина сдает в печать второй собрание стихов под названием «Волшебный фонарь», а уже в марте ей удается издать третье собрание, которое называлось «Из двух книг».

Конец жизненного пути

В 1937 семья принимает решение вернуться домой. В родную страну. Однако этот шаг становится для них роковым.

Советская власть не прощает эмигрантов. Дочка Ариадна была интернирована в лагеря. В общей сложности, в тюрьме по мнимым обвинениям она провела 15 лет.

Мужа ждала такая же участь, едва он вернулся домой. Однако выйти из мрачных застенков коммунистов он так и не сумел. В 1941 году с началом военных действий советская власть стала зачищать хвосты и убирать политически неблагонадежные элементы.

Сергей Эфрон попал под репрессивный каток и был расстрелян по сфабрикованному обвинению.

О смерти супруга Цветаева так и не узнала. Едва началась война, она и Георгий были эвакуированы в Елабугу. В военные годы поэзия Цветаевой перестала интересовать читателей.

Единственным шансом хоть как-то выжить было устроиться на работу. Марина берется за грязный и неблагодарный труд посудомойки. А буквально через 3 дня совершает суицид.

Марина Цветаева умерла 31 августа сентября 1941 года. Причиной смерти поэтессы стала асфиксия. Женщина повесилась в доме, куда ее с Георгия временно поселили.

Перед тем, как решиться на роковой шаг, поэтесса подготовила несколько записок. Одну — сыну, где просила прощения и объясняла свой поступок. Вторую — тем, кто будет заниматься погребением. Третью — эвакуированным людям.

Через несколько дней женщину похоронили на Петропавловском кладбище.

Памятник Марине Цветаевой в Москве

Личная жизнь

В 1911 году Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном. После той встречи у молодых людей возникли романтические чувства, и уже в 1912 году они поженились. Позже у супругов родится дочь, которую назовут Алей.

Интересна связь Цветаевой с Софьей Парнок, которая занималась переводами текстов с иностранных языков. Их близкую связь обсуждают и по сей день, вокруг их общения существует много слухов и вымыслов. Некоторые люди уверены, что между женщинами были романтические отношения, и их связь продолжалась до 1916 года. Поэтесса даже посвятила своей возлюбленной цикл стихов «Подруга»

После непродолжительного романа с Парнок она все-таки возвращается к мужу.

Интересные факты из жизни

  • Марина Цветаева начала писать с 6-и лет. Причем сразу на иностранных языках. В основном — на французском.
  • Первые сборник поэтесса издавала за собственный счет.
  • Женщина страдала легкой близорукостью. Но в зрелые годы очки предпочитала не надевать. Видела мир размытым.
  • Из-за творческого кризиса и катастрофического положения решилась на самоубийство.
  • Личная жизнь Марины Цветаевой была настоящим калейдоскопом. Несмотря на официальный брак, она не отказывала в романах на стороне. Причем в числе ее интересов были не только мужчины, но и женщины. Что натолкнуло исследователей биографии поэтессы на мысль о ее бисексуальности.
  • Собрать вещи перед эвакуацией Марине Цветаевой помогал Борис Пастернак. Перевязывая нехитрый скарб веревкой, мужчина полушутя сказал, что она настолько крепкая, что можно вешаться. Так и вышло. Именно на этой веревке Марина Цветаева повесилась.

Отношения с властью

Изначально Марина Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, как и ее муж. В приходе большевиков к власти она видела большую трагедию и конец родной России. Однако в самой эмиграции она постепенно отдаляется от белого движения, и ее отношение к советской власти становится все более неоднозначным. Цветаева никогда не принимала «красной» идеологии, однако видела в новом государстве творческий вызов для молодежи, которая могла покорить вершины, недоступные «побежденному» поколению.

Очевидно, непримиримый конфликт с властью только углубляется вследствие семейной трагедии поэтессы, убийства ее мужа и заключения дочери.

Семья Цветаевой

Родилась Цветаева Марина 26 сентября (по старому стилю — 8 октября) 1892 года в городе Москве. Отец ее, как мы уже упоминали, был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Он являлся создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств. Первый брак профессора был очень удачным, но после появления на свет двух детей молодая жена скончалась, и Иван Цветаев повторно женился на Марии Мейн. В 1892 году, 26 сентября, у этой пары появилась девочка, которая получила имя Марина (то есть «морская»). Так начинается биография Марины Ивановны Цветаевой.

Гражданская война и эмиграция

Годы войны поэтесса пережила весьма тяжело. Ее муж проходил службу в рядах «Белых войск» на южном фронте нашей страны. Уже с ноября 1918 года ей пришлось работать в Комиссариате, а в 1919 года ей удалось устроиться в Московский театр. В этот сложный жизненный отрезок она пишет цикл стихотворений под названием «Лебединый стан», в этих стихах выражается сочувствие, так называемому «белому движению».

В мае 1922 года Марина Цветаева вместе с дочерью была вынуждена уехать в город Ригу, а после в Берлин. Далее она целых три года проживала в Праге, где написала знаменательные произведения «Поэма горы» и «Поэма Конца». Живя за границей, Цветаева вела активную переписку с такими известными личностями как Мария Райнер и Борис Пастернак. Большинство ее произведений, написанных во время жизни за границей, к сожалению, так и не вышли в печать.

Цветаева изначально не желала возвращаться на Родину. Она считала, что там все поменялось и была уверена в том, что ее жизнь уже не будет прежней. Но все же у писательницы сохранились теплые чувства к Родине, что нашло отражение в ее стихах. В 1939 году она решает вернуться в Россию.

Творчество

Творческая биография Марины Цветаевой началась в детстве. В 6 лет она написала первые стихотворения, под впечатлением от заграничных поездок с родителями. А взрослый сборник молодая поэтесса опубликовала уже в 1910 г.

Дебютной работой стали произведения, которые девушка создавала еще в школьные годы. Они вошли в антологию «Вечерний альбом».

Интересно, что свои первые произведения женщина издавала исключительно за собственные деньги.

Сборник произвел приятное впечатление как на читателей, так и на среду творческой интеллигенции. О стихотворениях молодой поэтессы положительно отзывались многие символисты, коллеги по цеху. В том числе Максимилиан Волошин, Валерия Брюсова, Николай Гумилев.


В доме Волошиных в Коктебеле всегда было много гостей. В центре — Марина Цветаева. Слева — мать Волошина Елена Оттобальдовна

Первые успехи окрыляли. Она начала писать с удвоенной активностью. Следующим выходит поэтический сборник «Волшебный фонарь».

А третьим по счету становится антология «Из двух книг», где явно просматривается творческий индивидуальный стих Марины Цветаевой.

Незадолго до октябрьской революции, женщина отправляется в город Александров, Ныне — Владимирской области. Здесь она гостила у сестры и ее мужа.

Как только грянула гражданская война, женщина не находила себе места. Какое-то время она продолжала продуктивно трудиться. Из-под ее пера вышло несколько произведений, в том числе поэму «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне».

Уже за пределами родной страны, которая трещала по швам, М. И. Цветаева выпустила еще две крупных работы. «Поэму Конца» и «Поэму Горы». Это были не единственные произведения женщины.

Многие из стихотворений, которые были написаны в эмиграции, так и не увидели света до самой смерти поэтессы.

За пределами родной страны Цветаева по большей части осталась непонятой. Хотя иностранцам довольно нравились ее работы в жанре прозы. Например, «Дом у старого Пимена», «Мать и музыка», а также статьи о поэтах и прозаиках, коллегах по цеху.


Марина Цветаева в Коктебеле 1911 г.

За время творческой активности Марины Цветаевой, вышло несколько десятков поэм, сборников стихов. Многие из них были опубликованы уже после кончины известной творческой натуры. Также поэтесса пробовала себя в жанре драматической прозы и эссе.

Возвращение на Родину

Приехав в Россиию, Цветаева с детьми стали жить на даче в Подмосковье, которая принадлежала НКВД. В августе 1939 года дочь Марины подверглась аресту. В 1941 году, мужа Цветаевой Сергея обвинили в измене и суд вынес ему смертный приговор, после чего его расстреляли. В этот трагический для женщины период времени она не написала ни единой строчки. Чтобы заработать средства на жизнь, она все свободное время посвящала переводам.
К сожалению, Цветаевой не удалось долго пожить в Подмосковье. С началом Великой Отечественной войны она была вынуждена отправиться на пароходе в городок Елабугу на Каме, откуда она перебралась в Чистополь, где устроилась на работу в качестве посудомойки.

Дальнейшее творчество

Посвященный отношениям с Софьей Парнок (о которой мы еще расскажем) цикл стихов «Подруга» появился в 1916 году. В период Гражданской войны вышел цикл под названием «Лебединая песня», который посвящен был подвигу белых офицеров. Есть в ее творчестве и поэмы, и романтические пьесы, например «На красном коне», «Егорушка», «Царь-девица».

Роман с Родзевичем вдохновил к созданию сборников «Поэма конца» и «Поэма горы». В Париже вышел последний прижизненный сборник Марины. Сюда семья в 1928 году переехала из Чехии. Неопубликованной оставалась, однако, большая часть ее стихов. Марина зарабатывала на жизнь главным образом переводами и творческими вечерами.

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Гражданская война и эмиграция

Годы войны поэтесса пережила весьма тяжело. Ее муж проходил службу в рядах «Белых войск» на южном фронте нашей страны. Уже с ноября 1918 года ей пришлось работать в Комиссариате, а в 1919 года ей удалось устроиться в Московский театр. В этот сложный жизненный отрезок она пишет цикл стихотворений под названием «Лебединый стан», в этих стихах выражается сочувствие, так называемому «белому движению».

В мае 1922 года Марина Цветаева вместе с дочерью была вынуждена уехать в город Ригу, а после в Берлин. Далее она целых три года проживала в Праге, где написала знаменательные произведения «Поэма горы» и «Поэма Конца». Живя за границей, Цветаева вела активную переписку с такими известными личностями как Мария Райнер и Борис Пастернак. Большинство ее произведений, написанных во время жизни за границей, к сожалению, так и не вышли в печать.

Цветаева изначально не желала возвращаться на Родину. Она считала, что там все поменялось и была уверена в том, что ее жизнь уже не будет прежней. Но все же у писательницы сохранились теплые чувства к Родине, что нашло отражение в ее стихах. В 1939 году она решает вернуться в Россию.

Марина Цветаева — биография

Марина Цветаева — поэтесса Серебряного века. За годы творческой деятельности она успела оставить после себя солидное литературное наследие. Более десятка сборников стихов и еще столько же поэм.

Помимо собственно поэтического труда, Марина Цветаева прославилась как эссеист и переводчик. Именно проза сделала ее популярной за пределами родной страны, когда женщина находилась в эмиграции.

Поэтесса была очень сложным человеком. Хотя свидетельства современников разнятся чуть ли не противоположным образом. Кто-то характеризовал ее мягкой и поистине женственной натурой, с тонкой душой. Другие же называли Цветаеву надменной и высокомерной, с жестким характером.

Как бы то ни было, именно ее личностные качества помогали писать проникновенные стихотворения, которые многим приходились по душе.

Судьба Марины Цветаевой сложилась тяжело. Она долгие годы пребывала в вынужденной эмиграции. Ровно в момент, когда начались политические гонения, революции и гражданская война.

В то же время, и личную жизнь женщины нельзя назвать счастливой. Она знала, что такое нищенство, в свое время была вынуждена отдать дочерей в приют, из которого одна из них так и не вернулась.

В конце концов, не выдержав тягот времени, под влиянием сильнейшего творческого кризиса, Марина Цветаева покончила с собой.

Несмотря на трагический финал жизни, женщина успела написать около полусотни работ в разных жанрах. Ее наследие ценится любителями высокого искусства до сих пор.

Детство, отрочество

Известная поэтесса родилась 8 октября 1892 года в городе Москве. Родители её были образованными людьми. Папа, Иван Владимирович Цветаев был искусствоведом, знаменитым филологом, профессором МГУ. В первом его браке родились Андрей, Валерия, ставшие сводными братом и сестрой М. Цветаевой. Мама поэтессы, Мейн Мария — пианистка, происходила из польско-немецкой семьи.

Младшая сестренка Анастасия родилась в 1894 году. Творческая атмосфера царила дома, родители передали свою любовь к искусству девочкам.

Мама учила игре на фортепиано, с отцом Марина знакомилась с образцами литературы, античной мифологией и осваивала иностранные языки. Время, проведенное за границей с мамой, позволило Цветаевой выучить французский, немецкий языки. Начало творческой биографии ознаменовалось появлением стихов на русском и указанных языках, когда девочке было всего 6 лет. Мейн Мария оказывала большое влияние на свою дочь, хотела, чтобы та продолжила династию и стала музыкантом. Поэтому, 1899—1902 годы были посвящены изучению фортепианного искусства в Музыкальном училище. Годы учебы отразились в биографии таким образом:

  • 1901-1902 годы — учеба в Четвёртой женской гимназии.
  • 1903-1904 годы — французский пансион сестёр Лаказ.
  • 1904-1905 годы — учеба во Фрайбурге (пансион сестёр Бринкман).
  • Лето 1905 года — возвращение семьи на Родину, жили в Ялте. Марина занималась, чтобы поступить в гимназию. Девочки с мамой и отцом переехали в Тарусу, летом 1906 года умирает их мама.
  • Сентябрь 1906 года — поступление Цветаевой в женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз. Дерзкий, своенравный характер юной особы не понравился педагогам, поэтому спустя всего шесть месяцев, она была отчислена.
  • Сентябрь 1908 года — поступление в частную гимназию им. М. Т. Брюхоненко. Через два года Марина оканчивает ее.
  • Летом 1909 года молодая девушка впервые самостоятельно покидает Россию, уезжая в Париж. Здесь девушка записалась на университетский курс, чтобы изучать старофранцузскую литературу.

Иван Цветаев после гибели матери девочек старался дать дочерям хорошее образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector