Царёв михаил иванович: биография, карьера, личная жизнь

Карьера и творчество Михаила Царёва

С 1924 по 1926 год Михаил Иванович играл в бывшем театре Корша (Москва). Потом участвовал в постановках, которые давали театры Симферополя, Махачкалы, Казани.

С 1931 по 1933 год Царёв – актер Академического театра драмы имени Пушкина в Ленинграде. Впоследствии работал в Театре Мейерхольда, а после его закрытия в 1937 году перешел вместе с группой ключевых актеров в Малый театр. Именно с Малым театром была связана последующая судьба Царёва: долгие годы Михаил Иванович был его директором, а с 1985 года – художественным руководителем. Актер и режиссер считается одним из самых выдающихся мастеров школы Малого театра. Основной упор Царёв-режиссер делал на бережном отношении к речи и детальной отработке пластики движений.

Удачно сложилась карьера Михаила Царёва и в кино. С 1932 года Михаил Иванович стал сниматься в кинокартинах. Первой его успешной работой стал фильм «Победители ночи». В дальнейшем Царев не раз участвовал в экранизациях спектаклей.

С начала 40-х годов Царёв попробовал силы в преподавательской деятельности: он работал со студентами Театрального училища имени Щепкина. С 1962 года Михаил Иванович – профессор.

Перу Царёва принадлежат книги «Что такое театр», «Мир театра», «Неповторимые мгновения». Серьезно литературной деятельностью Михаил Иванович стал заниматься в конце 50-х годов.

Знаменитый актер и режиссер был членом коммунистической партии. Партийный билет получил в 1949 году.

Актер ушел из жизни 10 ноября 1987 года.

Личная жизнь

О личной жизни артиста известно немного. Жена Царева в юности была актрисой, но после замужества посвятила себя семье, родив мужу в 1936 году дочь Екатерину. Фото, где бы супруги были запечатлены вместе, в Сети не отыскать.

Михаил Царев (кадр из фильма «Поэма о море»)

Дочь, как и родители, выбрала искусство, но не театр и кино, а музыку. Екатерина Царева окончила музыкальное училище при столичной консерватории и стала преподавательницей. На этой почве достигла многого: Царева — доктор искусствоведения и заслуженный деятель искусств, профессор.

После себя Михаил Царев оставил мемуары о театре, наиболее известная из книг — «Неповторимые мгновенья». В ней автор в непринужденной форме рассказывает читателю о сценическом искусстве, развитии театра, о шедеврах драматургии и постановках последних лет.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЕВ

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЕВ
На этой страничке собраны статьи, посвященные легендарному актеру, народному артисту СССР Михаилу Ивановичу Цареву. Своими воспоминаниями о нем делятся актеры Малого театра. Публикуются также его собственные статьи о корифеях русского театра Щепкине и Мочалове.ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЗАПИСИ:М.И.Царев читает стихотворения А.С.Пушкина
Михаил ЦАРЕВ читает поэму А.С.Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» М.И.Царев читает «Сказку о царе Салтане» А.С.ПушкинаМихаил ЦАРЕВ читает поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» М.И.Царев читает стихи Бориса ПастернакаМ.И.ЦАРЕВ читает стихи Ф.И.ТютчеваМ.И.Царев читает монолог Бориса Годунова из одноименной трагедии А.С.ПушкинаМ.И.Царев – Макбет в одноименной трагедии У.Шекспира. Сцена из 4 действияМихаил Царев в роли Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (2 Мб) М.И.Царев исполняет финал комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»М.И.Царев – Генри Хиггинс в комедии Б.Шоу «Пигмалион»М.И.Царев читает монолог Иванова из одноименной пьесы А.П.Чехова
М.И.Царев – Арбенин в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (фрагмент) М.Царев – царь Берендей в весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка» М.И.Царев – Фамусов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Полная запись спектакля М.И.Царев – Фердинанд в драме Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Полная запись спектакля (1955 год) М.И.Царев – Арбенин в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Полная запись спектакля М.И.Царев – Ванюшин в драме С.А.Найденова «Дети Ванюшина». Полная запись спектакля М.И.Царев – король Лир в одноименной трагедии У.Шекспира. Полная запись спектакля (1981 г.) ЦАРЕВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения:
Неповторимые мгновенья, М., 1975;
Малый театр, М., 1976.
Литература:
Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.
Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;
Царев. Сборник, М., 1983. РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
ПУБЛИКАЦИИ:
МИХАИЛ ЦАРЕВ. Из сборника Малый театр 1917-1974 года. В Максимова Виктор Коршунов о Михаиле Царёве: «Истина художника берет верх»Юрий Соломин о Михаиле Царёве: «Актер, дипломат, нестяжатель»Евгения Глушенко о Михаиле Царёве: «Человек девятнадцатого века»Ирина Ликсо о Михаиле Царёве: «Благодарность длиною в жизнь»Татьяна Панкова: «Он погасил все сплетни»Виталий Коняев: «Его величество актёр»Светлана Аманова: «Играть с ним было легко»Владимир Богин: «Царёв – это моя молодость»Александр Клюквин: «Он открыл для меня красоту слова»Виталий Иванов: «Царев» — это целое понятие»«Сам у себя на страже». Виталий Коняев о Михаиле Цареве. ГАЗЕТА, 1 декабря 2003 г.«Царь или не царь?». К 100-летию со дня рождения Михаила Царева«Актер великого таланта и труда». М.И. Царев о Щепкине«Для гения Мочалова нет границ». М.И. Царев о МочаловеЕ.Н. Гоголева «На сцене и в жизни». Михаил Царев
С ЖАЖДОЙ И НАДЕЖДОЙ Михаил ЦАРЕВ «Театральная жизнь» 1986

Звания и награды[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда ()
  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Народный артист СССР ()
  • Сталинская премия второй степени () — за исполнение роли капитан-лейтенанта Боровского в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • Государственная премия СССР () — за исполнение роли Вожака в спектакле «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского и главной роли в спектакле «Старик» М. Горького
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского () — за исполнение роли Павла Афанасьевича Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • Три ордена Ленина (в т.ч. , )
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (, ))
  • Орден Октябрьской Революции ()
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Факты из биографии Михаила Ивановича Царёва

Будущий актер и режиссер появился на свет в Твери 18 ноября (по новому стилю – 1 декабря) 1903 года. Отец Михаила был железнодорожным фельдшером. Мальчик на всю жизнь запомнил гудки, ночной шум поездов, яркие снопы искр, вылетавшие из труб паровозов.

В 1917 году, когда германские войска приближались к Ревелю, семью эвакуировали в Царское Село. Той осенью Михаил отправился в седьмой класс Царскосельской гимназии. Каждый день он проходил мимо мест, которые были связаны с Пушкиным. Этот период в жизни будущего актера был очень непродолжительным. Однако именно в гимназии, во время школьных спектаклей, Царёв получил первые навыки режиссуры и актерского мастерства.

В годы Гражданской войны Михаил учился в Петроградской школе русской драмы у педагога Ю.М. Юрьева. На вступительном экзамене в школу Михаил решил прочесть монолог Городничего из бессмертной пьесы Грибоедова «Ревизор». И угодил в самую точку – его трактовка экзаменаторам пришлась по душе.

В труппу Большого театра Царёв вошел в 1920 году – еще будучи студентом. Несколько лет работал в Василеостровском театре.

Театр

В Царском Селе юношеское увлечение окрепло: в гимназии Михаил стал артистом самодеятельного театра. В 1919-м, после окончания гимназии, талантливого юношу приняли в Школу русской драмы, образованную при Александринском театре Петрограда. Спустя год наставник и знаменитый актер Юрий Юрьев дал ученику рекомендацию, благодаря которой того приняли в труппу Большого драмтеатра.

Михаил Царев в роли племянника Дикого (кадр из фильма-спектакля «Гроза»)

Но в длинной творческой биографии артиста это лишь первая страница: Михаил Царев долго искал свою сцену. Он выходил на подмостки театров Москвы и Махачкалы, Казани и Симферополя. В 1931-м актер вернулся в Ленинград, откуда начиналась его карьера, и поступил на службу в Академический театр драмы.

А через 3 года перешел под крыло знаменитого режиссера-новатора Мейерхольда, ставившего «Горе от ума» и доверившего Цареву роль Чацкого. Актер запомнился тонким ценителям театрального мастерства и работой в «Даме с камелиями», где Михаила узнали в образе Дюваля.

Михаил Царев в роли Чацкого (кадр из фильма-спектакля «Горе от ума»)

После ареста Мейерхольда и расформирования труппы в 1937-м артист вместе с коллегами влился в московский Малый театр, найдя свою сцену на 4 десятилетия. Царев сыграл десятки главных ролей в спектаклях, в основу которых легли пьесы российских и мировых классиков. В его репертуаре появились образы Дона Сезара де Базана, Андрея Болконского, доктора Хиггинса, Макбета и Арбенина.

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1942 годы, труппу Малого театра эвакуировали в Челябинск. Артисты давали спектакли и концерты на фабриках и заводах, в воинских частях и даже в колхозах. В сентябре 1942-го МТ возвратился в столицу, а в ноябре состоялась премьера спектакля.

Михаил Царев в роли король Лира (кадр из фильма-спектакля «Король Лир»)

В 1950 году Михаила Царева назначили директором Малого театра. 13 лет он руководил труппой, удерживая традиции и уровень мастерства на высочайшем уровне. В середине 1980-х Царев становится художественным руководителем. Среди актеров, работавших под началом мэтра, была Ирина Печерникова.

Сменивший Михаила Ивановича Юрий Соломин восхищался талантом предшественника и бескорыстием. После кончины Царев не оставил семье ни роскошного дома, ни дачи под Москвой, ни сберкнижек. Он жил искусством, остальное считал суетой.

За пределами экрана

Последней киноработой стал музыкальный новогодний фильм 1969 «В тринадцатом часу ночи». Анчутка Беспятый, сыгранный Царевым, встречал заграничного гостя гнома Урю в компании Бабы-Яги и прочих обитателей сказочного леса, а затем переместился на киностудию, где нечисть навела свой порядок, основательно переделав подготовленные артистами выступления.

Выпускник не задумывался о профессиональной артистической карьере. Он не пришел учиться во ВГИК, несмотря на приглашения, а три года отслужил на флоте.

Вернувшегося домой Царева в кино не приглашали. Он работал и дворником, и сторожем, и продавцом мороженого.

Звездная роль

Биография будущей знаменитости началась в 1951 году. На свет мальчик появился в деревне Троице-Голенищево под Москвой в рабочей семье. Малыш рос озорным и бойким

На ехавшего с приятелями без билета в трамвае тринадцатилетнего хулигана внимание обратил режиссер Элем Климов. Он сразу понял, что мальчишка идеально вписывается в его новый фильм

Славу пригласили на пробы. Соискатель чувствовал себя некомфортно, но прекрасно спел песню, прочитал стихотворение и был утвержден нар роль. Съемки проходили под Туапсе. 

Забавный лопоухий персонаж завоевал необыкновенную популярность, а звучавший с экрана вопрос превратился в крылатую фразу. Двумя годами позже Слава снова оказался на съемочной площадке. На сей раз приглашение он получил от Андрея Тарковского.

В кинокартине «Андрей Рублев» героем юного артиста стал помощник литейщиков Андрейка. Несмотря на требовательность мэтра, работа с ним очень понравилась Цареву. Школьником Слава снялся еще в эпизодах двух кинокартин.

Примечания[править | править код]

  1. Царёв Михаил Иванович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  3. ↑ Михаил Царёв: Жизнь и творчество / Отв. ред. П. А. Марков; Редактор В. Ф. Рыжова; Художник В. В. Максин. — М.: Всерос. театр о-во, 1983. — 640 с, ил. Имен Указа.: 27 с.
  4. ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 46. Фусе — Цуруга. 1957. 672 стр., илл. и карты; 48 л. илл. и карт.
  5. ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 5 — М.: Советская энциклопедия, Табакова — Ягушин, 1967, 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2008.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2009.
  8. Филиппов В. А. «М. И. Царев в роли Феди Протасова» в книге «Н. М. Радин». М., 1965.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2009.

Творчество

Роли в театре

  • 1926 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алёша
  • 1932 — «Пожарский» М. В. Крюковского — Фердинанд, князь Пожарский
  • 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына — Арман Дюваль
  • 1938 — «Горе от разума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: Пров Садовский — Александр Андреевич Чацкий
  • 1938 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Смит
  • 1938 — «Рюи Блаз» В. Гюго — дон Сезар де Базан
  • 1939 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
  • 1939 — «Дети Ванюшина» С. А Найдёнова — Алексей
  • 1939 — «Евгения Гранде» О. Бальзака — Шарль Гранде
  • 1940 — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова — Уриэль Акоста
  • 1940 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
  • 1941 — «Отечественная война» И. Я Судакова по роману Л. И. Толстого «Война и мир» — Андрей Волконский
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — командарм Огнев
  • 1942 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука — Сергей Павлович Батура
  • 1945 — «Пигмалион» Б. Шоу — доктор Хиггинс
  • 1946 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва — Боровский
  • 1946 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смит
  • 1947 — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина — Черемисов
  • 1947 — «Доходное место» А. Н. Островского — Жадов
  • 1948 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Дон Цезарь де Базан
  • 1948 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Макс Вента
  • 1949 — «Наш современник» («А. С. Пушкин») К Г. Паустовского — А. С. Пушкин
  • 1949 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука — Батура
  • 1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Фёдорвей Васильевич Протасов
  • 1953 — «Шакалы» А. М. Якобсона — О` Коннел
  • 1953 — «Эмилия Галотти» Г. Лессинга — Гонзага
  • 1954 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Пётр Александрович Ромодан
  • 1955 — «Макбет» Шекспира — Макбет
  • 1957 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому — Егор Ильич Ростанёв
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова
  • 1962 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Евгений Александрович Арбенин
  • 1963 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Павел Афанасьевич Фамусов
  • 1963 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден
  • 1963 — «Нас кое-где ждут» А. Н. Арбузова — Юлий Константинович
  • 1966 — «Жизнеутверждающая катастрофа» Вс. В. Вишневского — Вожак
  • 1967 — «Старик» М. Горьковатого — Мастаков
  • 1968 — «Старик» М. Горьковатого — Старик
  • 1969 — «Признание» С. А. Дангулова — Илья Репин
  • 1972 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Маттиас Клаузен
  • 1975 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов
  • 1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — Веррина
  • 1979 — «Повелитель Лир» Шекспира. Режиссёр: Леонид Хейфец — Лир
  • 1983 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова — Ванюшин
  • 1986 — «Человек, который смеётся» по В. Гюго — Урсус

Постановки в театре

  • 1942 — «Осада мельницы» по Э. Золя (вместе с Е. П. Велиховым)
  • 1964 — «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва

Фильмография

  • 1932 — Фавориты ночи
  • 1934 — Гроза — Борис Григорьевич, племянник Одичавшего
  • 1936 — Гобсек — старенькый шарманщик
  • 1937 — Полуостров сокровищ — доктор Ливси
  • 1942 — Концерт фронту
  • 1952 — Горе от мозга — Александр Андреевич Чацкий
  • 1952 — На всякого мудреца достаточно простоты
  • 1956 — Крылья
  • 1957 — Пигмалион — Хиггинс
  • 1958 — Поэма о море — Аристархов
  • 1974 — Перед заходом солнца — Маттиас Клаузен
  • 1977 — Горе от мозга — Павел Афанасьевич Фамусов
  • 1981 — Доходное место
  • 1982 — Малыши Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин
  • 1988 — Продление рода

Подведение итогов

Новый интерес к творчеству Вячеслава Валентиновича возник в девяностых. Журналисты отыскали его на заводе, где «мальчик с сачком» трудился рабочим. О том, как сложилась судьба юного актера, была написана большая статья. 

Непросто складывалась и личная жизнь знаменитости.  Сразу после армии Царев женился. Его избранницей стала метрдотель одного из ресторанов столицы. Распался союз спустя пять лет, не способствовало сохранению отношений даже появление ребенка. Вторая жена, Людмила, диспетчер по профессии, оставалась рядом до последних дней жизни Вячеслава Валентиновича.

Последние годы жизни артист жил в Бутово. Он помогал бездомным животным, заботился о попавших в беду людях. В памяти многих он остался человеком с бесконечно доброй душой. Из жизни артист ушел в 2006 году, 28 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector