Маленькие тайны «большой перемены»

Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета

Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.


Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru

В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.

А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.

Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.


Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru

Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.

Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.

Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.

Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.


Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru

Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.


Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru

Последние статьи

  •   6 моделей плюс-сайз, чья личная жизнь доказывает, что не в размерах счастье 25.09.2021, 23:17
  •   Как команданте Фидель Кастро стал «королем мороженого» 25.09.2021, 21:42
  •   Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных 25.09.2021, 19:55
  •   18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 25.09.2021, 17:27
  •   Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы 25.09.2021, 15:14
  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом 25.09.2021, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича 25.09.2021, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков 25.09.2021, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл 25.09.2021, 09:29
  • +1   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36

Все статьи

История создания

Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.

Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.

Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.

Начало пути в Голливуде

Кадр из фильма *Космическая Одиссея 2010*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Сыграло роль мое происхождение. Я ведь рижанин. Когда из России люди только начинали поговаривать об эмиграции, когда приоткрылась эта дверка, в Прибалтике уже вовсю люди ехали. И если в России нас всех запугивали, как там страшно, в это время в Прибалтике уже у многих были родственники и в Америке, и в Израиле, и в Канаде, и уже писали письма, и люди знали, что все там живут прекрасно. То есть у меня не было к тому времени боязни того, что за границей, может быть, что-то ужасное меня ждет. Была боязнь потерять профессию. Я был почти уверен, что я долгое время не смогу этим заниматься, если вообще смогу когда-нибудь. Но, с другой стороны, была авантюра. Тогда из России кроме как в эмиграцию уехать нельзя было никуда, и я думал: прощу ли я себе, если я не воспользуюсь этой ситуацией и не уеду, не посмотрю мир, не поживу, как все люди на этом земном шарике живут. Я же не знал, прикроют они завтра это небольшое отверстие в занавесе железном, которое тогда возникло. И скорее всего, любовь к авантюре меня и побудила уехать

Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru

Так как языка у меня практически не было, мне дали маленькую роль, один день работы. Но это было в костюме шейха, на лошади, на киностудии «XX век Фокс». И я еще пришел на студию, у меня своя комнатка на колесиках, с кроваткой, с холодильничком, тогда еще микроволновок не было, и чувствовал себя на седьмом небе

И вот эта первая моя работа была в 1977 году, а приехал я в 1976, она дала мне право вступления в профсоюз, что, в общем-то, довольно важно в нашей профессии здесь

Робин Уильямс и Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: forumdaily.com

Сюжет

Нестор Петрович Северов – молодой историк. Он гордится своими знаниями, стремится самосовершенствоваться, самовыражаться. Для этого после окончания вуза он подал документы на поступление в аспирантуру. Однако достичь желаемой цели ему не удалось. Вместо него в аспирантуру взяли девушку Северова Полину.

Огорченный, рассерженный и уязвленный Нестор Петрович решается на отчаянный поступок. Он разрывает отношения с Полиной и уходит работать в вечернюю школу. Там Северова приняли хорошо, а в нагрузку к основной деятельности дают класс. Теперь Нестор Петрович не только учитель истории, но и классный руководитель девятого «А».

Нестор Петрович думал, что с легкостью справится с работой. Оказалось, что преподавать не так-то просто. Ведь в вечерней школе учатся не дети, а взрослые люди. А некоторые из них не стремятся получать новые знания, что делает их похожими на маленьких неуправляемых детей.

Своим поведением ученики Нестора Петровича доставляют ему много проблем. Кроме того, в учителя влюбляется ученица по имени Нелли, отец которой также является учеником Северова.

Потихоньку Нестор Петрович вливается в школьную жизнь и жизнь учеников. Однажды ученика Северова Григория Ганжу арестовали. Его обвинили в издевательстве над человеком и дали двенадцать суток ареста. Сам Григорий пренебрежительно относится к учебе и к школе. При каждом удобном случае высказывает свое отношение к ней. На уроках занимается посторонними делами.

В школе работает законная супруга Григория Ганжи. Однако об этом никто не знает. Семейная пара до последнего скрывала свои отношения. Светлана устала от бессовестного и безразличного поведения мужа. В конце концов она решается уйти от него.

Узнав, что жена собирается развестись с ним, Ганжа просит помощи у учителя. Нестор Петрович не хотел вмешиваться в чужую жизнь, но после разговора с Григорием согласился помочь. Северов поговорил со Светланой Афанасьевой в учительской. Выслушав молодого историка, женщина решила вернуться к мужу.

Другой ученик Нестора Петровича Геннадий Ляпишев также не желает учиться. Урокам он предпочитает танцы. Чтобы уйти на дискотеку, он обманывает учителя. Говорит, что у него неудобный график работы. Тогда Северов уговаривает напарника Ляпишева Александра Петрыкина поменяться с ним сменами.

Но старания Нестора Петровича были напрасны. Геннадий не собирался учиться. Тогда Петрыкин решил сам взяться за обучение Ляпишева. Он решил во что бы то ни стало сделать из Геннадия человека. Мужчина водит нерадивого ученика в театр, музей, планетарий.

Из-за того, что Ляпишев все свое свободное время проводит с Петрыкиным, у Геннадия случилась размолвка с его любимой девушкой Люсей. Но благодаря стараниям Петрыкина у Ляпишева появилась тяга к знаниям. На глазах он превратился в заинтересованного в науке человека.

Пока Петрыкин прививал Ляпишеву любовь к учебе, от него ушла жена. Помирить супругов взялся Нестор Петрович. Помочь учителю вызвался Степан Семенович Леднев, отец Нелли, ученицы, влюбленной в Северова.

Сам Степан Семенович Леднев одержим желанием получать новые знания. Но он сталкивается с небольшой проблемой. Его дочь Нелли влюблена в учителя. Она стесняется своего отца и просит его не посещать занятия. Однажды девушка закрыла дверь в класс, чтобы Степан Семенович не смог пойти на занятия. Тогда Леднев залезает в помещение через окно. В конце концов отец Нелли бросил учебу.

Выяснилось, что ученица Нестора Петровича Виктория Коровянская не работает. Она не хочет понять, что не может посещать занятия, пока не устроится на работу. Помочь ей найти достойное место вызывается жених Петр Тимохин.

В конце фильма выяснилось, что в классе Нестора Петровича учится Ваня Федоскин, влюбленный в бывшую девушку Северова Полину парень. Он хотел жениться на Полине, но девушка предпочла Нестора.

Нестор Петрович думает, что Полина вышла замуж за Ваню. Однако позже он узнает, что это не так. Девушка возвращается к молодому учителю.

Шероховатости съемочного процесса

Согласно сценарию, в фильме должен был петь Ганжа. Но лишь после начала съемок выяснилось, что Збруев – артист не поющий. Ломая голову над переделкой сюжета, однажды утром режиссер услышал чье-то пение из гостиничного номера.

Оказалось, это напевала Светлана Крючкова, которую режиссер тут же познакомил с композитором Эдуардом Колмановским, который и написал специально для актрисы знаменитый романс «Черное и белое».

Вообще, многое ломалось уже во время съемок. Например, изначально планировались две серии. Но черновой сюжет понравился чиновникам, и они выделили дополнительный бюджет.

Киношники были этому рады, поскольку было много сцен, которые в две серии просто не вмещались. Но даже с расширенным бюджетом приходилось экономить, и не все, что задумали, удалось реализовать.

Например, в фильм так и не вошел смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале киноленты. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть Коровянская. Но та неожиданно испугалась и сбежала прямо перед выходом!

Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину. Члены съемочной группы животы надорвали от увиденного. Но зрители эту сцену так и не получили.

«Гостья из будущего» и опасная Малышка

В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости. 

Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности

Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он. 

В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.  

В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.

Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью. 

После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег. 

Обаятельный лоботряс Ганжа

Фото: кадр из фильма

Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».

У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».

Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.

В ролях

Актёр Роль
Михаил Кононов учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов
Людмила Касаткина директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна
Наталия Богунова учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна
Анастасия Георгиевская учитель географии Серафима Павловна
Валентина Талызина учитель химии Нина Петровна
Инна Жилина учитель биологии, редактор школьной стенгазеты
Людмила Анциферова учитель физкультуры
Валентина Кузнецова учитель
Зоя Исаева учитель
Валентина Сперантова уборщица тётя Глаша
Александр Збруев ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа
Светлана Крючкова ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва
Евгений Леонов ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв
Янис Якобсон ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник
Юрий Кузьменков ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин
Валерий Носик ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин
Виктор Проскурин ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев
Валерий Хлевинский ученик 9-го «А» Авдотьин
Нина Маслова ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская
Савелий Крамаров ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
Мария Коренева ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина
Михаил Розанов ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте
Игорь Суровцев ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте
Илья Баскин взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте
Александр Цирков ученик 9-го «А»
Наталья Гвоздикова аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко
Михаил Яншин профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк
Вячеслав Гарин директор химзавода
Готлиб Ронинсон бригадир шинного цеха, начальник Федоскина
Зоя Степанова врач, лечившая Федоскина
Николай Граббе начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов
Наталья Гурзо жена Фукина
Ирина Азер подружка Ляпишева Люся
Ролан Быков напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин
Люсьена Овчинникова невеста, позже жена Петрыкина Валя
Владимир Басов фотограф на свадьбе Петрыкина
Владимир Земляникин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Юрий Киреев гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Валентина Титова гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Иван Жеваго гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Александр Вдовин молодой отец Чувичкин (в титрах не указан)
Иван Рыжов майор милиции, начальник отделения
Лев Дуров старший сержант милиции
Галина Комарова контролёр
Светлана Старикова экскурсовод
Лариса Барабанова продавщица в магазине мужской одежды
Альберт Иричев осводовец
Алексей Кутузов молодой осводовец
Александр Зимин продавец в мебельном магазине
Александр Калужский доктор
Лев Дубов инженер химзавода Акимыч
Тамара Логинова эпизод
Валентина Ананьина эпизод
Михаил Ремизов эпизод (в титрах не указан)
Пётр Щербаков гость (в титрах не указан)
Елена Коренева девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана)
Ирина Калиновская медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана)
Любовь Касаточкина гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Екатерина Мазурова соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана)
Виктор Шульгин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Ольга Богданова пассажирка в автобусе (в титрах не указана)
Светлана Швайко эпизод (в титрах не указана)
Любовь Мышева асфальтоукладчица (в титрах не указана)

Загадочный и ядовитый Нестор Петрович

Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».

Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.

Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.

Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».

В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.

Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».

На женитьбу сына мать отреагировала самоубийством

Михаил Кононов и в молодости обладал тяжелым характером, но в 33 года, когда он снимался в «Большой перемене», его поведение стало больше походить на нездоровье. Но тогда далеко не все знали, что в день его 30-летия мать актера покончила жизнь самоубийством. 

О злом роке звезды «Тени исчезают в полдень» актрисы Александры Завьяловой: читайте здесь

Михаил был очень привязан к матери. Его отец, который после войны работал швейцаром в гостинице «Пекин», умер рано. После его смерти сын взял на себя ответственность за мать. Эта женщина, по утверждениям очевидцев, была скупа на ласку и болезненно ревнива ко всему, что могло бы отобрать у нее сына. По сути, она была домашним деспотом, привившим своему чаду массу комплексов. А когда ее сын появился на пороге дома с будущей женой, мать актера приняла его избранницу в штыки. Она была категорически против свадьбы, но сын проявил характер и женился. И тогда она отомстила ему самым страшным образом. Аккурат в день 30-летия Михаила 25 апреля 1970 года женщина совершила самоубийство – выпила целый пузырек отравы для тараканов. 

Юная москвичка Наталья считала большой удачей выйти замуж за известного актера Фото: starhit.ru

Сын нашел ее в комнате на ковре. Эта трагедия навсегда изменила его, но самое главное, чего мать, собственно, и добивалась, актер возненавидел свою жену, считая, что мать умерла из-за нее. Кононов превратился в домашнего деспота, запретив жене любые проявления себя как личности. Он запрещал ей встречаться с друзьями и заниматься спортом. Но самое обидное – наотрез отказывался заводить детей. И пояснял это супруге тем, что в неволе не размножается. 

Жена деспота сидела дома, а он пропадал на съемках, где, по слухам, имел адюльтер и не один. Интересно, что при всей своей вредности и специфической внешности, Кононов имел успех у женщин. Жена прощала ему измены и закрывала глаза на пьянство. Одни говорят, что Кононов в 70-х любил выпить, причем главным собутыльником был его друг – Олег Даль. Другие, да и он сам, утверждают, что Кононов никогда не пил – якобы у него к алкоголю было отвращение.

Опасные моменты «Большой перемены»

Фото: кадр из фильма

В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.

Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».

«Большая перемена» – белиберда и несуразность

На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой. 

Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался. 

«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы. 

Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского

«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.

Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя. 

Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл. 

Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector