Эрмитаж откроет музей костюма. что кроме царских нарядов там можно будет увидеть и почему из платьев елизаветы петровны шили облачения священников

Содержание:

Гардероб императрицы

Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.

Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам

Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске

Мундирные платья

Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.

Портрет в мундирном платье
Мундирное платье
Еще одно мундирное платье

Коронационное платье

Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.

Портрет Екатерины II в коронационном платье
Церемониальное платье Екатерины II

Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:

Выходное платье
Парадное платье

Чрезмерно широкий лоб

Мужские черты лица Екатерины дополнял очень большой лоб, на который невозможно было ни обратить внимание. Де Линь в своих «Записках» нарисовал 51-летнюю императрицу с «величавым лбом», который «смягчался» приятным взглядом и улыбкой

«Но этот лоб выдает ее всю!» – восклицал мемуарист. Ширина такого лба, по его мнению, указывала на воображение и хорошую память. В столь большом лбе «для всего хватало места». Широкий лоб, по наблюдениям де Линя, дополнял неправильный овал лица с острым, слегка выдающимся вперед подбородком. Художница Виже-Лебрён вторила де Линю, отмечая у императрицы «широкий и очень высокий лоб», на котором лежала «печать гения».

Сама же Екатерина никогда не считала себя слишком уж умной. В мае 1791 года она писала Сенаку де Мейлану, что «встречала много людей, которые гораздо умнее». Екатерине хватало мудрости не пускаться в споры. Она была убеждена, что «каждый всегда остается при своем мнении». Если кто-то «представлял» императрице «идеи несравненно лучшие и более основательные», она «становилась послушной, как ягненок». Несмотря на «природную податливость», она «умела быть упрямой и твердой», если это казалось ей необходимым.

Как императорские костюмы распродавали в 1920-е годы и передавали из Эрмитажа в другие музеи

Было время, когда текстиль не считали произведением декоративно-прикладного искусства. Так было достаточно долго, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Хотя в таких странах, как Италия или Франция, традиция обращения с текстилем немного иная: они довольно быстро поняли, что это произведение искусства, начали собирать, хранить и преумножать коллекции. У нас же долгое время отношение к этому было как к какому-то второстепенному материалу.

Во второй половине 1920-х годов шли распродажи тех вещей, которые казались лишними и ненужными. У Комендантского подъезда Зимнего дворца были организованы смотровые комнаты, где выставлялись дворцовые ковры, шпалеры, медвежьи и волчьи шкуры, а также, судя по документам, и костюмы последней императрицы. Всё это продавалось за копейки, но такие распродажи очень быстро закончились.

Потом, когда начинаются передачи в разные музеи, тоже происходят утраты. Например, я смотрела документы, где сказано, что образцы тканей, в том числе византийских VI века, передаются в музей «Ткач» в Орехово-Зуево (сейчас Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей — прим. «Бумаги»). Через некоторое время там произошел пожар, и сгорело всё, что было передано.

Другие потери были в 1950-х и 1970-х годах, когда Эрмитаж, по решению тогдашнего министерства культуры, должен был делиться своими коллекциями с другими музеями. Например, в Музей Азова (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — прим. «Бумаги») передают костюмы камергеров — придворных кавалеров — с роскошным золотым шитьем, костюмы казаков, придворных арапов. Зачем они в краеведческом музее? Какое отношение эти придворные кавалеры имели к региональному музею? Никакого. Тем не менее вещи были переданы и уже ничего не вернуть. (Костюмы передавали в том числе и в музеи Иркутска и Омска — прим. «Бумаги»).

В 1953 году восемь предметов из гардероба Петра I — из величайшей текстильной коллекции — были переданы в музей Полтавской битвы в город Полтава. Но если в Советском Союзе всё вроде как было в одних руках, то теперь это другое государство. И, к сожалению, насколько знаю, хранятся вещи неподобающим образом. Костюмы были опубликованы 8–10 лет назад в альбоме на украинском и английском языках. Как они когда-то поступили — несчастные, поеденные молью, деформированные, — так и были сфотографированы.

«Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Кэтрин Зетой-Джонс (1995 год)

На закате двадцатого столетия мир увидел еще одну интерпретацию жизни Екатерины II.Роль самодержицы досталась британской актрисе Кэтрин-Зете Джонс. Аннотация к фильму гласит: «Она любила власть и мужчин. Ее муж Петр III — военную форму и оловянных солдатиков». Видимо, создатели недостаточно глубоко изучили историю России и перепутали страны, потому что данное описание скорее подходит Марии Антуанетте и Людовику XVI. Любовная драма выходит на первый план, хотя и наряды не остались без внимания. Но и с ними также возникла путаница, если учитывать, что Пугачев (Джон Рис-Дейвис) явился на аудиенцию к императрице в костюме венецианского купца.

Платья при Николае I

Во времена императора Николая I, пробывшим у власти три десятилетия, модными вновь стали более строгие и скромные платья-мундиры. Но носить такой наряд считалось скорее почётным, чем ультрамодным. Интересный случай, связанный с мундирным платьем, произошёл с великой княжной Ольгой Николаевной, дочерью Николая I, которая была назначена шефом третьего гусарского Елисаветградского полка накануне 1845 года. Она поссорилась с отцом: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась». Княжна отстояла право на женский крой для военной формы, и юбку всё-таки оставили. Однако её платье-мундир было максимально близко к мужской военной форме и отлично подчёркивало стройную фигуру дочери императора.

Императрица Александра Фёдоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка Её Величества

«Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)

Фильм, снятый в 1934 году, голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом претендовал на достоверность с момента самой задумки. Якобы в руки к сценаристам попал личный дневник Екатерины II, где были записаны ее коварные планы насчет России. Сюжет, безусловно, соответствует историческим событиям, но костюмы и декорации, изображающие «дикий императорский дворец» весьма гротескны. Кстати, само название «scarlet woman» образовано от библейского широко употребляемого термина, который характеризует «женщину-блудницу». Образ Марлен Дитрих совершенно не похож на реальную Екатерину II. Стрижка боб-каре с подкрученными локонами, страсть к дорогим мехам и перепуганный взгляд… Марлен подтвердила свой статус иконы черно-белого кино, но не смогла даже изобразить силу и ум великой императрицы.

Что будет в музее костюма Эрмитажа и как костюмы защищают от света, пыли и моли

Аналогов музея — в том формате, который предложил Эрмитаж, — нет не только в России, но и в мире. Первое, что сделал Эрмитаж, — открыл галерею костюма (галерею открыли в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» в декабре 2017 года; в ней представлено около 140 манекенов — прим. «Бумаги»). После того как у нас на сайте опубликовали информацию о галерее, я получила много писем с поздравлениями и словами о том, что это, пожалуй, лучший на сегодняшний день способ экспонирования и хранения костюмов. Потому что здесь совмещены сразу две функции: хранение и экспозиция.

Теперь надо дождаться, когда будет достроена третья очередь «Старой Деревни» (площадь помещений составит более 3 тыс. кв. м — прим. «Бумаги»). Не знаю, как всё назовут: музей костюма или центр изучения костюма, а может быть, просто отдел костюма, потому что всё равно он относится к Эрмитажу. Там будут большие площади для хранения и открытой экспозиции, выставочные помещения для временных проектов, зал с трансформирующимися стенами и оборудованием. И Михаил Борисович сказал, что разрешит нам в третьей очереди даже делать модные показы.


Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка. 1770–1780-е годы (верхнее платье), 1779 год (нижнее платье)

Конечно, нужно, чтобы коллекции были доступны публике, чтобы о них знали, их видели. Но костюм — вещь хрупкая. Необходимы определенный световой режим, температура, влажность. Один из главных врагов костюма — пыль. Поэтому витрина должна герметично закрываться. Свет — второй враг тканей. Но сейчас музейное оборудование позволяет выбрать освещение, которое вообще не имеет ультрафиолета.

Летом и весной также опасно выставлять костюмы, потому что это время активности моли, кожеедов. Причем насекомые приспосабливаются: моль теперь ест не только натуральные ткани, но и синтетические. А не все репелленты можно применять к костюму. Например, когда в Манеже была выставка Зайцева, мы не могли использовать обычный репеллент, потому что непонятно, как он поведет себя в условиях, где нет витрин, ходит публика, жара, меняется влажность. И наша служба предложила специальные ловушки с феромонами: они уничтожают способность насекомых к воспроизведению.

Мы работаем в тесной связи с реставраторами, которые нам советуют, какой костюм можно надеть на манекен или лучше положить, какой стоит повесить на объемные плечики, а какой лучше вообще не доставать. Они оценивают степень сохранности и выносят свой вердикт.

Как у меня все получилось?!

В те времена над такими подъюбниками работали лучшие специалисты по пошиву платьев для аристократии, а изготавливали их из ветвей ивы, технология изготовления сложная и долгая. Поломав, несколько дней голову я нашла выход из положения. И собственными силами из подручных средств, изготовила подъюбник-фижмы. Как вы думаете, как у меня это получилось?!

Теперь оставалось изготовить только и платье полностью будет готово. Когда я все завершила, то не поверила своим глазам платье получилось восхитительным, платье достойное Императрицы! Я представила Екатерину II, вальяжно расхаживающую по залам дворца, покоряя сердца новых поклонников и вызывая зависть у придворных дам.

Тогда пожалуйста сделай следующее…

Поставь «лайк»!

Сделай ретвит!

И конечно же, оставь свой комментарий ниже:)

До скорой встречи в следующих статьях, дорогой друг!

Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел

Практически все описания внешности Екатерины свидетельствуют о «необычайной красоте, блеске и густоте её волос». Возможно, здесь ключевую роль сыграли гены императрицы. Однако доподлинно известно, что уходу за своей роскошной шевелюрой она уделяла много времени и внимания.

По воспоминаниям слуг, «царица любила простые деревянные гребни, гладко обточенные и без прикрас. Вечером, много реже в полдень, когда приходил куафер убирать её волосы, следовало подать отвар череды и чистотела. В этот отвар императрица макала гребень и бережно расчёсывала им волосы…»

«И правильно делала!» — сказали бы современные трихологи, так как деревянные расчёски с гладкими зубцами не травмируют волосы и кожный покров головы. А в настое череды присутствуют флавоноиды и марганец, которые укрепляют волосы и ускоряют их рост.

Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» (1783)

Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны

Есть, на первый взгляд, ничем не примечательные бархаты, но когда понимаешь, каким образом они обработаны и сколько стоили, — это уму непостижимо. Очень ценилась также парча. Были ткани сложного производства, которые могли себе позволить очень немногие высокопоставленные петербуржцы — такого уровня, как Юсуповы. Есть платье — в царской коллекции такого не сохранилось — из дворца Юсуповых работы Чарльза Фредерика Ворта (французского модельера, основателя дома моды House of Worth — прим. «Бумаги»). Для него даже ткань выполнялась на заказ. То есть Юсуповы платили за то, чтобы только для них делали этот кусок ткани, который бы нигде не повторялся.

Каждая вещь по-своему уникальна. Даже в силу своей истории: не знаю, в какой стране можно найти такие вещи, которые прошли через то, что пережили наши костюмы. Если только королевские костюмы, чудом уцелевшие в Великую французскую революцию.

Громадная малышка

Как писал польский историк Казимир Валишевский, в глазах почти всех современников Екатерина II была величественной, грозной и прекрасной. Именно такой, какой, по мнению большинства, должна быть истинная императрица. Многие отмечали ее высокий рост, который позволял ей «выситься над толпой». А между тем, царица была скорее маленькой, и уж никак не могла «возвышаться» над придворными и иностранными гостями. Впрочем, австрийский дипломат Шарль-Жозеф де Линь писал, что маленький рост русской императрицы «как-то не замечаешь» на фоне многочисленных достоинств ее характера.

Французская художница Виже-Лебрён, которой Екатерина отказала в позировании для портрета, упоминала в мемуарах о своем удивлении при первой встрече с императрицей. Екатерина представлялась ей высокой, почти громадной, – такой же, «как и ее слава». Но оказалось, что Екатерина «очень маленького роста». Правда, по наблюдениям Виже-Лебрён, «русская Клеопатра» словно вырастала во время парадных выходов.

Неслучайно английский сентименталист Сэмюэл Ричардсон, которому не было нужды заискивать или льстить царице, описал ее как женщину «выше среднего роста», пропорционально и грациозно сложенную, хотя и склонную к полноте. Екатерина еще в детстве выработала привычку высоко держать голову и сохранила ее на всю жизнь. Благодаря этому, ей удавалось визуально увеличить рост, и тем самым смутить современников.

Платья при Николае II

В отличие от Марии Федоровны, супруга Николая II платья-мундиры не любила и не надевала вообще. Дамы при дворе вернулись к классическому крою женской околовоенной формы. Однако в императорской семье росли четыре дочери. По традиции, княжны принимали шефство над полками, а затем с удовольствием надевали мундирные платья цвета своих подшефных войск. Мода на женские мундиры, олицетворявшие силу и свободный дух, продержалась ещё не одно десятилетие.

  • Аладдин был китайцем
  • Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян
  • Русский слепой поэт стал кумиром японцев
  • Соревнования по ничегонеделанию — реальные корейские состязания
  • Причина, по которой Пизанская башня падает — это причина, по которой она до сих пор не упала

Уход за телом: баня, кофейный скраб и овёс

Екатерина и её главный придворный врач Риберо Санчес были убеждены, что баня — это вопрос не только гигиены, но и здоровья. Ведь банные процедуры помогают укрепить иммунитет и «изгнать разные хвори». К тому же, регулярное посещение парной позволяло императрице проводить ряд бьюти-практик для омоложения кожи.

Мало кто знает, но Екатерина ввела в обиход средство, которое многие из нас используют до сих пор — кофейный скраб. Именно она первой в России стала использовать кофейную гущу для очищения тела и лица. Императрица вспоминала: «Я та самая причина, по которой все фрейлины пьют ежедневно кофе и ходят с ним в баню… Это и вправду отличное средство для кожи, особенно в сочетании с мёдом, яйцом и сливками».

Ещё один бьюти-рецепт Екатерины — запаренный толчёный овес с мёдом. Этой смесью императрица мазала всё тело, и в особенности локти и ступни, чтобы они были мягкими и нежными. В завершении всех процедур обязательным этапом было обливание, причём не просто холодной водой, а такой, чтобы в ней «плавали остатки льда».

В. Эриксен «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» (1778)

Стройная фигура: прогулки, верховая езда и интуитивное питание

Чтобы держать тело в тонусе, Екатерина II старалась каждый день «проводить в движении». Она была прекрасной наездницей и часто по несколько часов в день проводила в седле. Не меньше она любила и охоту, удивляя многих мужчин «умению стрелять и обращаться с ружьём».

В более спокойные дни императрица ограничивалась гимнастикой и пешими прогулками. А вот диет Екатерина никогда не соблюдала и не могла отказаться от своих любимых блюд: разварной говядины, солёных огурцов, картошки с квашеной капустой и смородинового морса.

В. Л. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794)

Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II

Прочитав биографию этой великой и мудрой женщины, я сразу вдохновилась идеей создания платья в стиле эпохи Екатерины II. Для этого я внимательно просмотрела несколько исторических фильмов. Прочитала необходимую литературу. Нашла подходящие фото с портретами Императрицы. Проработала фасон, конструкцию, детали платья, чтобы в точности повторить модель. Я взяла с собой эскиз платья и отправилась за тканью по магазинам. Задачу на этот раз я себе выбрала не простую, но цель была превыше всего.

Бегая из магазина в магазин, я пыталась найти ткань нужного цвета и нужной структуры. Я хотела, чтобы платье было из бордового атласа, но к сожалению, такую ткань ни где не нашла. Тогда я отправилась в магазины соседнего города, в столицу нашей республики. Благодаря широкому ассортименту тканей в столичных магазинах, я наконец-то выбрала нужную ткань и более того подходящую отделку, как планировалось по модели.

Женская мода

Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево. Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.

К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е

В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796

Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.

пышную юбку

Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.

Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века

Платья при Екатерине II

Предшественница Екатерины Второй, Елизавета Петровна, время от времени с удовольствием носила мужской мундир, который отлично корректировал её пышные формы. Екатерина придала этому наряду новый смысл: она надела офицерский мундир во время переворота, насильственно захватывая власть в стране. Символика и мужественность костюма настолько стали близки сильной и властной императрице, что она частенько облачалась в мундир в первые годы правления. В таком виде она позировала и для своих портретов. Однако появляться в мужской одежде на торжественных мероприятиях было попросту неприлично, поэтому Екатерина, как женщина со вкусом и отменным чутьём, изобрела собственный вариант наряда — платье-мундир. Крой, конечно же, сильно отличался от мужской военной формы, лишь повторяя отдельные линии. Зато с задачей отлично справлялся соответствующий декор и цвет формы подшефного полка.

Екатерина II в мундирном платье

Первым таким платьем в 1763 году стал женский мундир Преображенского полка — тёмно-зелёный, с золотыми галунами и форменными пуговицами. При этом наряд смотрелся очень женственно за счёт небольшого шлейфа и рукавов с аккуратным воланом-крылышком. Со временем фигура императрицы расплывалась, и прежде приталенные платья обрели крой посвободнее.

Любимые свои наряды в стиле милитари Екатерина II неизменно надевала на смотры и военные парады, на торжественные мероприятия, а также для встреч с представителями подшефных ей полков. Она на столетия вперёд задала моду для женщин практически всех царских семей, которые охотно носили гражданские платья-мундиры, добавляя собственные элегантные детали.

Стиль: умеренность, удобство и power dressing

«Оденьте правильную одежду, и люди сами всё поймут,» — говорила императрица, которой не было равных в искусстве выбирать стильные, уместные и «говорящие» наряды. Так, на собственную коронацию Екатерина заказала платье, разительно отличавшееся от нарядов её предшественниц. Во-первых, ткани и кружево были заказаны исключительно с русских мануфактур. Да и шили наряд русские портные, а не заграничные кутюрье. Во-вторых, украшали наряд гербы Российской империи, а не привычные россыпи бриллиантов и драгоценных камней. Своим нарядом Екатерина хотела подчеркнуть любовь к России и её культуре.

По той же причине императрица придумала покрой «русского осовремененного платья» и ввела в моду кокошники, которые полагалось носить придворным дамам на торжественные мероприятия. Позже эти русские национальные элементы стали встречаться даже в костюмах европейских аристократок.

Сама Екатерина, как и положено законодательнице мод, к европейским трендам относилась равнодушно, а порой и сознательно игнорировала их. В будние дни она носила простые платья и не надевала украшений, так как считала, что главное в одежде — удобство. По этой причине, а также вследствие своей любви к мужским развлечениям, императрица нередко представала перед подданными в мужском костюме. Отдавая предпочтение кафтанам перед кринолинами, Екатерина Великая стояла у истоков того, что мы сегодня называем пауэр-дрессинг.

Art: А.П. Антропов «Портрет императрицы Екатерины II» (1767)

Как в Эрмитаже отбирают модные костюмы для коллекции и почему важно изучать повседневные вещи

Конечно, критерий должен быть один — это высокий уровень исполнения. Предпочтительнее вещи от-кутюр или прет-а-порте де люкс. Но и вещи не люксовые могут быть интересны: и с точки зрения своей истории, и с точки зрения конструкции. Музей костюма призван не только показывать и хранить, но и работать со студентами, конструкторами, будущими дизайнерами. Поэтому, конечно, нужно собирать и другого рода вещи.

Я убеждена, что не надо бояться скатиться в какой-то бытовизм. Костюмы уходят — уходит целая эпоха. И мы так полностью потеряем представление о том, как одевались жители Советского Союза и Ленинграда. Мы будем видеть это только на экранах телевизора, в хронике, книжках и на старых фотографиях.


Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Конец XIX — начало XX веков

Поэтому надо собирать и бытовые вещи, которые отражают нашу историю — трагическую и одновременно героическую. Очень хочу, чтобы в коллекции была какая-то вещь, связанная с годами после революции или военным временем.

Уходят сумочки, уходит обувь — это то, чего всегда будет не хватать. В нашей коллекции обуви совсем мало. Мало мужских костюмов. Они считаются достаточно консервативными по своему крою и по комплектности, поэтому их единицы. Так происходит во всех музеях.

В нашей коллекции есть, например, пальто из характерного для начала 60-х годов материала — ратина. Воротник в виде шальки, несколько пуговиц спереди, к пальто — меховая шапка пирожком и бурки — ботинки с войлочными голенищами. И перед вами сразу образ Никиты Сергеевича Хрущева и Михаила Андреевича Суслова.

Возлюбленные императрицы

Елизавета Петровна унаследовала отцовское жизнелюбие, доходящее до гедонизма. Она была хороша собой, запрещала рисовать себя в профиль (у нее был несколько курносый нос), но охотно позировала анфас. Не чуралась выпивки, отдавая предпочтение токайскому

Многие ее современники в своих дневниках и мемуарах, а также биографы последующих столетий отмечали, что и цесаревной, и уже императрицей Елизавета обожала мужское внимание. У нее было несколько любовников

Первым фаворитом цесаревны, по придворным слухам, был ее камергер Александр Бутурлин, один из «птенцов гнезда Петрова». Затем у Елизаветы была связь с Алексеем Шубиным, которому она якобы даже посвящала любовные стихи.


Фавориты императрицы

На картине слева изображен фаворит Елизаветы Петровны Иван Шувалов, на картине справа — еще один любимец императрицы Алексей Разумовский.

Своим высоким положением и богатством граф Петр Шувалов и его брат Александр, глава тайной канцелярии, были не в последнюю очередь обязаны тому, что их кузен Иван Шувалов (кстати, не носивший графского титула), покровитель наук и искусств, один из основателей Московского университета и Российской академии художеств, долгое время пользовался «особым расположением» императрицы.

Другим многолетним фаворитом Елизаветы был ее ровесник Алексей Разумовский, бывший казак-певчий, взятый ко двору за прекрасный голос. Царица приблизила его к себе, осыпала подарками и имениями, даровала графский титул и звание генерал-фельдмаршала. По слухам, Разумовский даже стал тайным морганатическим мужем императрицы. Он пользовался всеми преимуществами своего положения и мог «замолвить словечко» перед монархиней за того или иного просителя, но в государственные дела почти не вмешивался — видимо, сознавая свою необразованность и ограниченность.

Платья Екатерины великой – мода на службе государства

Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов. Придворным и боярам разрешалось носить уже привычные для них костюмы французского, немецкого или английского манера, екатерининская же мода водилась постепенно. С точки зрения Екатерины II, платье служило одной из форм национального самоосознания. Подтверждением тому служит наказ императрицы боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать «единство стоящей над нацией элиты», жёнам же полагалось шить платья под стать мужьям, соответствующие их должности и положению.

Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791

Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см». В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.

Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II

Придворный стиль Екатерины II подразумевал наличие множества аксессуаров: некоторые закреплялись в причёсках, иные цеплялись к корсажу или поясу, но главной диковинкой была табакерка. Признаться, сей предмет имел несколько предназначений, некоторые из которых не совсем понятны современным людям. Все приёмы и балы подразумевали танцы «до упаду», которые занимали изрядную часть времени всего мероприятия. Завезённая в начале века ароматная туалетная вода более не справлялась со своей функцией, учитывая, что придворные танцы проходили в помещениях с наглухо закрытыми окнами. Потому табакерка, в коей отнюдь не всегда хранили порошок из табачных листьев, стала настоящим «спасением». Этот элемент платья времён Екатерины II иногда стоил дороже всего остального наряда и служил для привлечения внимания окружающих.

Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе. Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы. Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.

Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.

Малютка Лизетт захватывает власть

Следом за старшей внебрачной дочерью у Петра I и Катерины Михайловой родилось еще два «бастарда»: Анна и Елизавета. Елизавета появилась на свет в конце 1709 года, вскоре после победы русских под Полтавой. Царь назвал девочку в честь своей любимой собаки и любимой лошади, которые носили кличку Лизетт, и любимого корабля — шестнадцатипушечной шнявы «Лизетт», построенной по проекту самого Петра и корабельного мастера Скляева. Надо сказать, что галлицизированное прозвище в честь отцовской лодки стало для Елизаветы Петровны символическим: она рано выучила французский язык (ее прочили в жены Людовику XV) и всю жизнь любила прогулки под парусом, как и верховую езду.

Через два с небольшим года после рождения Елизаветы Петр и Катерина обвенчались, и внебрачных дочерей «привенчали» родителям. Однако «не вполне законное» происхождение Елизаветы Петровны впоследствии объявили препятствием для занятия ею трона. Это привело к тому, что дочери Петра I, чтобы стать императрицей, пришлось прибегнуть к помощи фаворитов-заговорщиков.


Портрет Елизаветы Петровны

Справа — коронационной наряд императрицы. Платье сшито из серебряного глазета и отделано золотым галуном. Оно имеет глубокое декольте, рукава у платья отсутствуют. Платье дополняет серебряная кружевная мантия ручной работы. Ее длина составляет 5 метров 18 сантиметров, а вес достигает пяти килограммов.

Это произошло в 1741 году. Подробности дворцового переворота, после которого малолетний император Иоанн Антонович (правнук царя Ивана V, единокровного брата Петра I) оказался в заточении, а враждебные Елизавете Петровне царедворцы из партии покойной царицы Анны Иоанновны — в опале, достаточно хорошо известны любому, учившему российскую историю. После того, как Елизавета воцарилась, она приблизила к себе и осыпала милостями собственных сподвижников и фаворитов — придворного лекаря Лестока, канцлера Алексея Бестужева-Рюмина, семейство Шуваловых во главе с графом Петром Ивановичем (крупным государственным деятелем и откупщиком).

Мужские черты

Клод Рюльер отмечал «орлиный нос» императрицы и несколько большой, «почти двойной» подбородок. Схожие черты находим и на портрете Екатерины, написанным русским художником-портретистом Евграфом Чемесовым. Крупные мужские черты кажутся приятными, но лишенными одухотворенности. По мнению Казимира Валишевского, лицо императрицы получилось на портрете Чемесова «мещански-заурядным», и несмотря на мягкую улыбку, жестоким. А вот самой Екатерине портрет понравился настолько, что она сделала Чемесова личным секретарем.

Сомнения в определении черт Екатерины высказывал англичанин Ричардсон. Он писал, что ее лицо «правильно и приятно», но общее впечатление таково, что нельзя однозначно сказать: мужественное это лицо или «вполне женственное»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector