“чёрные картины” франсиско гойи

Анализ[править | править код]

Читающие мужчины (исп.)русск.. Сцена, изображённая на этой картине, может быть одним из подпольных политических собраниий, происходивших в бурные годы Либерального трёхлетия.

Начиная с 1820, когда Гойя обращается к стилю возвышенного и прекрасного, в котором и написаны Мрачные картины, у современников художника просыпается интерес к его работам. Концепция этого художественного направления была разработана Эдмундом Бёрком в его произведении Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного (1757) и оно распространилось по всей Европе во второй половине XVIII века. Распространение романтизма привело к тому, что публика стала ценить в художнике оригинальность по сравнению с другими, и такие знатоки искусства, как Фелипе де Гевара (нид.)русск., писали, что для современного общественного вкуса предпочтительны угрюмые меланхоличные произведения, полные «невообразимых страха и слёз».

Среди искусствоведов распространена точка зрения, что Мрачные картины создавались Гойей в состоянии психологического и социального давления. Одним из важнейших факторов было осознание художником упадка физической силы, что он не мог не ощущать, живя с Леокадией Вайс, женщиной, которая была намного моложе его, а также вследствие тяжёлой болезни в 1819 году, когда он находился при смерти, что нашло отражение в цветовой гамме и тематике работ.

С другой стороны, Гойя писал эти картины в 1820-х годах (о чём, впрочем нет никаких документальных подтверждений), и к этому моменту он уже оправился от своей болезни. Сатирическое изображение религиозных сцен (паломничества, процессии, инквизиция) или гражданских беспорядков (например, в Поединке на дубинах или в предполагаемом изображении собрания или заговора в Читающих мужчинах; также существует политическая интерпретация сюжета Сатурна: государство пожирает своих подданных) согласуется с политической нестабильностью в Испании после того, как военные во главе с Риего потребовали от короля соблюдения конституции 1812 г. Период 1820—1823 хронологически совпадает со сроками завершения работ. По всей видимости темы и палитра картин стали возможны в условиях отсутствия политической цензуры в период реставрации абсолютной монархии. С другой стороны, многие персонажи Мрачных картин (дуэлянты, монахи и монахини, инквизиторы) представляют старый порядок, существовавший до идеалов Великой французской революции.

Тецуя Исида

На акриловых картинах Исиды люди часто превращаются в такие объекты, как упаковка, конвейерные ленты, писсуары или даже подушки для геморроя. У него есть и визуально приятные картины, на которых люди сливаются с природой или убегают в волшебную страну своего воображения. Но такие работы куда тусклее картин, на которых работники ресторанов превращаются в манекенов, закачивающих в клиентов еду так, как будто они обслуживают автомобили на АЗС.

Независимо от мнения по поводу точности и проницательности художника или яркости его метафор нельзя отрицать, что стиль у его работ жуткий. Любой юмор у Исиды идёт рука об руку с отвращением и страхом. Его карьера подошла к концу в 2005-м году — 31-летнего Исиду сбил поезд, и почти наверняка это было самоубийство. Оставленные им работы оцениваются в сотни тысяч долларов.

«Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя

Согласно толкованию, здесь изображён Кронос (соответствует римскому Сатурну), который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал своих детей. Сюжет картины отличается от классического сюжета греческой мифологии, где Кронос проглатывал своих запелёнутых детей. Здесь же сумасшедшее божество терзает плоть.

Эта фреска была написана между 1819 и 1823 годами на одной из стен дома художника с интересным названием «Дом Глухого». Здесь Франсиско Гойя написал серию из четырнадцати фресок, которые в 1870-х годах начали переносить на холст. Сегодня эти произведения находятся в музее Прадо в Мадриде.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Здислав Бексиньский

Если художник заявляет: «Я не могу представить себе, что значит разумность в живописи», скорее всего, он рисует не котят.

Польский живописец Здислав Бексиньский родился в 1929-м году. На протяжении десятилетий он создавал кошмарные образы в жанре фантастического реализма вплоть до своей ужасной кончины в 2005-м году (его 17 раз пырнули ножом). Наиболее плодотворный период в его творчестве приходился на 1960 — 1980 годы: тогда он создавал высоко детализированные изображения, называемые им самим «фотографиями его мечты».

По словам Бексиньского, значение той или иной картины его не волновало, но некоторые из его работ явно что-то символизируют. Например, в 1985-м году он создал картину «Trollforgatok». Художник вырос в опустошённой Второй Мировой войной стране, поэтому черные фигуры на картине могут олицетворять польских граждан, а голова — некий безжалостный орган власти.

Сам художник утверждал, что ничего подобного не имел в виду. На самом деле Бексиньский говорил об этой картине, что её стоит воспринимать, как шутку — вот что значит по-настоящему чёрный юмор.

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Джошуа Хоффин

Джошуа Хоффин родился в 1973-м году в Эмпории, штат Канзас. Он делает ужасающие фотографии, на которых знакомые с детства сказки обретают страшные черты — историю, конечно, можно узнать, но при этом её смысл сильно искажается.

Многие его работы выглядят слишком постановочными и неестественными, чтобы по-настоящему пугать. Но есть и серии фотографий вроде «Шедевров Пикмана» — это дань одному из персонажей Лавкрафта художнику Пикману.

На фотографиях 2008-го года, которые вы можете здесь увидеть, — его дочь Хлоя. Лицо девочки почти не выражает эмоций, и она почти не смотрит в сторону зрителей. Пугает контраст: семейное фото на прикроватной тумбочке, девочка в розовой пижамке — и огромные тараканы.

1.«Автопортрет»

Титул самой страшной картины в мире по праву принадлежит жуткому автопортрету Кена Карри. Лицо на картине настолько зловещее, что не возникает никакого желания познакомиться с автором. Полотно Кена Карри вызывает неподдельный ужас, поэтому смотреть на него дольше нескольких секунд практически невозможно. Следует отметить, что кисти художника принадлежит еще много мистических и страшных картин. Поэтому, если вам хочется пощекотать нервы, обязательно более подробно ознакомьтесь с его творчеством.

Это были самые страшные в мире картины, наглядно демонстрирующие, что искусство может не только умилять, восхищать и радовать, но и пугать до смерти. При условии, что это сделано действительно талантливо, разумеется!

Дариуш Завадский

Завадский родился в 1958-м году. Как и Бексиньский, он работает в стиле жуткого фантастического реализма. Его учителя в художественной школе сказали Завадскому, что у него не слишком хорошее зрение и плохой глазомер, так что художником ему не стать. Ну, с выводами они явно поторопились.

В работах Завадского присутствуют элементы стимпанка: он часто рисует похожих на роботов существ, под искусственной кожей которых видны работающие механизмы. Для примера взгляните на картину маслом 2007-го года «Гнездо». Позы птиц — такие же, какие бывают у живых, а вот каркас явно металлический, едва прикрытый клочками кожи. Картина может вызвать отвращение, но при этом притягивает взгляд — хочется рассмотреть все детали.

«Мертвая мать», Эдвард Мунк

Все, наверное, знают норвежского художника Эдварда Мунка по его знаменитой картине «Крик». Его произведения, возможно, славятся тем, что каждый из нас переживает в жизни огромные потери – известно, что Эдвард Мунк страдал и испытывал муки всю свою жизнь – он видел галлюцинации, лежал в психиатрической клинике.

«Мертвая мать» была написана в 1899 году, на картине изображена мать художника, рано потерявшая свою маму, и она сама умерла молодой.

Дети остались одни – на картине сестра Мунка стоит, закрыв уши, и находится в полном отчаянии, другая его сестра умерла от туберкулеза, а еще одна попала в психиатрическую больницу, после этого Мунк написал ее в «Крике».

Мужчина, купивший картину, рассказал, что глаза девочки на картине все время следили за его действиями, а одеяло по ночам сдвигалось и шумело.

«Отрубленные головы»

Теодор Жерико, кисти которого принадлежит картина, был одним из самых загадочных художников 19 века. Его привлекали все самые нелицеприятные и отталкивающие стороны человеческой жизни. Жерико рисовал психически больных, а также регулярно посещал морги и больницы. Он договаривался с работниками этих учреждений, и те поставляли ему домой отрезанные части человеческого тела. Жерико использовал их для того, чтобы рисовать с натуры.

Именно так была создана картина «Отрубленные головы». Она пугает своей натуралистичностью. Когда смотришь на эту картину, появляется ощущение будто заглядываешь в глаза самой смерти. Неудивительно. Потому что перед вами самые настоящие отрубленные головы!

Литература[править | править код]

  • ARNAIZ, José Manuel, Las pinturas negras de Goya, Madrid, Antiqvaria, 1996. ISBN 978-84-86508-45-6
  • BOZAL, Valeriano, Francisco Goya, vida y obra, (2 vols.) Madrid, Tf., 2005. ISBN 84-96209-39-3.
  • —, «Pinturas negras» de Goya, Tf. Editores, Madrid, Tf., 1997. ISBN 84-89162-75-1
  • GLENDINNING, Nigel, «The Strange Traslation of Goya’s Black Paintings», The Burlingon Magazine, CXVII, 868, 1975.
  • —, The Interpretation of Goya’s Black Paintings, London, Queen Mary College, 1977.
  • —, Goya y sus críticos, Madrid, Taurus, 1982.
  • —, «Goya’s Country House in Madrid. The Quinta del Sordo», Apollo, CXXIII, 288, 1986.
  • —, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993. D.L. 34276-1993
  • HAGEN, Rose-Marie y Rainer Hagen, Francisco de Goya, Colonia, Taschen, 2003. ISBN 3-8228-2296-5.

Джунджи Ито

К вопросу о коммерческих художниках: некоторые из них рисуют комиксы. В деле хоррор-комиксов Джунджи Ито — чемпион. Его монстры не просто гротескны: художник тщательно прорисовывает каждую морщинку, каждую складку на теле тварей. Именно это пугает людей, а вовсе не иррациональность монстров.

Например, в его комиксе «Загадка Амигары Фолт» он раздевает людей и отправляет их в человекообразное отверстие в твёрдой скале — чем ближе мы видим это отверстие, тем страшнее, но даже «издали» оно кажется пугающим.

В его серии комиксов «Узумаки» («Спираль») есть одержимый спиралями парень. Сначала его одержимость кажется смешной, а потом уже страшной. Причём страшно становится ещё до того, как одержимость героя становится магией, с помощью которой он превращает человека в нечто нечеловеческое, но при этом живое.

Работы Ито выделяются среди всей японской манги — его «нормальные» персонажи выглядят необыкновенно реалистичными и даже милыми, и чудовища на их фоне кажутся ещё более жуткими.

«The Hands Resist Him», Билл Стоунем

Эта картина была написана в 1972 году американским художником Биллом Стоунхемом. На ней изображены маленький мальчик и девочка-кукла, которые стоят на фоне стеклянной двери. С обратной стороны стекла мы видим прижатые маленькие ладони. По словам художника, на картине запечатлён он сам в пятилетнем возрасте, а дверь разделяет реальный мир и мир снов. Кукла выступает в роли проводника, который проведет мальчика через мир снов. А жуткие руки представляют собой альтернативные жизни или возможности.

Картина вызывает множество вопросов у зрителя, наверное поэтому она окутана множеством слухов и легенд. Согласно одной популярной легенде, люди, смотрящие на картину, начинают плохо себя чувствовать, а в их домах происходят необъяснимые вещи.

«The Hands Resist Him»

«Плачущий мальчик», Джованни Браголин

Картина «Плачущий мальчик» была написана итальянским художником Джованни Браголин (известного как Бруно Амадио).

На Земле много проклятых мест, но и немало вещей, которые несут в себе проклятие. Примером тому картины Браголин – он написал примерно 70 картин с детьми, которые плачут.

Репродукция картины считается проклятой, и суеверные люди со страхом к ней относятся – там, где находится полотно, происходит пожар.

Однако найденные среди пожара копии картин итальянского художника остаются нетронутыми – будто бы стихия обходит их стороной.

Как считают люди, плачущие дети, изображенные на картинах, притягивают пожар, но сами остаются невредимыми.

Тецуя Исида

На акриловых картинах Исиды люди часто превращаются в такие объекты, как упаковка, конвейерные ленты, писсуары или даже подушки для геморроя. У него есть и визуально приятные картины, на которых люди сливаются с природой или убегают в волшебную страну своего воображения. Но такие работы куда тусклее картин, на которых работники ресторанов превращаются в манекенов, закачивающих в клиентов еду так, как будто они обслуживают автомобили на АЗС.

Независимо от мнения по поводу точности и проницательности художника или яркости его метафор нельзя отрицать, что стиль у его работ жуткий. Любой юмор у Исиды идёт рука об руку с отвращением и страхом. Его карьера подошла к концу в 2005-м году — 31-летнего Исиду сбил поезд, и почти наверняка это было самоубийство. Оставленные им работы оцениваются в сотни тысяч долларов.

«Почтовый дилижанс», Лаура П

Художника Лаура П нарисовала картину с фотоснимка профессионального фотографа Джеймса Кидда в 1994 году.

Фотоснимок был сделан в Аризоне, и мистика, окутанная возле картины, связана с тем, что художница не рисовала безголовую фигуру, находящуюся слева от дилижанса.

Автор картины говорит, что изначально этой фигуры не было, она ее не рисовала. Когда она повесила свою работу в доме, в нем стали происходить странные вещи – исчезали важные документы, антикварные часы, провисевшие 40 лет, упали и разбились, а различные предметы летели в ее сторону – такое чувство, что их кто-то бросал.

Некоторые вещи даже пропали из дома. Через некоторое время Лаура сожгла картину, потому что она не давала ей спокойно находиться в доме.

Уэйн Барлоу

Тысячи художников пытались изобразить Ад, но Уэйн Барлоу в этом явно преуспел. Даже если вы не слышали его имени, то работы наверняка видели. Он принимал участие в работе над такими фильмами, как «Аватар» Джеймса Кэмерона (режиссёр лично его похвалил), «Тихоокеанский рубеж», «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Гарри Поттер и Кубок Огня». Но одной из самых выдающихся его работ можно назвать вышедшую в 1998-м году книгу под названием «Инферно».

Ад у него — не просто застенки с демоническими лордами и армиями. Барлоу говорил: «Ад — это полное безразличие к человеческим страданиям». Его демоны часто проявляют интерес к человеческим телам и душам и ведут себя скорее как экспериментаторы — игнорируют чужую боль. Люди для его демонов — вовсе не объекты ненависти, а просто средство для праздного развлечения, не более того.

Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо

Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.

Новый ты мог бы родиться сегодняСантьяго Карузо

Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.

«Плачущий мальчик» Джованни Браголин

Говорят, что Бруно Амадио (настоящее имя художника) хотел изобразить ребенка в свете от спички, а мальчик страшно боялся огня и плакал. Теперь ребенок мстит за свои мучения — в доме, где появляется репродукция проклятой картины, происходит пожар, а на пепелище находят само полотно, никак не пострадавшее от огня.. В 80-е интерес к “Плачущему мальчику” подогрела британская газета The Sun. Вокруг зловещей картины начался ажиотаж, истории о пожарах появлялись одна за другой. Закончилось все тем, что газета попросила своих читателей прислать в редакцию их картины и таким образом избавиться от страхов. The Sun устроили ритуальное сожжение всех присланных полотен, правда, оказалось, что слухи крутились вокруг пяти разных вариантов картины и все на волне суеверных переживаний казались владельцам проклятыми.

Патриция Пиччинини

Скульптуры Пиччинини порой сильно отличаются друг от друга: одни скульптуры представляют собой мотоциклы неправильной формы, другие — странные шары с горячим воздухом. Но в основном она создаёт скульптуры, стоять с которыми в одной комнате очень и очень неуютно. Они даже на фотографиях выглядят жутковато.

В работе 2004-го года «Неделимый» некий гуманоид прижимается к спине нормального человеческого ребёнка. Больше всего тревожит элемент доверия и привязанности — как будто невинность ребёнка жестоко использовали ему во вред.

Конечно, работы Пиччинини критикуют. Про «Неделимого» даже говорили, что это не скульптура, а некое настоящее животное. Но нет — это просто плод её воображения, и художница продолжает создавать свои работы из стекловолокна, силикона, и волос.

«Любовные письма»

Список проклятых картин пополнит портрет маленькой девочки, который можно увидеть в отеле The Driskill, Остин, штат Техас, США.

Изображенная на картине девочка очень похожа на другую девочку по имени Саманта Хьюстон, 4-х летнюю дочь сенатора США, которая погибла во время пребывания в отеле.

Она упала с лестницы, когда гналась за мячиком. Гости и сотрудники сообщали, что девочка на картине иногда меняет выражение лица. Также есть многочисленные свидетельства о том, что картина «заставляет» чувствовать себя плохо, и что от нее кружится голова, тошнит.

Возможно, призраку дочери сенатора полюбился этот потрет, и он решил «поселиться» в нем.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

Леокадия

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

Два старика

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

Две старухи, едящие из общей посуды

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Сатурн, пожирающий своих детей

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

Юдифь, отрубающая голову Олоферну

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз “Паломничество к св. Исидору”, изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Шабаш ведьм

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

Паломничество к св. Исидору

“Паломничество к св. Исидору” мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. “Паломничество к св. Исидору” невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи “Праздник в день Св. Исидора”, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Праздник в день Св. Исидора

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Анализ

Читающие мужчины (исп.)русск.. Сцена, изображённая на этой картине, может быть одним из подпольных политических собраниий, происходивших в бурные годы Либерального трёхлетия.

Начиная с 1820, когда Гойя обращается к стилю возвышенного и прекрасного, в котором и написаны Мрачные картины, у современников художника просыпается интерес к его работам. Концепция этого художественного направления была разработана Эдмундом Бёрком в его произведении Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного (1757) и оно распространилось по всей Европе во второй половине XVIII века. Распространение романтизма привело к тому, что публика стала ценить в художнике оригинальность по сравнению с другими, и такие знатоки искусства, как Фелипе де Гевара (нид.)русск., писали, что для современного общественного вкуса предпочтительны угрюмые меланхоличные произведения, полные «невообразимых страха и слёз».

Среди искусствоведов распространена точка зрения, что Мрачные картины создавались Гойей в состоянии психологического и социального давления. Одним из важнейших факторов было осознание художником упадка физической силы, что он не мог не ощущать, живя с Леокадией Вайс, женщиной, которая была намного моложе его, а также вследствие тяжёлой болезни в 1819 году, когда он находился при смерти, что нашло отражение в цветовой гамме и тематике работ.

С другой стороны, Гойя писал эти картины в 1820-х годах (о чём, впрочем нет никаких документальных подтверждений), и к этому моменту он уже оправился от своей болезни. Сатирическое изображение религиозных сцен (паломничества, процессии, инквизиция) или гражданских беспорядков (например, в Поединке на дубинах или в предполагаемом изображении собрания или заговора в Читающих мужчинах; также существует политическая интерпретация сюжета Сатурна: государство пожирает своих подданных) согласуется с политической нестабильностью в Испании после того, как военные во главе с Риего потребовали от короля соблюдения конституции 1812 г. Период 1820—1823 хронологически совпадает со сроками завершения работ. По всей видимости темы и палитра картин стали возможны в условиях отсутствия политической цензуры в период реставрации абсолютной монархии. С другой стороны, многие персонажи Мрачных картин (дуэлянты, монахи и монахини, инквизиторы) представляют старый порядок, существовавший до идеалов Великой французской революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector