«меня от одиночества всегда спасали женщины»: 2 брака и романы михаила барышникова
Содержание:
Становление легенды
Отец будущей легенды современных танцев был военным. Ему пришлось переехать вместе с супругой в Ригу, где у пары родился сын Михаил. При этом, с ранних лет мальчик не особенно ладил с отцом, который привык к абсолютному повиновению по примеру армейского быта. Зато с мамой он всегда находил общий язык.
С младых лет мальчик часто посещал театр и даже филармонию. Не стала мама перечить и увлечению хореографией. Но только вот дождаться триумфального выступления наследника на большой сцене она так и не смогла. Когда Михаил был подростком, женщина наложила на себя руки.
Из-за семейной трагедии мальчика отправили жить к однокласснику Андрису Витиньшу. Мужчины до сих пор поддерживают крепкую связь. А вот с отцом отношения наладить не удалось даже после печальной кончины матери. Николай Барышников особенно долго во вдовцах сидеть не стал, и быстро женился. Только вот в новой семье маленькому Мише были не особенно рады.
Впрочем, у деятельного юноши такой подход папы к воспитанию не вызвал угнетенного состояния. Вместо того, чтобы жалеть себя, он решил прилагать больше сил около хореографического станка. Его первым преподавателем стал Юрис Капралис. А немного позже, когда Барышников уже стал гастролировать, его позвал под свое крыло Александр Пушкин.
После переезда в Ленинград танцовщик получил возможность представить себя через русскую школу балета в «Мариинке». Молодой человек быстро прославился и получал теплые отзывы критиков. А уже в 1973 году юноша провел первый значимый творческий вечер. В рамках мероприятия ему удалось исполнить сразу три программы за один акт. Такое совершенное владение техникой поразило искушенного зрителя.
Столь громкий триумф позволил Михаилу Николаевичу получать повышенную зарплату, а также разжиться трехкомнатной квартирой и даже престижным по тем временам автомобилем «Волга». Но со временем артиста стали приглашать на европейские гастроли. Путешествия с труппой по разным странам открыли танцовщику глаза на условия жизни за рубежом. Помимо этого, восходящая звезда смогла увидеть во всей красе современный танец, в то время как в Советском Союзе упор всегда шел на классическое исполнение.
А уже через год после своего первого громкого выступления Михаил отправился на гастроли в Канаду. Именно там его застало предложение Александра Минца. Барышникову предложили место в Американском театре балета. Это была прекрасная возможность открыть себя миру, поэтому знаменитость наотрез отказался возвращаться в СССР.
По мнению танцовщицы, кто-то во время гастролей хорошо поработал над тем, чтобы склонить талантливого молодого человека в свою сторону. Но женщина не в обиде на давнего партнера, потому что в СССР «творческие люди мучились». И вряд ли бы Михаил Николаевич добился бы за «железным занавесом» того, что ему смогли дать за пределами Советского Союза.
Несмотря на то, что в те времена активно циркулировали слухи о том, что артист якобы решился на иммиграцию из-за политики, он это отрицает. По словам самого Барышникова, такой серьезный шаг был сделан исключительно в артистических целях. Впрочем, с юных лет сына русского военного не особенно жаловали, а в Северной столице прозвали рижским франтом. И только там, за океаном, ему перестали навешивать ярлыки.
Ему хватило всего одного месяца подготовки для того, чтобы появиться во всем блеске в «Метрополитен-опере». Тогда достопочтенной публике представляли «Жизель».
Личная жизнь
Яркий темперамент артиста не мог не отразиться на личной жизни Михаила. Ему приписывали романы не только с партнершами по сцене, такими как Гелси Киркланд, но и с яркими представительницами кинематографа и шоу-бизнеса — Шэрон Стоун и Изабеллой Росселлини. Сам танцовщик был сдержан в разговорах с репортерами на личные темы, за что его даже прозвали человеком в футляре.
Михаил Барышников и Лайза Минелли
Весной 1976 года на одной из светских вечеринок Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг. Яркую красавицу артисту балета представили как «девушку Кинг-Конга». Чувства вспыхнули между молодыми людьми мгновенно, несмотря на языковой барьер. Влюбленным приходилось изъясняться на французском, которым, в отличие от английского, владел Михаил. В начале 80-х у них родилась дочь Александра.
В союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Танцовщик не стремился к образцовым отношениям: у него случился бурный, но короткий роман с Лайзой Миннелли, позднее — с Умой Турман.
Во второй раз мужчина женился на балерине Лизе Райнхарт. Михаил заявил, что никогда не сможет понять американку, но с коллегой у него сложились длительные отношения. Женщина оставила карьеру и посвятила себя мужу и детям. В этом браке родились трое наследников — сын Петр и дочери Анна и София.
Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал Жаклин Кеннеди, принцессу Диану, дружил с Иосифом Бродским. Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар», который расположен на центральной улице Нью-Йорка, в доме, где ранее жил Фрэнк Синатра, а вокруг были расположены джазовые клубы. В ресторане Барышникова нередко можно было услышать и пение его друга Иосифа Бродского под аккомпанемент самого танцовщика. Друзья любили исполнять русские романсы для своих друзей.
Михаил Барышников и его жена Лиза Райнхарт
Также у артиста есть завод по производству пуантов и одежды для балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на выступления.
В августе 2017 года мужчина попал в топ-100 влиятельных русских столетия, составленный Forbes. В этом же году Барышников получил латвийское гражданство. Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.
Личная жизнь
27 мая 1995 года Кудроу стала законной женой Мишеля Стерна. Супруг Лизы владеет рекламным бизнесом. Через 3 года после свадьбы у пары появился сын Джулиан Мюррэй. Счастливая семья живет в собственном доме в Беверли-Хиллз.
Лиза говорит, что с рождением ребенка жизнь полностью изменилась. Правда, актрисе пришлось начать работать, когда малышу не было и полугода. В интервью Кудроу не раз говорила, что чувствовала собственную вину, когда брала грудного ребенка на съемки.
Единственное, о чем Кудроу сожалеет теперь, так это о том, что не родила второго ребенка – Лиза и Мишель откладывали этот момент. Артистка шутила на эту тему:
Свадьба Лизы Кудроу и Мишеля Стерна
Сейчас у именитой блондинки действует официальный аккаунт в «Инстаграме», где Кудроу демонстрирует фото из семейного и профессионального архива. Кадры Лизы в купальнике там трудно обнаружить, зато много снимков и видео с любимой белоснежной болонкой Эммой. Свободное от работы время звезда проводит с родными и преподает творчество в школе для детей из неблагополучных семей.
По данным американского журнала Hello, во время карантина, объявленного в 2020 году из-за пандемии коронавируса, Лиза Кудроу с мужем и сыном уединялась в семейном доме в Беверли-Хиллз. Несмотря на изоляцию, в мае компания дружно отметила день рождения Джулиана.
Последние годы и смерть
Вся жизнь этого уникального актера – риск и преодоление. Ралли на гоночных машинах, прыжки с парашютом, полеты на самолете, скачки в пустыне. Суэйзи словно пытался доказать себе и всем, что он может достичь всего, чего захочет.
Свободолюбивая натура Патрика не знала преград
С той же уверенностью в победе он воспринял и диагноз, который поставили ему онкологи в марте 2008 года: неоперабельный рак поджелудочной железы четвертой степени. Он шутил, что непременно доживет до того момента, пока будет изобретена панацея от рака и продолжал сниматься в кино. Супруга, лицензированный пилот, самостоятельно возила его на лечение.
Лиза доставляла Патрика в больницу на самолете
Его последняя роль – оперативник под прикрытием, офицер ФБР Чарльз Баркер в драматичном сериале «Зверь». Актер работал порой до двенадцати часов в сутки, не приемля жалости. Он хотел, чтобы зритель видел его полным сил, как раньше. При этом Патрик отказывался принимать болеутоляющие, поскольку побочный эффект от них тормозил его сознание и мешал игре.
В последнем интервью актер признавался, что боль на съемках придавала ему «внутреннюю ярость». На протяжении пяти месяцев съемок Суэйзи пропустил всего лишь сутки, хотя чтобы каждый день выходить на съемочную площадку, ему приходилось собираться с силами по два-три часа.
Последняя роль Патрика Суэйзи («Зверь»)
На уикенды он отправлялся в калифорнийскую больницу, где проходил курс агрессивной химиотерапии. Суэйзи также доверился новому методу радиохирургии, испытал на себе экспериментальное лекарство. На какой-то промежуток наступило улучшение, о чем Патрик сообщил своим поклонникам. Но в январе 2009 года актера госпитализировали с воспалением легких, а еще через пару месяцев были обнаружены метастазы в печени.
Патрик Суэйзи в последний год жизни
Пока Суэйзи торопился в соавторстве с женой закончить мемуары, не особо деликатные журналисты одной из флоридских радиостанций разместили в Твиттере сообщение о его смерти. Патрик с неприятным удивлением обнаружил, что в Википедии даже стоит дата смерти – 20 мая. После этого его представитель Аннет Вулф выступила с опровержением домыслов и слухов, заявив, что актер «жив, хорошо себя чувствует, наслаждается своей жизнью и продолжает лечиться».
Чтобы пресечь спекуляции на состоянии его здоровья, Суэйзи дал интервью на телевидении, где честно рассказал, как борется с болезнью и как надеется на чудесное исцеление. Но тут же замечал, что не собирается любой ценой цепляться за жизнь лишь бы поддержать существование. Победить болезнь у Суэйзи не получилось. Он скончался 14 сентября 2009 года в Лос-Анджелесе. Часть расходов на похороны и кремирование взял на себя Михаил Барышников. Прах актера был развеян на его любимом ранчо «Счастливые дни» в Нью-Мексико.
Незадолго до смерти
Балет
В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Здесь он работал на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. В 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» — это была вершина его творчества в России.
Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал невозвращенцем. Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Барышников сразу получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем.
Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». В 1990-м совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал проект «Белый дуб» и ушел и из классического балета.
Артист балета Михаил Барышников
Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Его сольные балеты — это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.
Фильмография
Появления в фильмах
- Юрий Копейкин, Поворотный момент, Twentieth Century-Fox, 1977
- Когда я думаю о России, 1980
- Рассказчик, Это танцы !, Metro-Goldwyn-Mayer / United Artists, 1985
- Николай ‘Коля’ Родченко, Белые ночи, Колумбия, 1985
- Антон Сергеев, Танцоры (также известные как Жизель), Голан-Глобус / Пушка, 1987
- Петр Грушенко, Company Business, Metro-Goldwyn-Mayer / Pathe, 1991
- Сезар, Кабинет доктора Рамиреса, 1991
- Русский праздник (также известный как Русская рулетка, Видео, 1994), 1992 г.
- Загадка Вавилонской, 2001
Хореограф фильма
- Отрезки «Свадьба Авроры» и «Корсар» , Поворотный момент , Twentieth Century-Fox, 1977
- Дополнительная хореография, Белые ночи , Колумбия, 1985
- Отрезки «Жизель» , Танцоры (также известные как Жизель ), Голан-Глобус / Пушка, 1987
Появления на телевидении
Специальные
- «Вечер с Михаилом Барышниковым», в спектакле «Волчья ловушка» , PBS, 1976
- Альбрехт, Жизель . Прямой эфир из Линкольн-центра , PBS, 1977
- Заглавная роль, Щелкунчик , CBS, 1977
- 32-я ежегодная премия «Тони» , 1978 г.
- «Тема и вариации», прямой эфир из Линкольн-центра , PBS, 1978
- Дон Кихот , PBS, 1978
- «Американский театр балета в Метрополитен-опера», прямой эфир из Линкольн-центра , 1978
- «Хореография Баланчина: Часть IV», Танец в Америке , 1979 г.
- Барышников в Белом доме , PBS, 1979 г.
- «Боб Хоуп на пути в Китай», специальный выпуск Боба Хоупа , NBC, 1979 г.
- Ведущий, IBM представляет Барышникова на Бродвее , ABC и PBS, 1980
- Награды Кеннеди-центра , 1980, 1981, 1983
- Уолт Дисней … Мечта одного человека , 1981
- «Вечер с Американским театром балета», прямой эфир из Линкольн-центра , 1981
- Американский институт кино приветствует Фреда Астера , 1981
- Ведущий, Барышников в Голливуде , CBS, 1982
- «Барышников Тарпа с Американским Театром Балета», Танец в Америке , PBS, 1984
- Базилио, Дон Кихот , 1984
- Награды Кеннеди-центра , CBS, 1985
- Американский институт кино салютует Джину Келли , CBS, 1985
- Торжественная церемония открытия пятидесятой годовщины президента , ABC, 1985
- Великие выступления: прямой эфир из Линкольн-центра , PBS, 1985
- Выходные Свободы , ABC, 1986
- 58-я ежегодная премия Академии , ABC, 1986
- «Празднование Гершвина», Великие выступления , PBS, 1987
- «Танцы в Америке: Дэвид Гордон, сделанный в США», Great Performances , PBS, 1987
- Гала-концерт звезд в Театре Форда , ABC, 1987
- Поэт, Сомнамбула , «Баланчин и Каннингем: вечер в американском балетном театре», « Великие выступления» , PBS, 1988
- Торжественная церемония открытия президента , CBS, 1989 г.
- От всего сердца … Первый международный фестиваль особенных искусств , NBC, 1989
- Танцовщица, «Кого это волнует?» и «Аполлон», «Танец в Америке: Барышников танцует Баланчина с Американским театром балета», Большие выступления , PBS, 1989
- Американская дань уважения Вацлаву Гавелу и празднование демократии в Чехословакии , PBS, 1990
- Братья Николай: Мы поем и танцуем , Искусство и развлечения, 1992
- Танцовщица, «Zoetrope», «Special Performances ’20th Anniversary Special», Great Performances , PBS, 1992
- «Марта Грэм: раскрытая танцовщица», American Masters , PBS, 1994
- Интервьюируемый, «Дэнни Кэй: Наследие смеха», American Masters , PBS, 1996
- 53-й гала-концерт инаугурации президента , CBS, 1997 г.
- Honoree, Награды Центра Кеннеди , CBS, 2000
- Мерс Каннингем: Танец на всю жизнь (документальный фильм), PBS, 2001
- (В архиве) Борн танцевать (документальный фильм), Channel 4, 2001
Также появлялся в фильмах «Блудный сын», «Стойкий оловянный солдатик», «Па де де Чайковского» и «Другие танцы», все « Танцы в Америке» , PBS; Барышников: Танцор и танец , PBS; и Кармен на французском телевидении. «Секс в большом городе: Александр Петровский», сериал HBO
- Магия танца , 1982
- Ведущий, Рассказы из моего детства (также известные как Рассказы Михаила Барышникова из моего детства ), 1997 г.
Работа на телевидении
Серии
Продюсер, Рассказы из моего детства (также известные как Рассказы Михаила Барышникова из моего детства ), 1997
Художественный руководитель телевидения
Специальные
«Барышников Тарпа с Американским Театром Балета», Танец в Америке , PBS, 1984
Телевизионный хореограф
Специальные
- Щелкунчик , CBS, 1977
- «Празднование Гершвина», Великие выступления , PBS, 1987
Карьера танцора
В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.
При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.
Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это «Сотворение мира» и «Вестрис». Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.
Ни капли политики
Раз в неделю Барышников выходил на сцену театра. Новая же постановка ставилась в среднем год. А артисту хотелось большего. Ведь жизнь танцора, как однажды выразился сам Барышников, горит, как свеча. Да и ограничение рамками только лишь классического танца его удручало. Михаил позже много раз подчеркивал — в его бегстве из СССР не было ни капли политики, только личные мотивы.
«Впервые я увидел современный танец в 1970 году во время гастролей нашего театра в Лондоне, — вспоминает Барышников. — Это было моей драмой, потому что это знакомство изменило меня самого».
В 1974-м году актер становится «невозвращенцем» — когда во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде он получает приглашение в труппу «Американского театра балета», Михаил не колеблется.
Он сбежал сразу после спектакля. Очевидцы рассказывают, что на выходе его окружила толпа поклонников. Он шутил, подписывал автографы и вдруг бросился бежать со всех ног. Говорят, фанаты в восторге ринулись за ним.
Иосиф Бродский тогда посвятил Барышникову стихотворение, в котором есть строки: «А что насчет того, где выйдет приземлиться, — Земля везде тверда; рекомендую США».
Что касается самого артиста, то он так вспоминал свои первые чувства: «Я знал, что буду жалеть об этом шаге. Я оставлял своих друзей, свою публику, театр, Ленинград, самый красивый в мире город».
Кино, телевидение и театр
С Лизой Миннелли в балете Барышникова на Бродвее , 1980 г.
Барышников дебютировал в танцах на американском телевидении в 1976 году в программе PBS In Performance Live from Wolf Trap . Программа распространяется на DVD компанией Kultur Video .
Во время рождественского сезона 1977 года CBS показала на телевидении постановку Барышникова «Щелкунчик» Чайковского с Барышниковым в главной роли в сопровождении исполнителей ABT, включая Гелси Киркланд и Александра Минца . «Щелкунчик » много раз транслировался по телевидению в разных версиях, но версия Барышникова — одна из двух, номинированных на премию « Эмми» .
Барышников также выступал в двух телевизионных передачах, получивших «Эмми», в одном на ABC и одном на CBS, в которых он танцевал под музыку Бродвея и Голливуда соответственно. В течение 1970-х и 1980-х годов он много раз выступал с ABT on Live from Lincoln Center и Great Performances . Он также появился на нескольких телепередачах с отличием Кеннеди-центра .
Первую роль в кино Барышников сыграл вскоре после приезда в Нью-Йорк. Он сыграл Юрия Копейкина, известного русского балеринщика, в фильме 1977 года «Поворотный момент» , за который был номинирован на « Оскар ». Он снялся вместе с Грегори Хайнсом и Изабеллой Росселлини в фильме 1985 года « Белые ночи» , поставленном Твайлой Тарп , и был показан в фильме 1987 года « Танцоры» . На телевидении в последнем сезоне « Секса в большом городе» он сыграл русского артиста Александра Петровского , который без устали ухаживает за Кэрри Брэдшоу и увозит ее в Париж. Он снялся в фильме «Бизнес компании» (1991) с Джином Хэкманом .
Мультсериал «Истории из моего детства» Михаила Барышникова появлялся в американских сетях PBS с 1996 по 1998 год. Мультфильмы были созданы российским анимационным домом « Союзмультфильм» и дублированы американскими актерами, в том числе Джимом Белуши , Лаурой Сан Джакомо , Харви Фирстайном и Кирстен Данст . Вел шоу Барышников, представив свои любимые сказки, в том числе « Красавица и чудовище: сказка о багровом цветке» , «Снежная королева» , «Последний лепесток» и «Золотой петух» . Серии также были выпущены на домашнем видео.
2 ноября 2006 года Барышников и шеф-повар Элис Уотерс были представлены в эпизоде оригинального сериала « Иконоборцы» телеканала Sundance . У них давняя дружба. Они обсудили свой образ жизни, источники вдохновения и социальные проекты. Во время программы Уотерс посетил Центр искусств Барышникова в Нью-Йорке. Тур Hell’s Kitchen Dance привел его в Беркли, чтобы посетить ее ресторан Chez Panisse . 17 июля 2007 года в программе PBS News Hour с участием Джима Лерера был представлен профиль Барышникова и его Центра искусств. Он появляется без титров в фильме 2014 года « Джек Райан: Призрачный рекрут» в роли министра внутренних дел Сорокина.
В продолжение своего интереса к современным танцам Барышников снялся в 2015 году в рекламе дизайнера одежды Rag & Bone с художником уличных танцев Лилом Баком .
На сцене как актер
Барышников — артист авангардного театра. Его прорывное выступление на Бродвее произошло в 1989 году, когда он сыграл Грегора Замза в « , адаптации романа Франца Кафки . Это принесло ему номинацию Тони.
В 2004 году Барышников появился в фильмах «Запретное Рождество» или «Доктор и пациент» в Линкольн-центре Нью-Йорка, а в 2007 году — в « Шортах Беккета» в New York Theater Workshop. 11–21 апреля 2012 г. снялся в новой пьесе Дмитрия Крымова « В Париже» . Он был представлен на широкой сцене Центра исполнительских искусств колледжа Санта-Моника с участием Анны Синякиной. Затем Барышников появился в экранизации оперы Антона Чехова « Человек в футляре» . О постановке он сказал:
21 апреля 2015 года газета The New York Times сообщила, что Барышников должен был выступить с чтением произведения поэта Иосифа Бродского в Риге в 2015 году. Спектакль назывался «Бродский / Барышников», был на русском языке, а премьера состоялась 15 октября 2015 года. Его международный тур начался в Тель-Авиве в январе 2016 года, а в марте 2016 года он состоялся в Нью-Йорке. (Барышников познакомился с Бродским в 1974 году, вскоре после того, как советские власти вынудили Бродского покинуть родную страну, и он переехал в США. Они оставались друзьями до смерти Бродского в 1996 году.)
Личная жизнь
Барышников получает паспорт латвийского гражданства 27 апреля 2017 года.
У Барышникова есть дочь Александра «Шура» Барышникова от отношений с актрисой Джессикой Ланге . Когда Барышников и Ланге встретились, он очень мало говорил по-английски; вместо этого они общались на французском. В конце концов он выучил английский, смотря телевизор. С 1982 по 1983 год он встречался с вторником Уэлдом , лучшим другом Ланге.
У Барышникова давние отношения с бывшей балериной Лизой Райнхарт . У них было трое детей: Петр, Анна и София. В 2002 году он сказал Ларри Кингу, что «не верит в брак обычным образом», но они с Райнхартом поженились в 2006 году.
Барышников поддержал кандидата от демократов Хиллари Клинтон на пост президента в 2016 году .
Гражданство
3 июля 1986 года Барышников стал натурализованным гражданином США. На вопрос, чувствует ли он себя американцем, он сказал: «Мне нравится думать, как будто я человек мира. Я чувствую себя полностью парижанином в Париже. Полностью парижанином. У меня здесь свое место, здесь много близких друзей и соратников. , с которыми я действительно чувствую, что могу поговорить с ними о серьезных делах. Человеческий бизнес, а не бизнес. Париж всегда был мечтой моего детства. Мы выросли на французском искусстве, как и все русские. Америка, США, Север Америка — это новая страна. Конечно, если бы кто-нибудь попросил меня выбрать Париж или Нью-Йорк, я бы выбрал Нью-Йорк. Но в духовном плане я почему-то люблю Европу ».
27 апреля 2017 года Латвийская Республика предоставила Барышникову гражданство за особые заслуги. Заявление в латвийский парламент вместе с письмом Барышникова, в котором он выразил желание стать гражданином Латвии, было подано 21 декабря 2016 года. Он написал, что это решение было основано на воспоминаниях его первых 16 лет жизни в Латвии, которые послужил основой для остальной его жизни. «Именно там мое увлечение искусством привело меня к открытию моей будущей судьбы как исполнителя. Рига по-прежнему остается местом, где я нахожу художественное вдохновение», — написал Барышников в письме в парламент Латвии . В то время в Латвии была напряженность в отношениях с этническими русскими, такими как Барышников, отец которого работал в армии СССР.
Детство и юность
Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.
Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.
После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.
Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.
Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.
Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.
Балет и кино
- 1964 год – Барышников переезжает в Ленинград и поступает в хореографическое училище на курс Александра Пушкина. Именно Пушкин был преподавателем знаменитого Рудольфа Нуреева. Переезд дался Михаилу тяжело. Он с трудом привыкал к новому месту. Как и в Риге, Михаил продолжил тренироваться, не щадя себя. Свободное время Барышников посвящал прогулкам по городу, походам в театры. В любом месте он старался научиться чему-то новому, найти вдохновение и идеи, которые можно реализовать в танце.
- 1967 год – Барышников становится солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. За время своей службы в театре он танцует в спектаклях «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Гамлет», «Сотворение мира».
- 1970 год – вместе с труппой актеров Михаил Барышников впервые выезжает на гастроли за границу. В Лондоне он видит совсем другой балет, который сильно отличается от того, что танцуют в Советском Союзе.
- 1973 год – на творческом вечере руководство театра делает послабление и разрешает Барышникову выбирать репертуар.
- 1974 год – с труппой Большого театра Барышников снова едет на гастроли за границу. Находясь в Торонто, он принимает решение не возвращаться в СССР. К тому времени танцор уже понимал, что в жестких рамках Союза он не сможет реализовать себя в полной мере, ему не дадут возможность воплощать свои идеи. Получив предложение от Американского театра балета, Барышников просит убежища и остается в Канаде.
- 1974-1978 гг. — Барышников живет в Нью-Йорке и работает в Американском театре балета. Он не только танцует, но и выступает в качестве хореографа.
- 1978 год – Михаил дебютирует как актер в картине «Поворотный пункт». За роль второго плана он получает номинацию на премию «Оскар».
- 1980 год – Барышников становится художественным руководителем Американского театра балета.
- 1985 год – танцор играет в фильме «Белые ночи» персонажа, похожего на себя. Главный герой картины – артист балета, который сбегать за границу от угнетающего советского строя.
- 1987 год – Барышников снимается в фильме «Танцоры». Михаил играет привычную для себя роль артиста балета.
- 1989 год – Барышников играет дебютную роль на Бродвее в спектакле «Метаморфозы».
- 1990 год – совместно с Марком Моррисом Михаил основывается свой коллектив, который со временем становится полноценной танцевальной труппой. Организационная работа отнимает много времени и для того, чтобы полностью посвятить себя новому делу, Барышников оставляет свою должность в театре. Сформированный коллектив уходит от классического танца и занимается модерном. Танцор возглавляет проект до 2002 года и занимается постановкой современного танца.
- 1991 год – Барышников исполняет роль в картине «Дела фирмы». Фильм представляет собой комедийный боевик о промышленном шпионаже.
- 2004 год – Михаил снимается в известном сериале «Секс в большом городе», где исполняет роль возлюбленного главной героини Кэри Брэдшоу.
- 2005 год – знаменитый танцор открывает «Центр искусств Барышникова» в Нью-Йорке. Центр существует до сих пор, а Барышников является его художественным руководителем. Здание в 3 этажа находится на Манхеттене. В нем проходят представления и мероприятия, связанные с музыкой, театром и литературой.
- 2014 год – Барышников снимается в картине «Джек Райан: Теория хаоса». Фильм рассказывает историю финансового аналитика, незаконно обвиненного в заговоре с террористами.
- 2015 год – танцор создает спектакль о своем знаменитом друге и соотечественнике Иосифе Бродском. Представление становится настоящей сенсацией и пользуется большой популярностью в мире. Готовясь к постановке, Барышников возвращается в Латвию.
- 2016 год – Барышников обращается к властям Латвии и просит дать ему латвийское гражданство.
- 2017 год – просьбу танцора удовлетворяют, и он становится гражданином Латвии.
- 2020 год – Барышников играет в спектакле Алвиса Херманиса «Белый вертолет». История рассказывает об отречении понтифика. Помимо игры в спектакле, танцор продолжает руководить своим Центром искусств, регулярно стоит у станка и поддерживает себя в прекрасной физической форме.
Российская любовь
Решение остаться в Америке далась Барышникову не легко. Он понимал всю серьезность своего поступка, но разрывался между любимой женщиной и любимым балетом. Михаил стремился развиваться и достигать новых вершин в балете.
Однако на то время советское правительство всячески препятствовало появлению чего-то нового в искусстве. Талантливому танцору было тесно в этих рамках.
На его решение, не вернуться на родину с гастролей по Америке, не смогла повлиять даже Татьяна Кольцова. Она была балериной и выступала на сцене Мариинского театра. С ней Михаил не оформил официальные отношения и несколько лет прожил в гражданском браке.
Этих двух людей связывала любовь к искусству. Они были просто влюблены в танец. Но если Татьяне было достаточно того, то она имела, то Михаил хотел большего. Татьяну советская власть отправляла в Америку, чтобы образумить Барышникова и вернуть его на родину. Однако, танцор предпочел балет.