12 раз, когда «оскар» доставался победителям из россии

Содержание:

Премия «Оскар»: что известно из Википедия

Каждый год академия кинематографа США вручает награду лучшим из лучших в мире кино. Отмечаются даже и картины из других стран, а в свое время эту награду давали и фильмам из СССР. Это самая престижная премия в этом виде искусств.

Кстати, в этом году впервые триумфатором стал южнокорейский фильм с южнокорейским режиссером. Всего лента получила 5 наград, а в этой картине рассказали о семье людей, которые не имея в жизни никакой цели, просто хотели паразитировать за счет других, что в итоге привело к трагическим  последствиям.

После того, как торжественная часть прошла многие поклонники кино стали выяснять историю этой кинонаграды, а ведь ее стоит знать, так как она интересная. Академия, которая вручает премию была создана 93 года назад. По инициативе легендарного кинодела Луиса Майера, создателя успешной компании «Метро-Голден-Майер».

Советские и российские номинанты на «Оскар»

Номинировались на «Оскар» и классики отечественной кинематографии. «Братья Карамазовы», которые были представлены на «Оскаре» в 1970 году, снял Иван Пырьев. Режиссер прославился ещё в 1930-е годы своими музыкальными комедиями с участием актрисы Марины Ладыниной, однако сам он всегда мечтал экранизировать Достоевского. Пырьев взялся вплотную за классические тексты в 1958 году, когда перенёс на экран «Идиота». На следующий год вышли его «Белые ночи», и вот, девять лет спустя «Карамазовы» добрались до залов лос-анджелесского кинотеатра.

Кадр из фильма «Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев, 1968 г.

Юлий Райзман получил номинацию в 1982 году с фильмом «Частная жизнь», хотя начинал Райзман ассистентом режиссёра ещё в 1925, кино было немым, а в советской кинематографии вовсю маршировал авангард. Станислав Ростоцкий, чей фильм «Дело было в Пенькове» стал лидером проката в 1957 году, дважды становился номинантом с картинами «…А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978). Среди других выразительных и достойных российских фильмов, номинированных на «Оскар» в разные годы были «Кавказский пленник» Сергея Бодрова 1996 года и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего 2007 года. Номинировались два фильма Андрея Звягинцева: «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017).

Отметились советские и российские фильмы не только в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В 1961 году фильм «Баллада о солдате» был номинирован на премию в категории «За лучший оригинальный сценарий» (Валентин Ежов, Григорий Чухрай), а «Война и мир» боролся в том числе и за «Лучшую работу художника постановщика». Несмотря на две номинации, сам Сергей Бондарчук на премию так и не приехал, — работал над следующей картиной.

Кадр из фильма «Баллада о солдате» реж. Григорий Чухрай, 1959 г.

Есть в истории отечественного кино примеры картин, чью мировую славу оскаровские номинации обошли стороной. В 1963 на «Оскар» от Советского Союза был отправлен легендарный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», ставший обладателем «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В 1977 отправился на суд американской киноакадемии фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько, который получил «Золотого медведя» в Берлине. В 1979 — «Осенний марафон» Георгия Данелии, взявший главный приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Наконец, в 1985 — беспощадный «Иди и смотри» Элема Климова, получивший на ММКФ не только «Золотой приз», но и награду от жюри ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Восхождение» реж. Лариса Шепитько, 1976 г.

Все эти картины: призеры, номинанты и даже не вошедшие в финальный список советские шедевры, — стали не просто этапными для истории отечественного кино, но сохранили то, что во все времена оказывается самым ценным — память. Память о войнах, о мире, о неизбывности существования и о том, что человек оставался человеком во все времена. С его мечтами, амбициями, слабостями и отвагой.

В онлайн-кинотеатре Okko вы можете посмотреть лучшие фильмы без «Оскара».

«Кавказский пленник»1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

Вор (номинация в 1998 году)

Послевоенное время оказалось довольно жестким для страны. Именно об этом в острой социальной драме рассказал Павел Чухрай. Фильм получил сразу 6 премий Ника, а также приз жюри венецианского кинофестиваля. В Америке «Вор» был номинирован одновременно на Оскара и на «Золотой глобус».

Фильм рассказывает о знакомстве мальчика и его матери с офицером-фронтовиком, оказавшимся вором. Ребенку требовался отец, а бандит увидел возможность обзавестись помощником. Для Владимира Машкова роль харизматичного и жестокого уголовника стала одной из лучших в карьере. Его партнером в фильме стал 9-летний Михаил Филипчук.

«Чайковский»1971, номинант

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

«12»2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

Частная жизнь (номинация в 1983 году)

Юлий Райзман в своем фильме рассказал о том, как меняется мировоззрение ушедшего на пенсию требовательного управленца Абрикосова. Оказалось, что его идеалы уже устарели, с близкими утеряна духовная связь, а жизнь кажется прожитой напрасно.

Фильм рассказывает о вечной теме лишнего человека в общества, это не может не затрагивать сердца зрителей. Да и критики высоко оценили работу Райзмана. Сам режиссер пытался показать положение людей, чья система в одночасье рушится. И далеко не все готовы встретиться с изменениями. Помимо номинации на Оскар этот фильм получил еще и двух венецианских Золотых львов.

А зори здесь тихие (номинация в 1973 году)

Этот фильм является классикой советского военного кино. Станислав Ростоцкий взял за основу сценария повесть Бориса Васильева. Фильм рассказывает о военных событиях 1942 года. Старшина Федот Васков во главе женского отделения сражается с немецкими-диверсантами. В 1973 году в советском прокате «А зори здесь тихие» посмотрело 66 миллионов человек. Искренняя игра актеров обусловлена тем, что практически все главные роли достались дебютантам. Работа Ростоцкого была оценена призом Венецианского фестиваля и номинацией на Оскара.

Москва слезам не верит (Оскар 1981 года)

Сегодня этот фильм считается классикой советского кино. А ведь критики поначалу весьма прохладно встретили ленту. Режиссера Владимира Меньшова ругали за упаднические настроения и дешевый примитивизм. Но вот народу фильм понравился – в 1980 году его посмотрело 90 миллионов человек. Сам Меньшов долго сомневался, браться ли за мелодраматический сценарий, над которым автор работал всего 19 дней. Но история героев фильма была так похожа на его собственную – он тоже жил в общежитии и постепенно завоевывал Москву. Да и зацепил Меньшова момент с будильником, который своим звонком разделил жизнь героини на две части, а фильм в итоге – на две серии.

На церемонию вручения Оскара Меньшов не ездил, более того, узнал о победе своего детища из новостного выпуска. Да и факт присуждения ему престижной награды добавил больше проблем, чем славы. А заслуженную статуэтку режиссер получил только в 1999 году. Для западных же зрителей фильм стал демонстрацией советской действительности. Ходит легенда, что «Москва слезам не верит» многократно пересматривал по настоянию помощников Рональд Рейган при подготовке ко встрече с Михаилом Горбачевым. Так американский президент знакомился с менталитетом советских граждан.

«Разгром немецких войск под Москвой»1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

Премия «Оскар»: история создания, кто придумал, курьезы, оскароносная Россия

Вручается она ежегодно, место вручения – традиционно: Лос – Анжелес, театр «Долби».

Церемония, как правило, красочна и помпезна, и, сама по себе, зачастую является произведением искусства, воплощают которое известные шоу – постановщики, дизайнеры, художники, модельеры.

Это шоу транслируется в десятках стран мира. Россия – в их числе.

Немного истории

Задумал премию Луис Майер — глава американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer», как поощрение для деятелей американского кино. Однако постепенно «Оскар», своим злотым мечом, что называется, «завоевал» мир.

Ныне получить заветную статуэтку – предел мечтаний и вершина карьеры для кинематографиста любой страны, где производятся фильмы.

Жюри Американской киноакадемии, накануне вручения первой премии — 15 февраля 1929 года — заседало всю ночь. Наконец было принято решение отдать награду драме Кинга Видора «Толпа» за оригинальное творческое видение.

Против выступил Луис Майер, он счел фильм чересчур мрачным. Считается, что это был лишь повод, формальная придирка.

На самом деле Майер опасался обвинений в подыгрывании своим, ведь производством «Толпы» занималась его подшефная киностудия MGM.

В качестве альтернативы Луис Майер предложил наградить картину «Восход солнца» авторитетного на тот момент в Голливуде режиссера Фридриха Мурнау.

Жюри прислушалось к мнению Майера. На следующий день в специальном бюллетене было опубликовано имя победителя.

Кто создал заветную статуэтку

Знаменитую статуэтку воплотил скульптор Джорджем Стэнли, а «нарисовал» ее художник-постановщик кинокомпании MGM Седрик Гиббонс.

Именно он сделал беглый набросок рыцаря, держащего обоюдоострый меч и стоящего на катушке с кинолентой. Есть легенда, что сделал  он это маясь от скуки на каком-то бесконечном собрании.

А моделью для художника послужил Эмилио Фернандес – мексиканский кинорежиссер, актер и сценарист.

Первоначальный вариант дизайна был выполнен в керамике, позднее статуэтки стали отливаться из сплава олова и меди и покрываться позолотой.

В высоте фигурка  достигает 33,5 сантиметра и весит около четырех килограммов.

В современном варианте она изготавливается из специального сплава британия, покрытого золотом. В ее подножье – постамент из черного мрамора.

Хотя французские документалисты в своем фильме так детализируют создание «Оскаров»: «сначала фигурка моделируется на компьютере, затем отливается из сплава олова и свинца. После чего покрывается слоем меди, никеля, серебра и, наконец, проходит процесс гальванизации золотом.

Всего для церемонии награждения Американской академии кинематографических искусств и наук в 2017 году создано 24 «Оскара».

Кто «сочинил» название?

Однозначного ответа, кто является автором названия премии, нет.

Многие известные люди приписывали это авторство себе, но никто не смог однозначно доказать свои права на название.

К примеру, актриса Бетт Девис утверждала, что она «нарекла» статуэтку «Оскаром», поскольку она была похожа на ее мужа Хармона Оскара Нельсона.

У Маргарет Херрикен – секретаря Киноакадемии — своя версия. Якобы это именно она посмотрела на статуэтку пристально и восхитилась: «Вылитый — мой дядюшка Оскар!». Так этот дядюшка, хоть одним своим боком просунулся в историю кино.

Обозреватель Сидни Сколски тянет одеяло на себя, если верить его рассказу: он устал писать о безымянной статуэтке, к тому ж его очень напрягали величавые до комичности церемонии Академии, вот он и решил – в пику им — дать позолоченному, увесистому парню, которого вручают друг другу эти чудаки, простецкое имя «Оскар».

Так, мол, о нем и писать проще.

Фильмы СССР и России, получившие премию «Оскар»:

«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук- 1968 год.

«Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов – 1981 год.

«Утомлённые солнцем», режиссер Никита Михалков- 1994 год.

Документальный фильм:

«Разгром немецких войск под Москвой», режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин – 1942 год.

Мультипликационный фильм:

«Старик и море», автор Александр Петров – 1999год.

«Оскар» 2017

В текущем году состоится 89-ая церемония Американской кинопремии «Оскар». Пройдет она с воскресения на понедельник, 26 февраля 2017 года.

Прямая трансляция на Россию на русском языке начнется в 02:00 по московскому времени.

В этот раз количество иностранных лент, представленных на соискание премии,  рекордно — 83 фильма!

Картина «Рай», режиссера Андрона Кончаловского, вошла в шорт — лист, состоящий из 9 претендентов на премию «Оскар», в номинации: «Фильм на иностранном языке».

Однако в окончательный список из 5-ти конкурсантов не попала.

Очень жал. Андрон Кончаловский — выдающийся кинорежиссер, а его «Рай» — настоящее кино!

Егор Искрухин

(Visited 594 times, 1 visits today)

Урга – территория любви (номинация в 1993 году)

За сценарную основу Никита Михалков взял практически анекдот, но на его основе родился серьезный, но вместе с тем и трогательный фильм. На севере Китая проживает молодая монгольская семья с тремя детьми. Больше не позволяют местные законы. И вот однажды супруга отправляет мужа в город за презервативами. Монгол отправляется в путешествие в сопровождении русского шофера.

Практически все роли исполнили китайские актеры, но режиссер Никита Михалков не смог отказать себе в роли камео, да и закадровый перевод реплик читает тоже он. В 1991 году советско-французский фильм получил венецианского Золотого Льва, а в 1993 году был номинирован одновременно и на Золотой глобус, и на Оскара.

«Война и мир»1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

«Частная жизнь»1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

Чайковский (номинация в 1972 году)

Говорить о жизни великого человека непросто

Но подобные темы всегда находят внимание со стороны писателей и режиссеров. Вот только полностью раскрыть многогранную личность не так и просто

Режиссер Игорь Таланкин справился с задачей рассказать о жизни знаменитого композитора с учетом известной на тот момент информации. Фильм-биография получился двухсерийным, а в основу сценария легла переписка Чайковского с Надеждой Фон Мекк.

Лента была номинирована и на «Золотой глобус», и на «Оскар» сразу в двух номинациях: лучшая адаптация музыкальной темы и лучший фильм на иностранном языке. Главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский. Его гениальное перевоплощение заслужило приз на фестивале в Сан-Себастьяне, а зрители СССР назвали актера лучшим в 1970 году.

Кто такой «Оскар» и в честь кого назвали кинопремию

Главное, что интересует поклонников кино, в честь кого назвали саму статуэтку. Кстати, ее высота почти 35 см, а вес немного не дотягивает до 4 кг. Она представляет из себя рыцаря, который стоит прямо на киноленте, а в его руках меч направленный острием вниз.

Вначале, как и сейчас, приз делали из бронзы, но во время войны она была нужна для фронта и ее на долгих 70 лет заменили сплавом. 4 года назад вернулись к «бронзовой» традиции, но еще и стали покрывать золотом. Уже вручено более 3 тысяч таких «рыцарей».

Название статуэтки это премия Академии за заслуги. Но сначала негласно, а через 10 лет и официально, ее назвали довольно популярным в США именем. В Штатах в то время Оскар было очень простое имя, и есть версия, что так ее назвали, вопреки очень пышной и пафосной церемонии вручения. Есть три основные версии, как это имя появилось.

«Журналистская» версия гласит о том, что назвали так награду сами «акулы пера», так как было неудобно писать об этом событии. «Актерская» версия гласит о том, что артистка кино Бетт Дэвис увидев статуэтку была поражена тем, как напоминал ее мужа с именем Оскар. «Секретарская» версия говорит том, что бывшая библиотекарь Маргарет увидев приз воскликнула, что это же ее вылитый дядя (кузен). Какая именно правдива, наверное уже не узнает никто.

На получение премий может выдвигаться картина, которую показывали не менее недели на территории лосанджелевского округа за прошедший год. Сейчас есть 24 номинации. Выбирают лучших голосованием членов киноакадемии США (их около 8 000 человек, и они поделены по группам). Каждый в своей группе голосует за лучшего (например, актеры за актера). Лучший фильм выбирают все.

Кавказский пленник (номинация в 1997 году)

Сергей Бодров-старший решился на смелый эксперимент – он экранизировал рассказ Льва Толстого, сделав его основной для событий 1990-х годов. В главной роли снялся сын режиссера, но протекцией такое решение не выглядит. Бодров-младший постоянно сопровождал отца во время творческих командировок. Пока еще утверждался кандидат на главную роль было решено попробовать сына режиссера. И он справился! Никаких поблажек сын отцу не делал. Позже Бодров-младший рассказывал, что сам он воспринимал эту работу как очередной для себя эксперимент. Фильм, режиссура и сценарий были отмечены рядом европейских наград, но Оскара так и не получил.

Разгром немецких войск под Москвой (Оскар 1943 года)

Впервые отечественный фильм получил Оскара еще в 1943 году. Награда досталась документальной ленте «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 1941 года битва только начиналась, но Сталин приказал 15 кинооператорам вести съемки судьбоносного для страны сражения. По ночам режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин обсуждали с операторами план работы на следующий день, а утром машина увозила кинематографистов на фронт. Съемка велась в тяжелейших условиях, на 30-градусном морозе. Забивалась снегом техника, коченели руки. Не все операторы пережили эту съемку.

Сама студия превратилась в казарму. Но кинематографисты совершили свой подвиг – фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года. Через год лента получила Оскара в номинации «Лучший документальный фильм»

И сегодня фильм остается бесценным историческим свидетельством важного события Второй мировой войны

«Братья Карамазовы»1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

Утомленные солнцем (Оскар 1995 года)

Режиссером российско-французской драмы выступил Никита Михалков. В фильме на фоне безмятежного дачного пейзажа раскрывается история одной семьи, в которой эхом звучат события гражданской войны и репрессий. Раскрывающаяся драма не оставляет равнодушным никого. Фильм понравился и зрителям, и критикам. Никита Михалков выступил еще и сценаристом, а также исполнил в фильме главную роль. Его партнершей стала Ингеборга Дапкунайте. Она сама предложила свою кандидатуру на роль Маруси, узнав о начале съемок.

«Утомленные солнцем» со звучащим в фоне танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что тот на основе сценария поставил одноименную пьесу. Премьера состоялась в 2009 году на сцене Лондонского королевского Национального театра. А сам фильм получил Большой приз жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а на следующий год и Оскара в качестве лучшего иностранного фильма.

Утомленные солнцем, 1994

Никиту Сергеевича Михалкова можно назвать рекордсменом по количеству номинаций на знаменитую премию — пять его фильмов были признаны мировыми критиками. Картина «Утомленные солнцем» принесла режиссеру долгожданную статуэтку, а также награды Каннского и Венецианского фестивалей. Историю комдива Котова придумали сценаристы, но Михалкову настолько правдоподобно удалось показать характер и жизнь героя, что историки не верили в вымышленность персонажа.

По сценарию события кинокартины происходили жарким летом, но снимали его поздней осенью, когда листья с деревьев уже облетели. Вся съемочная группа подвязывала искусственные листья к веткам и пыталась поймать полуденное солнце в объективы камер. Некоторые сцены, где герои отдыхают на природе, снимались в холодную погоду, и актеров отогревали потом горячим чаем и одеялами.

Михалков гордится своей работой, которая стала первым постсоветским фильмом, отмеченным в США. Но сейчас он считает, что американская киноиндустрия уже не та и российские картины не могут быть по достоинству отмечены на Западе.

Год Собаки (1994)

«Серебряный медведь» за вклад в искусство на Международном фестивале в Берлине

Драма режиссера Семена Аграновича. По сюжету,бывший уголовник Сергей(Игорь Скляр) знакомится с немолодой несчастной женщиной Верой(Инна Чурикова).

Когда Сергей совершает очередное преступление,вместе с ним убегает Вера. Свое счастье они находят в заброшенном поселке,зараженном радиацией.

По словам создателей фильма,за основу сценария они взяли заметку из газеты. В статье была рассказана история одного зека,который сбежал из колонии,добрался до чернобыльской зоны и через несколько месяцев умер от лучевой болезни.

Дерсу Узала, 1975

Второй «Оскар» нашей стране достался благодаря совместной работе с японским постановщиком Акирой Куросавой. Сценарий фильма основан на реальной истории знаменитого исследователя Дальнего Востока Владимира Арсентьева, который путешествовал по тайге с местным охотником. «Дерсу Узала» рассказывает зрителям о взаимоотношениях человека и природы, а также о проблемах веры и этики.

Свежие записи
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители6 ожидаемых российских сериалов: актеры отличные, сюжеты интригуют

Съемки фильма планировались еще в 50 годы, но тогда режиссеру запретили работать в тайге. Упрямый японец хотел снимать только на месте событий, чтобы максимально точно передать условия, в которых находились главные герои. Через два года напряженной работы зрители наконец увидели картину, которая получила множество наград, в том числе и два «Оскара».

История премии «Оскар»

Когда ее создали, то цель была использовать академию, для решения сложных вопросов трудовых отношений в области кино. Организация должна была выполнять и часть функций профсоюза. Довольно быстро появилась идея сделать награду и давать ее лучшим, связанным с производством фильмов.

Впервые вручение статуэток произошло 91 год назад в калифорнийском Лос-Анджелесе. Тогда была всего дюжина категорий. Вручали награду выбирая среди картин предыдущих двух лет. За несколько месяцев было объявлено, кто победил. Сам процесс вручения статуэток шел всего минут 20. Первым ее получил актер из Германии Эмиль Яннингс (но ему вручили награду раньше), а первым лучшим фильмом стали «Крылья» Вэллмана.

Спустя 12 лет с начала вручения имена победителей перестали объявлять в газетах заранее. Именно тогда имена победителей оказались в конвертах и тщательно скрывались от общественности до последнего.

В 1953 году впервые все процедуру вручения наград показали по телевидению, смотрели ее в Канаде и США. Сейчас это 200 стран мира. Последние 18 лет церемонию проводят все в том же «Городе ангелов», что и раньше, но в зале «Долби».

Дерсу Узала (Оскар 1976 года)

Этот фильм стал совместным проектом советских и японских кинематографистов. Режиссером выступил Акира Куросава, а в главных ролях снялись Виталий Соломин и Максим Мунзук. Литературной основой фильма стали произведения ученого, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. В одной команде пришлось работать японцам и русским – людям абсолютно разных культур и менталитетов. Порой это оборачивалось курьезами, но чаще всего просто оборачивалось трудностями в работе.

Да и режиссер Акира Куросава оказался очень педантичным – мог потребовать перестроить избушку из-за перекоса бревен или же развешивать на деревья опавшие за ночь листья ради лучшей картинки. Для самого японца фильм стал первым, снятым на иностранном языке. Именно в этой номинации картина и получила Оскара в 1976 году. Впрочем, «Дерса Узала» и его актеры были отмечены премиями во множестве других стран: Франции, Перу, Италии, Испании, Финляндии.

Старик и море, 1999

Отечественные мультипликационные фильмы всегда высоко ценились российскими зрителями, но в 1999 году работу наших аниматоров заметили и за рубежом. Ярославский художник Александр Петров получил «Оскар» за короткометражный фильм «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. До этого он дважды номинировался на премию за такие работы как «Коровы» и «Русалки».

Мультфильм длится всего 20 минут, но на его создание художник потратил 2 с половиной года. Он нарисовал почти 30 тысяч рисунков на матовом стекле, которые позволили сделать его фильм живым и красочным. «Старик и море» показывали в кинотеатрах и любой желающий мог посмотреть потрясающее творение автора.

Старик и море (Оскар 2000 года)

Анимационный фильм снят по классической повести Эрнеста Хемингуэя. Вся работа заняла у режиссера Александра Петрова два года, он же выступил и сценаристом. В создании фильма использовалась весьма трудоемкая техника «ожившей живописи», придуманная в Канаде. Именно там в сообществе с оператором Сергеем Решетниковым и создавался мультфильм. Картину рисовали на стекле не только масляными красками и кистью, но и пальцами.

Надо сказать, что «Старик и море» стал уже третьей попыткой Петрова заполучить Оскар. Ранее академики не оценили другие работы режиссера – «Корова» и «Русалка». В борьбе за вожделенную статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» «Старик и море» обошел конкурентов из Канады, Нидерландов, Норвегии и Великобритании.

Российские (и советские) фильмы – лауреаты «Оскара»

 1942 – «Разгром немецких войск под Москвой»

кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой»

Первый советский фильм, завоевавший «Оскара». Снят Л.Варламовым и И.Копалиным по инициативе Сталина. Фильм создавался поистине с кровью — погибали фронтовые кинооператоры, в 30-градусные морозы отказывала аппаратура. Но советский народ должен был увидеть свою важнейшую победу. Лента с триумфом прошла по экранам. После переозвучивания и перемонтажа фильм был отправлен в Америку. Под названием «Москва наносит ответный удар» получил награду за лучший документальный фильм.

 1968 – «Война и мир»

кадр из фильма «Война и мир»

С.Бондарчук взял на себя серьезную ответственность — воссоздать на экране мощнейший роман Л.Толстого. Почти 6 лет работы, грандиозные батальные сцены. В съемках Бородинской битвы было занято рекордное число массовки — 120 тыс. человек. Производство картины обошлось в огромную сумму, по разным сведениям, от 8 до 18 миллионов рублей. Великолепный актерский ансамбль, использование музейного реквизита, красивые костюмы — фильм весьма впечатляющий.

 1975 – «Дерсу Узала»

Советско-японский фильм А.Куросавы по книгам русского географа В.Арсеньева.

кадр из фильма «Дерсу Узала»

Дерсу Узала – реально живший человек, проводник известного путешественника по Уссурийскому краю. Простой охотник покорил ученого своей мудростью и отвагой. Фильм одновременно и приключенческий и философский. Съемки велись на Дальнем Востоке. Исполнителей главных ролей, Максима Мунзука и Юрия Соломина, советские власти не отпустили на церемонию награждения.

1980 – «Москва слезам не верит»

Мелодраму В.Меньшова кинокритики обругали.

кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Однако у народа картина получила полное признание – 85 миллионов зрителей в первый же год проката. Простые девчонки в поисках своего счастья – такой сюжет неизменно близок людям. Фильм прошел с феноменальным успехом, очень понравился Брежневу. Почти 100 стран купили ленту. Режиссер на вручении «Оскара» не присутствовал – он был «невыездным». Да и узнал о награде чуть ли не последним. Статуэтка киноакадемии оказалась в его руках только в 1989 году.

1994 – «Утомленные солнцем»

кадр из фильма «Утомленные солнцем»

Фильм Н.Михалкова — трагическая история о честности и совести. В ничем неомраченную жизнь семьи сталинского комдива исподволь приходит беда. 1936 год, начало политических репрессий. Противостояние человечности и тоталитаризма. Безупречный выбор актеров, талант режиссера — и на экране предстает подлинная атмосфера тех страшных для страны лет. В 2009 в Лондоне был поставлен одноименный спектакль, основанный на событиях фильма.

1999 – «Старик и море»

Мультфильм А.Петрова снят по повести Хемингуэя.

кадр из м\фильма «Старик и море»

Работа продолжалась два с половиной года. Техника, в которой работает Петров, непривычная всем компьютерная анимация. «Пальцевая живопись» требует неимоверного терпения, ибо каждый кадр буквально рисуется на стекле. Талантливый художник создал глубоко одухотворенную картину. Проект был очень затратным, но великолепный результат стоил того. В 2000 получил «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector