В чём смысл «чёрного квадрата» просто и кратко
Содержание:
- Подача техники создания шедевра
- «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
- «Черный квадрат» — это шарлатанство
- «ОДНИХ РАЗДРАЖАЕТ, ДРУГИХ ВОСХИЩАЕТ»
- «Черный квадрат» — это шарлатанство
- «Черный квадрат» — это разноцветный куб
- Сильная теория сильной личности
- Все тайное становится явным
- Сколько стоит сейчас шедевр?
- В чём секрет созданной картины?
- «Чёрный квадрат»[править]
- Сколько стоит Черный Квадрат
- Доводы за и против Черного квадрата
- Другие работы Казимира Малевича
- Комментарии
- Посыл обществу
- «Чёрный квадрат» на выставке «0, 10»
- «Черный квадрат» — это политический ход
- Родоначальник супрематизма
- Общественные стереотипы
- Заключение
Подача техники создания шедевра
У каждого мастера подразумевается подход к созданию картины. Ремесленники в этом случае не утруждают себя лишними хлопотами. Одна структура на другую, мазок за мазком — основа техники Казимира. Цветовые пятна художник апробировал виртуозно. Наложение двух красок одна на другую казалось ему наиболее интересным экспериментом. Казимир не боялся сломать стереотипы и чётко шёл к своей цели стать новатором в живописи.
При такой интересной технике легко было подделку отличить от первоисточника, хотя мошенники старались. Они не владели подобным талантом, хотя работы Казимира часто кажутся незатейливым искусством. Краски он создавал по особенной технологии. Как и когда-то лак для своих скрипок варил Страдивари. До сих пор этот хитрый трюк потомками гениев не разгадан.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Казимир Малевич за работой
19 декабря 1915 года в Петербурге проходила футуристическая выставка под названием «0,10». Казимиру Малевичу было поручено создать несколько своих творений специально для нее. Сроки были ограничены, и неизвестно, может автора не устраивал результат, то ли он не успевал закончить картину вовремя, и, психанув, нарисовал странный по форме прямоугольник, закрасив его в черный цвет. Когда полотно было закончено, зашедший в мастерскую друг вскрикнул: «Гениально!». Именно благодаря этому случаю Малевич, придумал высший смысл своему «Черному квадрату». Таким образом, на поверхности появился эффект краски, которая растекается. Мистики в этом никакой нет, картина просто не вышла.
Было множество попыток по исследованию полотна, чтобы найти первоначальный вариант, который, возможно, находился бы под поверхностным слоем. Но искусствоведы, ученые и критики уверены – если начать данную процедуру поиска, можно существенно навредить полотну. Поэтому все экспертизы остаются незавершенными.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Автопортрет. Художник. (1933)
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
По материалам: wikipedia.org, adme.ru, all-biography.ru
«ОДНИХ РАЗДРАЖАЕТ, ДРУГИХ ВОСХИЩАЕТ»
Максим и Юлия Волошины, основатели галереи «Мистецька Збірка», кураторы проекта Inspired by Black Square, посвященного 100-летнему юбилею «Черного квадрата» говорят: «Когда творил Малевич, общество не было готово к его работам, а он уже видел, что все идет к упрощению, стандартизации, к сжатию информации в лаконичную форму. Сегодня же его идеи применяются в дизайне, моде и архитектуре».
Основатель арт-центра «Я Галерея» Павел Гудимов и организатор выставки к 100-летию «Черного квадрата» «Гебдомерос» говорит: «Мне кажется, Малевич не надеялся на то, что его работа будет вызывать такой интерес через 100 лет. Она эмоционально будоражит: одних раздражает, других восхищает, но вопрос: почему квадрат и что он значит все равно остается».
К слову, уже семь лет в Украине существует премия Малевича за достижения в области современного искусства — и вручается она раз в два года. Размер награды — 3 тыс. евро (для примера, в России есть премия Кандинского и там вознаграждение — 40 тыс. евро). Один из самых дорогих украинских художников, член жюри премии Малевича, Александр Ройтбурд рассказал нам: «Эту премию основали поляки. Украинскому государству нет дела до современного искусства. У нас поддерживают лишь тех, кто занимается народным творчеством».
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915
Шарлатаны настолько искусны, что способны обманывать людей и даже заставлять их быть убежденными в правоте лжи или в том, чего нет в реальности. Они имеют тенденцию называть глупыми и отсталыми тех, кого удалось одурачить. То есть считают их за тупиц, которые абсолютно ни в чем не разбираются, и им тяжело воспринимать прекрасное и высокое. Такой эффект получил название «Эффект голого короля», смысл которого заключается в стеснении сказать правду, ведь их засмеют.
Квадрат – это примитивный рисунок, к которому можно отнести любой глубокий смысл, ведь человеческая фантазия безгранична. Многие люди, которые не понимают, что хотел художник передать, написав «Черных квадрат», стараются придумать свой хороший повод для восхищения при рассмотрении картины и навязать его другим.
Картина Малевича, написанная в таком далеком 1915 году, до сих пор является главной темой для споров и обсуждения в русской живописи. Кто-то воспринимает «Черный квадрат», как прямоугольную трапецию, другие, как послание, которое необходимо разгадать, ведь именно для этого художник и сотворил сие чудо. А о чем думаете вы, глядя на «Черный квадрат»?
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Множество раз Казимир Малевич давал понять, что создание картины происходило под воздействием «космического сознания». У большей части людей слабо развито воображение, поэтому в «Черном квадрате» они видят просто черный квадрат. Стоит попробовать включить свое воображение вместо классического восприятия при рассмотрении полотна, и тогда можно понять, что там изображен разноцветный куб.
В картину вложен определенный тайный смысл – мир, который нас окружает, кажется черно-белым и плоским только, если смотреть на него поверхностно. Человеку следует воспринимать мир объемно, во всех его красках, и тогда жизнь кардинально измененится. Большое количество людей инстинктивно притягивала эта картина, и они на подсознательном уровне начинали чувствовать ее разноцветность и объемность.
Черный цвет настолько сильный, что способен поглотить все вокруг, включая и цвет других красок, поэтому очень сложно увидеть в изображенном черном квадрате разноцветный куб. Еще тяжелее рассмотреть белое за черным, правду за ложью, а жизнь за смертью. Если найдутся люди, которым удастся этого достичь, они смогут открыть настоящую философскую формулу.
Сильная теория сильной личности
«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.
Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.
Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.
Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.
Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.
Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.
Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.
«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.
До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.
У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.
«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.
Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.
Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.
Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.
На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.
Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.
Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.
Все тайное становится явным
Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич — «Черный квадрат»? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.
Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: «Битва негров в темной пещере.» Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но «Черный квадрат» был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.
Сколько стоит сейчас шедевр?
Лучше задать вопрос более целенаправленно. Где сейчас можно полюбоваться идеальной по всем параметрам чёрной геометрической фигурой? Всё в итоге зависит от версии созданного полотна.
Миллион долларов
Пропорции в различных вариантах отличаются, что видно невооружённым взглядом. 1932 год стал периодом в плане того, что очередную копию знаменитого квадрата приобрёл в свою коллекцию русский магнат. Подобную «безделицу» он купил всего лишь за миллион долларов.
Одна из версий находится сейчас в Эрмитаже, так что каждый желающий сможет рассмотреть таинственную геометрическую фигуру. Интересный по щедрости жест со стороны богатого человека. Однако доподлинно неизвестно, как картина оказалась в Эрмитаже.
Стоимость этого шедевра объявить сложно, потому что вещи такого масштаба оцениваются на аукционе. Реально только озвучить страховку, которая полагается картине Малевича. Составляет 1 млн рублей, что копеечной суммой не назовёшь. При желании начать аукцион его организаторы поставили бы начальную планку в 20 млн долларов.
Где же находится оригинал произведения, который был создан в 1915 году? При посещении Третьяковской галереи реально увидеть знаменитое полотно. Его цена будет явно превышать 20 млн долларов. Картина считается национальным достоянием России, так что на продажу выставлена не будет.
Государственная Третьяковская галерея
Как обстоят дела с повторными попытками Малевича из простого создать прекрасное и гармоничное? В 1923 году вторично воплотил идею на полотне. Копией её назвать нельзя, хотя визуально обе работы мало чем отличаются друг от друга. Сейчас этой версией можно полюбоваться в Русском музее.
Второй экземпляр приписывают кисти учеников Малевича, которых он только вдохновлял. Тем не менее руководство наставника чётко прослеживается в этой коллективной работе.
Третий вариант создан в 1929 году, и его можно назвать самым достоверным воспроизведением оригинала. Предназначался он для Третьяковской галереи, так как изначальная версия находилась в плачевном состоянии.
Автор шедевра старался не сделать точную копию первого творения. Удалось ли ему такое желание? Визуально сложно найти различие между работами. Однако необходимость схожести никто не отменял, и художник именно в музее воспроизводил третий экземпляр картины.
Инкомбанк в дальнейшем удивил общественность четвёртой версией квадрата в чёрном цвете. Озвученная организация в 1998 году благополучно разорилась, но имела в активах копию от Малевича, от неизвестного человека. На открытые торги со стартовой ценой в 80 млн долларов она не попала и хранится в Эрмитаже.
Эрмитаж
Можно долго рассуждать над моментами создания картины. Однако почитатель искусства мечтал бы иметь её в коллекции. При таком рвении придётся выложить основательную сумму.
В чём секрет созданной картины?
При первом взгляде на изображение геометрической фигуры создаётся впечатление, что её нарисовал ребёнок. Сложно изначально в четырёх линиях обнаружить сложный подтекст.
Казимир решил удивить эстетов самым интересным образом. Минимализм не всегда означает ограниченность в искусстве. Инновация Малевича заключается в следующих пунктах, которые сто́ит озвучить:
Отказ от линейки. Прошло время измерять объекты исключительно таким способом. Прицельный выстрел белку в глаз бьёт. Линейкой дело не обошлось. За чёткими гранями «Чёрный квадрат» таит гораздо большее, чем соблюдение строгих стандартов.
Супрематизм. Фрукты на блюде никогда не останутся невостребованными, если их изобразил на полотне гений. Эффектно будут выглядеть любые персонажи при мастерском их изображении. Супрематизм таких вольностей не подразумевает. Его основа заключается в беспредметности с интересным посылом. «Чёрный квадрат» художника вписался в этот формат по всём его чётким критериям.
Интересная подача. В той же улыбке Джоконды хочется что-то расшифровать. При прочтении «Маленького принца» от Экзюпери начинаешь понимать силу подтекста при помощи образов. Малевич чёрный четырёхугольник создал с целью доказать, что невозможное реально.
Контраст элементов. Сложно с этим аспектом поспорить, когда на кону стоит понятие «самобытность»
Сто́ит обратить внимание на то, что квадрат чётко расположился на белом фоне. Такая подача напоминает Верлена с его стихотворением «Альбатрос»
В озвученной аллегорической истории моряки насмехались над могучей птицей, которую удалось поймать. Казимир также сделал акцент на контрасте чёрного и белого.
Наследием Альфонса Алле знатоки называют произведение Малевича. «Битва негров в пещере ночью» по максимуму похожа на знаменитое произведение от Казимира Севериновича.
«Чёрный квадрат»[править]
История создания картины
Неудачная попытка Малевича нарисовать картину «Чёрный квадрат». Ещё одна неудачная попытка Малевича нарисовать картину «Чёрный квадрат». Конечный вариант картины. Казимир Малевич после заманчивого предложения деда долго думал над тем, что ему нарисовать. Все существовавшие на тот момент картины были созданы в процессе длительного труда опытными художниками, с которыми Казимир не мог сравниться. Наконец он решил нарисовать что-нибудь попроще, но в то же время вызывающее неоднозначное восприятие, и ему пришла в голову мысль нарисовать обычный чёрный квадрат на листе бумаги.
Несмотря на кажущуюся простоту картины, Казимир рисовал её почти 100 лет методом тыка и ошибок. Сначала он пытался нарисовать её от руки, но у него не получалось. Потом юный художник решил использовать фломастеры, но это также не дало желаемого результата. В конечном итоге он решил воспользоваться компьютером, который принадлежал Леонардо, и нарисовать «Чёрный квадрат» с помощью проги Paint, и это ему удалось. Казимир тут же распечатал картину и показал её своему деду. Тот похвалил внука и отдал картину на выставку, на которой он сам присутствовал, как известный художник. Все люди восхищались «Чёрным квадратом» и говорили, что это мировой шедевр искусства в противном случае всех этих людей Леонардо избил бы на месте.
Что представляет собой картина «Чёрный квадрат»?
Многие люди, в том числе и учёные, после написания картины Малевичем долго ломали голову над этим вопросом. Было много споров по этому поводу, и до сих пор пока нет единой версии о том, что представляет собой картина «Чёрный квадрат». Ниже представлены основные версии об этом.
- На картине находится запрещённое изображение, которое в качестве цензуры закрыли чёрным квадратом.
- На картине отображается соотношение чернокожих и всех остальных жителей Земли.
- Это на самом деле ультрафиолетовый или инфракрасный квадрат, настоящий цвет которого люди видеть не могут.
- Чёрный квадрат — мельчайшая частица каждой буквы печатного текста, увеличенная в 1000 раз.
- Это изображение одного из полигональных квадратов, созданных Пифагором.
- Есть также Неизвестные названия картины «Черный квадрат».
На самом деле ни одна из вышеперечисленных версий неверна. Казимир нарисовал эту картину по той причине, что принтер, которым он воспользовался для распечатки, был чёрно-белым и имел крайне низкое рарешение 3*3.
Сколько стоит Черный Квадрат
Картина не продается, но…
Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее и продавать его никто не собирается. По словам сотрудников музея работа Казимира Малевича застрахована всего лишь на миллион рублей. Естественно знаменитое полотно стоит дороже.
Эксперты аукционного дома Sotheby’s специализирующегося на русском искусстве не так давно дали приблизительную оценку Черному квадрату. По их словам стартовая цена картины составила бы 20 миллионов долларов. Какой бы была итоговая стоимость Черного квадрата сказать с большой долей вероятности не сможет никто. По мнению тех же экспертов она вполне могла бы приблизиться к 100 миллионам долларов.
Факторы, влияющие на цену работы
Доводы за и против Черного квадрата
Те искусствоведы которым нравится «Черный квадрат говорят обычно о том, что он вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он одновременно форма, содержание и смысл. Что Малевич предпринял рискованную, но увенчавшуюся успехом попытку выйти за границы здравого смысла. Художник своей работой объявляет войну логизму и мещанским смыслам и предрассудкам, которых в искусстве начала XX века скопилось очень много.
Противники иконы супрематизма утверждают, что эта работа открыла «ящик Пандоры». Что поднятое Малевичем знамя десакрализация художественного искусства собрало под собой сборище неучей и бездарностей. Что все самое бессмысленное и беспощадное в современном искусстве вышло как раз из черноты квадрата Малевича. За то, что основной принцип современного искусства – это эпатаж, также нужно сказать спасибо Черному квадрату.
Черный квадрат – великий и ужасный
Другие работы Казимира Малевича
Иная геометрия Малевича
Черный квадрат был написан Малевичем для петербургской футуристической выставки под названием «0,10». Коллективная выставка состоялась в конце 1915 года. Супрематическим работам был отведен отдельный зал. Малевич выставил три своих полотна. Кроме Черного квадрата посетители увидели Черный круг и Черный крест. По замыслу создателя эти три геометрические формы были эталонными основными элементами супрематической системы. Черный квадрат висел в парадном «красном углу» в том месте, где обычно в домах вешали икону.
Впоследствии Малевич написал еще Красный квадрат и Белый квадрат. Три этих работы, составили по замыслу автора, художественно-философскую триаду.
Авторские повторы Черного квадрата
Казимир Малевич нарисовал несколько копий Черного квадрата. В настоящее время известны четыре варианта Черного квадрата, немного различающиеся между собой фактурой и оттенком черного. Все работы хранятся в российских музеях. Два в Третьяковской галерее, одна в Русском музее, одна в Эрмитаже. Квадрат вообще очень важная фигура и для автора и для направления супрематизма в целом. Художник часто вписывал его в свои сложные многофигурные композиции.
Супрематическая композиция Казимира Малевича
Цена картин Малевича
Казимир оставил довольно обширное художественное наследие. Некоторые из его работ были проданы с аукционов устроенных домом Sotheby’s. Вот три самых дорогих лота:
- Супрематизм. Полотно 1920-го года. Продана на торгах в Лондоне в 2015 году за 33,76 миллионов долларов.
- Мистический супрематизм. Художник писал картину около двух лет и закончил в 1922-м году. Картина одно время была утеряна и прошла непростой путь по возвращению к официальным наследникам. В 2015 году в Нью-Йорке картину купили за 37,7 миллионов долларов.
- Супрематическая композиция. Это самая дорогая из проданных картин художника. Работа была закончена в 1916-м году, но стала известна публике только после выставки в немецкой столице в 1927 году. Супрематическая композиция принадлежала наследникам Малевича и в 2008-м году была выставлена на торги и продана за 60 миллионов долларов.
Ролик о том почему некоторые объекты искусства такая высокая цена. Сколко стоит стоит квадрат?
Комментарии
Страна обломовых
Емеля
сегодня в 20:32
Инстинкты против личной жизни
М1
вчера в 04:32
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
позавчера в 16:33
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Емеля
22 сентября в 08:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Фальстарт капитализма и социализма
А Сидороввалуа
30 июля в 07:50
Взращивание совести по собственной воле
Mstislav
28 июля в 12:05
Посыл обществу
Малевич прославился на весь мир еще благодаря своему знаковому акту. Традиционное искусство устарело и всем надоело, традиционное искусство скучно, живописцы стремятся передать окружающий мир в его мельчайших подробностях, забыв о творчестве и полете фантазии, даешь абстракцию! Возможно, это был бунт и против коммерциализации искусства, отрицание старой школы. Ну и, конечно, все это было своевременно. Начало 20 века как никогда подходило для революционных экспериментов и нарушения вековых традиций
Это было время, когда было очень легко привлечь к себе внимание. Не то что наш просвещенный век, когда кляксу могут почитать за высокое авангардное искусство «не для всех»
Выходит, Малевич стал не только родоначальником нового направления, но и революционером в мире живописи, кардинально изменив роль искусства в обществе. Теперь картина может восприниматься не как объективная форма, одинаково понятная каждому, а как субъективное восприятие. Черный квадрат у каждого человека вызывает собственные, отличные от чувств других людей, порой противоречивые, чувства. Ноги современной абстракции, когда на высокохудожественных выставках можно повстречать кляксы на холсте, как-раз из черного квадрата и растут. Плоды революции, батенька.
Супрематическая композиция К. Малевича, проданная в 2008 году за 60 миллионов долларов. Фото: lenta.ru
«Чёрный квадрат» на выставке «0, 10»
В 1915 году самая знаменитая картина была закончена и с января 1916 года выставлена в Петрограде на футуристической выставке, которую сами организаторы назвали Последней. Имелось в виду завершение периода футуризма в изобразительном искусстве — русская живопись переходила к супрематизму.
Ноль в названии выставки означает, что в супрематизме нет предметных форм. Десять – количество художников, выставляющих свои работы (но впоследствии их стало больше).
В каталоге картина была указана под названием «Чёрный четырёхугольник». В выставочном зале она располагалась в красном углу, на месте икон в славянских домах. Этим фактом были недовольны многие критики, скептицизм вызвала и сама картина.
Автор переименовал её в «Чёрный квадрат». Он решил, что квадрат самая сильная геометрическая фигура, базисный элемент бытия.
По замыслу это произведение входит в триптих наравне с «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом». Является и частью триады динамических квадратов, два других — это «Красный квадрат» и «Белый квадрат». Но эти картины не получили такой известности.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году
Казимир Малевич, являясь очень тонким стратегом, знал, как можно найти выход из любого положения, которое постоянно менялось в стране. Большое количество авторов царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были незаметными и малоизвестными. Когда же в 1915 году в свет вышел «Черный квадрат», он смог обрести абсолютно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство ради блага новой эпохи и нового народа.
Но если рассмотреть более детально «Квадрат», то можно прийти к выводу, что рисунок к искусству и творчеству не относится. «Черный квадрат» был декларацией окончания традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому шел по стопам новой власти, а власть, соответственно, верила ему. Пока к управлению страной не пришел Сталин, у Малевича было несколько довольно почетных должностей, а в перспективе – будущий комиссар Наркомпроса ИЗО.
Родоначальник супрематизма
Как известно, идущие по чужим следам не оставляют своих. Даже если идут красиво. А вот осмелившиеся пошагать по непротоптанной и неизведанной дороге всегда вписывают свое имя в историю как родоначальники нового направления, нового жанра, тем самым становятся известнее своих более талантливых и даже гениальных коллег.
Живопись здесь не исключение. Первооткрыватели новых музыкальных жанров гораздо прочнее вписываются в социокультурное пространство и историю, чем их последователи, символом всех фильмов ужасов стал «Кошмар на улице вязов», а не куда более реалистичные и захватывающие новые картины.
Казимир Малевич, в свою очередь, стал родоначальником нового и во многом революционного направления в живописи – супрематизма, суть которого выражалась в изображении плоских геометрических начертаний. До начала 20 века русское художественное творчество было реалистичным: изящные сочетания цветов, понятные невооруженному глазу предметы и посыл. Малевич осмелился нарисовать то, что смог бы нарисовать и осел хвостом, тем самым отчасти удивив ценителей искусства и заставив говорить о себе как о родоначальнике нового направления.
Скачет красная конница. К. Малевич. Фото: pisanie-kartin.com
Общественные стереотипы
Еще одним фактором взлета Малевича стало его репутация художника. Если бы геометрические фигуры написал пятиклассник и организовал их выставку, над ним бы все посмеялись
А вот когда это делает известный художник, в этом что-то есть… Надо обязательно обратить внимание
Малевич с легкостью продемонстрировал, что порой в искусстве и жизни главное не объективная форма, а субъективное восприятие. Ценитель должен знать, что эту картина написал художник, а не пятиклассник на уроке изобразительного искусства. Успех творческого человека не в мастерстве, а в репутации.
И Малевич до сих пор заставляет нас задумываться об этом. Его действия посланы в далекое будущее. Мы и сегодня воспринимаем информацию не только по качеству и смыслу, но и по репутации автора. Простой пример: спич политиков. Порой политик говорит вполне умные вещи, но обществом все его идеи отторгаются, потому что у него плохая репутация. А другой политик, пользующийся блистательной поддержкой народа, ляпнет чушь несусветную, а ему все рукоплещут. Вот она – сила репутации и стереотипов.
Заключение
Как видно, успех Казимира Малевича был неслучайным и сильнейшим образом повлиял на дальнейшее развитие искусства. Роль традиционного творчества была унижена, и столь незавидное положение у него сохраняется вплоть до наших дней. Сегодня творцы излишне субъективизировали свои произведения и пытаются навязать обществу их как авангард для избранных. Холст с набором разноцветных клякс ты должен воспринимать как экзистенциальную картину бытия или утренний пейзаж на берегах Женевского озера. Не воспринимается? Тогда ты еще не дорос до высокого авангарда. Подобная субъективизация привела к тому, что сегодня искусством можно воспринимать абсолютно все… Роль мастерства и умения переместилась на второй план, уступив место пиару и рекламе.
К тому же, успех Черного квадрата стал лакмусовой бумажкой для общества
У банальной примитивщины сразу появились свои ценители, критики стали привлекать к картине внимание, слава пришла к художнику без помощи всемогущих интернета и телевидения. Общество, можно сказать, подсело на супрематизм, что говорит о том, что традиционные формы изобразительного искусства действительно устарели и утратили свою актуальность с появлением фотографии
Интересно, что подобные лакмусовые бумажки были опущены в общество и ранее, с 17 века. Это и Роберт Фладд с его «Великой тьмой», и «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда, «Битва негров в пещере темной ночь» Альфонса Алле и некоторые другие. Однако все они остались не замечены. Общество 17-19 веков было не готово к примитивизму. И только предреволюционная Россия, погрязшая в бунтах, Первой Мировой и готовившаяся к огромным переменам, восприняла Малевича как оригинального автора
Малевич раскусил суть разлагающегося общества того времени и будущего искусства вплоть до наших дней: неважно, что – главное, как подать и продать