Почему в ссср было гендерное равноправие, а потом его не стало

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей

Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Нужна ли феминистская партия и что мешает ее создать

Политолог, публицист Наталия Елисеева не видит необходимости в создании феминистской партии. Она считает, что многие проблемы, о которых говорят феминистки (например, харассмент), невозможно урегулировать с помощью законодательства. По ее мнению, общество сейчас гораздо больше нуждается в просветительско-образовательных проектах, проектах женского лидерства, нежели в феминистской партии. Кроме того, потенциальный электорат такой партии сам по себе ограничен, считает она: 

— Если говорить о необходимости, то зачем? Чтобы отстаивать права женщин? Женское общество неоднородно. Как таковое фем-сообщество имеет негативный окрас. Электронная аудитория неширокая, она элементарно не наберет процент. Движение радикализируется. Сторонников у таких идей немного. Как это решить? Вопрос в представителях. Они же как олицетворение этого движения зачастую ведут себя не очень правильно. Феминистки категоричны в своих позициях. Так нельзя продвигать свои идеи, определенная гибкость должна присутствовать. 

Что потенциальный электорат фемпартии в России пока ограничен, признают и сами феминистки. 

— Любым партиям, которые не выдвигают общеполитическую повестку, сложнее получить очень массовую поддержку, — говорит соосновательница РФО «ОНА» Кира Соловьёва

— Безусловно, важно включаться и в более глобальные процессы, участвовать в оппозиционных мероприятиях (потому что без изменения ситуации в стране мы никогда не достигнем наших целей), формулировать позицию не только по вопросам, касающимся феминизма напрямую. Практический опыт фемпартий даже в тех странах, где большинство населения в целом скорее поддерживает феминизм, чем нет, показывает, что достигать высокой электоральной поддержки не так просто

Наверное, есть немало феминисток, которые могли бы сотрудничать с силами, готовыми поднимать проблемы, входящие в нашу программу-минимум. В принципах объединения «ОНА» есть пункт о невозможности поддержки тех, кто представляет или защищает действующую патриархатно-авторитарную власть, а также различные фашистские, националистические, сталинистские и тому подобные идеологии.

Председательница гендерной фракции «Яблока» Галина Михалёва считает, что потребности в создании отдельной феминистской партии нет.

— Я не вижу такой необходимости, потому что вопрос равенства существует в контексте прав человека. Нужно менять режим: при авторитаризме женщины никогда не играли ведущую роль, — говорит Михалёва. В то же время она признает, что бороться нужно еще и с гендерными стереотипами у представителей власти, — на них можно воздействовать через просвещение и воспитание.

Среди зарегистрированных политических партий никто, кроме «Яблока», не продвигает вопросы гендерного равноправия и защиты меньшинств, и ресурсы партии ограничены, признает Галина Михалёва. По ее мнению, мировой и европейский опыт говорит о том, что феминистские партии не слишком успешны, но на гендерную политику воздействуют другие партии, включая консервативные. С ней согласна Наталия Шавшукова. Она считает, что нужна не столько женская или феминистская партия, сколько актуальная левая повестка и политическая сила, способная ее продвигать, как это и происходит в Европе. Серьезным препятствием для гендерного равноправия, с ее точки зрения, остаются и различные стереотипы в обществе — главным образом среди элит. 

— В окружении Путина нет женщин, кроме его дочерей, которых он даже не показывает, — говорит Наталия Шавшукова. — Практически все высшее руководство страны исповедует предельно мракобесные взгляды относительно роли женщины и пути страны в целом. И пока они там находятся, мы не можем говорить серьезно ни о какой феминистской повестке. Мы можем продвигать тему женского лидерства. Есть проблема с тем, что девочки видят себя в политике и бизнесе на вторых ролях. Вот в этом общество может помочь. Но это все, что мы можем сейчас делать. В стране, где существуют равные политические институты, кандидатов не сажают, а общество поднимается против тех, кто препятствует демократическому процессу, эмансипация происходит быстрее. У нас пока не работают политические институты, поэтому невозможно не только создать феминистскую партию, а в принципе любую независимую оппозиционную партию. Банально нет работающих механизмов. Их нужно налаживать всем вместе.

Критика

Естественно, как и феминизм, маскулизм также подвержен критике. Во-первых, оба эти течения критикуют друг друга, поскольку иногда идеи могут противоречить одна другой. Во-вторых, некоторые участники этого движения прикрываются идеями маскулистов, чтобы продвигать идеи превосходства мужчин, несостоятельности женщин и т. п.

Также много вопросов возникает и о том, какая же модель правильная: когда мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага или же привычные взаимодействия могут быть другими? Маскулисты считают, что феминистки 1960-х поменяли традиционные установки социума.

Критикуют маскулистов и за то, что некоторые из них агрессивно относятся даже к умеренным феминисткам. Иногда организации пытаются сорвать события, которые организованы женским движением. Порой это все переходит в экстремистские действия. Например, были случаи, когда члены маскулизма отправляли свои экскременты с угрозами в адрес семей и участников феминистического движения.

Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.

Феррелл Кристенсен выдвинул интересную мысль о том, что феминизм и маскулизм — это одно и то же, однако представители обоих течений пытаются показать то, что их пол угнетен больше. При этом каждый старается устранить дискриминацию. В большинстве случаев это радикальные представители, которые никогда не смогут договориться.

Мэри Ричардсон (1889 — 1961)

Вместе с Эммелин Панкхёрст Женский социально-политический союз возглавляла английская суфражистка канадского происхождения Мэри Ричардсон. 10 марта 1914 года она явилась в Лондонскую национальную галерею и несколько раз ударила ножом картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом».

«Венера с зеркалом» после нападения Мэри Ричардсон / Wikimedia

Впоследствии она заявила, что это был акт протеста против ареста Панкхёрст. Ричардсон всегда считалась одной из самых воинственных суфражисток — кроме того эпизода с картиной, она занималась поджогами, била окна в Министерстве внутренних дел, взрывала железнодорожные станции. В общей сложности ее арестовывали 9 раз, и около трех лет она отсидела в исправительных учреждениях.

Зарождение феминизма

Зарождение самой концепции этого течения возникло давно. Первым, кто начал говорить о возможности предоставления равных прав всем гендерам, — философ Платон, который жил в 5 столетии до н. э. Но его вряд ли можно назвать основоположником феминизма. Активная борьба за такие идеи и сам значок феминисток появились гораздо позже.

Первой, кто заговорил о такой проблеме, стала Мэри Уолстонкрафт. Британская писательница в 1792 году выпустила сочинение, которое так и называлось «В защиту прав женщин». Она критиковала патриархальный уклад и указывала на то, что дамы могут наравне с мужчинами обладать различными возможностями и правами. Акцент делался на получение образования, но не на дому, а в учебных заведениях.

«Первая волна»

Первая волна феминистического течения связана с суфражизмом. Это движение появилось в США и Англии. Его представительницы пытались добиться права женщин на голосование. Течение появилось в середине 19 столетия и совпало с борьбой против рабства.
Источник фото: shutterstock.com

Была собрана настоящая конференция, в рамках которой суфражистки выступали не только за предоставление избирательного права дамам. Также они отстаивали равные с представителями противоположного пола права:

  • на работе;
  • дома;
  • в церкви.

Как результат — после 1-ой волны была создана Декларация убеждений, но в Конституцию США поправки были внесены только через 70 лет.

«Вторая волна»

Началась 2-ая волна только через 100 лет и выпала на конец 1950-х, а также захватила часть 1960-х годов. Кому же нужен был новый всплеск? Кто его придумал? Вторая волна обычно связывается с Симоной де Бовуар и Бетти Фридан.

Европейские писательницы расширили лозунги феминисток. Теперь речь шла не только об избирательном праве. Если кратко и понятно говорить о новых требованиях, то они сводились к общим правам:

  • борьба с притеснениями в семье;
  • равные возможности в карьере;
  • идентичная оплата труда при выполнении одинаковых обязанностей;
  • отказ от общественного давления.

Также в рамках второй волны шла борьба с дискриминацией. Одна из основательниц второго течения написала книгу с броским названием «Второй пол», где были отмечены основные минусы гендерной разницы. Она писала о том, что контроль за женщинами начинается в семье, а потому им необходима свобода. Каждая из дам должна научиться и взять на себя ответственность за собственную судьбу.
Источник фото: shutterstock.com

Бетти Фридан издала книгу, которая называлась «Женская мистика». В ней были продолжены идеи Симоны. Писательница говорила о том, что дамы считаются второсортными гражданами. Это касается как семейной, так и социальной, культурной, экономической сторон. Она пишет, что предназначение девушек не только в браке, семье, детях и работе по дому. Фридан учредила специальную организацию в США, целью которой стало достижение равноправия.

«Третья волна»

А когда зародился 3-й этап? Третья волна приходится на 1990-е годы, чему способствовали вопросы семейного насилия, абортов, классового неравенства, домогательства на работе и дискриминации по оттенку кожи.

Считается, что ее спровоцировала Анита Хилл своим заявлением о домогательствах от Томаса Клэренса, ассистенткой которого девушка и была. Сексуальные домогательства несколько раз возникали в ее сторону. Но термин был введен не Хилл, а Ребеккой Уолкер.

Антифеминизм

Традиционно в обществе сложилось представление о мужчинах как о добытчиках, главной задачей которых является материальное обеспечение семьи. Женщину же рассматривают как часть мужчины, за которым она как за спиной. Женщина всегда и во всем должна поддерживать своего мужчину, быть хранительницей домашнего очага и матерью его детей. Поэтому женщине нет необходимости работать. По мнению «традиционных» мужчин женщина может работать, но только во имя собственного удовольствия, а не ради заработка. Хотя на практике, каждая, даже самая маленькая копеечка, заработанная женщиной, увы, идет не только на косметику, но и на семейный быт и детей.

На практике все это «традиционное» действительно выглядит иначе. Нюансов множество. Женщина-домохозяйка может испытывать давление, моральное и физическое насилие со стороны своей второй половины. А куда тут собственно денешься? Сидеть дома – это значит находиться вне общества, вне человеческой активности, вне общения, и часто вне привлекательности для собственного мужа. Каждый день вариться в одной и той же каше: дети, быт, пара-тройка сериалов, интересная книжка, интернет форумы, разговоры по телефону, в лучшем случае фитнес-клуб.

За что не любят феминисток

Направления феминизма в современном обществе многообразны, каждое из которых отличается методами, направленностью, частными целями. Некоторые из направлений отличаются друг от друга. Например, методы и убеждения либерального феминизма и радикального практически противоположны. При сравнении этих направлений иногда можно усомниться в том, что это всё проявления одного и того же движения. Именно относительно природы и проявлений радикального феминизма многие люди, даже поддерживающие необходимость равноправия мужчин и женщин, отрицательно относятся к феминизму как к движению, несмотря на его глобальные цели.

Стереотипные представления феминисток складываются в виде озлобленных на мужчин и агрессивно настроенных женщин. Ведь они только и делают, что выкрикивают нелицеприятные лозунги и участвуют в митингах. Да, такие представители феминизма тоже встречаются, однако, они не передают всю суть феминизма как движения. Общественное мнение формируется под натиском таких представителей, которых в действительности не так много. Сформировались следующие клише, которые формируют негативное отношение к феминисткам:

«Феминистки ненавидят мужчин». Многие люди заблуждаются в отношении этого высказывания, которое сформировалось из-за сложившегося мнения о том, если женщины борются за равенство с мужчинами, значит, они отрицательно настроены к самим мужчинам.
«Женщина — жертва». Такое мнение отворачивает от феминизма и самих женщин. Раз уж их принижают, значит, они выставляют свои слабости напоказ. Однако, феминистское движение не про слабости, а про улучшение положения женщин в обществе.
«Феминистки отрицают гендерные роли». Это совершенно неправильно, так как многие феминистки создают семьи, занимаются хозяйством, воспитывают детей. Феминизм в семье строится на том, что любой из партнеров может заниматься домашними делами, а другой – работать и зарабатывать

При этом неважно какую из этих двух ролей выполняет женщина, а какую – мужчина. 


Негативное отношение к феминизму вызывается искажением феминистками положений этой общественной борьбы за равенство

Чего хотят феминистки

Может ли современная женщина позволить себе быть ласковой, нежной, заботливой, всепонимающей? Может. Но интересно и то, что современная женщина может быть сильной: самостоятельно выбирать себе мужчину, а не он ее. Сегодня так часто можно встретить «умная, красивая и не замужем». А собственно зачем, если появились и совершенствуются в обществе мужские деформации: «мужчина-альфонсо», «мужчина-жигало», «мужчина-домохозяйка», «мужчина-лентяй», «мужчина-мечтатель», «мужчина-мать», находящийся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

  • быть руководителем – «мужик в юбке».
  • стать лидером и главой семьи – «домоуправительница».
  • быть экономически независимой.
  • оставаться эмоционально-сдержанной и холодной.

Так для чего тогда нужен мужчина? Видимо для того, чтобы женщина изредка могла себя чувствовать женщиной.

Правило золотой середины

Сила и слабость есть и в мужчинах и в женщинах. Согласны? Тогда каждому по потребности! Каждый ищет то, что ему не хватает. Необходимо лишь ответить на пару вопросов: Что позволительно женщине, чтобы мужчина рядом с ней чувствовал себя мужчиной? И на что способен мужчина, чтобы женщина чувствовала себя его женщиной?

P.S.: Реши задачку. Утро. По дороге на работу Вы застряли в пробке или на светофоре. Оглянитесь вокруг. Сколько женщин за рулем Вы насчитаете? Как Вы думаете для чего женщине «руль»?

Психолог Масленникова Вера Анатольевна

Статью прочитали 2 081 чел.

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие. 
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.


Феминизм охватывает большой спектр проблем, которые порождают дискриминацию женщин в обществе

  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью. 
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

Елена Боннэр

Советская общественная деятельница, диссидентка, правозащитница

Михаил Метцель / Fotodom.ru (слева)

Уже в институте была исключена из-за высказывания по поводу «Дела врачей» в СССР. Ездила на многочисленные процессы над диссидентами, со своим супругом, академиком Сахаровым, находилась под постоянным надзором КГБ, была осуждена за «клевету на государственный строй». За правозащитную деятельность подвергалась постоянным угрозам, обыскам и задержаниям.

Уже в России принимала участие в организации «Мемориал», первой подписала обращение российской оппозиции к гражданам.

Марксистский феминизм

В основе идеологии марксистского феминизма лежат работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он рассматривает угнетение женщин как частный случай капиталистического и классового угнетения и считает мужчин господствующим классом, который эксплуатирует женщин. Угнетение женщин идеология марксистского феминизма связывает с институтами частной собственности, а освобождение женщин считает частью классовой борьбы пролетариата.

Самый важный механизм мужского господства — контроль над женской сексуальностью («Сексуальность для феминизма то же самое, что труд для марксизма», — считает феминистка Кэтрин Маккиннон). Большой вклад в развитие идеологии марксистского феминизма внесла Россия — во многом благодаря деятельности Александры Коллонтай. В 1960–1970-е годы теоретики марксистского феминизма подняли важную проблему бесплатного домашнего женского труда.

К марксистскому феминизму близок социалистический феминизм. Он выдвигает идею двойного угнетения женщин — структурами патриархата и капитализма. Саму систему подавления женщин в социалистическом феминизме называют «капиталистическим патриархатом».

Нужен ли в России феминизм?

Итак, моя позиция в вопросе “Нужен ли в России феминизм?” такова, что феминизм в России не нужен абсолютно. Но обо всём по порядку. Я написал несколько крупных статей, в которых затронул наиболее важные вопросы: Критика феминизма, Ответы на основные аргументы феминисток, Второй разбор аргументов феминисток, а также некоторые другие, но вдруг понял, что не написал на ещё одну ключевую тему – нужен ли в России феминизм. Точнее, все эти статьи, по сути, отвечают на этот вопрос, но не совсем. В этой публикации я объясню это более понятным языком и изложу дополнительную информацию, которой не касался в них.

В тех статьях я объяснил важные проблемы феминизма, а также раскритиковал его, показав, что идея феминизма не несёт в себе смысла. Более того, я не думаю, что движение, основанное на защите прав какой-либо группы не может дать самодостаточную идею. А если учитывать, что современный феминизм это скорее о нападении, а не о защите (хотя и старый тоже, но не суть), то тем более. Одна из главных причин почему феминизм не нужен – то, что полноценной идеей он быть не может и подходит скорее под небольшую часть какой-либо идеи. Скажем, в той же статье Критика феминизма я писал о том, что национализм вполне подходит под решение хотя бы части проблем, о которых говорят феминистки.

Другим важным аргументом является то, что женщины и мужчины равны с юридической точки зрения. Вернее, женщины имеют даже в какой-то степени больше преимуществ перед мужчинами, но об этом в пункте “Привилегии женщин в РФ”. Вся эта чушь о низких зарплатах не обоснована, о чём я ранее писал в разборах. Также движение феминисток держит в своих рядах уж слишком большой процент всевозможных ненавистниц мужчин и других радикально настроенных сторонников, чья радикальность попросту не оправдана. Я уже писал о некоторых подобных ситуациях, вот некоторые из них: Феминистка развернула кампанию по увольнению мужчины, Феминистка опубликовала в Instagram расчленение хомяка, Феминистки затравили девушку из-за видео про феминизм, Феминистки зарабатывают на создании видео для взрослых.

Женщины в политике: нет препятствий, нет феминизма

И Кира Соловьёва, и Татьяна Сухарева убеждены, что существующие политические партии не способны представлять интересы феминисток, так как они понимают «женский вопрос» слишком узко, в контексте семейной политики. Кроме того, эти партии возглавляют мужчины. 

— Отдельные политики на разных уровнях поддерживают феминистские ценности и обращают внимание на проблемы, которые нас волнуют, но они обычно включают это в более широкий диапазон тем, которыми занимаются, и я не вижу значительного объема системной работы в этом направлении, — говорит Кира Соловьёва. 

Татьяна Сухарева не видит в сотрудничестве смысла еще и потому, что внутри самих партий имеет место сексизм и харассмент, — так что сейчас российские феминистки практически полностью лишены голоса в публичной политике. Их интересы не продвигают даже сами женщины. 

Политолог Наталия Шавшукова считает:

При этом, по словам политологов, формальных препятствий для того, чтобы женщины шли в политику, не так уж много. 

— В последнее время больше женщин стали идти в политику, — говорит Галина Михалёва. — Это пока количественный прирост, который виден, хотя и не очень сильно. Если не брать партию, стало больше женщин-лидеров. Те же Юлия Галямина, Любовь Соболь. Но и в нашей партии женщин довольно много, которые занимают руководящие должности. У избирателя изменилась позиция по поводу женщин-политиков. Они готовы выбрать женщину, если у нее есть серьезные намерения, ее знают в районе или в регионе. 

Политик Алёна Попова и директор центра «Насилию. Нет» Анна Ривина. Фото из группы Moscow FemFest в Facebook

Опросы общественного мнения говорят о том, что к женщинам в политике россияне относятся довольно благосклонно. Согласно данным ВЦИОМ, на сентябрь 2019 года более 80% опрошенных считали, что женщины должны принимать участие в политике наравне с мужчинами. Но вот идеи феминизма они воспринимать, судя по всему, не готовы. Притом что большинство считает необходимым стремление к равным правам и обязанностям у мужчин и женщин, феминизм не поддерживает более половины опрошенных.

— У нас избиратель никогда не готов голосовать, — считает правозащитница, феминистка Татьяна Сухарева. — Нужно работать с женщинами. Начинать с вопросов, которые близки каждой: домашнее насилие, право на аборт. Да, это неприятный вопрос. Да, конечно, нам будут противостоять мужчины, церковь, консервативно настроенные женщины. Но на то она и борьба.

Кто и зачем пытается создать феминистскую партию

В странах Европы феминистские партии существуют последние 10–15 лет. У некоторых уже есть опыт, хотя и довольно скромный, участия в выборах. Например, представительница шведской партии Feminist Initiative в 2014 году прошла в Европарламент, в 2017 году одно место в городском совете Хельсинки получила представительница партии Feministinen puolue. 

Лидер партии «Феминистская инициатива» Фарида аль-Абани. Фото:

В современной России есть как минимум две независимые друг от друга гражданские инициативы по созданию феминистской политической партии. Первую выдвинули участницы «Школы феминизма» на встрече в 2012 году. Одной из ее участниц была феминистка, президент АНО «Центр правовой помощи и просвещения» Татьяна Сухарева. В Facebook она ведет тематическое сообщество «Феминистская партия России», продвигающее эту идею, но многие организационные вопросы, например создание сети региональных отделений, пока поставлены на паузу. В том числе из-за пандемии, рассказала она. 

— Потребность в создании фемпартии никуда не уходила и существовала задолго до 2012 года. Женщины — это половина населения. Их дискриминируют, бьют, насилуют… Россия в этом плане хуже Нигерии, — считает Татьяна Сухарева. — Сейчас интересы женщин на политической арене никто не представляет. Но надо понимать, что партия — это довольно дорогостоящий проект. Чтобы она могла реально защищать гражданок, нужны ресурсы. Сейчас мы ищем потенциальных спонсоров и разрабатываем манифест. 

Параллельно над созданием партии работают активистки российского феминистского объединения «ОНА». Они создали базу данных потенциальных участниц будущей партии, и, как только наберется 500 человек из половины регионов России, начнется следующий этап — регистрация. 

— Считаю, что для преодоления сексизма и угнетения женщин в России нам необходимо построить сильное общенациональное движение, — говорит участница РФО «ОНА», соосновательница организации Кира Соловьёва

— При этом важно, чтобы такое движение было организованным и ставило перед собой именно политические цели, а не только социальные или культурные. Работа в этом направлении необходима для того, чтобы феминизм стал независимой политической силой, которая бы смогла добиваться реализации своих требований,

Политическая программа-минимум у РФО «ОНА» уже составлена. Она включает принятие закона о гендерном равенстве, противодействии домашнему насилию, сексуальным домогательствам и торговле людьми, отмену законодательных норм, прямо или косвенно нарушающих права ЛГБТ-людей, создание института уполномоченных по правам женщин, увеличение социальной поддержки матерям, гарантию права на безопасный аборт, обязательных квот для женщин в политических и общественных организациях и так далее. 

Участница феминистской акции в Ижевске. Фото Любови Ксешинской

По словам Киры Соловьёвой, у инициативы по созданию феминистской партии сейчас статус одного из возможных проектов РФО «ОНА». Такая цель не прописана в уставе объединения, и в целом с ее реализацией пока не торопятся. 

— Думаю, почва для создания движения или партии сейчас более благодатная, чем пять-шесть лет назад, запрос становится все более осязаемым, однако, мне кажется, в самом ближайшем будущем говорить о полноценном воплощении такой задумки еще проблематично. Нужна критическая масса и более массовое принятие такой стратегии, — признает Соловьёва. 

Татьяна Сухарева видит другие препятствия на пути к созданию фемпартии — это, прежде всего, специфика самого российского общества и выборов: 

— Женщины обладают меньшими финансовыми ресурсами. Нам не дают продвигаться по службе. Уголовный прессинг в отношении женщин более жесткий. С ними обращаются как с мусором. Идет игра в одни ворота. 

Олимпия де Гуж (1748 — 1793)

Французская писательница Олимпия де Гуж еще в далеком 1791 году опубликовала книгу «Декларация прав женщины и гражданки», призвав правительство узаконить равноправие. Декларация была отклонена Национальным конвентом (1791), но, несмотря на это, борьбе за права женщин де Гуж посвятила всю оставшуюся жизнь. Она одной из первых призывала к установлению права на развод, а также к отмене церковного брака с его заменой гражданским контрактом. Писательница выступала также за права незаконнорожденных детей, за создание родильных домов и ночлежек для бездомных.

Олимпия де Гуж / Wikimeda

Маскулисты в России

Сегодня в России есть организации, которые провозглашают своей целью «борьбу за права мужчин». Одна из них — это «Мужское Движение», сайт и паблик «ВКонтакте», где и публикуются материалы объединения. Группа появилась в 2012 году, и сейчас на неё подписано почти тридцать восемь тысяч человек. На главной странице можно найти «миссию» этой организации: цели «Мужского Движения» — это «освещение аспектов дискриминации мужчин» и «разоблачение феминизма и лжепринципа „гендерного равенства“ как вредоносной и опасной идеологии». Вообще противостоянию с феминистками на сайте уделяется много внимания. В разделе «Феминизм» женское освободительное движение описывают, как «шовинистическую, сексистскую идеологию полового расизма». Феминизм, по мнению авторов сайта, рассматривает мужчину как «неполноценное, ущербное существо». Кроме того, они считают, что феминизм «насаждается во всемирном масштабе с помощью международных организаций, частных фондов и бюрократическим аппаратом матриархальных государств».

Среди примеров дискриминации мужчин «Мужское Движение» как один из основных приводит обязательную службу в армии. По закону женщины не обязаны служить — а значит, впору, по мнению сторонников движения, говорить о мужской дискриминации. Ещё один пример — это разный возраст выхода на пенсию и разница в продолжительности жизни, из-за которой мужчины якобы «фактически не имеют прав на пенсию». Наконец, маскулистов «Мужского Движения» занимает тот факт, что в большинстве случаев из-за развода родителей дети остаются с матерями — мужчины в таком случае должны платить алименты, а контролировать расход этих денег они якобы тоже не могут. «Алименты разваливают институт семьи и потому должны быть отменены безвозвратно!» — пишет на сайте пользователь с ником bai. Связаться с представителями движения Wonderzine не удалось.

Ещё одно маскулистское объединение в России называется «Эгалитарное мужское движение». Создатели «ЭМД» описывают его как «международное сообщество людей, главной целью которого является просвещение и системная помощь в выживании мужчинам в крайне враждебном и опасном для них современном мире». При этом они считают, что «глобальная дискриминация мужчин» — это причина «демографической катастрофы, ранней мужской сверхсмертности, краха института семьи» и «бесчисленных несчастий миллионов людей в личной жизни». В программе организации, кроме стандартных требований пенсионного равенства и отмены обязательного призыва в армию, — ликвидация всех «гендерных отсылок в законодательстве» и «приравнивание радикального феминизма, призывающего ненавидеть мужчин, к экстремизму».

Идеи феминизма

На протяжении столетий цели и методы феминизма менялись. Но у всех направлений можно найти общие идеи:

  • Общество не имеет права определять внешний вид (сексуальная оценка) и социальный статус (материнство, домоводство) женщин.
  • Любое насилие и сексуальные домогательство женщин должно наказываться по закону.
  • Женщина имеет право на активную политическую жизни.
  • В приоритете уничтожение репродуктивного насилия. Каждая женщина вправе сама выбирать контрацепцию, решать вопросы аборта и родов. То же касается и брака: права мужа и жены равны.
  • Доступ к достойной оплате труда, высшему образованию на уровне мужчин.
  • Борьба с традиционными стереотипами, которые утверждают, что женщина обязана заводить семью, рожать, ухаживать за домом в ущерб своей карьере.

Радикальный феминизм

Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.

Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.

Заключение

Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что сексизм в России — актуальная проблема, с которой столкнулось более 90% респондентов. Опрошенные признают неравность возможностей мужчин и женщин в российском обществе, наличие разных родов насилия. В силу того, что 88% респондентов — женщины, а 70,9% опрошенных сталкивались с домогательствами, то большая часть женщин признаёт наличие проблемы сексуальных домогательств в обществе. Значительная часть респондентов сталкивалась с домашним насилием и не считает его нормой, поддерживая инициативу принятия закона о домашнем насилии.

Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.

Источник первых 3-х изображений: Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector