Так в чём же секрет гениальных скрипок страдивари?
Содержание:
- Страдивари в России
- Секрет создания скрипок Страдивари
- На пике мастерства
- «Продать невозможно, но похищать продолжают»
- Сравнение качества звука
- Биография
- Теории и попытки воспроизведения
- В чём секрет скрипок Страдивари?
- Бухгалтерия гармонии
- Инструменты Линзи Стоппард
- Интересные факты
- Скрипки Страдивари Давида Ойстраха
- Ловля карася
- Строительство
- 3.
Страдивари в России
За свою долгую жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых, в послужном списке маэстро были также арфы и две гитары. Нередко инструменты изготавливались по заказу королевских домов Европы. Многие творения Страдивари находятся и сейчас в богатых частных коллекциях.
Но любая старинная скрипка должна играть, а не лежать под стеклом. Если ее не берут в руки, она «заболевает» – теряет звучность. Так, победители Московского конкурса скрипачей имени Паганини получают право играть на легендарной скрипке Страдивари (№55 из Российской Государственной Коллекции уникальных инструментов). Считается, что эта скрипка (на картинке справа) принадлежала знаменитому виртуозу XIX века Генрику Венявскому – поэтому именно её в 1982 году предложили «абонировать» Вадиму Репину во время его поездки в Познань (Польша) на международный конкурс им. Венявского, где одиннадцатилетний скрипач завоевал высшую награду. В XX веке на скрипке «Венявский» играли и другие известные музыканты – Дмитрий Цыганов, Самуил Фурер, Михаил Фихтенгольц, Юлиан Ситковецкий, Виктор Третьяков, Олег Каган, Григорий Жислин, Виктория Муллова и другие. Учитывая, что стоимость уникальных инструментов колеблется от пятидесяти тысяч до нескольких миллионов долларов, получить «в аренду» редкую скрипку может только выдающийся исполнитель. При этом инструмент должен быть обязательно застрахован на астрономическую сумму, дома музыкант обязан хранить инструмент в стальном сейфе, а вне дома всегда быть рядом с ним и на концерте не смущаться от присутствия охраны
Такие меры предосторожности – далеко не лишние: похищения бесценных инструментов происходят довольно часто, ведь именно на продаже скрипки Страдивари был установлен мировой рекорд стоимости музыкального инструмента – это произошло в Лондоне в 1998 году (1 миллион 526 тысяч долларов), и с тех пор инструменты кремонского гения отнюдь не упали в цене
А вот «подменить» скрипку (скажем, взять Страдивари, а вернуть хорошую копию Вийома) совершенно нереально. Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Евгений Зяблов утверждает, что такие инструменты известны десяткам экспертов, не говоря уже о том, что любой выдающийся музыкант «услышит» подмену: смычок в руках виртуоза – метод не менее точный, чем химическая экспертиза.
Впрочем, проблема подлинности скрипичных шедевров существует, но связана она отнюдь не с подменами. Споры о том, сколько сохранилось настоящих скрипок Страдивари, не утихают до сих пор – ведь в мире насчитывается около трех тысяч подделок.
В нашей стране находится, по разным данным, около 10 подлинных инструментов Антонио Страдивари, из которых шесть – в московской Государственной Коллекции, остальные – в руках частных владельцев.
Секрет создания скрипок Страдивари
Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме «f» отверстий на верхней деке.
Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.
На пике мастерства
Самые лучшие музыкальные инструменты были созданы А. Страдивари в период с 1690 по 1725 г. Они были высочайшего концертного качества. Наилучшая скрипка Страдивари, а также и другие инструменты, датированы 1715 годом.
Расцвет его мастерства произошёл после того, как он пережил потерю семьи. После такой ужасной трагедии он впал в отчаянье и не мог работать. Снова продолжить творить ему помог один из учеников. Он однажды пришёл к А. Страдивари, зарыдал и сказал, что его родители умерли, и он не сможет продолжать учиться изготовлению скрипок, так как вынужден теперь зарабатывать на жизнь. Мастеру стало жаль мальчика, и он оставил его в своём доме, а по прошествии нескольких лет усыновил. Отцовство воодушевило его и у него возникло желание — создать свой уникальный инструмент, не копии творений своего великого учителя, а что-то необыкновенное, чего до него никто не делал.
«Продать невозможно, но похищать продолжают»
Несколько лет назад одна из скрипок Страдивари была продана на аукционе за рекордную сумму в 15 миллионов 890 тысяч долларов. Инструменты итальянского мастера продолжают красть, хотя продать их практически невозможно.
Скрипки Страдивари сегодня все наперечет, и появляющиеся время от времени сенсационные сообщения о вновь найденной работе великого мастера на поверку оказываются фальшивкой. Как и любой знаменитый бренд, скрипки Страдиварии начали подделывать сразу после смерти мастера. В XIX веке в Германии работала целая фабрика по изготовлению копий Страдивари.
В России хранится несколько скрипок знаменитого мастера. Часть из них в музеях, некоторые – в частных коллекциях. И все они охраняются как национальное достояние. Изредка их доверяют знаменитым музыкантам, чтобы люди могли услышать неповторимый звук инструментов великого мастера.
«Наша страна обладает колоссальными сокровищами, в том числе в виде коллекций инструментов, – говорит Владимир Фортунатов. – Такая коллекция инструментов есть в Москве, есть и в Петербурге, и это наше достояние, это сокровища, которыми мы дорожим. И думаю, что нужно совсем ничего не понимать, чтобы попробовать покуситься на это. Потому что наши следователи считают своим долгом вернуть сокровища, которые принадлежат народу, нации, государству, – любыми способами, не жалея для этого никаких усилий, выделяя для этого самых лучших, самых опытных людей. Нужно быть полным идиотом, чтобы вляпаться в такую историю».
«Люди как скрипки: когда рвется последняя струна, становишься деревом». Кармен Сильва, королева Румынии, писательница.
Посмотреть выпуск передачи «Секретные материалы» от 16 января можно также на нашем YouTube-канале.
Сравнение качества звука
Прежде всего, эти инструменты известны качеством звука, который они производят. Однако многочисленные слепые эксперименты с 1817 года по настоящее время (по состоянию на 2014 год) так и не обнаружили никакой разницы в звучании между скрипками Страдивари и высококачественными скрипками в сопоставимом стиле других мастеров и эпох, а также акустического анализа. В особенно известном тесте в программе BBC Radio 3 в 1977 году скрипачи Исаак Стерн и Пинхас Цукерман и скрипичный эксперт и дилер Чарльз Беар пытались различить «Чакону» Страдивари, Гварнери дель Джезу 1739 года, Вильом 1846 года и Британская скрипка 1976 года, которую играет за ширмой профессиональный солист. Двум скрипачам разрешили сначала сыграть на всех инструментах. Никто из слушателей не назвал более двух из четырех инструментов. Двое слушателей определили скрипку 20-го века как Страдивари. Скрипачи и другие критикуют эти тесты по разным причинам, например за то, что они не являются (в большинстве случаев), судьи часто не являются экспертами, а звуки скрипок трудно оценить объективно и воспроизводимо.
На тесте в 2009 году британский скрипач Мэтью Траслер сыграл на своем 1711 Страдивари, который, как говорят, стоит два миллиона долларов США, и на четырех современных скрипках, сделанных швейцарским скрипичным мастером Майклом Ронхаймером . Одна из скрипок Ронхаймера, сделанная из дерева, которое исследователь Empa (Швейцарская федеральная лаборатория материаловедения и технологий) Фрэнсис Шварц обработал грибками, получила 90 из 180 голосов за лучший тон, а скрипка Страдивари заняла второе место с 39 голосами. Большинство (113) слушателей ошибочно идентифицировали скрипку-победитель как скрипку Страдивари. Анализ обработанной древесины показал снижение плотности, сопровождающееся относительно небольшим изменением скорости звука. Согласно этому анализу, обработка улучшает коэффициент звукового излучения до уровня древесины в холодном климате, которая, как считается, имеет лучший резонанс.
В двойном слепом тесте 2012 года, опубликованном в исследовании « Предпочтения игроков среди новых и старых скрипок », опытные игроки не могли отличить старые инструменты от новых, играя на них в течение короткого времени в маленькой комнате. В дополнительном тесте, проведенном в концертном зале, одна из скрипок Страдивари заняла первое место, но один из участников заявил, что «аудитория в концертном зале по существу сомневалась в том, какие инструменты были лучше в каждом из парных сравнений инструментов. «и» Я мог сказать небольшие различия в инструментах … но в целом они все были великолепны. Ни один из них не звучал существенно слабее, чем другие «Современные скрипки были оценены как обладающие лучшими звуковыми качествами, и в исследовании снова им отдали предпочтение. 2017 г.
Хотя многие солисты мирового уровня играют на скрипках Антонио Страдивари, бывают заметные исключения. Например, Кристиан Тецлафф раньше играл на «довольно известном Страде», но перешел на скрипку, сделанную в 2002 году Штефаном-Петером Грайнером . Он заявляет, что слушатель не может сказать, что его инструмент современный, и считает его превосходным для Баха и лучше, чем Страдивари для «больших романтических концертов и концертов 20-го века ».
Биография
Происхождение
Антонио Страдивари родился в Кремоне — как считается, в 1644 году, хотя точная дата не зарегистрирована. Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari) и Анна Морони (итал. Anna Moroni). Полагают, что с 1657 по 1667 год он служил бесплатным учеником у Николо Амати, то есть выполнял черновую работу.
Изготовление инструментов
1 июля 1667 года Страдивари женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.
Скрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца
Первую скрипку, выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать, и, чем ближе к 1690 году, тем его инструменты становятся крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году, и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлинённые скрипки (allonge), у которых клён уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано меняется на меццо-сопрано. В 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 года в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто ещё не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода: с 1704 по 1717 года, когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная, и нижние деки чаще всего выполнены из одного куска, и второй период с 1717 года, когда для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».
В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырём доминиканцев в Кремоне. В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также подвал и антресоли. Кроме того, на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон — с южной и западной, которая называлась кремонцами «seccador» (сушильня): именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто работал там в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провёл остаток своей жизни. Дом сохранялся до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединён с рестораном, а в мастерской Страдивари хозяин ресторана расположил бильярдную.
По воспоминаниям современников, мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак, шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат, как Страдивари».
20 мая 1698 года умерла жена Страдивари, похороны носили пышный характер, мастер потратил крупную для того времени сумму в 182 лиры. 24 августа 1699 года Страдивари женился вторично. От первого и второго брака у мастера было 11 детей. Только двое, Франческо и Омобоно, занимались искусством отца, но смогли лишь в незначительной мере приблизиться к уровню его мастерства.
У Страдивари было только три ученика: это два его сына — Франческо и Омобоно — и Карло Бергонци.
Кроме скрипок, Страдивари также изготавливал гитары, альты, виолончели и даже одну арфу — по различным каталогам число его работ достигает 1150 единиц.
Антонио Страдивари умер в возрасте 93 лет.
Теории и попытки воспроизведения
Некоторые утверждают, что самые лучшие Страдивари обладают уникальными преимуществами. Были предприняты различные попытки объяснить эти предполагаемые качества, большинство результатов были безуспешными или неубедительными. На протяжении веков были представлены и опровергнуты многочисленные теории, в том числе утверждение о том, что древесина была спасена из старых соборов.
Более современная теория объясняет рост деревьев во время глобальных низких температур во время Малого ледникового периода, связанного с необычно низкой солнечной активностью минимума Маундера , примерно с 1645 по 1750 год, во время которого более низкие температуры по всей Европе, как полагают, вызвали низкорослость и замедление роста деревьев. рост, в результате чего получается необычно плотная древесина. Дальнейшие доказательства этой «теории малого ледникового периода» получены из простого исследования плотных годичных колец в древесине, используемой в инструментах Страдивари. Два исследователя — ученый из Университета Теннесси, занимающийся кольцами деревьев, Анри Гриссино-Майер и Ллойд Беркл, климатолог из Колумбийского университета — опубликовали свои выводы, подтверждающие теорию повышенной плотности древесины, в журнале Dendrochronologia .
В 2008 году исследователи из Медицинского центра Лейденского университета в Нидерландах заявили о дополнительных доказательствах того, что плотность древесины является причиной заявленного высокого качества этих инструментов. Изучив скрипки с помощью рентгеновских лучей , исследователи обнаружили, что все эти скрипки имеют чрезвычайно стабильную плотность с относительно низкими вариациями в видимых моделях роста деревьев, из которых получилась эта древесина.
Еще одно возможное объяснение заключается в том, что древесина была получена из лесов северной Хорватии . Древесина этого клена известна своей чрезвычайной плотностью из-за медленного роста, вызванного суровыми хорватскими зимами. Хорватское дерево продавалось венецианскими купцами того времени и до сих пор используется местными мастерами и мастерами для изготовления музыкальных инструментов.
Некоторые исследования указывают на то, что консерванты для древесины, используемые в то время, способствовали резонансным качествам. Джозеф Надьвари говорит, что он всегда считал, что существует широкий спектр химических веществ, которые улучшат звук скрипки. В исследовании 2009 года, проведенном в соавторстве с Ренальдом Гиллеметтом и Клиффордом Шпигельманом, Надьвари получил стружку от скрипки Страдивари и исследовал их, и анализ показал, что они содержат « бура , фториды , соли хрома и железа». Он также обнаружил, что древесина немного разложилась до такой степени, что сгнили фильтрующие пластины в порах между составляющими древесину трахеидами , возможно, когда древесина хранилась в или под водой в Венецианской лагуне до того, как Страдивари использовал ее.
Стивен Сирр, радиолог, работал с исследователями, чтобы выполнить компьютерную томографию Страдивари, известного как « Беттс ». Данные о разной плотности использованной древесины затем были использованы для создания инструмента для воспроизведения.
В чём секрет скрипок Страдивари?
Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.
Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.
Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?
Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.
Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.
Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.
В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.
Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».
Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…
Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.
ИсточникПо материалам
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Бухгалтерия гармонии
В новое время вроде бы вплотную подошли к созданию научной теории скрипки, в том числе в нашей стране. В тридцатые годы XX века Н. Н. Андреев, тогда профессор, а затем академик, обосновал формулу для выбора резонансной древесины, в числителе которой – скорость распространения звука в дереве, а в знаменателе – плотность дерева. Затем А. В. Римский-Корсаков (внук композитора) дополнил ее величиной, учитывающей скорость затухания колебаний. Под натиском науки предрассудки вроде бы отступили – ученые сочли, что швейцарская ель ничуть не лучше всякой другой, была бы качественной.
Исследования продолжались, материал ведь известен – дерево, а в разных направлениях древесина сжимается неодинаково. Вдоль доски звук бежит быстрее, чем поперек. Следовательно, оптимального режима колебаний резонатора можно добиться, точно сосчитав соотношение «продольной» и «поперечной» скоростей звука. Чего проще! Однако до сих пор вычислить это соотношение так и не удалось, хотя бьются над этим не одно десятилетие. И дело не только в том, что скрипка состоит из сорока частей, выточенных из разных пород (не говоря уж о лаке). Очень сложна ее форма, ее выгнутый, сводчатый корпус. Звучит-то не столько дерево, сколько резонирующий воздух. Друг к другу словно пригнаны его бесчисленные столбики – разной длины, толщины, открытые, закрытые…
(И все же благодаря этой, пусть приблизительной, теории неотечественная промышленность выпускает скрипки вполне приличного качества. Либеральней стали и требования к струнам. У нынешних скрипок первая струна, ми второй октавы, – стальная. Вторая струна – тоже стальная, но с навивкой тонкой проволоки из серебра или алюминия для того, чтобы увеличить массу на единицу длины, не увеличивая жесткости. Третья и четвертая – из нейлона или, как и встарь, из кишок, но тоже с навивкой).
Инструменты Линзи Стоппард
8-ое место занимают 2 дизайнерские скрипки – черная и белая, – выполненные из золота, инкрустированные россыпью драгоценных камней и тысячами кристаллов Сваровски.
Бэн Ли, участник скрипичного рок-дуэта «FUSE», заказал у знаменитого в ювелирных кругах Тео Феннелли золотые скрипки для себя и своей напарницы Линзи Стоппард. Работа над этим заказом длилась довольно долго ‒ аж 9 месяцев.
Особенность скрипок в том, что каждая деталь для них разрабатывалась индивидуально и, будучи золотыми, они должны были не уступать по звучанию инструментам, изготовленным традиционно.
Всегда существовали истинные ценители искусства, которые готовы заплатить немалые, а очень часто просто огромные деньги не только для своего удовольствия. Меценаты и филантропы предоставляют возможность насладится звучанием шедевров, созданных столетия назад, широкой общественности.
Интересные факты
В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:
- Познакомился Страдивари с Николо Амати когда Антонио, будучи простым столяром, работал в одной из непримечательных мастерских, он был совсем юн. Николо принимает решение взять мальчика к себе в подмастерья, не до конца осознавая, с каким талантом столкнула его судьба.
- Согласно одной из легенд, чтобы создать идеальный инструмент, Амати использовал внутренние органы ягнят. Каждое утро он отправлял Страдивари в мясную лавку с тайной запиской, в обмен на которую Антонио получал внутренности животных, их возраст начинался строго с 3 месяцев. Лишь спустя длительное время Страдивари осознал, что это и есть секретный ингредиент, благодаря которому звучание скрипок становилось мощным, чистым и невероятно красочным. Но сам Антонио никогда не прибегал к таким мерам, и когда у него спросили, в чем же секрет его волшебных скрипок, он сообщал, что использует собственноручно изготовленное покрытие из крыльев и лапок насекомых, которых он находит на полу своей мастерской. Страдивари не спешил расставаться со своими тайнами, он хотел быть единственным в своем роде.
- У Антонио был великолепный слух, который позволял ему улавливать даже едва слышную фальшь. Поэтому если он замечал какое-то несовершенство в инструменте, то вновь принимался за работу и старался довести ее до конца.
- Мастер был трудолюбивым, и именно это качество позднее распространило о нем славу далеко за пределы родной Кремоны.
- Одним из первых нововведений Страдивари был удлиненный корпус инструмента, который позволял ему звучать сильнее, насыщеннее и пронзительнее. Такое новшество Антонио стал использовать, когда постепенно отошел от влияния Николо.
- В сфере создания музыкальных инструментов Страдивари заслуженно получил звание новатора и революционера, потому что он преобразил не только внешний вид скрипок, но и начал создавать виолончели по совершенно новым законам. Антонио сделал этот инструмент легче, уменьшил габариты и улучшил частоту звучания.
- Из-за того, что скрипки Страдивари представляли собой огромную материальную ценность, на них часто покушались воры. В 1936 году скрипка «Гибсон» была украдена прямо из гримерки музыканта Бронислава Губермана, практически сразу после того, как он выступил на сцене. Любопытно, что грабитель так и не продал инструмент, а старательно хранил его более 50 лет, до тех пор, пока не осознал, что вскоре умрет от смертельного заболевания. Тогда вор завещал своей жене хранить скрипку, но и так и не рассказал, в чем заключалась ее истинная ценность. Только спустя 4 года женщина поняла, какой уникальной вещицей обладает, и решает вернуть пропажу за символическое вознаграждение. За инструмент она получила 263 тысячи долларов, а в настоящее время обладателем «Гибсона» является эксцентричный музыкант Джошуа Беллу.
И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:
В небольшом итальянском городке Кремона на центральной улице жило несколько великих скрипичных мастеров. Первым боевые действия начала семья Амати, повесившая большую вывеску над своей мастерской «Лучшие скрипки в Италии». В ответ на это семья Гварнери тоже украсила свой магазин – «Лучшие скрипки в мире» Мастерская Антонио Страдивари, который раньше служил бесплатным учеником у Николо Амати, находилась в самом конце улицы и Страдивари повесил на ней скромную вывеску «Лучшие скрипки на этой улице».
Скрипки Страдивари Давида Ойстраха
В квартире музыканта находились также скрипки Страдивари и альт Вильом. Скрипок Страдивари у Давида Ойстраха было несколько: одну ему передали в пользование из госколлекции, скрипку “Марсик” он купил сам.
Давид Ойстрах меняет струны на скрипке Страдивари “Марсик”
Ещё одну скрипку Страдивари подарила Давиду Ойстраху всё та же королева Бельгии Елизавета, — это была миниатюрная скрипка, на которой Ойстрах сыграл всего два раза – она была мала для мужских рук. Музыкальных инструментов воры не взяли, так как не знали, что это и есть тот самый “миллион”, который они собирались украсть (страховая стоимость только миниатюрной скрипки Страдивари составила миллион долларов, когда она была передана вдовой Давида Ойстраха в дар Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И.Глинки). По словам Аркадия Вайнера, один из воров сказал, что незачем эти скрипки тащить, так как в любом музыкальном магазине их можно купить по десять рублей за штуку. Кроме скрипок Страдивари и альта Вильом воры оставили без внимания коллекцию из 29 пластинок из чистого золота, выпущенных специально для Давида Ойстраха: на пластинках сверху было темное напыление, и воры не догадались, что они могут быть из золота (якобы, они взяли только одну пластинку, которая была без темного напыления).
Своё расследование ограбления квартиры Давида Ойстраха провели и братья Вайнеры: по его мотивам написан роман “Визит к Минотавру”. По сюжету братьев Вайнеров в квартире музыканта Льва Полякова (прототип — Давид Ойстрах) орудовал более просвещённый вор, который украл у музыканта именно скрипку Страдивари. Книга братьев Вайнеров была опубликована в 1972 году, экранизирована в 1987 году. В фильме “снималась” та самая миниатюрная скрипка Страдивари, подаренная Давиду Ойстраху королевой Елизаветой и переданная в дар музею им. М.И.Глинки.
Кадры из фильма «Визит к Минотавру»: следователь-Шакуров открывает футляр с миниатюрной скрипкой Страдивари: фрагмент скрипки Страдивари и табличка:
Сила искусства велика, а особенно сильное впечатление оно производит на чувствительные натуры с тонкой душевной организацией: не меньшее впечатление, чем фильм “Как украсть миллион” произвёл на Бориса Никонова, произвёл “Визит к Минотавру” на двух воров, решивших после просмотра фильма украсть скрипку Страдивари из музея. В 1996 году в музее им. М.И.Глинки была совершена кража со взломом – украли скрипку. Поиски взломщиков заняли полтора года, скрипку Страдивари нашли и вернули в музей им. М.И.Глинки, где она находится и сегодня.
Ловля карася
Процедура экспертизы скрипки именуется среди музыкантов «ловлей карася»: собирается маститая комиссия, за ширмой лучшие скрипачи играют одно и то же произведение на разных инструментах. Среди них один – эталонный, работы старого мастера. Задача комиссии – угадать старый инструмент, сравнить его со звучанием конкурсных скрипок и вынести авторитетный приговор («угадать старинный инструмент» и есть «поймать карася»). Выражение это пошло от самого первого такого конкурса, где эталонной была скрипка Страдивари «Карась».
Беда в том, что, скажем, в начале прослушивания члены комиссии свежи и бодры, к концу – весьма утомлены проигрыванием одного и того же отрывка. К тому же кто-то вкусно позавтракал (и потому благодушен), а кто-то не выспался. И еще: действительно, члены комиссии не знают, какой инструмент звучит в данный момент – но музыкант-то, играющий на нем, знает это прекрасно! И, по причинам вполне понятным, относится к Страдивари несколько иначе, нежели к новенькому творению пока безымянных современников. Поэтому и тут возникают проблемы – уже психологические.
Пока можно лишь предположить, что рано или поздно формула «идеальной скрипки» будет найдена. Во всяком случае, в энтузиастах недостатка не ощущается.
Строительство
Страдивари создавал свои инструменты, используя внутреннюю форму, в отличие от французских переписчиков, таких как Вийом , которые использовали внешнюю форму. По количеству форм на протяжении всей своей карьеры видно, что он экспериментировал с некоторыми размерами своих инструментов. Используемая древесина включала ель для верха, иву для внутренних блоков и подкладок и клен для спинки, ребер и шеи.
Было предположение, что использованная древесина могла быть обработана несколькими типами минералов как до, так и после изготовления скрипки. Ученые из Тайваньского национального университета обнаружили следы алюминия , меди и кальция в древесине скрипок Страдивари. Следы могли быть связаны с химическими консервантами, нанесенными лесорубами на продаваемую ими древесину. Также скрипичные мастера нанесли лак на свои инструменты. Борат калия ( бура ), возможно, использовался для защиты от древоточцев . Силикат натрия и калия могли использоваться для предотвращения плесени , гниения и повреждения насекомыми. Симоне Фернандо Саккони предположил, что , возможно, использовался яичный темпера-лак Vernice bianca , состоящий из гуммиарабика , меда и яичного белка .
Совсем недавно французский химик Жан-Филипп Эшар и его сотрудники изучали лаки для скрипок Страдивари. Он сообщает, что даже когда лак больше не виден человеческим глазом на поверхности старых скрипок, его можно обнаружить в верхних слоях клеток. Нижний слой лака находится внутри самых верхних деревянных ячеек, а верхний лежит на древесине. Результаты Эчарда также предполагают, что Страдивари использовал смесь обычной кремонской смолы, масла и пигмента в качестве лака, а не делал свой собственный. Эчард не обнаружил следов специальных ингредиентов, таких как белковые материалы, камеди или ископаемый янтарь.
Сравнительное исследование, опубликованное в » PLOS ONE » в 2008 году, не обнаружило существенных различий в средней плотности между современными и классическими скрипками или между классическими скрипками разного происхождения; вместо этого обзор нескольких современных и классических образцов скрипок выявил заметное различие при сравнении разницы в плотности. Эти результаты предполагают, что различия в плотности материала, возможно, сыграли значительную роль в звукоизвлечении классических скрипок. Более поздний обзор, посвященный сравнению средней плотности как в классических, так и в современных образцах скрипок, поставил под сомнение роль доступных материалов в различиях в звуковом производстве, хотя не дал никаких комментариев по поводу различий в разнице плотности. Содержание меди и алюминия выше, чем у нынешних инструментов.
3.
Страдивари был настоящим мастером своего дела.
Выяснить подлинную тайну Страдивари помогла томография и современная химия. Ученые изучили несколько сотен скрипок умельца и выяснили, что никакого чудо-лака для защиты своих изделий Антонио на самом деле не использовал. Лак на скрипках абсолютно обычный и не очень дорогой (даже по меркам XVIII века) – это вполне тривиальная льняная олифа. Точно такая же использовалась абсолютно всеми мастерами музыкальных инструментов. Более того, олифа применялась еще и в производстве деревянной мебели того времени.
Никакого воздействия на звук олифа не оказывает, другое дело окислитель, которым пропитано все дерево. Данный реагент использовался Страдивари аккурат для защиты дерева от паразитов, в первую очередь от древесных жучков. Он же оказал некоторое влияние на звук.