10 удивительных фактов о фриде кало

Павел Филонов

Диагноз «шизотипическое расстройство» Павлу Филонову (1883 г.р.) был поставлен через много лет после его смерти от истощения в блокадном Ленинграде. Он создал аналитический метод – художественный стиль в живописи, который обосновывал теоретически, и даже имел учеников, обучая их своей манере. Психиатры утверждают, что именно шизофрения и стала основой появления этого направления.

Болезненное состояние психики Филонова, скорее всего, удавалось сглаживать его супруге. Она, будучи намного старше, окружила мужа материнской заботой, контролировала поведение, что гасило приступы болезни и не делало ее явной.

Детство и юность

Фрида родилась в 1907 году в Мехико в интеллигентной семье.
Она — третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Ее отец был фотографом, по происхождению — еврей, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке, в ее жилах текла кровь испанских конкистадоров. Мать обладала очень сильным характером, была властным человеком, отец – намного более мягкий, к тому же больной – он страдал от эпилептических припадков.

Семья Кало была строгих нравов, впрочем, в те времена и Мексика не отличалась особенной свободой мысли. У девушки были две сестры и няня-индианка. Старшей – Матите – маленькая Фрида даже помогла сбежать из дома с любимым человеком, младшая – Кристина – впоследствии сыграет в судьбе художницы роковую роль. В 6 лет девочка перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой, что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. «Фрида — деревянная нога» — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы нога выглядела, как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Таким образом, Фрида Кало входила в число первых 35 женщин, зачисленных в государственный университет. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

Шизофреники рисуют

Сейчас психиатры просят пациентов, больных шизофренией, рисовать. На основании таких работ специалисты могут лучше понять, как автор видит мир, что испытывает, насколько тонкая у него грань между явью и «потусторонним».     

Картины больных шизофренией, многие из которых очень художественно одарены, поражают буйством красок и неординарностью сюжета. Они похожи на отражение страшных снов и фильмов ужасов, пугающих и непонятных. Такие рисунки отражают внутреннее состояние пациентов, чего они боятся, их эмоции по отношению к враждебному им окружающему миру.

Специалисты по душевным болезням отмечают у художников-шизофреников любовь к симметрии, отсутствие масштаба и перспективы. Такие исполнители изображают все неправдоподобно, схематично, штрихами. Их идеи несовместимы, фантастическое и реальное перемешано. Пустых мест больные не оставляют, обязательно их заполняют, постоянно исправляют мелкие детали. Обычно картины так и остаются незаконченными.

На помощь психиатрам пришли художники-авангардисты, примитивисты, сюрреалисты, также нестандартные в своем творчестве. В 1945 году они ввели термин «грубое искусство» или «ар брют» для жанра, в котором исполнены картины шизофреников. Тогда же появились свои классики в этом направлении и музеи, в которых выставлялись их работы.

Несомненно, психическое заболевание оказывает огромное влияние на форму и содержание картин людей, страдающих шизофренией. Ряд таких работы действительно заслуживает внимания публики и искусствоведов.

Наталья Гончарова

Вклад «амазонки русского авангарда» Натальи Гончаровой в историю искусства оценивается наравне с творчеством одного из «отцов авангарда» и ее мужа Михаила Ларионова. В своем творчестве художница экспериментировала с самыми разными жанрами — от импрессионизма до кубофутуризма, — благодаря чему выработала собственный выразительный живописный язык. Наталья Гончарова оставила после себя огромное наследие — на ее ретроспективной выставке в Третьяковской галерее было представлено около 400 работ. Гончарова считается одним из наиболее популярных российских художников на арт-рынке: ее «Испанка» входит в десятку самых дорогих русских картин, когда-либо проданных на аукционе.

Авария и начало художественного пути

Фриде было 18 лет, когда она вместе с парнем Алехандро попала в страшную аварию: деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, металические перила прошли через ее таз.

Месяц она провела в больнице, а после почти год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться, поэтому Фрида задумалась о профессии медицинского иллюстратора. Она попросила у отца кисти и краски. Ей установили специальный подрамник, позволявший писать лёжа, а под балдахином кровати прикрепили большое зеркало.

Лежа в постели, восстанавливаясь после тяжелой аварии, она начала писать первые картины. С тех пор темы смерти и хрупкости человеческого тела нередко проявлялись в ее картинах. А больничная кровать стала определенным символом ее творчества.

Большинство работ, которые Кало написала за то время, — портреты сестер, школьных подруг и себя самой. Но самой первой картиной стал автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего».

После выздоровления Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики и познакомилась со многими политическими активистами и художниками, в том числе с изгнанным кубинским коммунистом Хулио Антонио Мелле и фотографом Тиной Модотти. Именно последняя представила Фриду ее будущему мужу — Диего Ривере — одному из самых успешных художников того времени.

Материнство

У Фриды Кало не было детей. После аварии врачи настаивали, чтобы Фрида отказалась от мечты о материнстве. Она трижды нарушала этот запрет, но ее тело трижды выносило собственный вердикт. Врожденная патология (как и у всех сестер Кало), травмы, полученные в результате аварии, в том числе перелом таза, а также плохие анализы крови: Фрида не могла выносить ребенка.

После очередного выкидыша она писала доктору Элоессеру: «Милый доктор… я так надеялась, что у меня будет маленький Диего. Потеряв его, я была безутешна, я постоянно плакала, но теперь понимаю, что мне ничего не остается, как принять все как есть… В конце концов, существуют тысячи вещей, которые навсегда останутся выше моего понимания, окутанные завесой тайны. И вообще нужно брать пример с кошек: я не умерла, а это уже кое-что!».

«Больница Генри Форда» стала первой работой Фриды на металле. И одной из самых страшных и печальных работ

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом

В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».


Больница Генри Форда, 1932 год


Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».

Роль детей в жизни

Та самая авария, разделившая жизнь Фриды на «до» и «после», закрыла девушке путь в материнство. Многочисленные поражения таза так и не позволили Кало родить «маленького Диего». Что характерно, Ривера был против детей, но Фриду  не останавливали его запреты.

Она не боялась того, что ребенок отвлечет от искусства и даже отдалит от Диего. У нее был один страх – остаться без ребенка. К сожалению, так и произошло. Искалеченное тело Фриды не имело возможности благополучно выносить плод. Свое горе художница передала в картине «Больница Генри Форда», изобразив голую окровавленную женщину на больничной койке.

Троцкий и Фрида Кало

В январе 1937 года Фрида вместе с единомышленниками встретили в мексиканском порту супругов Троцких, после чего они отправились в Койоакин. Диего пригласил Льва Давидовича и его супругу в особняк, в котором родилась художница, предоставив ему политическое убежище. Ривьера не смог встретить революционера, так как попал в больницу с болезнью почек.

В целях безопасности окна в голубом доме были заложены кирпичом. Троцкий и Ривера были одержимы работой, но в свободное время вместе с женами устраивали пикники в окрестностях Мехико. Темпераментная художница привлекала Троцкого, он писал ей письма и оставлял их в книгах, которые рекомендовал для чтения. Вскоре увлечение Фридой переросло в роман, а любовники стали встречаться в доме ее сестры Кристины.

Однако, жена Троцкого, которой на тот момент было 55 лет, стала подозревать мужа в адюльтере, и замкнулась в себе. Заметив это Лев Давыдович, решил объясниться с женой и со временем она его простила. Роман, который вскружил голову Троцкому прекратился, и они с женой покинули дом в Койоакине, прожив в нем 2 года.

Последние годы

В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской

После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Две Фриды, 1947 год

В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.

В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.

Кало появилась на страницах модных журналов

В интернете ходят слухи, что Кало появилась на обложке Vogue Paris в 1939 году, но на самом деле ее первое появление в журнале произошло в 1937 году. В октябрьском выпуске «Американского Vogue» за 1937 год Кало фигурировала в статье под названием «Сеньора из Мексики». Тони Фриссель сфотографировала ее рядом с агавой, и она была показана только в журнале, а не на обложке. Обложка Vogue 1939 года — это просто умный макет с использованием легендарного портрета Кало, сделанного фотографом Николасом Мураем, с которым у Кало был давний роман. На самом деле, фотография не попадет на обложку Vogue до самой смерти художника. В ноябрьском номере 2012 года журнал Vogue Мексика использовал фотографию Мурай, сделав Фриду Кало лицом журнала почти через 60 лет после ее смерти.

Фотография Фриды Кало для журнала «Vogue Paris«

Живопись

Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.

В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.

Фрида Кало и Лев Троцкий

Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.

Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».

Сальма Хайек в роли Фриды Кало

К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.

Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».

Ранняя жизнь

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, Мехико, Мексика. Отец Кало, Вильгельм (также называемый Гильермо), был немецким фотографом, эмигрировавшим в Мексику, где он познакомился и женился на ее матери Матильде. У нее было две старшие сестры, Матильда и Адриана, а ее младшая сестра Кристина родилась через год после Кало.

Примерно в возрасте шести лет Кало заболела полиомиелитом, из-за чего была прикована к постели на девять месяцев. Хотя она оправилась от болезни, она хромала при ходьбе, потому что болезнь повредила ее правую ногу и ступню. Ее отец поощрял ее играть в футбол, плавать и даже бороться — весьма необычные движения для девушки в то время — чтобы помочь ей выздороветь.

В 1922 году Кало поступила в знаменитую Национальную подготовительную школу. Она была одной из немногих учениц, посещавших школу, и стала известна своим веселым духом и любовью к яркой, традиционной одежде и украшениям. В школе Кало общался с группой политически и интеллектуально единомышленников. Став более политически активной, Кало вступила в Коммунистическую лигу молодежи и Мексиканскую коммунистическую партию.

Интересные факты о Фриде

Характер

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

Стоимость картин

В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.

Биография Фриды Кало

6 июля исполнится 108 лет со дня рождения самой прославленной мексиканской женщины 20 столетия — Фриды Кало / Frida Kahlo.

Известная мексиканская художница Фрида Кало, прославившаяся своей эксцентричностью и уникальным талантом, родилась в 1907 году в столице Мексики. Родителями девочки были еврейский художник, переехавший из Германии, и испанка, рожденная в Америке. Такое необычное сочетание генов не могло не сказаться на характере Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон.
Фото Фриды Кало в детстве

К сожалению, очень рано, еще в шесть лет, она тяжело переболела полиомиелитом. Болезнь сказалась на развитии ребенка, правая нога у девочки перестала расти и впоследствии стала короче и тоньше левой.
Через двенадцать лет с будущей художницей случилась еще одна беда – она попадает в автокатастрофу, во время которой железная арматура трамвая пробивает насквозь ее тело, проходит через живот и тазобедренную кость. Каким будет результат оперативного лечения пострадавшей, врачи сразу не могли предположить, ведь они определили травму позвоночника в трех местах. Травма привела к неподвижности, которая надолго приковала юную девушку к постели.
Фрида Кало прикована к постели

Трагическое событие все же имело и положительный результат, ведь бездействие быстро стало невыносимым для Кало – она взялась за кисть. Сначала девушка писала автопортреты. Над ее кроватью было повешено зеркало, так, чтобы Фрида могла видеть в нем себя.

Спустя время Кало решает учиться, она поступает в 1929 году в Национальный институт Мексики. Энергичная, полная любви к жизни мексиканка все силы приложила, чтобы снова начать ходить. Но, даже избавившись от клетки-кровати, снова почувствовав свободу движения, Фрида не бросает любимое занятие – живопись. Она посещает уроки в художественной школе, совершенствуя свой неповторимый стиль.
В 1928 году Кало поступает в коммунистическую партию, и вскоре ее работы были высоко оценены Диего Ривера, известным в латинской Америке художником с коммунистическими взглядами. Знакомство имело продолжение, и талантливая пара становится мужем и женой.
Фрида Кало и её муж Диего Ривера фото

Между Диего и Фридой были страстные, экспрессивные отношения, овеянные ореолом романтики. Супруги любили жизнь, всегда имели активную жизненную позицию, были в центре общественной жизни. Даже многочисленные измены Диего не смогли изменить к нему отношение влюбленной жены.
Пережитые травмы позвоночника не прошли бесследно, часто Фрида испытывала сильные и мучительные боли

Но это не мешало ей активно общаться с людьми, развлекаться, притягивать к себе внимание многих мужчин. Периодически ей нужно были ложиться в госпиталь, чтобы немного улучшить свое состояние

Также сильно затрудняло жизнь ношение специального корсета, с ним Фрида расставалась очень редко. А в 1952 году, к несчастью, ей из-за осложнений пришлось ампутировать ногу, до колена.
Фрида Кало на обложке журнала Vogue (1937 год)

Но проблемы со здоровьем не стали причиной для того, чтобы бросить живопись. Наоборот, в 1953 году Фрида Кало предложила к вниманию ценителей живописи свою первую персональную выставку. Ее картины, в основном – автопортреты, позволили многим увидеть уникальную красоту художницы. Пускай на ее лице не было улыбки, но оно притягивает, заставляет остановиться и не спеша рассмотреть каждую черту.
Еще одна страсть известной художницы – история ее любимой Мексики. Она, как и ее муж Диего Ривера, собирала различные памятники культуры, искусства. Собранные экспонаты на данное время хранятся в «Голубом доме».
Фрида Кало с мужем фото

Яркая жизнь эксцентричной художницы, к сожалению, оборвалась раньше времени. Когда Фриде было всего лишь 47 лет, она заболела воспалением легких. Ослабленный организм не смог перенести еще и эту болезнь, и Фрида в таком еще молодом возрасте умерла. Это стало большой потерей для Мексики, для поклонников таланта Кало во всем мире. Стоит отметить, что на похоронах художницы были не только ее друзья, но и многие известные писатели, художники, президент Мексики, Ласаро Карденас.

Биография художницы

Кало Фрида (Kahlo Frida) (1907—1954), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой.

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.

Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.

В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения — страстные, одержимые и порой мучительные.

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.

Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года.

Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.

Ради живописи

Когда она вернулась домой из больницы, то сказала родным:
«Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить. Ради живописи».
Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, Фрида приехала к дону Диего показать свои автопортреты, созданные в течение страшного года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет.

Тина Модотти, женщина-фотограф и, как говорят, женщина самого Диего в то время, с судьбой ныне не менее знаменитой, чем у Фриды, ее близкая подруга и соратница по союзу молодых коммунистов, стала связующим звеном между ними. Необузданный Ривера уже расстался со своей второй женой Лупе Марин, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и талантливой. Пленил его и незаурядный интеллект Фриды, взращенный на европеизированном образовании. Поэтому критиковать его живопись, даже нелицеприятно, разрешалось только Фриде. Что не мешало им высоко ценить и глубоко понимать творчество друг друга.

Творчество

Все работы Кало отличаются яркой индивидуальностью, нельзя выделить ни одну посредственную картину, что ни полотно, то самородок. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. Где-то она откровенна, где-то — едва заметна, заглушаемая одой природе во всем ее буйстве и торжеству жизни. Боль и страсть будто стали ее кистями. Что ни работа, то сочность, буйство, чрезмерность и такая холодящая глубина, что можно прочесть по губам историю. Это не столько картины, которые написала Фрида Кало, книги, скорее, в которых по слогам выписана вся трагедия мятущейся души. Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент.

Брак голубки и слона

Сам Диего Ривера так описывал одну из первых встреч с Фридой: «Я работал на одной из фресок в здании Министерства образования, когда услышал: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Я хочу обсудить кое-что важное с тобой!» Я повернул голову и посмотрел вниз. На земле подо мной стояла девушка лет восемнадцати

У нее было прекрасное нервное тело, увенчанное тонким лицом. Ее волосы были длинными; темные и густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда, и их черные арки обрамляли два темных карих глаза».

Фрида Кало и Диего в Мехико, 1933. Фотограф: Martin Munkácsi

Фрида сказала Ривере: «Я пришла сюда не ради удовольствия. Мне нужно заработать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил их как профессионал. Мне нужно честное мнение, потому что я не могу просто тешить свое тщеславие. Я хочу, чтобы ты честно сказал мне, смогу ли я стать достаточно хорошим художником, чтобы это стоило моего времени. Посмотришь на них?»

Кало показала ему три портрета. Ривера был впечатлен, в полотнах он считал необычную энергию, характер и в то же время серьезность. В них не было тех приемов, к которым обычно прибегают начинающие художники, чтобы показаться оригинальными. Напротив, Ривера видел в них честность и самобытность. Для него было очевидно, что Фрида — настоящая художница

«Тогда я об этом еще не знал, но Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет», — писал Диего

Несмотря на то, что Ривера был старше Кало на 20 лет, они начали встречаться и планировали пожениться. Мать Фриды были против союза и назвала его браком между голубкой и слоном: Ривера был высоким и грузным, а Кало — миниатюрной и хрупкой. Отец же брак одобрил. Он знал, что Ривера богат и сможет без труда содержать семью.

После свадьбы Фрида и Диего переехали в штат Морелос, где во время гражданской войны проходили одни из самых тяжелых боев. Это переезд оставил отпечаток на творчестве Кало. Она все больше черпала вдохновение в мексиканском народном искусстве. Также, по мнению историка Андреа Кеттенманна, на нее серьезно повлиял трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее работах можно найти приемы, которые он в целом описывал: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

Подобно многим мексиканским художницам Фрида стала носить платья доиспанской эпохи: длинные красочные юбки — костюм теуаны, сложные головные уборы и массивные украшения. Такой стиль помогал Фриде выразить свои феминистские и антиколониальные идеалы, она не хотела подчиняться европейской моде — и своему стилю она оставалась верна, даже когда они с Диего в 1931 году переехали в Сан-Франциско.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector