Княжна тараканова
Содержание:
- Портреты княжны Таракановой
- Монахиня Августа Тараканова
- Другие версии биографии
- Легкомысленная дочь Петра Великого
- Дочь императрицы?
- История жизни Елизаветы Таракановой
- Роман Княжны Таракановой и графа Орлова
- Сюжет
- Финансовые интересы Княжны Таракановой
- Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография
Портреты княжны Таракановой
«Княжна Тараканова»худ. Павел Сведомский
Не сохранилось ни одного портрета загадочной самозванки. Остались лишь словесные описания, которые, впрочем, очень субъективны. Граф Алексей Орлов описал девушку так:
Портрет графа А. Г. ОрловаВ. Эриксен. 1770-1783
По словам графа Валишевского:
Александр Михайлович Голицын
Князь Голицын, проводивший расследование и допросы самозванки описал её так:
Судить однозначно о внешности девушки затруднительно, а достоверных источников в виде картин или барельефов не сохранилось. Иногда встречаются упоминания о небольшом косоглазии «княжны», которое её совсем «не портило». Учитывая популярность этой молодой женщины, можно сделать вывод о её миловидности и хорошем образовании.
Картина «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого
К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864
При упоминании «княжны» многие вспоминают картину Константина Флавицкого. Яркий и драматический сюжет производит впечатление и надолго запоминается: красивая девушка в нарядном богатом платье гибнет во время потопа в Петропавловской крепости. На самом деле картина написана «по мотивам» событий, а сюжет полностью вымышлен. «Принцесса Владимирская» умерла от туберкулёза 4 декабря 1775 года. Причина смерти не вызывала сомнений, учитывая, что девушка задолго до заключения прибегала к помощи врачей. Потоп в Петропавловской крепости, из-за наводнения в Петербурге, действительно был, но спустя полтора года после смерти самозванки. Картина же написана в 1864 году и никак не может изображать «ту самую княжну». После смерти художника Павел Третьяков приобрёл полотно для своей коллекции.
Настоящая княжна Тараканова
Примечательно, что сама «принцесса Азовская» себя именовала как угодно, но не «княжной Таракановой» – это имя впервые появилось в книге «Жизнь Екатерины II, императрицы российской» французского дипломата Жана Анри Кастера, вышедшей в Париже на французском языке в 1797 году, то есть почти на 20 лет позже смерти самозванки. Позже Гельбиг и другие писатели «подхватили» имя таинственной двушки, под ним она и фигурирует в литературе и кинематографе до сих пор.
Следует отметить, что настоящая княжна Тараканова существовала и Екатерина II располагала всеми необходимыми сведениями о её жизни и местонахождении. Дочь Елизаветы Петровны и гетмана Разумовского – Августа Матвеевна Тараканова в возрасте сорока лет постриглась в монахини, получив духовное имя Досифея. Решение было принято ею добровольно (или почти) после встречи с Екатериной II в 1785 году. Досифея проживала при монастыре в одноэтажной каменной келье, на её содержание выделялись деньги из казны. При жизни императрицы Екатерины монахиня вела затворнический образ жизни, общалась с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым.
После смерти Екатерины II Досифею по праздникам навещали знатные и известные люди. Женщина хранила портрет матери и некоторые документы, которые о неизвестной причине однажды сожгла. По воспоминаниям современников, монахиня очень походила на мать внешне, имела отличное образование и хорошо знала несколько иностранных языков.
Умерла настоящая княжна Тараканова в 1810 году в возрасте 64 лет. Похороны прошли с большими почестями и необходимыми церемониями. Захоронена в в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых.
Монахиня Августа Тараканова
Некоторые западные историки допускали, что названная княжна Тараканова действительно могла быть дочерью Алексея Разумовского и Елизаветы Петровны. Они называли также и других их детей. По утверждению Жана-Анри Кастерá, у них было ещё двое сыновей, один из которых умер молодым, отравившись во время химических опытов, а другой дожил до 1800 года. Адольф фон Гельбиг считал, что, кроме Таракановой, у Елизаветы был один сын, носивший фамилию Закревский. Это мог быть Андрей Осипович Закревский, директор Академии художеств, официально – сын зятя Разумовских, также возвышенного императрицей.
Закревский Андрей Осипович (1742-1804)- сын полкового есаула О.Л. Закревского и Анны Григорьевны (урождённой Разумовской, сестры А.Г. и К.Г. Разумовских). Воспитывался при Дворе Елизаветы Петровны.
Тараканова, по мнению фон Гельбига, была дочерью Елизаветы не от Разумовского, а от её последнего фаворита, графа Ивана Шувалова. Князь Александр Григорьевич Долгоруков свидетельствовал, что знал двух детей Елизаветы от Алексея Шубина, её фаворита ещё до воцарения. И, наконец, министр внутренних дел при Николае I граф Дмитрий Блудов был уверен, что оба ребёнка – сын и дочь – Елизаветы были заточены в монастыри. О дочери – Августе – говорят и другие свидетельства.
Некая Августа не то Матвеевна, не то Тимофеевна (отчество вымышленное), была в молодости, по настоянию императрицы Екатерины II, пострижена в московский Ивановский монастырь, предназначенный для «вдов и сирот знатных людей». Её происхождение было загадочно. Ей запретили общаться с внешним миром. Вход к ней имели только игуменья и духовник. Режим затворничества был ослаблен лишь после смерти императрицы Екатерины, но Августа (в монашестве Досифея) наложила на себя обет молчания. Незадолго перед смертью она сожгла какие-то бумаги. До конца жизни она держала при себе портрет Елизаветы Петровны – как полагают, её матери.
«Тараканова Августа (принцесса, в иноцех Досифея)»
Другие версии биографии
Некоторые историки считают, что Тарканова в действительности была дочерью императрицы и «ночного царя» Алексея Разумовского, состоявших в тайном браке. Девушку звали Августой Таракановой.
Это обстоятельство объясняет отчаянный интерес Екатерины к происхождению женщины. а также явная необходимость ее перевоза в Россию. Ведь императрица отдала приказ бомбить город в случае отказа от ее выдачи.
Версия гласит: после прибытия в Петербург, императрица навещала Августу в заключении и вела с ней беседы
Чтобы отвлечь внимание общественности, Екатерина пустила слух о гибели Таракановой в подвале Петропавловской крепости в 1777 году во время сильного наводнения. Именно это известие вдохновило художника Константина Флавицкого на написание знаменитого портрета княжны
Существует две версии происхождения фамилии дочери Разумовского и Екатерины. Одни исследователи считают, что она произошла от имени слободы, в которой родился граф Алексей Григорьевич – Таракановки. По другой версии это искажение фамилии сестры Разумовского в замужестве – Дараган.
В действительности же женщина была отправлена в Ивановский монастырь в Москве, где пострижена в монахини с именем Досифея. Она фактически содержалась в заключении: ей нельзя было разговаривать с другими послушницами и выходить на улицу, а занавески ее кельи всегда были опущены.
После смерти императрицы положение Досифеи улучшилось: к ней стали пускать посетителей, среди которых было множество представителей власти. Период ее жизни, по свидетельствам некоторых источников, практически совпадает с биографией самозванки Таракановой. Она умерла в возрасте 64-х лет в 1808 году.
Старица Досифея, предположительно тайно постриженная в монахини княжна Тараканова.
Однако эту версию нельзя считать достоверной, с чем согласен и Эдвард Радзинский. В 1996 году захоронение монахини вскрыли для исследований. Экспертиза показала, что Досифея была инвалидом – горбатой и невысокой женщиной с круглым лицом. Некоторые историки допускают, что по плохо сохранившимся останкам предположительный облик покойной могли серьезно исказить.
Легкомысленная дочь Петра Великого
Елизавета Петровна, захватившая власть в 31 год в результате дворцового переворота, царствовала 20 лет (1741-1761). Положение дочери Петра Великого, а затем единоличной самодержицы запрещало ей венчаться с кем-либо из россиян, значительно ниже её по положению. Но красавица Елизавета с молодости была любвеобильной особой и не изменила своей привычке, став императрицей. Историки насчитывают семерых любовников Елизаветы Петровны, из них троих – ещё до того, как дочь Петра взошла на престол.
Четвёртый по счёту фаворит Елизаветы, простой малороссийский казак Олекса Розум, приглянулся ей в церкви, где прекрасно пел в хоре. Став государыней, Елизавета сделала его графом Алексеем Разумовским, не забыв облагодетельствовать и всю его семью. Разумовский стал, по-видимому, самой большой любовью Елизаветы. По многим свидетельствам, между 1742 и 1748 годами они тайно обвенчались.
Кадр из сериала «Екатерина»
Дети от такого брака не могли наследовать престол и, более того, считались бастардами. Историкам достоверно неизвестно, были ли они вообще. Если Екатерина II наделяла своих незаконнорожденных детей фамилиями и титулами, то никаких актов такого рода от Елизаветы не исходило. Но это ещё не означает, что детей у неё не было.
Дочь императрицы?
В 1785 года во дворе монастыря было начато какое-то спешное и загадочное строительство. У стены, рядом с покоями игуменьи, каменщики соорудили кирпичный домик в две комнаты с прихожей. Однажды к монастырским воротам подкатила просторная карета с плотными занавесками на окнах в сопровождении конных стражников. Офицер с почтением помог выйти из кареты невысокой стройной женщине, закутанной в чёрное покрывало, и провёл её в покои игуменьи. Та уже ждала их… Некоторое время спустя таинственную гостью проводили в келью у стены — келью-тюрьму, в которой этой несчастной женщине, принявшей затем иноческий постриг под именем Досифеи, суждено было провести четверть века, до самого дня смерти… Надо сказать, что заточение её сочетало определённый комфорт с суровой строгостью. С одной стороны, уютная келья с изразцовой печью, монашка-келейница (она же неусыпный страж и соглядатай), живущая в прихожей, отдельная трапеза, обильная и изысканная. С другой стороны, глухой затвор, оконца, задернутые занавесками, и полная изоляция: из всех обитателей монастыря, помимо келейницы, только игуменья да духовник имели доступ к Досифее. В церковь её водили ночью: священник с причётником, заперев изнутри надвратный храм, правили службу для единственной богомолки… Есть основания предполагать, что узница-инокиня и была дочерью императрицы Елизаветы и Разумовского. Версия эта признана правдоподобной рядом историков и писателей. Но если она действительно была дочерью Елизаветы, почему её называют Таракановой? Эта довольно странная для особы царского происхождения фамилия, возможно, происходит от «Дараган» — фамилии племянников Разумовского. В Петербурге Дараганов «переделали» в Дарагановых. Ну а от Дарагановых, вероятно, пошло и «Таракановы». Так стали величать не только подлинных Дараганов — родственников фаворита царицы, но и его предполагаемую дочь. Итак, есть версия, что в 1745 или в 1746 году императрица Елизавета тайно родила девочку, которую назвали Августой и ещё в детстве отправили за границу. Там тихо и мирно она прожила до 40 лет, а потом каким-то образом по приказу Екатерины II была привезена в Россию и посажена в Ивановский монастырь. Косвенным подтверждением этой версии можно считать то, как были обставлены похороны инокини Досифеи в феврале 1810 года. Они были невероятно пышными, почти царскими. На отпевание явились в парадных мундирах сенаторы, генералы, вельможи и сам военный комендант Москвы граф Гудович, женатый на племяннице Разумовского. Отпевал Досифею викарный епископ Августин. И последнее: погребена была Досифея не в Ивановском монастыре, что было бы логично, а в Новоспасском — усыпальнице боярского, а затем и царствующего рода Романовых. Надгробная часовня над прахом Досифеи сохранилась до наших дней.
История жизни Елизаветы Таракановой
Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа.
Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик.
Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская
Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции… княжна Владимирская.
То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол.
Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует.
Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды.
Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием…
Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью.
Алексей Григорьевич Разумовский
Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну.
Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы?
Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка.
Письмо княжны Орлову
О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года.
Роман Княжны Таракановой и графа Орлова
В этот период граф Орлов был в опале у Екатерины и для получения императорской милости ее высочества Екатерины II c рвением приступил к поимке авантюристки. Граф Орлов тонко подошел к этому вопросу. При встрече с мнимой княжной он обещал поддержать ее и с почестями посадить на русский престол. Алексей Орлов смог вскружить самозванке голову, а она, полагая что, победа близка с рвением прыгнула в постель брата бывшего любовника самой Екатерины II. Она полагала что граф поддался ее женской привлекательности и искренне верила, что он поможет ей добиться успеха.
Алексей Орлов предложил «будущей императрице» сыграть свадьбу на одном из его кораблей. 22 февраля 1775 года Орлов пригласил свою «невесту» на русский корабль «Исидора». Приняв княжну как царственную особу, с салютом и криками «Ура » счастливую пару «обвенчали». А потом … адмирал корабля неожиданно арестовал «молодоженов» .
Будучи под арестом она написала письмо Орлову, в котором уверяла его в своей неизменной любви и просила помочь ей освободиться. Продолжая играть комедию, граф, который всё ещё опасался возможной мести со стороны сообщников «злодейки», написал по-немецки ответ, в котором уверял, будто сам находится «под караулом», но приложит все усилия, чтобы бежать и освободить ее. Комедия была направлена среди прочего и на то, чтобы удержать пленницу от попытки самоубийства. В это же время посланники графа в спешном порядке отбыли в Пизу, чтобы захватить имущество и бумаги самозванки, а также распустить её свиту, что и было с успехом проделано.
Сюжет
Запертая в камере Петропавловской крепости молодая женщина ожидает конца. Нева вышла из берегов, город оказался во власти стихии. И узники тюрьмы были последним предметом заботы петербуржцев — самим бы уцелеть.
Женщина так молода, что лицо её, даже искажённое гримасой ужаса, остаётся красивым. Шёлк платья напоминает о времени былой роскоши. На первом плане художник изобразил крысу, также пытающуюся спастись, но очевидно, что скоро она разделит участь девушки. На столе — хлеб и вода. Тяжёлая атмосфера замкнутого пространства, из которого узнице не спастись.
«Княжна Тараканова», 1864. (Wikimedia Commons)
Для зрителей 19-го века, незнакомых с кино, телевизионными новостями и компьютерными играми, картина была олицетворением хоррора. Мурашки бежали по коже, ужас охватывал при мысли, что наводнение может прийти в город вновь, а жертвой стихии может стать каждый.
Финансовые интересы Княжны Таракановой
Скрываясь от кредиторов княжна часто меняла свое местожительство и засвечивалась в разных городах Европы. В каждой стране она выдавала о своей жизни новую информацию и называлась разными именами. В 1772 году в Париже она представилась местному обществу наследницей русского престола, царскою особой, дочерью императрицы Елизаветы княжной Екатериной Таракановой. В светском Париже появилась новая легенда о жизни княжны. Якобы она происходила из богатого русского рода князей Владимирских, воспитывалась у дяди в Персии, а по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России.
Благодаря новым поклонникам княжна весело и роскошно провела 2 года в Париже придумывая и вынося на общий суд новые легенды о своей жизни. Историки уверены , что кто то надоумил княжну выдать себя за дочь Елизаветы. Сама по себе княжна была выдающейся только в смысле безудержной фантазии по части прожигания собственной жизни в сплошных удовольствиях. Политика же, карьера её не интересовали, да и сил внутренних на такое дело, видать, было маловато.
По одной существующей ныне версии великая авантюристка сама решилась придумать эту русскую историю. Больше всего в жизни ее интересовали деньги и ради них она готова была пойти на любую аферу. Наслушавшись рассказов о Емельяне Пугачёве, объявившем себя Петром III, возможно она назвала себя русской принцессой, для того, чтоб получить средства у доверчивых кредиторов путём красивых обманов. Неизвестной особе вряд ли кто одолжит приличную сумму, а наследнице престола — весьма вероятно.
Существует и другая версия. В это же время из Бельгии была выслана самозванка, которая выдавала себя за дочку императора Франциска I и жила в роскоши до тех пор, пока её не потребовала к себе императрица, разоблачившая обман. Приёмы обмана были слишком похожи. «Возможно, что очередной блеф с русским престолом увенчался бы ещё одним позорным разоблачением и очередным изгнанием из очередной страны, но «бог шельму метит», и несчастная стала игрушкой в руках польских конфедератов — непримиримых врагов Екатерины. Княжна Тараканова имела нескольких любовников в среде польских эмигрантов и удачно использовала их деньги, однако и сама попалась в ловушку политической игры. Вряд ли она задумывалась о последствиях, просто страстно любила сам процесс авантюры и охотно подхватила предложения своих покровителей.»
Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография
Автор картины �Княжна Тараканова�, Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.
Первая крупная работа Флавицкого �Христианские мученини в Колизее� (1862 г., Русский музей) не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее �трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности�. Появившаяся на свет, два года спустя, картина �Княжна Тараканова� принесла художнику большую известность.
Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, �в миру� носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Таракановe», показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.
На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.
Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же � каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.
Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого �Княжна Тараканова� сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины�.
Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев иа выставе полотно Флавицкого, назвал его, �чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи�. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает �низменные� детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.
На картине � легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?
Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев �Княжну Тараканову�, он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.
Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет,умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной �Княжна Тараканова�, которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.