Георгий победоносец

Описание христианской святыни, фото образов

Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:

  • восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
  • стоящим на земле рядом с другими святыми;
  • без доспехов и оружия, в скромном облачении;
  • верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
  • в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.

Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.

В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.

Другие варианты картины

На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.

Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.

Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.

Иконография образа святого

Картины, посвященные Георгию Победоносцу, создавались христианскими художниками в разные эпохи. Русским иконописцам этот сюжет стал известен в середине 12 века благодаря Византии. На территории России было создано несколько древних картин, изображающих Георгия Победоносца:

  • самым давним изображением великомученика считается поясной образ, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля;
  • другой древний лик святого содержится на фресках, расположенных в Старой Ладоге в церкви Св. Георгия;
  • знаменитая житийная икона праведника, созданная в начале XVI века, хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

До конца XV столетия существовал краткий извод этой реликвии. Такое полотно не содержало многочисленных деталей, а только лишь основной сюжет. В дальнейшем картина стала пополняться новыми, более развернутыми элементами.

Св. великомученик с копьём

На Руси святого Георгия знали давно, начали прославлять уже в первые годы после принятия христианства. В 11 веке в Киеве построили церковь в его честь. Храмы Георгия Победоносца появились также в Новгороде и Владимире.

Сюжет Георгия со змеем на Руси известен с 12 века (фреска церкви великомученика в Старой Ладоге).

На большинстве древнейших икон, Новгородских, изображены только всадник, змей и благословляющий святого Господь.

С конца 15 века художники добавляют в сюжет ангела, венчающего святого, царевну, ведущую побежденного змея или спасенный город. Иногда привычное движение коня слева направо меняется на противоположное. А на некоторых святынях скакуна изображают не белым, а черным или коричневым.

В чем помогает икона Георгия Победоносца

  • Еще с давних пор Святец был покровителем для всех военнослужащих и тех, кто оказался в зоне проведения боевых действий;
  • К святыне также очень часто обращаются в надежде защититься от врагов и на обретения мира не только для себя, но и для своих близких. Для того чтобы получить содействие от чудотворного лика необходимо рядом с его образом поставить свечу и произнести свое пожелание;
  • Помимо всего вышеупомянутого икона святого Георгия Победоносца способна также уберечь и от различных заболеваний. Большое количество православных посещают церкви и соборы, чтобы воззвать в молебне к преподобному для помощи в борьбе с хворью. Также существует некоторые доказательства что это божественное изображение способно также излечить женское бесплодие;
  • Ещё к божественному лику возносится и молитва на победу;
  • К образу также как мужчины так и женщины, и даже дети, так как Святой способен помочь абсолютно всем кто имеет хоть малейшую веру в то что его прошение будет исполнено.

Интересные факты

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству. По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

Когда нужно молиться у образа Георгия Победоносца

По давней традиции к иконе святого Георгия обращаются все, чья жизнь связана с защитой Отечества, а также их родные и близкие. Святой спасает от ранений и гибели во время военных конфликтов, помогает обрести силу духа и одержать безоговорочную победу над противником. Благодаря его поддержке удается благополучно вернуться домой с поля битвы, защититься от врагов, их злобы и коварства. В старину к великому праведнику также обращались для того, чтобы получить хороший урожай, избежать засухи и голода.

Кроме этого, молитвы у священного образа помогают:

  • достойно пройти сложные испытания;
  • разрешить различные конфликты;
  • восстановить справедливость;
  • спастись от преследования недоброжелателей;
  • обрести внутренний мир и спокойствие;
  • исцелиться от телесных или душевных болезней.

Молясь перед образом великомученика, зажигают церковную свечу или лампаду. Обращение к святому может выглядеть по-разному – как готовый текст из молитвослова или собственный. В обоих случаях следует беседовать с Божьим угодником искренне, с чистым сердцем и спокойной душой, не отвлекаясь на посторонние мысли. Молиться можно как за себя, так и за другого человека. При этом следует обязательно называть имя, данное христианину при крещении.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.

Мученичество святого Георгия Победоносца

Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от Христа. После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.

Казнь Георгия Победоносца

В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм Аполлона. Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.

Гробница Георгия Победоносца

23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.

Храм Георгия Победоносца в Лидде, Израиль

Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Мощи и почитание

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. «Чудо Георгия о змие» — излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием» (; ).

Св. Георгий Победоносец. Серебро, X — XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см.

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Греция.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов . Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Чудо св. Георгия о змие. Икона, конец XIV в.

На Руси

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

Как выглядит икона

В России наиболее почитаем иконографический образ, на котором святой Георгий Победоносец поражает змея. Однако этот образ далеко не единственный в православной русской иконографии.

  1. Наиболее распространёнными считаются иконы с изображением Георгия – воина.
  2. Существует также и образ мученика — в руке святой держит крест и одет в хитон и плащ – такая одежда была традиционной для всех, кто страдал за христианскую веру. На голове мученика изображён венок.
  3. Внешне Георгий выглядит кудрявым безбородым юношей с длинными вьющимися волосами.
  4. Византийская иконографическая традиция представляла Георгия с другими чертами лица.

Начиная с VI века изображения святого Георгия можно встретить рядом с изображениями Дмитрия Солунского, Федора Тирона и других святых. Всех их объединяет тот факт, что они несли при жизни воинскую службу и приняли мученическую кончину за христианскую веру. Очень часто иконописцы запечатлевают на одном образе Дмитрия Солунского и Георгия. Возможно причиной тому некоторое внешнее сходство у этих святых.

Российские иконы Георгия

В России особое почитание святого воина Георгия началось с правления великого князя Ярослава, который в крещении принял это имя. Подобно императорам Византии, Ярослав стал чеканить изображение своего святого покровителя на монетах и печатях. Наиболее ранней российской иконой Георгия Победоносца считается икона, написанная в 11 веке и хранящаяся сегодня в Кремле. На иконе воин изображён по пояс и держит в левой руке меч, а в правой копье. В начале XII века была написана большая икона для Георгиевского собора в Новгороде. Размеры этой иконы составляют 1,5 на 2,5 метра. Помимо меча и копья, у святого имеется щит. На голове его водружён золотой венец. Сюжет о змееборце на этой иконе не раскрыт.

В московских храмах традиционно чаще встречается святой в хитоне мученика в паре с другим святым — Дмитрием Солунским. Оба эти воина издревле считались заступниками русских городов. Стоимость таких икон могла быть весьма высокой.

В каких делах помогают икона и молитва святого Георгия Победоносца?

Икона св. Георгия символизирует силу веры, борьбу со злом и победу над ними.

Среди основных категорий людей, которым может помочь Георгий, выделяют следующие:

  1. Военнослужащие или все, кто оказался в зоне военный действий, могут просить о защите и покровительстве святого.
  2. Икона может защитить от врагов и недоброжелателей, принести мир в сердце молящегося.
  3. Георгия Победоносца можно просить о победе, особенно в спорте.
  4. Избавление от болезни тоже считается прерогативой св. Георгия. Об этом его просят и взрослые, и даже дети.
  5. Святой может оказать помощь в работе.

Главное верить в чудодейственную силу иконы, и тогда молитва Святому Георгию непременно будет услышана, и святой мученик окажет помощь.

Возможное происхождение и толкование


Бог Гор убивает копьём бога Сета (изображён в образе крокодила) чтобы отомстить за смерть отца (Египет, IV век н. э.) Исследователи отмечают, что змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра) и восходит к дохристианским культам.Античная мифология также знает ряд сходных сюжетов: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о змие является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему на съедение.

В христианстве чудо Георгия о змие имеет также иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2).

Икона Георгия Победоносца: описание

На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

Значение иконы Георгия Победоносца

Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.

К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.

Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.

Хранитель земель русских

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой — царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, — который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Чудо со змеем

По старинной легенде на озере около города Бейрут (Сирия) жил крылатый змей огромного размера. Он был похож на дракона и похищал людей. Никто не мог справиться с монстром.

Напуганные местные жители, которые были язычниками, решили по очереди жертвовать чудищу своих детей. Дошел черед и до дочери царя. Ее привязали к дереву около озера. Вскоре из воды показался дракон. В то же время на берегу появился всадник. Он спас царевну, пронзив змея копьем. Позже на этом месте забил целебный источник. Там же был построен храм в честь великомученика Георгия. Именно он спас жителей Бейрута от дракона, после чего они массово приняли христианскую веру (более 25 тыс. человек).

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector