«крик» мунка

История написания картины «Крик»

Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.

Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.

Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.

Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.

Откуда взялся крик и ужас на картине

Так откуда же взялся этот бесконечный стон природы? По мнению некоторых ученых, это могло быть связано с природным явлением. В 1883 произошло извержение вулкана Кракатау, который вызвал оглушительный шум, самый громкий из слышимых на Земле. Говорят, что сейсмические толчки прошли семь раз вокруг земного шара с таким мощным звуком, что его было слышно на расстоянии 4800 км.

Сообщается также, что в результате извержения в атмосферу были выброшены миллионы частиц вулканического пепла, разлетевшиеся до самой Норвегии.

Другая теория больше связана с измученной и эмоциональной личностью художника. Мунк жил по соседству с психиатрической больницей, куда была помещена его сестра. Крик мог быть отражением тревоги и страданий. На картине изображен реальный пейзаж современного Осло.

Фото картины «Крик» на фоне пейзажа в Осло

С раннего возраста рисование было способом изолироваться от печали, которую Эдвард Мунк испытывал в семье. В картине он вспоминает захватывающий закат в Осло, который придавал небу и облакам драматический красный оттенок. На литографии художник добавил надпись на немецком языке: «Я почувствовал великий крик природы» (Ich fühlte das Geschrei der Natur).

Считается, что главный герой руками закрывает уши, чтобы «заглушить» стон природы. Очень легко неверно истолковать изображение как крик персонажа. В 1892, за год до полотна «Крик», автор написал «Отчаяние». Два холста очень похожи: цвета, небо, формат, пропорции… все идентично, кроме главного героя.

В картине «Крик» Мунка мужчину в пальто и шляпе заменяет таинственная фигура на фоне моста с исхудавшим лицом, которое трудно описать: это скелет, эмбрион, мужчина или женщина? Живой или мертвый человек? Какие эмоции он испытывает?

Роберт Розенблюм, историк искусства, предположил, что это лицо может быть вдохновлено мумией перуанского народа чачапойя. Действительно, в 1889 году Мунк учился в Париже после получения стипендии. Возможно, он видел эту мумию на выставке в Этнографическом музее на Трокадеро, и это правда, что сходство поразительно.

Работа была впервые показана публике в 1895 в галерее Бломквист в Осло. В то время было достаточно критики и многие ставили под сомнение вменяемость Мунка, настолько, что один студент-медик даже назвал его сумасшедшим.

#история_одной_картины Эдвард Мунк «Крик»

«Крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками.  В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», — выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он  покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», — сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал Мунк о себе.

Работы Мунка, пронизанные ощущением страдания, были признаны «дегенеративными» в нацистской Германии после прихода к власти Гитлера и запрещены. Бизнесмену Олсену удалось выкупить холсты Мунка у Германии и спасти их от уничтожения.

Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной.

Источник http://www.1tvnet.ru/content/show/krik-edvarda-munka-istoriya-samoi-zagadochnoi-kartini-rekordsmena.html

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы — это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.

Отчаяние 1892

На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.

Тревога 1894

Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» — это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.

Крик 1893

Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Также интересно:

Ван Гог. 8 фактов, которых вы не знали

Картина «Купание красного коня»

Картина «Три Богатыря»

Версии «Крика»

Известно, что существует несколько версий картины «Крик» норвежца Мунка. Как минимум четыре. Известный экспрессионист их написал, применяя разные техники и способы письма.

Картина «Крик», оригинал которой находится в музее Мунка в норвежской столице Осло, представлена в галерее в двух вариантах. Один выполнен маслом, другой — пастелью.

Еще одно произведение автора под этим же названием хранится в Национальном музее Норвегии. Именно эта версия считается наиболее знаменитой в мире. По счету она была написана второй. Для ее создания художник также использовал масло.

Еще одна версия «Крика» до сих пор находится не в государственной галерее, а в частных руках. Полотно, написанное пастелью, принадлежало норвежскому бизнесмену и миллиардеру Петтеру Олсену. В 2012 году он выставил его на открытый аукцион. В результате картина была продана американскому бизнесмену Леону Блэку. Ее стоимость составила почти 120 миллионов долларов США. На тот момент это был рекорд по стоимости для произведения искусства.

Такой интерес к работе Мунка не раз делал её мишенью для злоумышленников, которые стремились украсть или подделать картину. Знаменитая кража «Крика» из норвежского Национального музея состоялась в 1994 году. На место ее удалось вернуть только через несколько месяцев.

Исторические сведения

Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости “Крика”. Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

Нужно добавить, что именно эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Впрочем, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла. Эдвард Мунк

Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Винсент Ван Гог в 19 лет

Эдвард Мунк, 1885

Edvard Munch, Morning, 1884, KODE Art Museums of Bergen, Rasmus Meyer Collection

Vincent van Gogh, The Potato Eaters, 1885

Vincent van Gogh Starry Night over the Rhone, 1888, Musée d’Orsay, Paris

Vincent van Gogh, Montmartre: Behind the Moulin de la Galette, 1887

Edvard Munch, Spring Day on Karl Johan Street, 1890, KODE Art Museums of Bergen

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

Опровержения птичьей теории

Птичья теория не нашла отклика в душах профессора Тине Фройсакер и реставратора Тьерри Форда. Ведь если взглянуть на вопрос глубже, это не мог быть птичий помет.

Благодаря своему химическому составу, экскременты птиц, вероятнее всего, вступили бы в реакцию с краской. Это привело бы к разрушению целостности картины — краска под пометом и вокруг сменила бы цвет. Картина была написана в 1893 году, однако по сей день никаких реакций не замечено.

Также Эдвард Мунк при написании этой работы использовал картонную подложку. Это исключает возможность работы на природе, так как материал легко повредить.

В поисках истины

Для разрешения спора и выяснения происхождения пятна было решено применить современные технологии. Из университета Антверпена в Осло отправилась команда ученых, специализирующихся на рентгеноструктурном анализе и электрохимии. С ними прибыла установка для макрорентгеновской флуоресцентной спектроскопии.

Этот аппарат просвечивает предмет рентгеновским излучением. Встроенный прибор регистрирует вторичное флуоресцентное свечение, испускаемое атомами веществ под воздействием рентгена. Свечение уникально для каждого химического элемента. Таким образом можно определить химический состав всех веществ, что есть на полотне «Крик».

Сканирование картины исключило возможность того, что пятно является краской или несет в себе частицы мела. Но природа происхождения установлена не была. Тогда ученые привлекли более сложную технику.

С пятна были взяты микроскопические образцы. Их направили в Гамбург, где был проведен рентгеноструктурный анализ. Фредерик Ванмеерт, руководивший проведением анализов, классифицировал вещество как пчелиный воск. Для подтверждения были проведены еще два анализа: воска, который подтвердил его правоту, и собранного на улице птичьего помета, который не дал совпадений.

По результатам проведенных тестов официально было заявлено: пятно на полотне «Крика» является каплей воска. Вероятнее всего, он попал туда случайно, когда рядом с картиной была зажженная свеча.

«Крик» — что вдохновило художника?

Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.

Крик 1893

На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.

Крик 1895

Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.

По версии одного из исследователей творчества Мунка — Роберта Розенблюма — прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка — Поля Гогена.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Сюжет и образы картины

На изображении легко угадывается вполне конкретное место. Это вид Осло-фьорда, который открывается с холма Экеберг в Норвегии, что являлась родиной художника. Далеко не всем известно, что “Крику” предшествовало несколько подобных работ.

Первую попытку отразить своё состояние на закате, что так запомнился автору, он сделал в картине “Отчаяние”. Следующим стало полотно, известное под названием “Меланхолия”, однако именно в “Крике” потенциал Мунка как художника раскрылся максимально ярко и полно.

Но что же изобразил творец? На картине явно угадывается мост, открывающий вид на фьорд. Под небом стоят люди, в вышине пылает закат. Но более всего взгляд притягивает центральная фигура полотна.

Как ни странно, но этот образ Мунк не стремился продемонстрировать как определённого человека. Ценители творчества художника говорят, что в своей работе норвежец решил отобразить не внешность, не личность, а звук. Вы скажете, что звук нельзя написать на холсте? Тогда посмотрите на “Крик” – и убедитесь в своей неправоте.

Несмотря на весьма размытые линии образа, многие детали прописаны настолько точно, что не возникает сомнений – Мунк акцент сделал именно на этого странного человека, что находится на переднем плане изображения.

Бросаются в глаза идеально закруглённые линии головы, рта. Их словно бы повторяют контуры цветов пейзажа, оттенки закатного сияния. Действительно возникает такое впечатление, будто всё вокруг повторяет кричащий звук вместе с героем картины. Не стоит забывать, что изначально полотно было названо “Крик природы”, но позднее художник сократил название.

Нехорошая картина

Устроители аукциона не ожидали такого результата — они рассчитывали примерно на 80 миллионов. Однако всего за 15 минут семь покупателей взвинтили цену до головокружительной высоты. Имя счастливчика, переигравшего своих претендентов, так и не было названо. Зато известен прежний хозяин «Крика» — это миллиардер Петер Олсен. Зачем ему понадобилось продавать «Крик»? По словам Петера, на вырученные деньги он хочет открыть новый музей Мунка в Норвегии и принять участие в праздновании 150-летия художника, которое состоится в будущем году. Благородная затея. Вот только все же непонятно — почему именно «Крик» был выставлен на продажу, а не какие-то другие произведения Мунка из коллекции Олсена? Бывший владелец признался, что все его детство прошло рядом с этой картиной, и настало время показать её остальному миру. Но ради такого дела можно просто устроить передвижную выставку. Зачем продавать-то? А может, Олсен, как и другие, тоже попал под власть суеверия? Ведь относительно трёх остальных вариантов «Крика», которые хранятся в музеях, в народе давно ходит молва: картина приносит несчастье! Известна история служащего национального музея в Осло, который однажды, перевешивая картину, уронил её, после чего у него начались невыносимые головные боли. Несчастный не выдержал страданий и покончил с собой. Другой служащий, который тоже уронил картину, попал в автокатастрофу и остался калекой. А один посетитель, рискнувший дотронуться до полотна, сгорел заживо в собственном доме. Что касается самого Олсена, то именно из-за «Крика» он не разговаривает с родным братом: в 2001 году Петер и его старший брат Фредрик, возглавляющий их компанию, оспаривали в суде права на владение этим полотном. Фредрик проиграл, и с тех пор братья стали врагами.

Птичья теория

Согласно биографическим исследованиям, Эдвард Мунк часто писал картины вне студии, под открытым небом. По его мнению, это помогало картинам в буквальном смысле напитываться силами природы. Идея написать «Крик» пришла к Мунку также на природе.

Он и пара его друзей возвращались вечером домой, когда художник заметил кроваво-красный закат над сине-черным фьордом. Это зрелище глубоко впечатлило Мунка. В своем дневнике он описывает ощущения изнеможения и волнения от взгляда на этот закат. «Я ощущал бесконечный крик, пронизывающий природу». После того вечера художник начал пытаться воплотить эти ощущения в картину.

Не удивительно, что исследователи посчитали, что он рисовал на улице — картина накрепко связана с природой, как и сам Мунк. Так появилась теория, что пятно, обнаруженное на картине, является следом птичьего помета.

Белый цвет, форма, явно предполагающая падение с высоты по направлению вниз, и любовь к рисованию вне зданий. Кроме того, Мунк мог не стереть птичий «подарок», увидев в нем связь своего творения с природой. Эти аргументы казались исследователям достаточно весомыми для уверенности в своей теории.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна». Эту картину называют воплощением искусства Мунка. (Pinterest)

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.


В мастерской Мунка, 1902. (Pinterest)

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Примечания

  1. Watson Gray F.  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. Gardner’s Art Through The Ages. 12-е издание. ISBN 978-0-495-00480-6. Page 721.
  3. ↑ Атле Нэсс. Эдвард Мунк: Биография художника. Издательство «Весь Мир», 2007. Стр. 92
  4. Нэсс, стр. 93
  5. Нэсс, стр. 114
  6. ↑ Нэсс, стр. 115
  7. Нэсс, стр. 96-97
  8. . diletant.media. Дата обращения: 9 января 2021.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 ноября 2014.
  10. Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. TASCHEN/Арт-родник, 2008
  11. Нэсс, 116
  12. . Журнал «The Art Newspaper» (1 марта 2021). Дата обращения: 1 марта 2021.
  13. Kelly Crow.  (англ.). Wall Street Journal (11 July 2012). Дата обращения: 7 июня 2020.
  14. .
  15. . Emojipedia. Дата обращения: 21 марта 2016.

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector