История возникновения вышивки крестиком

Содержание:

Вышивка как знак внимания

В ходе течения истории вышивка крестиком ближе к XVIII веку становится доступной практически всем, при этом она постепенно утрачивает основную смысловую нагрузку и сакральный смысл и приобретает больше декоративный характер. Рукодельницы-умелицы украшали не только одежду и предметы интерьера, но и таким образом могли выказать свою симпатию понравившемуся парню, вышив для него рубаху, пояс или кисет для табака.

После падения «железного занавеса» популярность вышивки в России ненадолго упала ввиду засилия новомодных вещей с запада, но в последние несколько лет тяга к этому кропотливому творчеству снова набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что история вышивки еще не закончилась.

1.1 История традиционной русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати.

Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слов населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок.

Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой

Искусство вышивки является одной из важнейших по-своему художественному значению творчества русской деревни. Сложившаяся первоначально как домашний промысел, имевший своей хозяйственной базой обслуживание потребностей самого крестьянского дома и, в особенности, помещичьего хозяйства, на которое работал крепостной крестьянин, вышивка становится, по мере развития товарного рынка, объектом сбыта на широкий рынок.

Это оказывает сильнейшее влияние на художественные мотивы вышивки, испытывающей на себе влияние города. Одним из интересных типов русской крестьянской вышивки являются изделия северных районов России.

Вышивки Севера характерны своим прозрачным рисунком, сделанным двухсторонним старинным швом красной нитью или ажурной «строчкой» (посредством выдергивания нитей),«перевитью» и кружевом. Богатство сюжета уменьшается по мере передвижения с Севера на Юг, равно как упрощается и сложность узоров, которые в то же время становятся тяжелее, многоцветнее, колористически ярче и геометричнее, иногда проще и насыщеннее по занимаемой плоскости, цветы иной раз приобретают натуралистический характер, приближаясь к украинскому орнаменту, на который намекают розетки

Безусловно, вышивки Центральных областей, особенно ее юга, восходят своими геометрическими формами к древнейшим прототипам, известным в Азии.

На Каргополье встречаются вышивки в разных техниках. Наиболее древняя – вышивка двусторонним крестом – росписью (или полукрестом). Распространены счетные глухие швы, встречаются строчные техники – белая строчка и северная цветная перевить. Использовался и тамбурный шов, называемый «мышиной тропкой».

Тамбурным швом каргопольские женщины вышивали подолы сарафанов, станы рубах. Встречается несколько вариантов вышивки. Белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. Другой вариант – к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью.

Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы». Нередко вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались. Например: «ВЫШИВАЛА ПАВЪ ПУХОВА АННА..». Подписи также вышивались тамбурным швом. Эти автографы, нередко с указанием года работы, стали бесценны (Приложение1.фото.3)

Но больше всего любили бранное ткачество. На подолах рубах, на концах полотенец «браньем» выполнялись сложные геометрические узоры красными нитями по белому полотну из пестряди. Позже каргопольские мастерицы стали делать многоцветные композиции, вышивая цветными шерстяными нитками по пробелам в ткачестве, или выполняя орнаментальные тканые полосы

Материалы и приспособления для вышивки крестом

Вышивка крестом является одним из видов рукоделия, который представляет собой расшивку ткани. На самой ткани делаются маленькие крестики, наносимые на неё с помощью иглы и разноцветных ниток. Чтобы приступить к вышивке крестом, нужно иметь под рукой следующие предметы:

  • Ткань
    . В вышивке крестом лучше всего использовать канву. Это специализированная ткань имеет множество дырочек, образованных в результате неплотного пересечения продольных и поперечных нитей. Эти дырочки облегчат вам работу. С их помощью крестики будут максимально ровными и одного размера. Канва может быть сделана из хлопка, льна, шёлка или других материалов. Размеры канвы также различаются. Чаще всего используют четырнадцатый и восемнадцатый размер канвы.
  • Нитки
    . Помимо ткани, есть также специальные нити для вышивки. Они называются мулине. Они также бывают самых разнообразных цветов и с разным составом.
  • Иглы
    . Иглы вы можете выбрать на своё усмотрение. Но в основном применяют иглы с тупым концом, чтобы не уколоться.
  • Пяльцы или рамы
    . Данные приспособления используют для того, чтобы натянуть ткань и облегчить себе работу. Пяльцы изготавливают из разных материалов: пластика, дерева или металла. Пяльцы – это два разных по размеру обруча, которые вставляются один в другой, а между ними проходит ткань, которая натягивается, если начать затягивать винт, находящийся на внешней стороне приспособления. Рамы – те же самые пяльцы, только имеют квадратную форму. Их используют при вышивке более больших полотен.
  • Ножницы
    . Для обрезки ниток под рукой нужно иметь ножницы. Можно использовать обычные или специальные. Специальные имеют небольшой размер, но острые и короткие лезвия.

Мстерская вышивка

Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.

XIX век и начало XX – это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.

Как научиться вышивать крестиком для начинающих пошагово: подготовительный этап

Проект вышивки пред своим воплощением требует дополнительной подготовки

Очень важно соблюсти все правила приготовлений, так как их качество повлияет на последующий рабочий процесс. Нужно позаботиться о качестве ткани и нитей, правильно выбрать иглы и даже ножницы

Следует учитывать, что стирать ткань для вышивки лучше перед началом работы, так как после стирки основа может «сесть».

Также необходимо взять во внимание, что края ткани в процессе работы могут осыпаться и растрепаться. Их следует предварительно обработать нитями или клеем

Лучше всего для вышивания подходит такой вид ткани, как канва.

Как подготовиться поэтапно:

  • Схемы;
  • Ткань;
  • Нити;
  • Подготовка дополнительных материалов.

Все материалы должны быть высокого качества. От этого будет зависеть окончательный результат. Лучше всего вышивать, используя пяльцы. Они помогут качественно натянуть ткань, что позволит легко и аккуратно делать стежки.

С чего началась история вышивания крестиком в России

Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.

Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:

  • Серебряные и золотые нитки;
  • Жемчуг;
  • Драгоценные камни.

Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.

Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.

История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие

Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.

Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы

Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.

Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:

  • Отображает культуру определенной страны;
  • Национальные традиции;
  • Особенности региона.

Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.

Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.

Истории вышивания крестом: с чего все началось

Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.

Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:

  • Библейские мотивы и узоры;
  • Растительные орнаменты;
  • Оригинальные изображения различных животных и птиц.

Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.

Как вышивать по схеме крестиком для начинающих

  1. Приступая к работе, следует найти центр рисунка на схеме и центр полотна для вышивки. Для того чтобы отметить центр канвы, её необходимо сложить пополам и еще раз пополам, то есть, в четыре слоя. На месте пересечения сгибов отметьте центр. С помощью линейки и маркера сделайте разметку на ткани из квадратов со стороной в 10 клеток так, как показано на схеме вышивки. Начинать вышивку следует с центра. На схеме определите центральный фрагмент одного цвета, с которого вы начнете свою работу. На канве отметьте место первого «крестика».
  2. Для начала необходимо вышить центральный фрагмент, отмеченный на картинке желтым цветом.
  3. Закрепите нить изнаночными стежками трех желтых полукрестов.
  4. Затем вышейте один полный крест сверху по центру и закончите три креста ниже.
  5. Отступите немного места и проденьте оставшуюся нить так, чтобы её часть осталась с изнаночной стороны на месте будущих черных крестиков, а хвостик оказался на лицевой стороне.
  6. Возьмите нить черного цвета. Проденьте её так, чтобы с изнанки она оказалась рядом с оставленной ранее жёлтой нитью, и протяните до места первого черного крестика. Когда будете вышивать ряд черных полукрестов, проследите, чтобы оставленные хвостики нитей с изнанки были подшиты стежками вышитых полукрестов. Если фрагменты одного цвета находятся на расстоянии 2—3 «квадратиков», то можно перейти на другой фрагмент не меняя нити.

Простые схемы для вышивки крестиком

Существует масса различных схем для новичков. Их можно найти в интернете, в специализированных магазинах, в журналах по вышивке. Наибольшей популярностью у начинающих рукодельниц пользуются схемы с изображением животных, фруктов и ягод.

Фото 1. Пример несложной схемы для начинающих с ягодами, в которой мало оттенков.

Выбирая первые схемы, отдавайте предпочтение маленьким рисункам с небольшим количеством цветов.

Маленькие для детей

Для маленьких мастеров существуют различные схемы на детскую тематику. Это могут быть персонажи мультфильмов, различные животные, герои сказок, домик и многое другое.

Фото 2. Маленькая схема вышивки со сказочным единорогом, которая может заинтересовать ребенка.

Другие идеи легких схем

Также с интересом новички вышивают по схемам различные цветы.

Фото 3. Схема, по которой можно вышить крестом красивый цветок розы с листьями.

Кроме этого, простыми считаются схемы, на которых изображены различные орнаменты и узоры.

Фото 4. Геометрический узор в виде снежинки тоже можно вышить крестом достаточно быстро и легко.

Вышивание на канве с готовым рисунком

Для тех, кому не хватает терпения высчитывать каждый крестик на схеме, существует канва с нанесенным на нее рисунком, который и представляет собой схему вышивки. Все, что необходимо для создания картины — это зашить рисунок нитками.

История возникновения вышивки крестом

Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки истории неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже XX века. Но очевидно, что вышивка возникла гораздо раньше.

Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.

Историки утверждают, что вышивкой занимались все древние народы. У разных народов были свои цвета в вышивках. Свои узоры, которые отличались. В вышивке отражался национальный колорит и виденье прекрасного у каждого народа.

Иголка для вышивания до тех пор, пока не стала металлической, делалась из различных материалов: костей убитых животных, сочков деревьев и рыбьих костей.

В качестве нитей для вышивки, использовались высушенные жилы животных.

История вышивки Западной Европы

Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото) и разнообразными узорами. Исторически это значительно повлияли на развитие вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты и техника.

В ХVI веке в Западной Европе счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время большей частью сюжетов для вышивки были библейские сюжеты.

В XVIII веке в вышивке крестиком стал более заметен классический стежок. Тематики вышивок стали более разнообразны.

H2. История вышивки на Востоке

В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Вышивки на Востоке всегда отличались большим разнообразием цветов и сложностью узоров.

Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет.

H2. Краткая история вышивки крестиком

Еще в XVI веке вышивка крестиком считалась занятием для богатых, но с ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения.

Вышивку того времени можно разделить на:

  • народную;
  • городскую.

Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле).

Канва для вышивки крестиком

Основой вышивки крестиком является канва – это специальное полотно, которое особым образом выработано на фабрике и таким образом размечено в клеточку, что каждая клетка канвы будет местом для нанесения нитками крестика.

Канва производится из большого количества разнообразных материалов, в частности:

— изо льна; — из шелка; — из пластика; — из смеси; — из хлопка.

Канва для вышивки крестиком

Основной характеристикой канвы является клеточная размерность. Для расчета клеточной размерности используется тканевый дюйм. Самые распространенные размерности канвы – это восемнадцатая и четырнадцатая. Это говорит о том, что на один тканевый дюйм приходится четырнадцать или восемнадцать клеточек. То есть, это 5,5 клеточек на один сантиметр и 7,2 клеточек на один сантиметр.

Встречается еще такая разновидность канвы, как страмин. Это более жесткая ткань, которая имеет крупные дырочки. Страмин используется при работе в технике ковровой вышивки и вышивки крестиком шерстяными нитками. Страмин идеально подходит для начинающих вышивальниц, потому что ниткой с иголкой проще работать при крупных дырочках. Страмин, в основном, используется при вышивке гобеленов, подушек и ковриков.

Помимо традиционной канвы, для вышивки может использоваться также ткань равномерного переплетения. Ее основное отличие от канвы заключается в том, что эта ткань не размечается в клеточку. Смешанные льняные ткани и лен состоят из одиночных ниток, с переплетением, в котором нитка проходит под перпендикулярной ей ниткой и над следующей перпендикулярной.

Встречаются ткани со следующими переплетениями нитей на один дюйм (2,54 сантиметра):

— двадцать пять; — восемнадцать; — двадцать восемь; — тридцать шесть; — сорок.

Также еще встречается накладная канва. Такое полотно необходимо для вышивания на тканях, которые не имеют равномерного переплетения.

Кроме того, для вышивки крестиком используется также водорастворимая канва. Когда работа над вышивкой закончена, ткань нужно опустить в теплую воду – и канва в ней растворится.

История вышивки крестом

История вышивки крестом, вера в её силу лаконично дополняется легендой об императоре Константине, который ехал к своему супротивнику и в то же время соправителю Максимилиану – в Рим. Задумавшись о своей дальнейшей судьбе, он вдруг в небе над собой увидел изображение креста, и надпись, начертанную невидимой силой: «сим победишь». Значение этого видения, император тут же истолковал как послание высших сил, и сделал увиденный символ своей личной эмблемой, водрузив её на место орла, что до той поры красовалась на его штандартах. А победив коварного врага у моста Милвиана, Константин окончательно уверился в силе христианского бога, и, запретив все гонения на учеников Христа, приказал использовать непобедимую символику во всех церемониальных торжествах, в том числе и в украшении одежды. Ризы церковнослужителей разрешалось вышивать только крестом. Так вышивание стало обязанностью тех, кто назвал себя Христовыми Невестами и Слугами Бога – обитателей монастырей.

Красивая вышивка крестом: история создания

Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.


Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл

Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:

  • Природные узоры;
  • Мотивы, взятые из повседневной жизни;
  • Оригинальные орнаменты.

По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.

Еще один вид русской глади

В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида – владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже — зеленого.

Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.

Делаем схему для вышивки из любой картинки, используя Photoshop – Ярмарка Мастеров

Сегодня хочу рассказать, как превратить картинку или фотографию в схему для вышивки (крестом или бисером) с помощью программы Photoshop.

Открываем выбранное изображение в программе Photoshop. У меня версия CS4.

Если у вас другая версия, то возможны некоторые отличия в расположении пунктов меню.

В преддверии Нового Года я выбрала вот такую елочку

Если есть желание, можно немного подкорректировать изображение. Самое приятное, что ювелирная точность здесь не важна, это не скажется на нашей схеме. Я с помощью “заливки” изменила цвет неба на красивый синий.

Далее заходим в меню Image > Mode > Indexed Color (на картинке слева).

В открывшемся окне (на картинке справа) в поле Colors устанавливаем наименьшее значение, при котором качество изображения вас устраивает

Обратите внимание, чтобы стояла галочка Preview, чтобы сразу видеть происходящие с картинкой изменения

Теперь переходим в меню Image > Image Size.

Если необходимо, можете поменять значения ширины/высоты. В данном случае меня размер будущей вышивки 5,87*8,38 см устраивает.

В поле Resolution выбираем единицу измерения pixels/cm и устанавливаем число, соотвествующее количеству крестиков в 1 см. В моем случае канва для вышивки с размером клеточки 2*2 мм, поэтому в 1 см поместятся 5 крестиков.

Полученную в результате схему масштабируем до удобного размера.

Далее заходим в меню Image > Mode > Color Table  и будем работать с цветами.

В открывшемся окне мы видим всю палитру цветов, представленную на картинке (+белый/черный в зависимости от установок).

Здесь мы можем изменять палитру изображения в зависимости от имеющихся цветов ниток для вышивания.

Например, у меня есть нитки синего, светло-  и темно-зеленого, белого и коричневого цветов. И мне бы не хотелось искать где-то дополнительные цвета.

Поэтому я выделяю левой клавишей мыши все оттенки синего в палитре (а их получилось целых 6!) и заменяю их одним цветом.

Помимо открывающейся палитры, эту замену можно выполнить при (клик + Alt) любым красящим инструментом (заливка, кисть…) на нужной точке изображения.

Проделываем то же самое с остальными цветами до получения того количества цветов и оттенков, с которым вы готовы работать. На фото то, что получилось у меня.

Далее при желании инструментом «карандаш» дорабатываем изображение.

Я подкорректировала ствол и добавила темно-зеленого цвета.

А потом пошел снег (как сегодня на улице!) и ёлочка принарядилась в белое

Наша схема готова, осталось оформление.

Сделаем место для палитры. Для этого увеличиваем изображение кадрированием

Обратите внимание, чтобы цвет фона присутствовал в нашей палитре, но при этом нигде не сливался с изображением. Я выбрала контрастный черный. Теперь на этой полоске рисуем «карандашом» цветовые квадратики

(не забывайте для взятия цвета использовать «пипетку» — клик с клавишей Alt)

Теперь на этой полоске рисуем «карандашом» цветовые квадратики. (не забывайте для взятия цвета использовать «пипетку» — клик с клавишей Alt).

Вот, что у нас получилось!

Теперь для удобства добавим разметку. Заходим Preferences > Guides, Grid… и настраиваем сетку (Grid).

В открывшемся окне устанавливаем частоту линий разметки (я установила линию через каждые 5 пикселей) и количество промежуточных делений (пунктиром между сплошными линиями).

Также здесь можно выбрать цвет разметки (контрастирующий с изображением, чтобы было видно линии). В данном случае черный цвет меня устраивает.

Заходим в меню View > Show и включаем нашу сетку Grid

Получилось вот так!

Делаем снимок экрана и открываем полученное изображение в фотошопе. Кадрируем.

Сохраняем наш готовый файл и любуемся результатом!

Теперь можно распечатать на цветном принтере и приступить к вышивке!

Вот еще несколько моих схем, созданных таким же методом.

Примечание: при больших размерах вышивки, когда принтскрин неудобен, возможен другой вариант. После создания окончательной картинки увеличить ее размер и создать и наложить сетку отдельным слоем.

Спасибо за внимание! Всем отличного настроения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector