Притчи соломоновы читать онлайн
Содержание:
Содержание
По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями.
В Книге Притчей, как и в книге «Премудрость Соломона», прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям. Книгу Притчей можно назвать философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей. Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски ее влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из нее и указаний на разные ее изречения (таких мест насчитывается до 35).
В греческой Библии притчи называются паремиями (παροιμίαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паремия, по объяснению Василия Великого, значит припутное (παρά — при и οιμος — путь), вроде верстового столба, изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководит человеком на путях жизни. Церковнославянское слово притча состоит из двух слов, при и тча (теча). Корень последнего слова, теку (бегу, поспешаю) — тот же самый, который слышится и в слове предтеча. От притч Христа Спасителя притчи Соломона отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы.
Книга притч пользовалась величайшим уважением не только у евреев, но и у христиан. Древние отцы церкви, по свидетельству Евсевия, назвали ее за ее высоко наставительный характер πανάρετος — сокровище всех добродетелей и βασιλικόν δωρον — царственный дар.
Из книги Притчей часто заимствуются чтения в церковных службах; вследствие преимущественного употребления ее в церковном богослужении название паремии сделалось общим для всех церковных чтений, взятых из священных книг. В дни св. четыредесятницы Православная Церковь ежедневно, за исключением субботних и воскресных дней, предлагает христианам на вечернях паремии из книги Притчей как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния. В дни четыредесятницы прочитываются по порядку, за исключением немногих стихов, почти целиком первые 24 главы и последняя, 31-я, с 8 стиха до конца. Несколько чтений из книги Притчей положено и на дни Воздвижения Креста Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы и др.
Притча о моральном выборе
Однажды к царю Соломону за советом пришел человек, спрашивая, что ему делать, если перед каждым жизненно важным решением его одолевают сомнения, как поступить было бы правильнее. Он страдал от бессонницы и беспокойства из-за постоянного страха поступить неправильно.
Тогда Соломон обратился к нему с таким вопросом – что бы он сделал, видя тонущего ребенка? Тот сразу же ответил, что, не раздумывая, бросился бы за ним в реку. И тогда Соломон спросил – поступил ли бы этот человек по-другому, если бы это событие произошло вчера или завтра. И человек отвечал, что нет – и в прошлом, и в будущем он спас бы тонущего ребёнка.
Царь разъяснил ему, что поступать надо ситуативно, главное – чтоб поступки не шли в разрез с моралью и совестью человека. Таким образом, вся наша жизнь строится не на выборе, а на составляющих нашей души. Внутренне состояние определяет и внешние поступки человека в мире.
Автор.
Книга состоит из восьми разделов (План), возникших в разное время, при участии нескольких авторов или редакторов. Вводная фраза «Притчи Соломона» в 1:1 является вступлением к главам 1-9 (разделы I и II). Поскольку Соломон царствовал с 971 по 931 годы до Р. Х., то притчи, написанные им, могут быть отнесены к этому времени. Согласно 10:1, автором раздела III (10:1 — 22:16) тоже был Соломон. Раздел IV (22:17 — 24:34) условно может быть назван «словами, или высказываниями, мудрых» (22:17). Что это были за «мудрецы», не известно, не известно и время, когда они писали свои притчи.
Может быть, они жили в до-соломоново время, и царь Соломон позднее собрал их высказывания и афоризмы, добавив их к тому, что создал сам. А, может быть, неизвестные мудрецы были современниками Соломона, и написанное ими было добавлено к книге неким анонимным редактором. Автором притчей, составивших раздел V (главы 25-29), опять-таки был царь Соломон, но «собрали их мужи Езекии» (25:1).
Они составляли штат многочисленных писцов при этом царе-реформаторе (о религиозных реформах Езекии читайте в книгах 2-Пар. и 4-Цар.); эти притчи они, очевидно, извлекали из царских архивов, возможно, восстанавливали их на основании устных преданий. Происходило это в конце 8-го — начале 7-го века до Р. Х., поскольку Езекия царствовал с 729 по 686 гг.до Р. Х.
Разделы VI (глава 30) и VII (31:1-9) принадлежат неким Агуру и царю Лемуилу, соответственно. Возможно, оба они были арабами, во всяком случае не израильтянами; о них в сущности ничего не известно.
Раздел VIII (31:10-31) мог быть продолжением «слов», Лемуила (31:1), но он построен как акрост (в алфавитном порядке), да и стилистически отличается от «слов Лемуила» производя впечатление «независимого» произведения. Если это действительно так, то автор его неизвестен.
Свою окончательную форму книга Притчей приняла не ранее времени царя Езекии (судя по 25:1), т. е. примерно через 300 лет после Соломона. Не известно, участвовали ли упомянутые выше «мужи Езекии» в составлении всей книги Притчей Соломона. Конечной датой ее появления принято считать примерно 700-ый год до Р. Х.; полагают, что писания Агура и царя Лемуила возникли раньше этой даты. Несомненно, процесс как написания, так и собирания притчей направлялся Святым Духом, Божественным Автором всего Священного Писания (2-Тим. 3:16).
Логично, что автором большей части книги Притчей был царь Соломон — ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока (3-Цар. 4:29-31,34), которому приписывалось создание 3000 притчей (3-Цар. 4:32; сравните Еккл. 12:9). Под водительством Святого Духа он отобрал, однако, лишь несколько сот их для включения в Писания. Полагают, что книгу Песнь Песней царь Соломон написал в раннюю пору своей жизни, Притчи — в среднюю пору, а книгу Екклесиаст — в конце жизни, в результате глубокого осмысления прожитых лет и своего жизненного опыта.
Уроки Соломона О свободе
Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:
— Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.
Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:
— Для чего освобождал ты рабов своих?
Так ответил пришедший за советом:
— Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.
Тогда Соломон спросил:
— А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?
И еще сказал он:
— Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.
И добавил он:
— Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода — не счастье, она для нее — смерть.
Спросил тогда отчаявшийся проситель:
— В чем же тогда мудрость?
И ответил Соломон:
— Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.
И еще сказал он:
— Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.
Муж ответил:
— Я понял тебя, о царь.
— Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого.
Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
Глава 11
1 | Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. | |
2 | Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. | |
3 | Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. | |
4 | Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. | |
5 | Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. | |
6 | Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. | |
7 | Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. | |
8 | Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. | |
9 | Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. | |
10 | При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. | |
11 | Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. | |
12 | Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. | |
13 | Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. | |
14 | При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. | |
15 | Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. | |
16 | Благонравная жена приобретает славу , а трудолюбивые приобретают богатство. | |
17 | Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. | |
18 | Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная. | |
19 | Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. | |
20 | Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. | |
21 | Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. | |
22 | Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная. | |
23 | Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев. | |
24 | Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. | |
25 | Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. | |
26 | Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение. | |
27 | Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. | |
28 | Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. | |
29 | Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. | |
30 | Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души. | |
31 | Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. |
Глава 10
Глава 12
Книга Соломона — изгнание дьявола и история происхождения гримуаров
Считается, что Соломон создал книгу, посвященную непосредственно изгнанию дьявола, но это не так. Ритуалы, направленные на защиту от дьявола и любого зла, есть в «Малом» и «Большом ключе Соломона», но больше внимания уделяется использованию потусторонних сил в личных целях.
Современным последователям христианства, ислама и иудаизма непонятно, как мог мудрый израильский царь, любимый Богом, заниматься магией. В «Ключах» и в других исторических свидетельствах относительно царя Соломона есть исчерпывающие ответы на вопрос.
Соломон был настолько мудрым и праведным человеком, что за благие дела Бог вознаградил царя исключительным знанием об окружающем мире. Это позволило правителю безбоязненно покорять силой даже могучих демонов и призывать на помощь сильных ангелов из небесных сфер для обеспечения процветания народу Израиля.
«Ключи» основаны на христианской и еврейской религиозных традициях. Большинство демонстрируемых ритуалов не несет богохульства или греха: заклинания сопровождаются молитвами, а демонов сдерживает непосредственное произнесение принятых в иудейской традиции имен Бога.
Сейчас толкование гримуаров может быть разным, большинство современных священников не одобряют использование содержимого книг. Знания на страницах «Ключа» относились к Ветхозаветному времени, когда строгости в отношении колдовства не существовало, а использование злых духов в благих целях считалось правильным и естественным деянием.
По поверью, сила Соломона, скрытая в тексте, была столь велика, что царь мог единолично свершить изгнание Дьявола. Так, согласно «Гоэтии», правитель смог заключить всех значимых демонов в одном сосуде вместе с их бесчисленными легионами приспешников, что явно было богоугодным деянием.
Глава 10
1 | Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. | |
2 | Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. | |
3 | Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. | |
4 | Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. | |
5 | Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. | |
6 | Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. | |
7 | Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. | |
8 | Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. | |
9 | Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. | |
10 | Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. | |
11 | Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. | |
12 | Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. | |
13 | В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. | |
14 | Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. | |
15 | Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. | |
16 | Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. | |
17 | Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. | |
18 | Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. | |
19 | При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. | |
20 | Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. | |
21 | Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. | |
22 | Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. | |
23 | Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. | |
24 | Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. | |
25 | Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. | |
26 | Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. | |
27 | Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. | |
28 | Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. | |
29 | Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. | |
30 | Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. | |
31 | Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. | |
32 | Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. |
Глава 9
Глава 11
Свт. Василий Великий
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского
Слово: «притча» – у внешних употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще на путях; потому что путь называется у них οιμος от чего и притчу (παροιμια) определяют так: речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко многому подобному. А у нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль. Потому и Господь говорит: «сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве» (Ин. 16, 25); потому что приточное слово не имеет открыто и общевразумительно высказанного смысла, но обнаруживает намерение свое косвенным образом и только людям более внимательным
Поэтому «притчи Соломона», то есть изречения, возбуждающие внимание и доставляющие пользу на всем пути жизни.
А имя писателя наименовал с тем, чтобы знаменитостию лица привлечь слушателя; потому что достоверность поучающего как делает слово достойным вероятия, так располагает учащихся к большей внимательности. Итак, «притчи Соломона», того Соломона, которому сказал Господь: «се, дах ти сердце смыслено и мудро; якоже ты, не бысть муж прежде тебе и по тебе не востанет подобен тебе» (3Цар. 3, 12). И еще: «даде Господь смысл и мудрость Соломону многу зело, и широту сердца, яко песок, иже при мори: и умножися мудрость Соломонова… паче… всех древних человек и паче всех смысленных египетских» (3Цар. 4, 29–30). Так необходимо присовокупление имени!
«Притчи Соломона, сына Давидова». Присовокуплено и имя отца, чтобы знать тебе, что Соломон был премудр, произошел от отца также премудрого и пророка, с младенчества обучен был священным письменам, но по жребию получил власть; не силою присвоил себе царство, нимало ему не принадлежавшее; но принял отеческий скипетр по справедливому суду отца и по Божию определению.
Он был царем во Иерусалиме. И это сказано не напрасно, но главным образом для различения от других подобного имени царей, а сверх сего, и для того, чтобы поелику он построил пресловутый храм, то и ты знал соорудителя сего храма и виновника всякого гражданского устройства, уставов и благочиния. Много же содействует к принятию советов и то, что писатель книги – царь. Ежели царская власть есть законное правительство, то очевидно, что и правила, какие дает царь, истинно достойный сего наименования, имеют великую законность, будучи направлены к общей для всех пользе, а не составлены с намерением достигнуть царю собственной своей пользы. Тем и отличается злой властелин от царя, что один везде имеет в виду свои выгоды, а другой помышляет о пользе подданных.
Беседа на начало Книги Притчей.
Притчи Соломона
Глава 6.
1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-
2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
9Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
12Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.
16Вот шесть, что’ ненавидит Господь, даже семь, что’ мерзость душе Его:
17глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
24чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Кто автор?
Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
- Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
- У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
- Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
- Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
- Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).
Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)
«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).
- Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
- Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
- Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).
Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз