15 лучших фильмов про феминисток

Содержание:

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.


Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

Веб-камера (2018)

Рейтинг: 8 (imdb: 5.9 КП: 5.8) Жанр: ужасы, триллер, детектив Страна: США Актеры: Мадлен Брюэр, Патрик Дарро, Мелора Уолтерс Режиссер: Дэниел Голдхабер Длительность: 01:59 Подборки: Модели, Содержанки, Интернет, Социальные сети, Конкурсы, Напряженные, Остросюжетные, Тревожные, Депрессивные

Описание сюжета:

Элис работает веб-моделью в эротическом чате и неплохо зарабатывает. Девушка одержима идеей стать лучшей в этом деле и для начала войти в топ-50 моделей сайта, для чего устраивает и экстремальные представления, на которые решится не каждая. Однажды, когда цель уже почти достигнута, Элис обнаруживает, что не может войти в свой аккаунт, а вместо неё онлайн выходит точная её копия.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Либеральный феминизм

Течение разделилось на две волны. Первая возникла в середине XIX века и продлилась до начала XX. Феминистки в то время боролись за избирательное право. Среди них были активистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт, Джудит Сарджент Мюррей и Фрэнсис Райт.

В 1960‑х годах либеральное фем-движение снова набрало популярность благодаря книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она описала, как домашний быт ограничивает женщину и не даёт ей самореализоваться. Либфеминистки «второй волны» выступали за доступ женщин к высшему образованию, поддержку государства в воспитании детей и равное распределение домашних обязанностей.

Основные идеи

  • Женщина вольна делать и выбирать всё, что захочет.
  • Общество навязывает, что женщины хуже или слабее. Это приводит к дискриминации на работе, в науке, публичных дискуссиях.
  • Патриархат вредит всем, поэтому мужские проблемы тоже нужно рассматривать.
  • Равенство возможно главным образом через правовые и политические реформы.

Поднаправления

Помадный феминизм

Активистки защищают право женщины быть сексуальной и женственной. Она может носить макияж, платья и каблуки, оставаясь феминисткой. Это свободный выбор, а не угода патриархату.

Сексуально-позитивный феминизм

Активистки считают, что осознание собственной сексуальности поможет женщинам добиться раскрепощения и независимости. Сексуально активная женщина заявляет о своей свободе, а не «облегчает жизнь» мужчинам и не расширяет их привилегии. Например, сексуально-позитивные феминистки считают обнажённые снимки актом женской эмансипации.

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Законы привлекательности (2004)

Каждый толковый адвокат имеет свою «фишку», на которую опирается в делах. Дэниел Рафферти и Одри Вудс – преуспевающие юристы, грамотные специалисты по бракоразводным делам. Одри в работе опирается исключительно на Закон и выигрывает дела, оперируя нормами права.

Дэниэл действует иначе. Фирменный стиль Рафферти – хлесткие, уверенные и эмоциональные выступления, основанные на напористости и даже импровизации. Однажды двум монстрам юриспруденции довелось выступать по разные стороны судебного процесса. В ходе защиты интересов звездных клиентов адвокаты выехали для проверки показаний в ирландский старинный замок, где после бурной совместной ночи возникло много новых вопросов к себе и оппоненту.

Оригинальное названиеLaws of AttractionАктерыПирс Броснан, Джулианна Мур, Майкл Шин…СтранаИрландия, Великобритания, ГерманияРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 5.9Возрастные ограничения12+

Уте Эрхардт, «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят…» (1994)

Уте Эрхардт — немецкая писательница, психолог и бизнес-тренер. Её специальность повлияла на книгу — она похожа на справочник по саморазвитию и карьерному росту для женщин. Однако внутри раскрываются серьёзные проблемы — уязвимые места гендерного воспитания и его последствия.

Писательница утверждает, что девочек воспитывают милыми, услужливыми, неконфликтными и это отражается на их будущем. Женщины не умеют устанавливать личные границы, им стыдно попросить повышения в должности или зарплате. Появляются внутренние ограничения, которые мешают стремиться к большему. Книга помогает по-новому взглянуть не только на карьерный путь женщины, но и на её отношения с людьми в целом. Эрхардт доказывает, что женщина не обязана быть удобной для окружающих.

Вклад марксистского феминизма

Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.

Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.

Ведьма любви (2016)

Рейтинг: imdb: 6.2 КП: 6.4 Жанр: ужасы, комедия, мелодрама Страна: США Актеры: Саманта Робинсон, Джан Кис, Лаура Уоддэлл Режиссер: Анна Биллер Длительность: 02:33 Подборки: Ведьмы, Волшебники, Любовь, Магия, Загадки, Мечты, Власть, Колдовство, Страсть, Смерть

Описание сюжета:

В некоем странном мире, стилизованном под Америку 60-х годов, молодая ведьма очень хочет любить и быть любимой. А для этого все средства хороши. Она выбирает самых отборных самцов и использует всё свои заговоры и женские штучки, чтобы приворожить очередного красавчика. Но вот беда — сильные снаружи, слабые внутри они не выдерживают чар хрупкой женщины и умирают.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Этапы развития

Историю феминизма принято разделять на 3 волны, каждая из которых соответствует исторической эпохе, событиям, войнам и постоянным изменениям в обществе. Каждая волна определяется отдельными аспектами дискриминации женщин. Соответственно цели и результаты смещаются, однако, рассмотренные ранее главные принципы сохраняются.

Феминизм первой волны

Феминизация первой волны датируется 1850–1930 годами. К ней относят создание самых первых феминистских организаций. Эта волна наиболее либеральна, так как феминистки (скорее даже суфражистки) боролись за всеобщее равенство прав, независимо от половой принадлежности. Главным событием первой волны называют принятие 19-ой поправки Конституции США. В ней сказано о том, что пол не является препятствием для ограничения избирательных прав, прав участия в политической жизни.

Итогами первой волны стали:

  • Получение женщинами избирательного права;
  • Право женщин получать образование, независимо от возраста и принадлежности к классу;
  • Разрешение получения высшего образования любой специальности;
  • Право осуществления трудовой деятельности в любой выбранной профессии. Юриспруденция и политика не стали исключением для женского пола;
  • Получение права собственности замужних женщин.


Феминизм первой волны – это борьба за основные права и ценности человека для женщин

Феминизм второй волны

Обычно феминизм второй волны относят к 1960–1981 годам. Во вторую волну феминизм как явление усложняется и приобретает новые проявления. Помимо политических прав, феминизм развивается в отношении к самой женщине. Феминистки идут против традиционного представления женщины лишь в качестве матери, жены, сексуального объекта. Кроме этого, начинается активная борьба с семейным насилием, неравенством в трудовой деятельности.

К результатам второй волны относят:

  • Исключение дискриминации в профессиональной деятельности;
  • Равенство при оплате труда;
  • Развитие программ по поддержке женщин – жертв семейного насилия;
  • Запрет порнографии, борьба с сексуальной объективизацией женщин (то есть женщин перестали принимать лишь как сексуальный объект);
  • Получение доступа и возможность использования женщинами контрацептивов, в некоторых странах легализованы аборты.


Аборты остаются серьезной проблемой для многих стран

Феминизм третьей волны

Третья волна феминизма проходила в 1990–1999 годы. Она отличается от двух предыдущих тем, что феминизм обрастает философскими идеями. Он превратился не просто в освободительное движение, а в целую идеологию, систему взглядов. Одним из важнейших вопросов становится вопрос о гендерной идентичности.

Итогами третьей волны являются: 

  • Сексуальная свобода женщин. Женщины вправе получать удовольствие от сексуальных отношений, не подвергаясь общественному унижению и осуждению «slut shaming»);
  • Создание большего количества убежищ для тех, кто оказался жертвами домашнего насилия;
  • Количество женщин в политической, юридической сферах, а также в СМИ возросло. 

Наоми Вульф, «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» (1991)

Наоми Вульф — яркая представительница третьей волны феминизма. С 90‑х годов прошлого века активистки интересовались вопросами женской сексуальности и гендерных стереотипов, популярных в обществе и СМИ. «Миф о красоте» — иллюстрация того, как феминистки боролись с «само собой разумеющимися» порядками. 

В книге Вульф критикует навязанные стандарты женской красоты, за которыми стоит что? Конечно, патриархат. Под давлением общества женщины постоянно стремятся к внешнему «идеалу». А из-за того, что он чаще недостижим, — страдают. При этом женщина в любом случае рискует стать объектом осуждения: либо недостаточно красива и сексуальна, либо чересчур, что делает её несерьёзной и доступной. Наоми Вульф призывает: только женщина решает, как ей выглядеть. Книга написана 30 лет назад, но завышенные требования к внешности женщин до сих пор приносят немало проблем.

Кроме книг про феминизм

Марксистский феминизм

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Основные идеи

  • Дискриминация женщин появилась из-за частной собственности, которая сосредоточилась в руках мужчин.
  • Основный враг — капитализм. Именно он ставит женщин в подчинённое положение. Классовое и гендерное угнетение исчезнет с приходом социализма.
  • Женщина занимается домашней неоплачиваемой работой из-за мужчины и общества, которое не хочет брать на себя заботу о детях и пожилых родственниках.
  • Труд женщин меньше оплачивается, так как они не привыкли зарабатывать. У них ниже притязания. Вторая причина: женщин считают менее квалифицированными. 

Марксистский феминизм сегодня

Неравная оплата труда, сексизм на рабочих местах и «стеклянный потолок» для женщины — все эти вопросы актуальны и сегодня. Феминистки продолжают осмыслять эти проблемы через марксистскую теорию. Они участвуют в дебатах о секс-работе и порнографии, считают, что из-за этого женское тело стало товаром. Сторонницы марксистского движения обычно не выходят за пределы обсуждений. В политике больше участвуют социалистические феминистки.

Симона де Бовуар, «Второй пол» (1949)

Симона де Бовуар — одна из самых известных феминисток, чьи взгляды легли в основу борьбы за равноправие. Помимо женской повестки, её интересовали вопросы экзистенциализма и любви. Кстати, она состояла в свободных отношениях с философом Жан-Полем Сартром. 

«Второй пол» — это отправная точка феминизма второй волны. Писательница анализирует факторы, которые могли послужить началу дискриминации по полу, а также рассказывает, как менялось отношение к женщине в зависимости от культуры, страны, религии, времени. Спойлер: на протяжении истории практически всё навязывало женщинам чувство неполноценности. Также де Бовуар рассматривает проблемы, которые актуальны до сих пор: вопросы сексуальности, гендерного воспитания, положения женщин в семье, обществе и производстве. «Второй пол» — это идеальный вариант для тех, кто хочет пройтись по «базе» феминистской повестки.

О чём «Бунтарка»

Сюжет фильма основан на одноимённом романе Дженнифер Матье. Режиссёром стала американская актриса и комик, обладательница Золотого глобуса Эми Полер. «Бунтарка» — её вторая работа как режиссёра после комедии Wine Coutry, который она тоже снимала для Net­flix. Эми Полер называют гением комедийного жанра. Но «Бунтарка» несколько отличается от предыдущих работ Полер. Комедийных моментов там совсем немного. Фильм поднимает довольно серьёзные темы как, например, объективизм женщин, харассмент, последствия замалчивания и невмешательства. 

Главная героиня фильма — 16-летняя школьница Вивиан. У неё начинается новый учебный год, и она явно не в восторге от этого. Вивиан не нравятся порядки школы, особенно сексистский список с оценкой девушек, который каждый год публикуют парни. Она узнаёт, что её мать в молодости была частью феминистского движения Riot Grrrl. Девушка решает пойти по её стопам. Под музыку Biki­ni Kill она анонимно запускает самодельный зин «Бунтарка!» (Mox­ie!), где пишет о сексизме и несправедливости, которые творятся в школе.

Riot Grrrl — это реальное движение, которое существовало в 90‑х годах в США. Оно объединяло феминизм, политику и панк-музыку. Основателями музыкального движения считают две группы: Biki­ni Kill и Brat­mo­bile. Песни группы Biki­ni Kill как раз звучат в фильме. И попробуйте после просмотра удержаться от того, чтобы не добавить трек Rebel Girl в свой плейлист. Кстати, к движению Riot Grrrl причисляют и российскую группу Pussy Riot.

Какими фильм о феминизме видит мужчин

На первый взгляд, создатели фильма не особо заморачиваются с проработкой мужских персонажей. И сначала я подумала, что три героя, которые больше всего участвуют в сюжете, несправедливо плоские. Но? кажется, это был намеренный приём. Это не персонажи, а скорее мужские архетипы.

Давайте посмотрим поближе. Главный злодей фильма (и это не спойлер) — любимец школы Митчелл. Он красивый, неглупый, занимается спортом. Директриса его обожает, а одноклассники считают придурковатым, но безобидным. И только Люси первая замечает, что он опасен. Митчелл — пример мужчины, который не привык слышать «нет». Он считает, что ему всё позволено, доминирует через агрессию, оскорбляет женщин и считает их не более чем развлечением. Митчелл олицетворяет патриархат в самом худшем его проявлении — токсичной маскулинности. 

В кино есть и примеры антитоксичной маскулинности

Друг Митчелла Джейсон — это другой пример последствий патриархата. Джейсон обижает девушек не потому, что агрессивен, а потому что привык так жить. Привык к объективирующим спискам, привык приставать к девушкам, привык отпускать скабрёзные шутки. Так делали мужчины до него, и Джейсон не понимает, почему девушки вдруг взъелись. В его картине мира они должны быть рады такому вниманию от мужчин. И он просто не хочет думать о проблеме, тем более решать её. Джейсон стал примером мужчины, который просто привык жить так, как мужчины за столетия до него.

Но кроме плохих примеров у нас есть очаровашка-Сет. Он олицетворяет мужчин, которых хочется встречать почаще. Сет никому не доказывает свою маскулинность, он уважает девушек, не считает их слабыми или неполноценными. Он открыто поддержал «Бунтарку», хотя, боже мой, парень! Сет защищает личные границы, но при этом не скрывает боль и обиду. Словом, я могу долго распинаться про этого симпатягу. Очень рада, что кино о феминизме не сделало всех мужчин отпетыми негодяями. Потому что в реальной жизни это не так.

За что борются сторонники феминизма

Изначально, в период первой и второй волны представители феминизма боролись за те права, которые для нас сейчас кажутся обыденными, и мы не представляем современную жизнь без этих вещей. Например, за право женщин носить брюки, получать образование, голосовать на выборах, работать и другие. Позднее, когда феминизм стал развиваться как идеология, круг феминистских целей стал расширяться. Выделяют несколько основных направлений, по которым по сей день ведётся борьба.


С усложнением отношений и общественных явлений появляется больше поводов для борьбы и защиты женщин

Безопасность

Устоявшееся и устаревшее мнение о женщине лишь как о сексуальном объекте, заставляет женский пол бояться домогательств до сих пор. Борьба феминизма в направлении безопасности женщин заключается в борьбе от:

Благополучие

В этом направлении выделяют следующие аспекты:

  • Стереотипные, гендерные взгляды, не позволяющие женщинам достичь желаемого, например, в карьерном росте. Так называемый стеклянный потолок, который устанавливается относительно женского пола и не даёт им развиваться в профессиональной среде, независимо от личных и профессиональных качеств.
  • Запрет на осуществление деятельности в некоторых профессиях. В России существует список профессий, недоступных для женщин. На 2021 год он содержит 100 профессий. До 1 января 2021 года список состоял из 456 профессий.


ООН постоянно в рамках своей деятельности поднимает вопросы незаконности дискриминации женщин в труде

Свобода

Свобода женщин также одно из важнейших направлений борьбы феминисток. 

  • Навязывание образа женщины, сексизм. Существование некого образа и отклонение от него вызывает общественное порицание, унижение.
  • Аборты. По мнению феминисток запреты абортов навязывают женщинам функцию деторождения. А значит, ограничивают выбор самой женщины рожать или нет.

Равноправие

Равноправие является важнейшей составляющей всех направлений феминизма. Проявляется, например, в равенстве размера оплаты труда женщин и мужчин при выполнении одинаковой работы, оплаты аналогичной занимаемой должности.

Феминизм. Искусство. Революция / !Women Art Revolution (2010)

Режиссёрка и художница Линн Хершман приступила к съёмкам фильма в 1960‑е годы, когда только начала заниматься фем-активизмом. Она снимала своих друзей, художников и фотографов в общежитии университета Беркли. Спонтанно начавшийся проект закончился только спустя полвека. Хершман выпустила фильм, который рассказывает о роли женщин в искусстве и их борьбе с гендерными стереотипами.

Это неофициальная история феминистского арт-движения от лица его участниц. Они создавали провокационные перформансы и боролись за право выставляться в музеях. Уникальные материалы из архивов и интервью с известными художницами позволяют взглянуть изнутри на рассвет феминистского искусства в США. 

Нация убийц (2018)

Рейтинг: 10 (imdb: 5.9 КП: 5.5) Жанр: ужасы, боевик, триллер, комедия, драма, криминал Страна: США Актеры: Одесса Янг, Абра, Сьюки Уотерхаус Режиссер: Сэм Левинсон Длительность: 01:43 Подборки: Подруги, Подростки, Хакеры, Друзья, Тайны, Технологии, Социальные сети, Выживание, Оружие, Месть, Компьютеры, Школа, Ночь, Необычные, Захватывающие, Напряженные

Описание сюжета:

Селфи, эмоджи, снэпчаты и секстинг — вот в чем хороши старшеклассница Лили и три её лучшие подруги. Гормоны бурлят, и девушки живут в мире вечеринок, интрижек, обсуждения парней и модных трендов. Когда неизвестный хакер выкладывает в открытый доступ личные фотографии и переписку мэра их родного города Салема, выясняется, что ярый поборник семейных ценностей любит нетрадиционные развлечения. На пресс-конференции посрамлённый мэр пускает себе пулю в лоб, но на этом безумие в Салеме не заканчивается — неугомонный хакер выставляет напоказ подноготную директора местной школы, а затем и почти всех жителей города.

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Тельма и Луиза (1991)

Эта кинолента пользуется огромной популярностью среди феминисток. Фильм Ридли Скотта повествует о двух подругах, которые решили устроить себе выходные и отправились в горы. Тельма и Луиза ничем не отличаются от других женщин — одна работает официанткой, другая простая и скромная домохозяйка. Однако что-то идет не так в их путешествии, и вот они уже совершают череду преступлений, которые заставляют их бежать. Изумительная игра Сьюзен Саранадон и Джины Дэвис не дает оторваться от экрана, наполняя картину бешеной энергетикой. Картина «Тельма и Луиза» была выдвинута на «Оскар» в пяти номинациях, а Саранадон была признана лучшей актрисой года за роль в фильме.

Против порнографии: феминизм Андреа Дворкин / Against Pornography: The Feminism of Andrea Dworkin (1991)

Выпуск британского документального сериала Omnibus BBC о деятельности писательницы и феминистки Андреа Дворкин, которая вела войну с порнографией в 70‑х годах. Фильм снят на основе её трактата «Порнография: мужчины обладают женщинами». По мнению Дворкин, порнография — «это институт, который знакомит мужчину с изнасилованием». 

Фильм о том, как порноиндустрия подменяет понятие фантазии и конструирует ненормальное отношение к женщинам, прикрываясь тем, что это делается по их доброй воле. При этом опускаются условия, в которых находилось подавляющее большинство женщин, вовлечённых в порноиндустрию. 

Что почитать о положении женщин в порноиндустрии

Социалистический феминизм

Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл

В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое

Основные идеи

  • Уничтожение классового неравенства не приведёт к исчезновению гендерного. Патриархат формировался ещё в докапиталистическом обществе.
  • Разное воспитание мальчиков и девочек выгодно капиталистической системе. Мужчин учат быть агрессивными, рациональными и независимыми, чтобы они достигали успеха в карьере. А женщин — эмпатичными и бесконфликтными для «поддержания домашнего очага».
  • Как и в марксистском феминизме, обсуждают проблемы неоплачиваемого женского труда в домашнем хозяйстве и сексизм на рабочих местах.

Социалистический феминизм сегодня

В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.

Секс по дружбе (2011)

В список лучших комедийных мелодрам входит романтический зарубежный фильм о жительнице Нью-Йорке, работающей в агентстве по подбору кадров. Джейми удается уговорить Дилана переехать из Лос-Анджелеса, заманив перспективного сотрудника престижной должностью редактора журнала.

В ходе дальнейшего общения молодые люди выясняют, что оба недавно пережили разрыв в личных отношениях и находятся в кризисе. Тогда ими был найден простой выход – приятное совместное времяпрепровождение и ни к чему не обязывающий дружеский секс. Однако всё оказалось не так просто, как поначалу казалось, – коварная любовь ворвалась в жизнь без стука.

Оригинальное названиеFriends with BenefitsАктерыДжастин Тимберлейк, Мила Кунис, Патриша Кларксон…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.5Возрастные ограничения16+

Стереотипы о феминизме и феминистках

«Вы читали нашу программу или просто несете что в голову взбредет?» — спросят у Шлэфли оппонентки, инициирующие ERA. Она не читала программу. И она несет то, что в голову взбредет, работая на типичных клише о феминизме для ведомой публики. Некрасивые неприкаянные женщины, брошенные жены и скандалистки, с которыми никто не хочет связываться. Громкие бабы, обиженные на весь мир. Женщины с нерасчесанными волосами и небритыми ногами. Слишком серьезные женщины — feminists are no fun. Что-то очень знакомое, верно? Спустя почти 50 лет после событий «Миссис Америки» оппоненты феминисток используют тот же вокабуляр и те же стереотипы — представляющих опасность и неспособных на переговоры мужененавистниц, которые хотят заставить мир лежать у их ног.

Филлис Шлэфли отлично понимает эти стереотипы и правила игры, по которым она действует. Выставить женщин с транспарантами как маргиналок и наймитов левого движения, напугать не читающих новости и не вовлеченных в общественную жизнь домохозяек домыслами о крахе семьи и падении правительства — отличный способ закрепиться на голосах миллионов женщин, чьи страхи перед самостоятельной жизнью не дают им действовать в собственных интересах. «Почему Глория Стайнем не вышла замуж?», «Почему Бетти Фридан в разводе?», «Кто воспитывает ребенка Ширли Чисхолм, пока она занимается политикой?» — с такими нападками на частную жизнь и арсеналом мизогинии Шлэфли вербует своих сторонниц.

Она приписывает феминисткам не существующие в реальности и никак не доказуемые презрение к семье и материнству, унижение домохозяек, призывы к женской службе в армии и даже агитацию за совместные душевые. Ничего из этого нет в ERA, это порождение коллективного сна разума, но правильные интонации с лояльной аудиторией работают. Вместо обсуждения реальных фактов трудовой дискриминации, стеклянного потолка и бытового сексизма Шлэфли формирует в обывательском мировоззрении запоминающийся отрицательный образ — агрессивную группу безбрачных и никому не нужных женщин, занимающихся политикой только потому, что они «мужика хорошего не встретили». Sisterhood of misery — сестринство страдания. Действительно, кому захочется ассоциировать себя с такой группой, а не с подстриженным газоном около собственного дома, где резвятся любимые дети? И когда Филлис захочет подчеркнуть различие с феминистками, то для первого демарша выберет символику домашнего уюта, который получают мужчины в традиционных семьях, — свежеиспеченный хлеб и рукодельные подушечки с нежными вышивками.

Телевизионная Бетти Фридан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector