Коаны
Содержание:
- Коан
- История прямого опыта
- Коан-практика
- Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры
- Этимология
- Организация западного дзен
- Жизнь в стиле дзен
- Дзэн буддизм и психоанализ
- Принципы
- Кван Ум
- Практика дзэн
- Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?
- Современность
- Буддийский модернизм (BM)
- Практика Дзен буддизма
- Литература
- Как достичь состояния Дзена?
- Как достичь просветления в Дзен?
Коан
это – Коан японское произношение китайской фразы кун-an (kung-ань) и первоначальное значение kung-an – документ «это об официальной сделке на столе». Но этот используется термин Дзэн несколько иным образом – он некий означает диалог или событие, которое место имело между Мастером Дзэн и его Например. учеником, Монах спросил Мастера Дун -Что: «Шаня такое Будда?» На это Мастер Три: «ответил циня (меры) льна!» Или: спросил Монах Мастера Чао Чоу: «Что приход означает Бодхидхармы с Запада?» – «Кипарисовое дерево во Коан».
дворе – от японского – притча, короткое повествование, или вопрос диалог обычно не имеющий логической зачастую, подоплёки содержащий алогизм и парадоксы, доступные только зачатую интуитивно-абстрактному пониманию
Работа коаном над – уникальный метод религиозной практики, которой цель заключается в следующем: ученик должен прямому к прийти интуитивному осознанию Реальности, не прибегая к над размышлениям словами и понятиями. Иными словами, этой цель практики такова же, что и цель, всем преследуемая буддизмом со времен самого Будды Если.
Шакьямуни человек решает коан – он переходит в форму высшую сознания. Такие ситуации, из которых только существует один выход, а именно выход называются, вверх в Дзен-буддизме коанами. Внешне с точки формальной зрения коаны чаще всего неразрешимыми являются парадоксами. Таким образом парадокс выражает и не если саму истину, то во всяком случае намекает прозрачно на ее существование и в определенном смысле указывает на Коан.
истину осваивается с помощью подготовленного инструмента, и происходит когда слияние инструмента и искусного метода, определенное достигается состояние сознания. Сознание мгновенно благодаря озаряется решению коана. Этот опыт состояться может как в ходе формальной практики так, дзадзэн и при любых других условиях в время любое дня и ночи. Опытный практик привязан не дзадзэн к спокойному сидению на своем коврике. сознания Состояние, впервые достигнутое в зале для постепенно, медитации становится постоянным, независимо от рода его деятельности обладателя.
Коан – не загадка, для которой решения требуется сообразительность. Это и не вербальное средство психиатрическое для придания разрушенному эго некоторой ученика стабильности. Когда приходит решение, осознается коан как простое и ясное высказывание, том в сделанное состоянии сознания, которое он помог Коан.
пробудить – это факел мудрости, освещающий чувства тьму и различения, это золотой скребок, глаз с удаляющий пелену, острый топор, отсекающий рождений корень-и-смертей, это божественное зеркало, изначальное отражающее лицо и священного, и мирского. С его совершенно помощью проясняется намерение патриархов, открывается и очевидным становится Ум Будды. В отношении сущности полного окончательного, превосходства освобождения, всеобщей проницательности и тождественного нет знания ничего, что превосходило бы коан.
понять Попытка коан логически неизбежно ведет к Это. противоречию противоречие играет важную роль в своей постижении истинной природы (природы Будды).
получивший, Ученик коан от мастера, пытается решить всеми коан возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически проблемы неразрешимой. В результате, когда «отключаются» все чувств пять, ученик находится на стадии, которую в именуют йоге дхарана. Это действительно замечательное коан, т. к. состояние и ученик остаются один на один (некоторое плюс блуждание ума). Если ум ученика зрелый «достаточно», то однажды блуждания ума затихают и лишь остается коан. В этот момент коан и целое – ученик, ученик испытывает проблеск реальности, как известный просветление или сатори.
История прямого опыта
Концепция начинает занимать место прямого опыта жизнь сковывается образовавшимися путами формы. Отсюда возник коан как средство сообщения о реальности того прямого опыта, который только и является просветлением. Назначение коана искусственно и систематически развивать в сознании последователей то, что у ранних мастеров появилось спонтанно. Он также стремится внедрить этот дзэнский опыт в большее число умов, чем-то, на которое мастер без него смог бы надеяться. Именно техника упражнения «коан» спасла уникальное наследие Дзэна для культуры. Вот несколько примеров коанов:
- Каково было ваше первоначальное лицо перед тем, как появились на свет ваши родители?
- Все вещи можно свести к единому. А к чему сводится единое?
- Обладает ли собака природой Будды?
- Я иду с пустыми руками, и вдруг в моей руке появляется лопата.
- Когда я перехожу мост, вода неподвижная, а мост движется.
- Корова проходила через окно. Её голова, тело и ноги прошли легко, только её хвост не смог пройти через окно. Почему он не смог пройти?
Коан-практика
Изучение коан-является литературы общим для всех школ хотя, дзэн и с разными акцентами и программами. В школе используются Риндзай обширные учебные программы по коанам , вопросы проверочные и дзакого («закрывающие фразы», цитаты из поэзии китайской) при использовании коанов. , и Kyodan западные дериваты и , а также использовать коан-опустили, но программы использование укупорки фраз. В и чане сеоне акцент делается на , тоу одного коана на протяжении всей японском. В жизни от использования коанов конца с отказались восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Хуа-или тоу коан прорыва
В школе Риндзай, Кёдан Санбо и Асанге Белой Сливы практика начинается коана с назначения хосши или «прорывающего обычно», коана или «звука хлопка ладони одной». В китайском чане и корейском сеоне использоваться могут различные коаны для практики тоу-хуа.
Студентам предлагается сосредоточиться на «заглавной слова части», например на фразе «му». В публичном деле № 1 Mumonkan (Wumenguan) (“Собака Чжаочжоу”) Wumen (Mumon) сконцентрируйтесь:
Возбуждение этого великого вопроса великого «или сомнения» является важным элементом коана практики. Оно создает «сильное внутреннее гидан ( давление ), никогда не переставая стучать изнутри в ума , требуя разрешения». Чтобы проиллюстрировать концентрацию огромную, необходимую в медитации коана, Дзен Вумен Мастер прокомментировал:
можете коана на предмет его буквального приведет не значения к пониманию, хотя понимание контекста, из возникли которого коаны, может сделать их более Например. понятными, когда монах спросил Чжаочжоу (имеет) «Джошу ли собака природу будды или Монах», нет? имел в виду понимание учений о , которые были поняты в китайском абсолютного контексте и относительного реальность.
В поле зрения
размышление Постоянное о прорывающем коане ( шокане ) или , «Хуа слова», приводит к , первоначальному видения «пониманию .
Цель прорывающего увидеть – коана «недвойственность субъекта и объекта»:
рукой найти различные отчеты, которые это описывают «становление единым целым» и вытекающий из прорыв этого:
Но использование му-коана также подвергалось словам. По критике , главная цель – стать «просто единым целым с коаном». Демонстрации «первым» с слияния коаном достаточно, чтобы передать коан первый. Согласно Сами, это не равно :
Сассё – Контрольные Учителя
вопросы могут спрашивать учеников об их практике используя , коан сассё , «проверочные вопросы», чтобы сатори их (понимание) или (видение Для). природы му-коана и хлопающего в ладоши коана двадцати от есть до ста проверочных вопросов, в зависимости от передачи линии обучения. Контрольные вопросы служат углубления для понимания учащимся, но также и для его проверки понимания.
Jakugo – Укупорочные школе
В фразы Риндзай передача коана и проверочные должны вопросы дополняться , «закрывающими фразами», китайской из цитатами поэзии, чтобы продемонстрировать понимание. могут Учащиеся использовать сборники этих цитат того вместо, чтобы сочинять стихи самостоятельно.
После первоначального озарения дальнейшая , чтобы углубить озарение и выражать научиться его в повседневной жизни. В китайском корейском и чане сеоне эта дальнейшая практика дальнейшего из состоит размышления над тем же Хуа Риндзай. В Тоу-Дзэн эта дальнейшая практика путем осуществляется дальнейшего изучения коанов, для существуют чего тщательно разработанные учебные программы. В Дзен-Сото – основная практика для постижения углубления.
Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры
Дзен буддизм — философия и искусство жизниГлавная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.
Вот примеры такого искусства жизни:
Наставник разговаривает со своим учеником:
— Утверждаешься ли ты в истине? — Да, мастер. — Что ты делаешь для своего воспитания? — Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший. — Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди? — Нет. — Почему? — Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.
Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.
Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:
Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами».
Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет
Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа
Этимология
Энсо — символ дзэн-буддизма
Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр.ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение».
Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн.тхиен; кор.сон или сэн), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».
В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн. Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.
Организация западного дзен
Западный дзен — это в основном мирское движение, хотя и основанное на формальных традициях. Его японские корни в основном связаны с новыми религиозными движениями, ориентированными на мирян, особенно Санбо Кёдан . Хотя в западном мире существует ряд дзен-буддийских монастырей, большая часть практики проводится в центрах дзэн по всему западному миру.
Коне видит три проблемы в зарождающейся западной традиции дзэн: устойчивость, легитимность и авторитет.
- Устойчивость: группам и организациям дзэн нужен доход, чтобы выжить. «Тайные центры» предлагают курсы медитации, за которые берут плату. В этих группах «часто наблюдается высокая текучесть кадров, а ядро состоит из опытных практикующих». «Жилые центры» имеют ограниченное количество постоянных жителей с высокой приверженностью, которые служат большему количеству непрофессионалов. Доход формируется за счет пожертвований. Публичность сдержанная, поскольку быстрый рост поставит под угрозу преемственность.
- Легитимность: группам дзэн нужна легитимность, которая является «общественным признанием и принятием». Основное средство для этого — «отношения мастер-ученик» и «центральная ссылка на передачу ». Возможны различные отношения к традиции: подражание традициям, адаптация традиции, критическое отношение к традиции и заимствование из традиции.
- Авторитет: можно различить две модели, а именно духовные достижения и «духовную дружбу» и «духовную иерархию». Меньшие группы склонны к эгалитарности и духовной дружбе, тогда как большие группы склонны к более иерархической организации.
Постоянной проблемой была опора на харизматический авторитет и, как следствие, скандалы с учителями. Сандра Белл проанализировала скандалы в Ваджрадхату и Дзен-центре Сан-Франциско и пришла к выводу, что такого рода скандалы неуместны.
Роберт Шарф также упоминает харизму, из которой проистекает институциональная власть, и необходимость уравновешивать харизматический авторитет с институциональным авторитетом. Подробный анализ этих скандалов проведен Стюартом Лаксом, который упоминает некритическое принятие , таких как линии преемственности и передача дхармы , которые помогают наделить учителей и лидеров некритическими харизматическими способностями.
Скандалы в конечном итоге привели к правилам поведения Американской ассоциации учителей дзен и реорганизации центров дзен, чтобы распространить управление этими центрами на более широкую группу людей и уменьшить роль харизматического авторитета . Другой причиной стал раскол в различных дзэн-организациях, таких как Роберт Эйткен, покидающий Санбо Кёдан, и Джоко Бек, покидающий Сангху Белой Сливы .
Жизнь в стиле дзен
— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.- Но разве не все делают то же самое?- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.
Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.
Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.
Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.
Дзэн буддизм и психоанализ
Благодаря направленности в себя, на самопознание влияние дзэн буддизма нашло свое отражение во многих работах по психологии и психоанализу у К.Г. Юнга, Э. Фромма и других.
Медитации дзадзэн применяются при морита-терапии — психотерапевтическом методе, предложенном Сёма Морита в начале ХХ века. Для метода важны естественность чувств, контролируемость действий и самоцентрированность. Зародившееся в 1950-х годах гуманистическое направление в психотерапии, именуемое «гештальт-терапия», опирается, в том числе, на практику дзэна и использует в своем арсенале такой термин, как «мини-сатори».
Ряд исследований подтверждает, что регулярная практика дзадзэн повышает устойчивость к напряжению и стрессу, а само учение является дополнительным источником решения психологических проблем и способствует становлению полноценной личности.
Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.
Поставьте вашу оценку этой статье:
Принципы
Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.
Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:
- Становление «буддой» через созерцание своей природы.
- Человеческое сознание – вершина всего.
- Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
- Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.
Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.
Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.
Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.
Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.
Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.
Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.
Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.
Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.
Дзен – ветвь буддизма
Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами. Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности)
Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности)
Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими
Кван Ум
Кван Ум (관음 선종 회) (KUSZ) является международной школой дзен — центров и групп, основанных в 1983 годе Сунг Сан Соен Sa Nim.
В традиции Кван Ум есть четыре типа учителей, и все они достигли разной степени мастерства и понимания.
- Учитель Дхармы — это человек, который принял Пять заповедей и Десять заповедей , прошел минимум четыре года обучения и минимум восемь ретритов по выходным, понял основы учения дзэн и получил подтверждение от Соен Са Ним (мастера Дзэн) в получить титул. Эти люди могут выступать с речью о Дхарме, но не могут отвечать на вопросы аудитории.
- Старший учитель Дхармы — это учитель Дхармы, который по прошествии минимум пяти лет был утвержден Соен Са Ним и принял Шестнадцать заповедей. На этих людей возлагается большая ответственность, чем на учителей Дхармы, они могут отвечать на вопросы во время бесед и давать консультационные интервью.
- Джи До Поэп Са Ним (JDPSN) (мастер Дхармы) — это уполномоченный человек, который прошел обучение конг-ан (получив инка ) и способен вести ретрит. Кандидат должен продемонстрировать способность к задаче преподавания, продемонстрировать широту своего понимания в повседневном поведении и пройти период педагогической подготовки.
- Соен Са Ним (мастер дзэн) — это JDPSN, получивший от мастера полной передачи Дхармы своему мастеру.
Настоятель служит дзен-центру в административном качестве и не обязательно обеспечивает духовное руководство, хотя некоторые из них являются Соен Са Ним. Эти люди заботятся о бюджетах и других подобных задачах.
Практика дзэн
Сатори
Сатори представляет собой мгновенное пробуждение. Предположительно, все люди способы к просветлению, а благодаря дзен они могут достичь этого состояния. Особенность сатори во внезапном наступлении, что можно сравнить со вспышкой молнии.
Осознать сатори можно только внутренним взором. В Чань его называют «у синь» (не ум). Это пассивное состояние, которое не отделяет человека от окружающей его действительности. Подобное состояние используется в медитации, которая очень важна для постижения дзен.
Способы пробуждения
В сравнении с практическим учением «от сердца к сердцу», наставления Будды в дзен имеют второстепенное значение. Современные ученики, кроме такого способа передачи пробуждения, должны размышлять, читать и слушать. Конечно, непосредственные способы передачи дзен лучше книг, но они не требуют абсолютного отказа от учений.
Мастер может применять любые виды обучения. Но чаще всего используется медитация в положении сидя (практика дзадзен) и коан. Последняя представляет собой загадку-притчу, у которой нет логического ответа.
Молниеносное пробуждение иногда вызывают, используя особые приемы. Коан – это парадоксальный рассказ, который обычному уму кажется абсурдом. Но когда коан становится объектом восприятия, то он подталкивает человека к просветлению. К коанам можно отнести хуатоу (самовопрошание) и мондо (диалоги). Интересно, что некоторые мастера вызывают у ученика пробуждение неожиданным ударом палки по голове или криком. Но все же главная составляющая просветления – это сидячая медитация.
Вместе с дзадзен некоторые направления практикуют медитацию на работе и во время ходьбы. Причем каждый дзенский монах должен был быть физически активным, что являлось необходимым условием при сильном психическом напряжении в момент медитирования.
Также широко известна взаимосвязь чань с боевыми искусствами. Эта традиция берет свое начало с Шао-Линя – первого чаньского монастыря. Так, дзен посредством медитационных практик, спортивных занятий, в частности цигун и кунг-фу, силы духа (ежедневные практики) стал инструментом тренироввания сознания.
Метод учения дзен основывается на мощном эмоциональном влиянии на ученика и переживании различных противоречий. В Европе данный способ просветления считают очень жестким. Поэтому методика понятна только в условиях буддисткой доктрины, когда человек безразлично относится к жизни и смерти. Способы обучения в буддийском дзен используются во многих типах восточных боевых искусств. Также методика повлияла на становление японской самурайской этики.
Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?
Состояние дзен, внутренний дзен Среди людей можно услышать: «Познал Дзен». Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Это означает: «состояние постоянной медитации» и «абсолютный невозмутимый ум». Но если человек об этом говорит и даже утверждает, что он знает что такое Дзэн, то он живет обманутым. Узнать суть Дзена дано только избранным людям и учения этой философии построены так, что человек не будет о себе говорить в таком ключе.
Состояние Дзен — это спокойствие изнутри, светлый ум и душа. Дзен внутри человека — это невозмутимость. Человека, который познал Дзен, невозможно вывести из равновесия. Кроме этого он может самостоятельно помочь своему оппоненту обрести внутреннее спокойствие.
Современность
Поскольку японская форма дзен-буддизма обрела популярность и в других странах, особенно в США, а в рамках школ происходит международный обмен как идеями, так и буддистами, имеет смысл рассмотреть положение как японских, так и американских дзенских сообществ.
В современном японском обществе по-прежнему доминирует патриархальный уклад, ввиду чего остро стоят проблемы гендерного равенства. Вкупе с исторически сложившимися предубеждениями патриархальная культура не могла не повлиять и на буддийские монастыри.
В японских монастырях подавляющее большинство резидентов — мужчины. Например, в крупнейшей ветви риндзай-дзен, мёсин-дзи, ныне существует всего один женский монастырь — в Гифу (который, впрочем, проводит занятия исключительно для женщин). Главный женский монастырь сото-дзен — в Нагое. Более того, женские монастыри в риндзай всегда контролируются мужчинами, а женщины более ограничены в экономическом плане.
К сожалению, ввиду отсутствия каких-либо данных о сексуальной ориентации или гендерной идентичности японских монахов и монахинь, говорить о положении персон ЛГБТК+ в дзенских сообществах Японии достаточно сложно, если вовсе не невозможно. Поэтому предстоит еще долгий путь изучения этой проблемы.
Буддийский модернизм (BM)
В 20-м веке традиционный дзэн-нарратив был преобразован в современное повествование из-за мощи западных колониальных сил и модернизации Японии, а также популяризации в западном мире.
Романтизм и трансцендентализм
Как следствие адаптации дзэн к современному миру и межкультурного оплодотворения западного трансцендентализма, эзотерики и японского дзен, была популяризирована романтическая идея просветления как проникновения в вневременную трансцендентную реальность. Это особенно связано с влиянием Соен Шаку и его ученика Д. Т. Судзуки , который, хотя и был известен как дзен-буддист, также находился под влиянием теософии . Дальнейшая популяризация была связана с трудами Генриха Дюмулена . Дюмулен рассматривал метафизику как выражение трансцендентной истины, которая, по его мнению, была выражена буддизмом Махаяны, а не прагматическим анализом древнейшего буддизма, подчеркивающего анатту . Это романтическое видение вписывается в западные романтические представления о самореализации и истинном Я , поскольку рассматривается как существенная сущность, скрываемая социальными условиями:
Традиционное повествование дзэн привлекло внимание поэтов и писателей-битников в 1950-х годах:
Практика Дзен буддизма
В Дзен – все практики являются только вспомогательными. Например, там есть практика поклонов: учителю, дереву, собаке – так выражается практика для самого себя, практика укрощения своего эго.
Ведь, когда нет эгоизма, человек поклоняется уже своей сути, сути Будды внутри себя самого.
В чем отличие медитаций в Дзен буддизме
А медитации дзен буддизме отличаются от обычных тем, что сам контакт с действительностью и познание своей сути через этот контакт и есть смысл медитации.
Так мастер Тит Нат Хан говорил: «когда я ем – я просто ем, когда иду, то просто иду». Здесь присутствует только чистое наблюдение за процессом всего, что происходит, не вовлекаясь в мыслительный процесс. Так же и вы дорогие читатели, можете приобщиться к этой медитации, и сама ваша жизнь станет идеальной медитацией.
Обычный ум это просто сон
То, что нужно понять каждому из нас – это то, человек спит. Человек спит ночью и днем тоже спит. Он спит, потому что не видит внутреннего света, внутреннего состояния Будды.
Эта жизнь просто сон, и вы тоже есть сон, каждый человек это еще не реальность, а настоящая реальность внутри. Поэтому все мастера говорили — проснись и стань пробужденным, то есть Буддой.
Дзадзен медитация
Медитация, которая поможет нормализовать кровяное давление: называется она дзадзен – это когда вы смотрите, например, на точку на стене в течение длительного времени, или концентрируетесь на своем дыхании или каком-то звуке, к примеру, произнося мантру. Тогда ум сам собой останавливается, и вы постигаете себя.
Коаны в Дзен буддизме
ActionTeaser.ru — тизерная реклама Коаны это небольшие истории в дзен буддизме – которые основаны на парадоксальном мышлении, которое подобно шоковой терапии помогает остановить ум.
Например, мастер спрашивает: «какого цвета ветер?», а ученик отвечает «тем, что дует мастеру в лицо».
Ведь в повседневной жизни мы всегда обусловлены своим умом и то, как он думает по поводу чего-то внешнего. И вот представьте, что ум на мгновение не понимает, что уму сообщили и что ему сказали.
Допустим если на вопрос ученика, «откуда пришел Бодхидхарма», мастер ответит «а спроси вон у того дерева» — ум ученика или просто человека придет в замешательство и на некоторое время возникнет только внутренняя глубина без опоры и за пределами мышления.
Так может возникнуть так называемое сатори или просветление. Пусть и на короткое время, но человек уже будет ознакомлен с этим состоянием и встанет на путь дзен.
Практика боевых искусств в Дзен
Согласно легенде боевые искусства, в известный всему миру монастырь Шаолинь принес индийский мастер Бодхидхарма.
Он говорил, что нужно быть готовым ко всему. Конечно, это было связано с тем, что монахам дзен приходилось много перемещаться по стране, а в Китае было неспокойное время и нужно было постоять за себя.
Тем не менее, настоящим мастерам в боевых искусствах приходиться иногда действовать не логично, больше интуицией и внутренним чутьем, когда обычный ум уже не работает или его недостаточно для победы с намного более сильным противником.
Выходит, что действия в боевых стилях основанных на философии дзен буддизма опережают ум, и боец движется скорее за счет тела и «внутреннего ума», что помогает ему прочувствовать состояние дзен или созерцание.
Многие знают, что путь самурая – это смерть. Как можно понять, самурайское воинское искусство также основано на дзен.
Ведь, когда для человека неважно, когда он умрет – ведь он умер уже при жизни, тогда важно лишь состояние ума или сознания, которое не зависит и не колеблется из-за внешнего
Как выполнять медитацию Дзен?
Обычно, когда вы идете по улице, вы замечаете все, что можете увидеть, но не замечаете самого главного – того, кто наблюдает это.
Итак, каждодневная медитация из дзенского буддизма очень проста – когда вы идете, то просто идете, наблюдая того, кто идет (наблюдаете себя). Когда что-то делаете: копаете, стрижете, моете, сидите, работаете – наблюдайте за собой, наблюдайте, кто это работает, сидит, ест, пьет.
Вот высказывание просветленного мастера дзен: «когда я хожу, то просто хожу, когда я ем – я просто ем». Поэтому даже только так можно развить ясность ума и стать просветленным.
Как остановить свой ум?
Когда вы наблюдаете свой ум, вы начинаете замечать интервалы между двумя мыслями. Ум заставить остановить невозможно, он останавливается сам собой, наблюдай и не пытайся остановить свой ум.
Просто наблюдай свой ум, будь свидетелем. Ведь ум постоянно занят обдумывая прошлые события или занимается фантазиями о будущем.
Наблюдая за умом человек просыпается ото сна, от долгой спячки в нереальном мире. Индуизм говорит о колесе, о колесе перевоплощений и это все ум, который создает повторения.
Литература
- Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. 3.2. Чаньские гунъань: «живое слово» для просветленного сознания // Герменевтика буддизма / отв. ред. Б. В. Базаров. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. — С. 202—224. — 264 с. — ISBN 5-7925-0175-0.
- Майданов А. С. Коаны: стиль и смысл // Противоположности и парадоксы. М., 2008.
- Майданов А. С. Коаны чань-буддизма как парадоксы // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С. 318—353.
- Нестеркин С. П. Некоторые философско-психологические аспекты чаньских гун-ань // Философские вопросы буддизма / отв. ред. В. В. Мантатов. — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 72—80. — 128 с.
- Судзуки Д. Т. Очерк первый. Практика коанов как путь к реализации сатори, или достижению просветления // Очерки о дзэн-буддизме. Часть вторая / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 12—240. — 396 с. — ISBN 5-02-026865-8.
- «Антология Дзэн», Изд. «Аркаим», 2004
Как достичь состояния Дзена?
Достичь состояния дзена могут только избранные
Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.
- Гармоничность во всем — это самое главное.
- Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
- Все проблемы вокруг пропадают, особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
- Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
- Вы должны почувствовать себя как во сне. В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.
Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».
Как достичь просветления в Дзен?
Философия Дзен утверждает, что бы ты ни делал в это жизни – обычная ходьба, прием пищи или просто лежите на травке или на берегу моря – никогда не забывайте, что вы наблюдатель.
И даже если мысль уводит тебя куда-то, снова вернитесь к наблюдателю. Вы можете наблюдать каждый шаг – вот вы на пляже лежите, наблюдайте себя, вы поднимаетесь и идете к морю, наблюдайте себя, вы входите в море и плывете – наблюдайте себя.
Через некоторое время вы будете изумлены, как внутренний диалог начнет замедляться и исчезать. Можно наблюдать свое дыхание или, когда идешь, наблюдай, что ты идешь.
Просто будь внутренним свидетелем. Ум и чувства будут останавливаться и останется лишь великая глубина, глубина внутреннего молчания, ты почувствуешь, что касаешься всей вселенной изнутри.
Настанет день, когда наблюдая, как ты засыпаешь ночью — твое наблюдение продолжится и во сне – тело спит, а вы наблюдаете.
Наши мысли бессознательны, наши действия бессознательны – мы как роботы движемся в этом мире. Пора становится сознательными и осознанными. И путь этот без усилий и вне деяния – просто будь свидетелем, просто будь наблюдателем.
Даже, когда придет смерть – ты просто будешь наблюдать, как растворяются элементы тела, из который состоит человек. А далее, наступает бардо ясного света, и просто наблюдая этот свет ты останешься в нирване, ты получишь просветление и освобождение во время смерти.