Майерлинг (фильм 1968)

Самоубийство Рудольфа и Марии Вечеры

29 января 1889 года Франц Иосиф и Елизавета организовали семейный ужин, а 31 января собирались отбыть в Венгрию, в Офен. Рудольф отказался от ужина, сославшись на нездоровье. 30 числа он собирался охотиться в Майерлинге.

Утром 30 января в Майерлинге камердинер кронпринца Лошек постучал к нему в дверь, но Рудольф не отозвался. Граф Йозеф Хойос, компаньон Рудольфа, присоединился к камердинеру, но ответа не последовало — дверь взломали. Рудольфа нашли сидящим (по другим данным — лежащим) без движения на краю кровати. Он склонился вперед, из его рта шла кровь. Перед ним на ночном столике стояли стакан и зеркало. Не изучая место событий более подробно (окна в комнате были закрыты ставнями), Лошек решил, что кронпринц принял яд, так как знал, что стрихнин вызывает кровотечение. На кровати лежал труп Марии Вечеры, прибывшей в Майерлинг вечером 28 января. Некоторое время ошибочно считалось, что баронесса отравила кронпринца, а затем покончила с собой.

Похороны Марии Вечеры. Эксгумация. Перезахоронение

Тело Марии Вечеры было перевезено в Хайлигенкройц в ночь с 31 января на 1 февраля двумя её дядями, Штокау и Александром Бальтацци (её посадили на заднее сиденье экипажа между двумя мужчинами), и спешно похоронено на территории монастыря. Вскрытия не производилось, и о смерти Марии был составлен фиктивный акт. Попытки скрыть обстоятельства гибели Марии дали дополнительную пищу слухам о том, что в этом деле не всё так ясно. По просьбе родственников 16 мая 1889 года гроб с телом Марии был извлечён из временной могилы, заключён в ещё один, медный, гроб и перезахоронен.

В апреле 1945 года советские батареи размещались на высоте на территории кладбища и вели оттуда обстрел Алланда. В часовне над могилой Марии была устроена кухня, сама же могила, как и другие захоронения Хайлигенкройца, в это время пострадала. В поисках драгоценностей саркофаг был разбит, гроб вскрыт. Он оставался открытым до 1959 года.

В 1959 году молодой врач Герд Холлер, сопровождавший к месту захоронения Марии представителя семьи Вечера, осмотрел её останки. Доктор Холлер тщательно исследовал череп и другие кости в поисках пулевого отверстия, но, по его словам, не нашел доказательств того, что Мария была застрелена. Холлер предположил, что Вечера умерла, возможно от последствий недавно сделанного аборта, а Рудольф из-за гибели возлюбленной покончил жизнь самоубийством. Тело Марии было захоронено в новом гробу.

События в Вене

Император и императрица у смертного одра сына

Хойос поспешно отправился в Вену, где встретился с генерал-адъютантом императора, графом Пааром и потребовал, чтобы тот сообщил императору о смерти сына. Потрясённый новостью, Паар отказался, мотивируя это тем, что только императрица может сообщить об этом мужу. К Елизавете был послан обергофмейстер, барон Нопча, который попросил о помощи фрейлину императрицы, Иду Ференци. Прервав урок императрицы (она изучала греческий язык), Ида Ференци убедила Елизавету выслушать барона.

Когда графиня Ференци вновь вошла в комнату, Елизавета рыдала, обезумев от горя. Император, подойдя к её покоям, был вынужден некоторое время ждать снаружи. Императрица, взяв себя в руки, сама всё рассказала мужу. Обстоятельства смерти Рудольфа ещё не были известны семье, поэтому было решено официально объявить, что кронпринц умер от сердечного приступа.

Возвратившись в свои комнаты, Ида Ференци увидела там дожидавшуюся её мать Марии, баронессу Хелену фон Вечера. Мать девушки, разыскивая её, побывала у главы департамента полиции и министра-президента Тааффе. Те, зная, что к исчезновению Марии причастен кронпринц, посоветовали баронессе обратиться к самой императрице. Баронесса настояла на встрече с Елизаветой. Императрица сообщила Хелене Вечере, что её дочь, как и кронпринц, мертва. Уходя, Елизавета сказала: «Но помните: Рудольф умер от сердечного приступа!»

Роковая встреча

Однако когда они уехали, влюбленным пришлось расстаться. После этого девушка мечтала о настоящей любви и нашла ее в семнадцать лет в лице принца Рудольфа. Она увидела его на ипподроме и была поражена его красотой и манерами. Действительно, внешне принц был очень привлекателен. Ему в то время исполнилось двадцать девять лет, и он слыл всеобщим кумиром. Наверное, не было ни одной девушки в Вене, кто бы ни был в него влюблен. Красивый, знаменитый, харизматичный — о чем еще мечтать девушке?

Однако никто не знал о его «темной стороне» – склонности к депрессии и суициду. Казалось бы, сын австрийского императора, получивший блестящее образование и имеющий все, что душе угодно… Его подвел характер – эмоциональный и чувствительный молодой человек казался отцу неспособным к государственной деятельности и был отстранен от важных политических дел.

К тому времени, когда Мария познакомилась с принцем, он был женат и имел нескольких любовниц. Это были и знатные дамы, и женщины из публичных домов. Для проститутки Мицци Каспар он даже купил дом, чтобы ходить к ней беспрепятственно.

Однажды он предложил Мицци вместе уйти из жизни, но она отказалась. А когда принц встретил Марию, то выбрал в качестве спутницы в загробный мир ее. Именно Мари Лариш познакомила Рудольфа и Вечеру в ноябре 1988 года.

Версии смерти кронпринца и его возлюбленной

Рассказывали также, что якобы Марию привезли в замок уже мертвой, и Руди не смог этого пережить… Выдвигалась и вовсе фантастическая версия — что Мария была внебрачной дочерью императора Франца Иосифа, то есть приходилась Рудольфу сестрой, и он, узнав об этом, решил, что им обоим не стоит больше жить…Несчастного Рудольфа похоронили через пять дней в родовой усыпальнице Габсбургов. Хотя в предсмертной записке Мария Вечера умоляла похоронить ее рядом с возлюбленным, ее просьбу не выполнили, захоронив на кладбище монастыря Хайлигенкройц.

В апреле 1945 года во время боев за Вену многие склепы на кладбище Хайлигенкройц были разрушены. Прах Марии вновь был захоронен лишь в 1959 году. Однако эксперты, присутствовавшие при захоронении, так и не обнаружили на черепе следов выстрела…А в декабре 1992 года до родных Марии дошла весть о том, что ее могила вновь вскрыта. Саркофаг оказался пуст. Правда, злоумышленника быстро нашли — им оказался некий Хельмут Флатценштайнер. Пришлось еще раз хоронить останки несчастной.

В Майерлинге же после памятной трагедии разместили женский кармелитский монастырь. Сейчас на месте охотничьего домика стоит небольшая часовенка. А там, где было найдено окровавленное тело кронпринца Рудольфа, высится статуя Девы Марии. Почему-то скульптор сделал ее похожей лицом на мать Рудольфа, императрицу Елизавету, хотя возлюбленную кронпринца как раз звали Марией, и она умерла именно здесь…

Читайте другие статьи из серии «Истории любви»:

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Куратор: Наталия Красовская

Биография[править | править код]

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

В искусстве

Трагедии в Майерлинге посвящены многочисленные кино- и телефильмы и произведения для сцены:

  • Фильм «Трагедия в доме Габсбургов» (1924); режиссёр — Александр Корда;
  • Фильм «Майерлинг» (1936); режиссёр — Анатоль Литвак; в главных ролях: Даниэль Дарьё — Мария и Шарль Буайе — Рудольф;
  • Фильм «От Майерлинга до Сараево» (1940), режиссёр Макс Офюльс;
  • Оперетта «Маринка» (1945); либретто Джорджа Мариона-младшего и Карла Фаркаша; композитор — Имре Кальман;
  • Фильм «Тайна Майерлинга» (1949); режиссёр — Жан Деланнуа
  • Телефильм «Майерлинг» (1957); режиссёр — Анатоль Литвак; в главных ролях: Одри Хепбёрн — Мария и Мел Феррер — Рудольф;
  • Фильм «Майерлинг» (1968); режиссёр — Теренс Янг; в главных ролях: Омар Шариф, Катрин Денёв, Джеймс Мэйсон и Ава Гарднер;
  • Один из эпизодов британского телесериала «Fall of Eagles» (1974) — «Реквием по кронпринцу»;
  • Фильм «Частные грехи, публичные добродетели» (1975); режиссёр — Миклош Янчо;
  • Балет Кеннета Макмиллана на музыку произведений Ференца Листа «Майерлинг» (1978);
  • Радиопостановка на BBC Radio 4 в драматическом цикле «Субботний ночной театр» от 8 февраля 1986 «Pure Angel» Эрика Доэрти с Энн Купер и Бенджамином Уитроу;
  • Мюзикл «Элизабет» (1992), либретто Михаэля Кунце, композитор — Сильвестр Левай; двойное самоубийство воплощено в танцевальном эпизоде Майерлинг-Вальс;
  • Манга «Angel’s Coffin (Ave Maria/Tenshi no Hitsugi)» (2000) Ю Хигури;
  • Опера-кроссовер «Майерлинг — Реквием любви» (2006) стихи Зигфрида Карла, музыка Рикардо Урбеча;
  • Мюзикл «Рудольф» Фрэнка Уайлдхорна, либретто Джека Мёрфи и Фиби Хванг. Премьера состоялась в Будапештском театре оперетты 26 мая 2006 года, представления давались до 2009 года, чередуясь со спектаклями на открытом воздухе в Сегеде;
  • Мюзикл Utakata no Koi, поставленный японской театральной труппой Takarazuka Revue и периодически исполняемый с 1983 года (2013 год — седьмая постановка);
  • «Кронпринц Рудольф» — австрийский телефильм 2006 года; режиссёр Роберт Дорнхелм, в главных ролях Макс фон Тун и Виттория Пуччини, в эпизоде — Омар Шариф; в США фильм вышел в 2010 году под названием The Crown Prince>;
  • Фильм «Иллюзионист» (2006); режиссёр — Нил Бергер, в главных ролях — Эдвард Нортон, Руфус Сьюэлл, Джессика Бил. В сюжете фильма реальные события 1889 года получили другую трактовку.

В балладе Велимира Хлебникова «Мария Вечора» (1909) Мария, девушка-славянка, похищенная Габсбургом, убивает его.

Отношения с наследным принцем Австрии Рудольфом

Мэри фон Ветсера познакомилась с наследным принцем Рудольфом в ноябре 1888 года, и у них завязался трехмесячный роман. Другие источники, однако, описывают их отношения как одну из трех, продолжительностью в три года, что составило бы Ветсере около 15 лет, когда они встретились.

Учитывая амбиции ее матери по отношению к ней и тот факт, что Рудольф был женат на принцессе Бельгии Стефании , ее семья и друзья сочли эту связь глупой и потенциально социально компрометирующей для семьи. Когда Элен обнаружила, что Ветсера прислала Рудольфу портсигар с личной гравировкой, она сказала: «Она компрометирует себя, когда ей едва исполнилось 17 лет, и поэтому разрушает не только свою жизнь, но и жизнь своих братьев, сестер и матери … »

Морин Аллен, американская подруга Ветсеры, вспоминала, что она не относилась к этому или любому из своих предыдущих романов легкомысленно, что она «была очень серьезной … люди хвалили ее за то, что она не относилась к любви легкомысленно, а довольно серьезно»

В то время как у Рудольфа были не только жена и ребенок, но и другие любовники, Ветсера не преследовала других подходящих мужчин, а вместо этого сосредоточила все свое внимание на наследном принце. Похоже, она думала, что может быть реальной угрозой для принцессы Стефани, возможно, даже узурпируя ее положение и титул, но, похоже, не знала, что у Рудольфа одновременно был серьезный роман с актрисой Мицци Каспар .

Сообщается, что Рудольф предложил 24-летнему Каспару аналогичный договор о самоубийстве за месяц до своей смерти в Майерлинге, что она отвергла, посчитав это шуткой. Ветсера, возможно, был вторым выбором Рудольфа в его поисках партнера по смерти, но, похоже, она не интерпретировала его предложение как идею отчаявшегося человека, не желающего умирать в одиночестве. Ее семья и друзья старались подчеркнуть, что император и Ватикан никогда не допустят расторжения брака Рудольфа, и Ветсера, несомненно, понимала, что в какой-то момент ей придется выполнить свой долг перед семьей и выйти замуж за кого-то, кто уступает Рудольфу. Она написала: «Если бы я могла отдать ему свою жизнь, я была бы рада сделать это, ибо что для меня значит жизнь?»

Один из его секретарей весьма настойчиво заявляет, что в то время как Вецера, которую он считал «несколько поверхностной и эмоциональной служанкой», которая, демонстрируя «живость и блеск, которые должны были воздать должное очень умной француженке», была «женщиной без серьезности». думал «и не был типом женщины, которая обычно обращалась к интеллектуально склонному Рудольфу, хотя он признавал, что Рудольф интересовался политическими взглядами других его возлюбленных в той степени, в какой они были известны как отражение того, что думали их родственники-мужчины. Близкий друг Рудольфа, профессор Удель, далее объяснил «странный выбор» своего хозяина. Он сказал, что Ветсера разделял определенный «мистический темперамент» с эрцгерцогом, который мог быть «самым мистическим из людей», поскольку проявлял «сильную жилку суеверий».

Результаты расследования

Наконец 2 февраля была озвучена официальная версия событий. Утром 30 января камердинер Лошек и граф Хойос тщётно пытались разбудить Рудольфа стуком в дверь его спальни. Взломав запертую изнутри дверь, они проникли в комнату. В полутьме — ставни были закрыты — перед ними предстала страшная картина: на кровати полусидел мёртвый принц, а рядом с ним лежало безжизненное тело Марии. Придворный лейб-медик фон Видерхофер констатировал смерть от выстрела в голову и вызванное им повреждение черепа. По его словам, вскрытие тела престолонаследника установило «изменения в мозгу покойного, позволяющие предполагать, что он покончил собой в припадке безумия». 30 января траурный кортеж с тихим побрякиванием колокольчиков перевозил бездыханный труп Рудольфа в смущенную австрийскую столицу, а монахи-цистерцианцы тайно увозили тело красавицы-баронессы Марии Вечеры. Её похоронили ночью в ближайшем монастыре Хайлигенкройц. Император Франц Иосиф лично настоял на том, чтобы подробностей случившегося в Майерлинге не узнал никто и никогда.

Метки: Загадки истории, Австрия, смерть, самоубийство, убийство, принц, любовница, Рудольф

Драма в охотничьем замке

28 января Мария Вечера сбежала из дома и встретилась с Рудольфом, которому удалось обмануть свою охрану. Влюблённые отправились в Майерлинг и уединились в охотничьем замке. На следующий день в замок прибыли друзья Рудольфа, но он не сообщил им о присутствии Марии. Кронпринц не поехал с ними на охоту, сославшись на простуду. Той же причиной он в телеграмме объяснил жене своё отсутствие на официальном ужине во дворце. Как вспоминали потом друзья Рудольфа, за ужином он был весёл, ничто не предвещало последующей драмы. Вечером кронпринц приказал слуге его не беспокоить и не пускать в покои даже самого императора. Вместе с Марией они отправились в спальню. Утром 30 января слуга, не достучавшись до своего господина, заподозрил неладное и обратился за помощью к друзьям Рудольфа. Тут-то они и узнали о присутствии в замке Марии. После некоторого замешательства было решено взломать дверь. Когда удалось попасть в покои принца, все увидели страшную картину. На широкой кровати лежали мёртвые Рудольф и Мария Вечера. Голова кронпринца была прострелена, в руке он сжимал револьвер. По обоюдному решению, перед тем как покончить с собой, он застрелил свою возлюбленную. У баронессы в руках была роза, а рану на груди скрывали распущенные волосы. Перед смертью влюблённые написали своим близким прощальные письма. Только отцу Рудольф не оставил ни строчки. Оба просили похоронить их вместе. К сожалению, эта просьба осталась без внимания. Было сделано все, чтобы никто не узнал о присутствии в замке Марии. Коронованным особам нельзя умирать от любви… Сначала императору не посмели сообщить о самоубийстве наследника. Францу Иосифу сказали, что Рудольфа отравила Мария… Только 31 января император узнал правду. С горечью Франц Иосиф сказал, что Рудольф умер, как портняжка-подмастерье: по мнению императора, коронованные особы не имели права умирать от любви… Последовало распоряжение скрыть от подданных истинную причину смерти. Официально объявили, что Рудольф покончил жизнь самоубийством в состоянии сильного умственного расстройства. Такое заключение позволяло провести похороны по полному церковному обряду. Рудольфа похоронили в фамильной усыпальнице Габсбургов в церкви Отцов-капуцинов. А как же избавились от трупа Марии? В замок отправились два её дяди — графы Георг Штокау и Александр Балтацци. Они нашли её труп в огромной бельевой корзине, запертой в чулане. Баронесса была в одной сорочке. Комиссар Хабр, занимавшийся расследованием, потребовал, чтобы Марию в целях сокрытия тайны вывели из замка как живую. Обливаясь потом, графы при свете свечи одели труп. Надо заметить, что гардероб дамы высшего света того времени был весьма сложным и с облачением трупа пришлось повозиться. Наконец кое-как Марию одели, но голова её свисала на грудь, что могло вызвать определённые подозрения. К ужасу родственников девушки, полицейский решил и эту проблему: под корсет просунули палку от метлы и примотали к ней шею девушки верёвкой. Лицо Марии закрыли вуалью, после чего труп взяли под руки, «вывели» из замка, усадили в карету между двумя дядями и отвезли в монастырь, где тайно захоронили. Когда рыли могилу, казалось, даже небеса восстали против совершенного святотатства: разразилась ужасная буря, и погребение пришлось отложить до следующего дня. Позже в газетах появилась небольшая заметка о том, что 30 января на территории деревни Майерлинг нашли труп Марии Вечеры, которая покончила жизнь самоубийством…

Метки: Австрия, Тайны 20 века, смерть, самоубийство, трагедия, любовь, любовница, Рудольф

Осмотр места происшествия[править | править код]

Последнее письмо кронпринца жене Стефании (недатированное). Стенд музея в Майерлинге

В Майерлинг была направлена комиссия во главе с лейб-медиком, Хофратом фон Виндерхофером. На полу был обнаружен револьвер, который не заметили Хойос и Лошек. Врач установил, что Рудольф и Мария погибли одинаково: от огнестрельного ранения в височную часть головы. Обе пули нашли в комнате. В стоящем на ночном столике стакане не было яда. (По другим данным, при осмотре места происшествия до приезда комиссии, револьвер, зажатый в руке принца, заметил его свояк принц Филипп Кобургский, приехавший для участия в охоте рано утром, а пуля была обнаружена только одна).

Рудольф оставил множество писем, адресованных разным лицам, в том числе матери (в этом послании, не смея обратиться к императору напрямую, он написал несколько слов отцу), жене (в настоящее время доступен лишь оригинал письма к кронпринцессе Стефании), сестре Марии Валерии, своей любовнице, Мицци Каспар. Все они, за исключением письма к Елизавете, были написаны заранее в Вене. Рудольф сообщил матери, что ему помогла Мария: без её согласия стать «спутницей в смерти» он бы не смог отказаться от жизни. На ночном столике лежала также неотправленная телеграмма настоятелю монастыря в Хайлигенкройце с просьбой прибыть в Майерлинг, чтобы помолиться у тела кронпринца. Все письма были составлены в общих выражениях, что давало повод для различных толкований действий кронпринца.

В прессе

Дело Майерлинга было разыграно в:

Литература

  • Нервное великолепие: Вена, 1888–1889 — роман Фредерика Мортона
  • Майерлинг: Любовь и трагедия наследного принца — роман Жана Шопфера (псевдоним Клода Анэ).
  • Гроб Ангела (Ave Maria / Tenshi no Hitsugi) — японская манга 2000 года Ю Игури .

стадия

  • Марьинка — премьера 1945 г .; оперетта венгерского композитора Эммериха Кальмана ; Либретто по Джордж Марион, младший и Карл Фаркаш , тексты песен Джорджа Marion, Jr.
  • Майерлинг — балет 1978 года в постановке Кеннета Макмиллана
  • Utakata no Koi — японский мюзикл 1983 года производства Takarazuka Revue
  • Элизабет — мюзикл 1992 года; книга / слова Михаила Кунце , музыка Сильвестра Левай . Инцидент инсценирован как стилизованная танцевальная последовательность.
  • Майерлинг: Requiem einer Liebe — Немецкая опера-кроссовер Рикардо Урбетша 2006 года, слова Зигфрида Карла
  • Рудольф — мюзикл 2006 года Фрэнка Уайлдхорна и Стива Кудена; премьера 26 мая 2006 г .: Оперетт Синхаз, Будапешт
  • Рудольф — пьеса Дэвида Логана 2011 года драматизирует последние несколько недель жизни наследного принца Рудольфа.
  • Последний поцелуй — 2017 Корейская версия музыкального 2006 Rudolph (с EXO «s Сухо и VIXX » s Лео )

Фильм

  • Трагедия в доме Габсбургов — 1924 немецкий немой фильм режиссера Александра Корда
  • Судьба дома Габсбургов — немецкий немой фильм 1928 года режиссера Рольфа Раффе
  • Майерлинг — французский фильм 1936 года режиссера Анатоля Литвака
  • Де Майерлинг в Сараево — 1940 французский фильм режиссера Макса Офюльса
  • Le Secret de Mayerling — французский фильм 1949 года режиссера Жана Деланного
  • Kronprinz Rudolfs letzte Liebe — 1955 австрийский фильм режиссера Рудольфа Югерта
  • Майерлинг — фильм 1957 года (на английском языке) с Одри Хепберн в роли баронессы и Лорном Грин в роли Императора.
  • Майерлинг — 1968 британский / французский фильм (на английском языке), режиссер Теренс Янг
  • Частные пороки, общественные добродетели (Vizi privati, pubbliche virtù) — итальянский / югославский фильм 1976 года (на итальянском языке), режиссер Миклош Янчо
  • Иллюзионист — американский фильм 2006 года режиссера Нила Бургера ; включает художественное изображение инцидента

Радио

  • История Майерлинга — американская радиопостановка 1950 года в Театре романса ( CBS ); 244 серия: 1 августа 1950 г.
  • Mayerling Revisted — Американская радиоспектакль 1977 года на CBS Radio Mystery Theater ; Эпизод 0648: 16 мая 1977 г. Современный фрейм рассказ о современных событиях.

Телевидение

  • Майерлинг — американское телевизионное производство 1957 года (театрально выпущено в Европе), режиссер Анатоль Литвак
  • «Реквием по наследному принцу» — британский телесериал 1974 года « Падение орлов» ; эпизод 4
  • Кронпринц Рудольф — Австрийский телефильм 2006 года режиссера Роберта Дорнхельма; Релиз в США 2010 года под названием The Crown Prince

Официальное признание самоубийства кронпринца[править | править код]

Император был поражён, узнав, что Рудольф покончил с собой, а не был отравлен Марией. По настоянию своих министров (в стране уже никто не верил в естественную смерть наследника) Франц Иосиф решился сделать факт самоубийства кронпринца достоянием гласности. 2 февраля в «Венской газете» появилось заключение медицинской комиссии, где среди прочего отмечалось, что исследование мозга погибшего «указывает на его патологические изменения, напрямую связанные с неустойчивой психикой». Причиной смерти кронпринца объявлялась его «болезненная неуравновешенность».

Медицинское заключение причинило ещё большую боль императрице, всегда опасавшейся, что череда близкородственных браков неблагоприятно отразится на здоровье её детей. Эгон Корти приводит её слова, высказанные после официальной публикации заключения: «Зачем Франц Иосиф однажды вошёл в дом моего отца, зачем я увидела его и почему должна была с ним познакомиться?»

Трагедия в Майерлинге[ | код]

Могила Марии фон Вечера в Хайлигенкройце

28 января 1889 года кронпринц Рудольф прибыл в Майерлинг около 15:30, Мария приехала в замок позднее на фиакре Братфиша. Ночь перед отъездом в Майерлинг кронпринц провёл у своей любовницы Мицци Каспар, что подтверждается протоколом агента полиции Флориана Майснера, отвечавшего за охрану кронпринца.

После обнаружения тел утром 30 января в Майерлинг был отправлена группа врачей, констатировавшая смерть Марии в результате выстрела в голову. Совершила ли этот выстрел сама Мария или Рудольф, либо кто-либо третий, доподлинно неизвестно. Мария была похоронена на кладбище при монастыре в Хайлигенкройце, находящемся в 25 км к юго-западу от Вены.

Во время боев за Вену в 1945 году склеп Марии был разрушен. Повторное захоронение произошло только в 1959 году. Эксперты утверждают, что следов смертельного ранения на черепе женщины не наблюдалось.

Существует несколько версий произошедшего в Майерлинге. Одна из них — гибель Марии от неудачного аборта и самоубийство Рудольфа, не перенёсшего трагедии.

Биография

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

Биография

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

Следующая жизнь

Он совершил множество поездок, сначала в Европу, а затем и на другие континенты, о которых написал несколько отчетов — от своего имени или анонимно. Вдобавок он предложил энциклопедию Австро-Венгрии, так называемую Kronprinzenwerk , и написал в ней сам. К тому же наследный принц Рудольф был уважаемым орнитологом . Он часто конфликтовал со своим отцом, потому что он представлял либеральные и антиклерикальные взгляды и предпочитал укреплять «многонациональное сознание» в Габсбургской империи, а не особые права нации.

Военная служба и роман в Праге

После завершения учебы Рудольф переехал в Прагу в 1878 году, где прошел военную службу в 36-м пехотном полку (1878 г., полковник , 1880 г., генерал-майор , 1882 г., лейтенант -фельдмаршал , генерал-лейтенант 1888 г.).

По словам Берты Цукеркандл , дочери издателя газеты и давнего друга Рудольфа Морица Сепса , у Рудольфа был роман с молодой женщиной еврейской веры в Праге — по словам его внучки Стефани Виндиш-Грец (1909-2005), его единственной и единственная любовь. Согласно шпионским отчетам в файлах начальника полиции Вены Франца фон Краусса , эта любовница даже сопровождала его на свадебное шоу в Брюссельском суде. Она умерла после побега из ссылки, в которую была изгнана.

Брак со Стефани Бельгийской

Наследный принц Рудольф и кронпринцесса Стефани

Под давлением императора в 1881 году Рудольф был вынужден жениться на принцессе Стефании , дочери бельгийского короля Леопольда II, троюродной сестре отца Рудольфа Франца Иосифа, так как ее мать Мария Генриетта приходилась внучкой императору Леопольду II . Свадьба прошла в Вене.

Некоторое время пара жила в Праге , где неоднократно возникали ссоры. После рождения дочери, эрцгерцогини Элизабет Мари в Лаксенбурге в 1883 году, они вернулись в Вену.

Смерть в Майерлинге

Баронесса Мария Ветсера (1887)

Замок Майерлинг, место смерти Рудольфа Австро-Венгрии и Марии Ветсера

Рудольф страдал от резких перепадов настроения. Предположительно, он покончил жизнь самоубийством в ночь с 29 на 30 января 1889 года в замке Майерлинг , выстрелив в голову. Там же умерла 17-летняя баронесса Мария Ветсера . Согласно заключению врача, ее застрелил наследный принц Рудольф. Сейчас выяснилось, что на самом деле баронесса умерла от выстрела в голову . Венские придворные врачи вскрыли труп наследного принца и на основании патологических данных, обнаруженных в мозге, засвидетельствовали, что этот акт произошел в «состоянии умственного замешательства», что позволило похоронить наследного принца со всеми церковными церемониями . Баронесса Мария была доставлена ​​в аббатство Хайлигенкройц и похоронена на кладбище цистерцианского аббатства .

В начале февраля 1889 г. в немецкой печати появились различные сообщения о наследном принце Рудольфе и баронессе. k. Районный суд в Опаве запретили.

Ход роковой ночи остается неясным по сей день, после того как свидетели (в том числе камердинер Рудольфа Иоганн Лошек ) всю жизнь хранили молчание или делали противоречивые заявления. Многие документы были уничтожены. Предполагаемое орудие убийства позже перешло во владение Отто фон Габсбурга , который не выдавал его всю свою жизнь (1912–2011). В кронпринце самоубийство разрушило доверие к монархии Габсбургов .

Зита , мать Отто и жена последнего императора Карла, в последние годы своей жизни утверждала историкам, что Рудольф и Мария Ветсера были убиты не самим наследным принцем в Майерлинге, а «пали жертвой политических убийц», согласно Немецкий новостной журнал Der Spiegel сообщил в своем коротком некрологе о смерти Зиты в 1989 году. По мнению Зиты, Рудольф был «жертвой политически мотивированного убийства» иностранного заговора, потому что он не хотел участвовать в заговоре с целью свержения императора Франца Иосифа, но хотел его разоблачить. По словам Зиты, заказчиком был французский государственный деятель Клемансо . Brigitte Hamann , сам автор биографии Рудольфа, описал эти заявления в интервью австрийской еженедельной Profil в 2005 году как «целевое запотевание тактики.»

В своем завещании от 2 марта 1887 года Рудольф назначил своего отца, императора Франца Иосифа, душеприказчиком . Вдобавок он попросил его взять на себя опеку над дочерью Элизабет Мари (1883–1963), которую он в то же время сделал своей универсальной наследницей.

После смерти Рудольфа, согласно законам Габсбургов , его Карл Людвиг стал австро-венгерским наследником престола.

дальнейшее чтение

  • Баркели, Ричард. (1958). Дорога к Майерлингу: жизнь и смерть наследного принца Австрии Рудольфа . Лондон: Макмиллан.
  • Францель, Эмиль. (1974). Наследный принц Рудольф и трагедия Майерлинга: факты и вымысел . Вена: В. Герольд.
  • Могилы, Армгаард Карл (2019). Тайны Гогенцоллернов . Креативные медиа-партнеры. ISBN . — Всего страниц: 266
  • Юдтманн, Фриц. (1971). Майерлинг: факты, лежащие в основе легенды . Лондон: Харрап.
  • Лоняй, Кароли. (1949). Рудольф: Трагедия Майерлинга . Нью-Йорк: Скрибнер.
  • Вольфсон, Виктор . (1969). Убийство Майерлинга . Энглвудские скалы: Прентис-холл.

Координаты :

В ролях

  • Омар Шариф — кронпринц Рудольф (советский дубляж — Александр Демьяненко)
  • Катрин Денёв — Мария Вечера (советский дубляж — Галина Теплинская)
  • Джеймс Мэйсон — император Франц Иосиф I (советский дубляж — Бруно Фрейндлих)
  • Ава Гарднер — императрица Елизавета (советский дубляж — Майя Блинова)
  • Джеймс Робертсон Джастин — Эдуард, принц Уэльский (советский дубляж — Игорь Дмитриев)
  • Женевьева Паж — графиня Лариш
  • Андреа Паризи — принцесса Стефания
  • Шарль Мийо — граф Тааффе
  • Бернар Ла Жарриж — Лошек
  • Мони Дальмес — баронесса Вечера
  • Лин Шардонне — Анна Вечера
  • Мони Дальмес — Хелен Вечера
  • Фабьен Дали — Мицци Каспар
  • Жак Бертье — эрцгерцог Иоганн Сальватор

Последние годы жизни кронпринца

Кронпринц Рудольф и Мария Вечера

Брак Рудольфа и Стефании Бельгийской не был счастливым. К 1889 году при дворе практически все, в том числе императорская чета и супруга Рудольфа, Стефания, знали, что между кронпринцем и баронессой Марией Вечерой, дочерью барона Альбина Вечеры, дипломата австрийского двора, существует любовная связь. Кронпринцу удавалось скрывать от родителей и всего двора своё подавленное настроение — следствие болезни, от которой он страдал с 1886 года. Он много пил, вёл беспорядочную жизнь, злоупотреблял успокоительными препаратами, взял крупную сумму в долг. Об обстоятельствах его частной жизни знали лишь те, кто по долгу службы постоянно находился рядом с кронпринцем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector