День иоанна богослова 2021: чем известен апостол, традиции праздника и приметы

Когда день памяти Иоанна Богослова и что это за праздник?

Иоанн Богослов вошел в историю христианской религии как один из апостолов и евангелист, сумевший донести миру свидетельства о жизни и благочестивых делах Иисуса Христа.


Его почитают за миссионерскую деятельность, во время которой святой неустанно проповедовал неверующим о Спасителе, и за заповедь, предписывающую людям любить друг друга и своего Господа, как делал это Сын Божий.

В чём смысл дня памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова? Когда отмечают день памяти Иоанна Богослова? Что нужно делать в день памяти святого апостола Иоанна Богослова? Чего нельзя делать в день памяти Иоанна Богослова?

В чём смысл дня памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова?

Жизнь Иоанна Богослова наполнена великими и праведными деяниями. Согласно преданию, он был рыбаком и долгие годы проживал со своими родителями Заведеем и Саломией на побережье Генисаретского озера. Однажды во время рыбалки перед Иоанном и его братом Иаковом предстал Иисус Христос, призвавший их стать его учениками. Покинув отца в лодке, братья последовали за Спасителем и вошли в число приближенных к Господу.

За время пребывания возле Иисуса Иоанн был свидетелем многих чудес, в том числе воскрешения мертвых, Преображения и молитвы о чаше в Гефсиманском саду. Апостол стал один из самых любимых учеников Спасителя, а многие свои наблюдения записал на бумаге. Его перу принадлежат пять книг из Нового завета, включая Апокалипсис.

Великие откровения о Втором пришествии Иисуса Христа явились ему на греческом островке Патмос, куда Иоанн был сослан Нероном за исповедание своей искренней веры в Спасителя.


После ссылки апостол отправился в Эфес, где продолжил учить людей вере в Христа и сопротивлению всяким грехам. Там же он написал свое Евангелие, причем в те времена ему уже было около 85 лет. Находясь во время распятия Иисуса в 16-летнем возрасте, апостол сумел пережить всех других учеников и умер на 100-м году своей жизни, оставив в наследие потомкам бесценные свидетельства о пришествии Господа в человеческом облике.

С той поры весь христианский мир свято чтит Иоанна, изображая его на иконах вместе с орлом – воплощением высокого полета его богословских идей и мыслей.

Апостол любви – так называют Иоанна за то, что он непрестанно учил людей любить своего Господа и тем самым исполнять завет Иисуса Христа. В своих евангелиях он проповедует любовь к Богу и ближнему своему и при этом сам является для окружающих искренним примером подобного отношения.

Именно эта любовь и его благие деяния послужили поводом к учреждению дня памяти Иоанна Богослова, в который люди вспоминают о его жизненном пути и благодарят за то, что для понимания христианства он сделал больше всех других учеников Иисуса.

Когда отмечают день памяти Иоанна Богослова?

Если в католических храмах Иоанна Богослова чествуют только 27 декабря, то в православии празднованиям в память святого посвящено три дня в году. Первый раз Иоанна Богослова вспоминают 21 мая, или 8 мая по юлианскому календарю.


Второй раз событие приходится на 30 июня и совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов, посвященного всем ученикам Христа. Третий день в честь Иоанна Богослова связан с его преставлением и выпадает на 26 сентября.

Что нужно делать в день памяти святого апостола Иоанна Богослова?

В день памяти Иоанна Богослова во всех православных и католических храмах устраивают торжественные богослужения, а накануне проводится всенощное бдение с чтением молитв в честь святого и во славу Господа Иисуса Христа. Среди верующих на праздник принято ходить в церковь на службы, а дома читать Священное писание и посвящать себя благочестивым делам.

8 мая многие православные направляются на остров Патмос, чтобы посетить пещеру, где на апостола снизошло Откровение. Считается, что ранее в этот день из его могилы проступал тонкий прах, дарящий исцеление, поэтому для многих паломничество в Грецию является обязательным событием и в наше время.

Чего нельзя делать в день памяти Иоанна Богослова?

Поскольку день памяти Иоанна Богослова не является великим или двунадесятым праздником, церковь не предусматривает каких-либо строгих ограничений на время события.


Безусловно, в этот день людям предписывается не совершать грехов, не ссориться и не сквернословить, но вести умиротворенную жизнь в молитвах и почитании святого апостола.

Святитель Григорий Палама о поведении в храме Божием

Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать — мешают? Доколе вы — люди, желающие одновременно участвовать и в молитвах и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно губящие друг друга, доколе вы не удержитесь от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Ныне у нас, братие, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. В то время когда жертва Богу огнём возносилась, приносившие чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнём. Убоимся же и мы привносить внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, чтобы не стать вконец осуждёнными сущими в ней Божественными словами.

Приметы и поговорки на праздник Иоанн Богослов

  • Если 9 октября выпал первый снег, зимы не будет еще больше месяца.
  • Если пошел дождь со снегом, значит, будет три потепления в январе.
  • Теплый солнечный день означает холодный дождливый июнь.
  • Внезапный ветер средь затишья предвещает скорые осадки.
  • Температура в течение дня одинакова – непогода сохранится.
  • Если солнце садится в белесоватую мутную тучу — будет ненастье.
  • На закате небо окрашено в золотистый, желтый или розоватый цвет – погода будет хорошей.
  • Звезды яркие — к хорошей погоде, тусклые — к дождю или снегу.
  • Если с вишни весь лист облетел и выпал снег, зима не за горами.
  • Если листопад скоро пройдет — ожидай крутую зиму.
  • Если на дне посуды, наполненной водой, выступает много пузырьков — быть дождю.
  • Красные тучи на закате — к ветру.
  • Мыши полевые прячут запас травы внутрь нор — к холодной зиме.
  • Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

Иоанн Богослов: Апокалипсис

Господь открывал ему тайны будущего мира и святой церкви, как впоследствии Иоанн описывал в Апокалипсисе. Именно ему было определено написать последнее Божественное откровение и передать грядущим поколениям.

Поэтому Святая Церковь, его величая, вспоминает, какая блаженная была его земная жизнь и его кончина – он позвал своих учеников, дал им благословение, положив на голову плат, и, попрощавшись с учениками, опустился в выкопанную крестообразную яму и попросил его засыпать землей.

Рада вернулась к идее, запускающей церковный передел Украины

И когда один из учеников, который не был на погребении и не попрощался со своим учителем и наставником, пришел, и когда откопали яму, то не нашли тело Иоанна Богослова. По преданию, он был взят Господом живым на небо для того, чтобы впоследствии прийти с пророком Илией, Енохом, чтобы проповедовать о Христе Иисусе. Пророки Илия и Енох свидетельствовали о пришествии, а апостол Иоанн стал свидетелем уже пришедшего в мир Христа, и они впоследствии будут вести духовную войну против антихриста, о чем описывается в Апокалипсисе.

Апокалипсис (или в переводе с греческого – Откровение) святого Иоанна Богослова – это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.

За истекшие века появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к “последним временам” – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи – стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, – видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Как мы увидим ниже, эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, а дополняют друг друга.

Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенностью многих пророческих видений является принцип соединения нескольких исторических событий в одном видении. Иными словами, духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину, объединяющую в себе события различных исторических эпох.

Несомненно, что некоторые предсказания Апокалипсиса уже исполнились (например, относительно судьбы семи малоазийских церквей). Исполнившиеся предсказания должны помочь нам понять оставшиеся, которым еще предстоит исполниться. Однако, применяя видения Апокалипсиса к тем или иным конкретным событиям, надо учитывать, что такие видения содержат в себе элементы разных эпох. Только с завершением судеб мира и наказанием последних врагов Божиих все подробности апокалипсических видений будут осуществлены.

Преподобный Арсений Великий

Преподобный Арсений Великий жил в конце IV первой половине V вв., родился в Риме, был очень ученым человеком и отличался благочестием. Император Феодосии поручил ему воспитание своих детей, Аркадия и Гонория. «Сделай их добродетельными и мудрыми, сохрани от соблазнов юности. Хотя они и сыновья царские, но ты требуй от них полной покорности», говорил ему Феодосии, поручая детей. Арсений со всем усердием вел воспитание царевичей. Но честь и слава, которыми он был окружен, тяготили его душу, жаждавшую безмолвия и смирения иноческой жизни; он молился, чтобы Господь Сам указал ему путь спасения. «Арсений, избегай людей и спасешься», был слышан им свыше голос. Тогда Арсений удалился из дворца в Александрию, в скитскую пустынь. Тут братья поручили его руководству одного из опытнейших старцев, Иоанну Колову (память 9 ноября). Замечательно первое испытание Арсения. Когда братья сели обедать, Арсения не пригласили сесть за трапезу. Во время трапезы Иоанн бросил сухарь Арсению и сказал: «Ешь, если хочешь». Арсений смиренно поднял сухарь, отошел в угол и там съел. «Это будет великий подвижник!» сказал Иоанн об Арсении. Так и было. Скоро Арсений услышал новый голос: «Арсений, избегай людей и пребывай в безмолвии: оно начало святой жизни», — и уединился в особой келье, в нескольких верстах от скита; редко выходил оттуда и посетителей принимал к себе тоже редко и неохотно.

Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и с людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае, полезно читать их, даже если ты не понимаешь читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не менял воды, где размачивал листья. «Почему ты не меняешь воды, разве не чувствуешь, как от нее плохо пахнет?» спрашивали Арсения братья. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в миру, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день Страшного Суда избежать адского смрада», отвечал Арсений. 40 лет прожил он в пустыни и умер на 95 году жизни.

Сегодня православный церковный праздник: * Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. * Священномученика Корнилия сотника (I). ** Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Завтра: ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. * Преставление святителя Иоанна Златоуста (407) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:28.09.2021 — * Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. * Великомученика Никиты (ок. 372) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…29.09.2021 — * Попразднство Воздвижения Креста. * Великомученицы Евфимии Всехвальной (304) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…30.09.2021 — * Попразднство Воздвижения Креста. * Мучениц Веры, Надежды, Любве и матери их Софии (ок. 137) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…

Из жития святого апостола Иоанна Богослова

21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов, святой апостол и евангелист, почитается как один из двенадцати особо избранных учеников Иисуса Христа. Святой Иоанн отличался исключительной чистотой помыслов. Он был в числе трех приближенных Господом апостолов.

Ему довелось стать очевидцем чудесного воскрешения Христом дочери Иаира и Преображения Господа на Фаворе. Не убоявшись тяжких последствий, Иоанн следовал за Христом, схваченным римскими воинами в Гефсиманском саду. Он же находился на месте допроса своего Учителя, прошел вслед за Христом по крестному пути, скорбя всем сердцем и душою. Вместе с Богородицей находился у подножия жертвенного креста во время казни Христовой.

Христос перед смертью завещал им обоим, что отныне Иоанн для Девы Марии стал сыном, а она ему матерью. С этого момента Иоанн Богослов принял на себя все заботы за Богоматерью и служил ей преданно вплоть о ее успения. После успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн отправился в странствие по Ефесу и другим городам проповедовать вместе со своим учеником Прохором Слово Божье. 

В Ефес паломники направились по морю. Корабль настиг сильный шторм. После крушения корабля Прохора и членов команды вынесло на берег. Лишь святого Иоанна Богослова морская пучина оставила себе. Прохор скорбя по своему учителю направился в Ефес один. 

21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов  почитают как день памяти чудесно спасшегося святого. Прохор лишь спустя четырнадцать дней узрел, как морская волна выбросила на берег тело Иоанна. Святой апостол был цел и невредим. 

Иоанн Богослов и Прохор на протяжении своего путешествия беспрестанно проповедовали Слово Божье и восхваляли имя Христово. Проповеди Иоанна сопровождались многочисленными чудесами, благодаря чему возрастало количество вновь обращенных в христианскую веру язычников и атеистов. 

Во время путешествия по Риму апостол Иоанн Богослов был схвачен и представлен перед судом императора Нерона. За не почитание языческим божествам и проповедование веры Христовой святой Иоанн был приговорен к смертной казни. Однако Господь уберег своего ученика. Иоанн остался невредимым после попытки его умерщвления посредством отравления и варения в котле с кипящим маслом. Видя бесполезность трудов палачей император Нерон повелел сослать в заточение на острове Патмос.

Иоанн Богослов там пробыл много лет, неустанно славя имя Господа и проповедуя его заповеди. Благодаря праведным трудам Иоанна большая часть населения острова стала христианами. Силой молитвы Иоанн исцелял больных и изгонял нечистого из душ страждущих. Это вызывало лютую ненависть волхвов к Иоанну. Предводитель волхвов Кинопс всячески пытался погубить святого апостола, но все его усилия в конечном итоге были напрасны. Во время трехдневного поста Иоанна и Прохора на безжизненной горе свершилось очередное чудо, которое вспоминают 21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов когда почитается. 

Во время молитвы Иоанна гора стала содрогаться. Прохор вначале испугался и упал на землю. Иоанн поднял его с земли и просил писать все то, что услышит. Тут же Святой Дух стал вещать устами Иоанна. Так была создана Книга Откровения, повествующая о конце света и тайнах церковных судеб, которую вспоминают на 21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов.  
 
Вернувшись из ссылки Иоанн и Прохор продолжали миссионерскую деятельность, поучали христиан остерегаться лжеучителей и лжепророков. В 95 году Иоанн Богослов написал свое Евангелие. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Господь есть любовь и посредством любви возможно выполнить заповеди Христовы и обрести Царствие Небесное. Об этом он проповедовал до конца своих дней. 

В глубоко старости Иоанн узнал, что один из христиан сбился от выбранного им праведного пути и возглавил разбойничью шайку. Апостол разыскал юношу и стал просить его покаяться и спасти тем самым свою бессмертную душу. Юноша проникся проповедью святого старца, раскаялся и вновь встал на правильный путь. 
 
Предчувствуя свой конец, Иоанн Богослов вместе с учениками выбрался из Ефеса, где приказал им выкопать для него могилу в форме креста. Иоанн лег в могилу и повелел им закопать его. Ученики накрыли лицо Иоанна платком и закопали могилу. Вскоре об этом узнали последователи святого и пришли к могиле, чтобы извлечь тело. Когда же они раскопали могилу, то обнаружили, что тело Иоанна исчезло. Ежегодно из могилы Иоанна Богослова исходила толика праха, посредством которого христиане излечивались от болезней. 

Жизнь в ссылке

Когда поняли, что ничего не работает, его сослали на остров Патмос. Там Иоанн проповедовал, творил чудеса, изгонял бесов из языческих капищ. Естественно, местные волхвы понимали, что апостол отбирает у них хлеб и всячески препятствовали просвещению народа Иоанном. Самым гордым среди всех волхвов был Кинопс, который говорил, что благодаря ему Иоанн умрет. Но не тут-то было – Бог не дал ему умереть. Более того, этот влиятельный волхв утонул.

Иоанн решил три дня попоститься пошел вместе с Прохором на гору, где было составлено Откровение. Было дело так: шла молитва, как внезапно начались гром и землетрясение. Прохор испугался, но Иоанн приказал ему встать и писать то, что он будет сейчас диктовать. Данная книга последняя в Новом Завете и раскрывает в символических образах то, как будет происходить конец мира, а также какие судьбы ждут церкви.

История апостола и евангелиста Иоанна Заведеева

В Новом Завете мы находим немало сведений о том, что апостол сам подтверждает тот факт, что именно он был любимым учеником Учителя. Возможно. Иисус чувствовал открытое сердце юноши, в котором не было лукавства. Безусловно, для Спасителя дорог каждый христианин, у Господа нет любимчиков.


Апостол Иоанн Богослов

Братья Заведеевы с готовностью оставили все, дом, работу, семью и пошли за Иисусом, сделав свой духовный выбор раз и навсегда. Иоанн с первых мгновений понял, что перед Ним Тот, Которого ожидали все евреи, Мессия. Жизненно важная встреча вела к жизни со Всевышним, она научила будущего апостола постигать каждый урок, данный Иисусом.

Именно этот юноша сумел с первого мгновения рассмотреть в Спасителе носителя Любви.

Уроки любви

Бог есть Любовь, так впоследствии напишет апостол (1 Иоан. 4:8).

По своему человеческому разумению апостолы предложили Иисусу уничтожить селение, не принявшее учение Спасителя. Однако Учитель запретил им делать это, ибо Он пришел не губить, а спасать.

Иоанн очень ревностно относился к славе Мессии, поэтому поспешил к Учителю и сообщил, что некто творит чудеса изгнания бесов Его именем. Юноша сказал, что апостолы запретили тому творить дела Божьи, ведь он не был среди учеников Христа. Вместо похвалы, младший среди апостолов ученик услышал, что Иисус просит оставить человека в покое, ибо дела его не вредят Иисусовому учению.

Важно! Порой фарисейство в христианах вызывает в них высокомерие и превозношение перед теми людьми, которые едва познали милость Творца. 

Самый молодой ученик не оставил Иисуса на Голгофе, не сбежал, не испугался, его любовь оказалась выше страха. Он стоял около столба, поддерживая Матерь Божью. Видя посвящение Иоанна, Иисус именно дает наказ заботиться о Марии, при этом оставляя Ей сына, тем самым усыновляя Богородицей весь род людской.

Иоанн Богослов: предсказания

Предсказание Иоанна Богослова основывается на видениях, которые являлись пророку. Точной даты конца света он не назвал, однако рассказал свою версию событий. Конец света Иоанн Богослов назвал Днем гнева. В этот день должна состоятся битва добра со злом при Армагеддоне – горе в Израиле.

Украинского посла вызвали на ковер в Ватикан из-за антицерковных законов

Что же именно видел Иоанн Богослов? Некоторые источники гласят, что он узрел четырех Всадников, которые впоследствии были названы «Четверкой Апокалипсиса»: всадник на белом коне олицетворял Болезнь (Чуму), всадник на рыжем коне являл собой Войну, всадник на вороном коне назывался Голодом, всадник на бледном коне был Смертью. Они должны проскакать по земле, после чего многие живые умрут, и начнется День гнева. Вострубят семь ангелов.

Первый Ангел вострубит, будут град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорит, и вся трава зеленая сгорит.

Второй Ангел вострубит, и большая гора, пылающая огнем, низвергнется в море; и третья часть моря сделается кровью, и умрет третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибнет.

Третий Ангел вострубит, и упадет с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделается полынью, и многие из людей умрут от вод, потому что они станут горьки.

Четвертый Ангел вострубит, и затмится третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла будет, будет так, как в ночи. И будет голос одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Пятый Ангел вострубит, и звезда, падшая с неба на землю, отворит кладезь бездны; и выйдет саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одних людей, которые не имеют печати Божьей на челах своих.

Шестой Ангел вострубит, и освобождены будут четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. И появятся всадники на конях с львиными головами, и изо рта их выйдет огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умрет третья часть людей; ибо сила коней заключается во рту их и в хвостах их; а хвосты их будут подобны змеям, и будут иметь головы, и ими они будут вредить. Прочие же люди, которые не умрут от этих язв, не раскаются в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаются они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем…

Седьмой Ангел вострубит, и голоса сообщат, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. И откроется Храм Божий с ковчегом на небе…

(Цитаты из Откровения Иоанна Богослова — последней книги Нового Завета (в Библии), часто также упоминается как «Апокалипсис»).

Иоанн Богослов: молитва

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

***

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче непостижимых откровений, девственниче и возлюбленнейший наперсниче Христов Иоанне, приими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена), прибегающих под твое сильное заступление и покровительство! Испроси Всещедраго Человеколюбца Христа и Бога нашего, Иже пред очесы твоими излиял еси кровь Свою дражайшую за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас, и да сотворит с нами по милости Своей; да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, научая нас обращати вся оная в славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердных истязаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством Горняго онаго Иерусалима, егоже славу во откровении ты зрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим. О, великий Иоанне, сохрани вся грады и страны христианския, весь сию, храм сей, посвященный святому твоему имени, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, избави от всякия беды и напасти, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердие; О, великий и непостижимый Боже, Альфо и Омего, источниче и предмете нашей веры! Се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси познати Тебе, неисповедимаго Бога, в неизреченном откровении. Приими его о нас ходатайство даруй нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а паче всего соверши нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О, Небесный Отче, создавый вся Владыко, Душе духов, Всесильный Царю! Коснися перстом Твоим сердец наших, да и они, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою, и бренная тварь духовна сотворится, в честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

***

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от вся-кия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Деятельность Иоанна Богослова

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе и его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами. Он воскресил молитвой отрока Домна, исцелил великое множество больных и так далее, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Когда начались гонения на христиан Святого Иоанна вызвали в Рим и приговорили к смертной казни, но Господь сохранил Своего избранника.

Ему дали выпить чашу с ядом, но отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и в конечном итоге его отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет.

По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия.

Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил многих больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди Святого апостола. Но великий Иоанн – «Сын Громов», как именовал его Сам Спаситель, разрушил все их ухищрения.

На Патмосе около 67 года Иоанн написал Апокалипсис (Книга Откровения), который под диктовку Святого составил Прохор, неотлучный спутник апостола. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Апокалипсис – особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова, утверждают богословы.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Именно там, около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие.

Рождение Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника. Она был в числе женщин, которые прислуживали Господу своим имуществом. Иоанн был рыбаком, как и его старший брат, апостол Иаков. Они оба были призваны Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере.

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях называются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца. Иисус назвал братьев Воанергес, что значит «сыновья грома», очевидно, за порывистый характер. Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом входил в число приближенных Господом учеников.

Народные традиции 21 мая ( День Иоанна Богослова, Ивана Долгого)

На Руси 21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов ассоциировался с гаданием по березе. 
Для этого брали несколько ветвей этого дерева и заплетали в косу. Делались эти косы для того чтобы узнать сможет ли избавиться от давнего тяжелого недуга больной, молодухи же хотели выяснить стоит ли им ожидать в этом году прихода сватов на двор. Если в течение десяти дней ветки в косе не завянут, то больные излечатся, а девицы обретут женихов. 

На 21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов существовала особая традиция, согласно которой девушкам полагалось собираться в одном доме, молиться, петь песни и жарить куриные яйца. Делать это необходимо было в отсутствии мужчин. После этого девушки гуляли по пахотам, огородам и садам, скотным дворам и во время чтения молитв бросали на землю куски яичницы. Последняя должна была не только способствовать их скорейшему выходу замуж, но и плодородию. 

Житие Иоанна Богослова

«Иоанн Богослов на острове Патмос». Ганс Бургкмайр Старший. Алтарь Иоанна. 1518

Жизнь апостола и евангелиста Иоанна поражает девственной чистотой, жертвенной любовью, особой проницательностью и духом глубины мудрости Божией. «Поэтому он был очень близок, мы видим это из Священного Писания, к первосвященникам, к людям мудрым, грамотным на то время, к храму и Христу. И за то, что он всегда пребывал в молитве, всегда возносился умом к небу, он называется Богословом», – рассказал митрополит Павел.

После своего призвания апостол Иоанн неразлучно все время находился рядом с Христом и был одним из тех, кого Господь особо приблизил к Себе. Он присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, при Преображении Господнем. Находясь рядом со Спасителем во время Тайной Вечери, именно он спросил имя предателя. Он следовал за Господом, когда Его вели на судилище, следовал по Крестному пути Господа. У Креста он плакал вместе с Пресвятой Богородицей. Именно к нему были обращены последние слова Распятого Христа: «Се Мати твоя». С того времени Иоанн находился все время рядом с Пресвятой Богородицей вплоть до ее Успения.

Он исследовал Писание, хотя ему незачем было исследовать, он жил по Писанию, а позднее он писал его. Он писал то, что видел и слышал, идя за Христом Спасителем. И в итоге его откровения были запечатлены на страницах Евангелия и в трех посланиях

«Если взять апокрифы, то там много чего сказано, написано, но так как Церковь относится к апокрифам очень осторожно, мы не станем черпать из них ту мудрость, которая связана с жизнью Спасителя. Мы берем лишь только то, что написано в Евангелии, и то, что написал Иоанн Богослов», – отметил Владыка Павел

Апостол Иоанн всегда пребывал в молитве, богомыслии. После Успения Пресвятой Богородицы он отправился в Ефес для проповеди Слова Божьего вместе со своим учеников Прохором. Во время путешествия на корабле они попали в сильную бурю, во время которой все путешественники были спасены, но не было только Иоанна Богослова. Горько сокрушался Прохор о потере своего учителя. Но на четырнадцатый день ,стоя у моря, он увидел, что волна выбросила на берег человека. Им оказался Иоанн Богослов. Четырнадцать дней хранил Господь в море Иоанна!

В Ефесе проповедь Апостола Иоанна язычникам о Христе сопровождалась многочисленными чудесами и число уверовавших в Христа росло. Во время гонений на христиан апостола отвели на суд в Рим, где его приговорили к смерти и дали выпить чашу со смертельным ядом, который никоим образом не повредил ему. Его бросили в котел с кипящим маслом, но он вышел невредимым. 

Пройдя тяжелый жизненный путь, изгнание после Воскресения Христова за распространение проповеди – Иоанн Богослов был отправлен на остров Патмос. По пути следования он совершил множество чудес. А по прибытию на остров он продолжил проповедь Слова Божьего, изгонял бесов с языческих капищ, исцелял больных. Волхвы оказывали сильное сопротивление проповеди о Христе, но все их ухищрения разрушались по молитве Апостола Иоанна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector