Обзор основных видов воображения, их характеристики

Создание образов

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Воображение человека: советы по развитию

Самыми простыми способами развития воображения являются:

  • Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
  • Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.
  • Попробуйте придумать несуществующее животное и описать, как оно живет, чем питается, где живет, как взаимодействует с другими животными, какие звуки издает.

Воображайте и развивайтесь!

Воображение человека. Ирина Пермякова

Данная статья входит в цикл статей о воображении.

Часть первая Что самое главное в интеллекте?

Часть вторая   Воображение человека | Что такое воображение?

Часть третья

Нравится? Поделитесь материалом

  • 1

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность.  По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Приемы создания новых образов

Психология выделяет следующие приемы, используя которые можно создать новые образы: агглютинации, акцентирование, типизации и схематизации. Работа данных приемов возможна благодаря мыслительным процессам синтеза и анализа.

Замечание 1

Любой процесс воображения состоит в мысленном разложении начальных понятий на составные части и в дальнейшем их суммировании в новые сочетания. Таким образом, процесс воображения имеет аналитико-синтетический характер.

Прием агглютинации служит ярким примером аналитико-синтетического характера воображения.

Определение 3

Агглютинация – некая комбинация, слияние отдельных частей различных предметов в единый образ.

В народных представлениях образ русалки состоит из образа женщины, зеленых водорослей и рыбы. Аналогичным способом созданы образы кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Леонардо да Винчи говорил о данном приеме, что если человек захочет сделать естественным вымышленное животное, к примеру, змею, то наделить его необходимо головой овчарки, кошачьими глазами, ушами филина, носом борзой, бровями льва, висками старого петуха и шеей водяной черепахи.

Л. Н. Толстой, известный русский писатель, говорил, что свою героиню романа «Война и мир», Наташу Ростову он наделил чертами своей жены Софьи Андреевны, сестры Татьяны.

Важно отметить, что агглютинация применима и в техническом процессе. Так, появился троллейбус, танк-амфибия, аэросани, аккордеон, гидросамолет и др

К аналитическим процессам создания образов относится и акцентирование, заключающееся в выделении определенной черты образа. К примеру, можно изменить величину образа и сделать объект непропорциональным. При помощи акцентирования выделяется самый важный элемент конкретного образа. Данный прием часто используют карикатуристы. Так, у болтуна может быть длинный язык, а у любителя поесть объемный живот.

Дальнейшие развитие акцентирования возможно только при распространении его на весь объект. Это возможно сделать при помощи двух способов:

  • увеличение объекта в сравнении с действительностью (гипербола);
  • или, напротив, уменьшение объекта (литота);

Данные приемы нашли широкое распространение в былинах и сказках, когда герой имеет могучее телосложение, рост его «выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», наделен сверхчеловеческим способностями. Все это дает герою возможность победить целое войско недругов. В качестве примера можно привести образы лилипутов и великанов в книге Свифта «Путешествие Гулливера». 

При гиперболизации можно изменить количество элементов предмета или сместить их. Так, в индийской религии существует образ многорукого Будды, дракона, имеющего семь голов, одноглазого циклопа и т.д.

При конструировании образов воображения возможен и синтетических подход. Это возможно в тех ситуациях, когда образы, из которых формируется фантастическое представление, сливаются, происходит сглаживание различий, в ряд сходств выходят на первый план и говорят о схематизации. Ярким примером схематизации являются различные национальные узоры и орнаменты, заимствующие свои элементы из окружающего нас мира.

Любой из нас может представить англичанина, итальянца, китайца или любого другого представителя иной нации. Но если попросить определить различия между ними, то многие могут испытать затруднения, потому как все эти образы находятся в нашем воображении как обобщенные схемы. 

Схематизация выступает как подготовительный этап к более сложному приему творческого воображения – типизации.

Определение 4

Под типизацией понимается процесс разложения и суммирования, который приводит к формированию определенного образа.

Одна из задач художника во время создания образа – это передача более или менее осознанного замысла. Данный замысел определяет акцентирование определенных черт и подбор конкретных агглютинаций. Это приводит к тому, что одни черты опускаются, уходят из внимания, другие проходят процесс упрощения и освобождения от частностей, а третья группа напротив, усиливается. Таким образом, весь создаваемый образ проходит процесс трансформации. А. М. Горький писал об этом в свое время, что типы в литературе образуются при анализе тридцати – пятидесяти человек схожего рода и настроения. И в итоге получается один герой. Обломов, Онегин, Фауст, Отелло или Гамлет – все они обобщенные типы, а не списанные образы с одного конкретного человека.

Определение 5

Под типом понимается особый индивидуальный образ, соединяющий в единое целое самые характерные особенности людей целой группы, нации или класса.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Способы развития

В современном мире творческие люди очень востребованы. Поэтому существуют тренинги и семинары по развитию воображения.

Подобные упражнения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых

Краткие рекомендации по формированию фантазии позволяют родителям помогать детям совершенствовать свои навыки. Для начала взрослые должны сформировать сенсорную среду, т.е. знакомить ребенка с разными предметами и явлениями. Малыш должен активно играть и разговаривать со сверстниками. Именно устная речь способствует появлению абстрактного мышления.

Важно! Нужно поддерживать любые творческие начинания: рисование, музицирование, лепку и т.п. Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться

Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля

Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля

Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля.

Зная точные характеристики воображения и особенности его проявления, любой человек может развить у себя этот вид психической деятельности. Дополнительно можно считать в уме, читать книги, смотреть фильмы и учиться анализировать окружающую среду.

Чем больше у человека чувственного опыта, тем выше вероятность появления фантазий. Могут помочь медитации и другие трансовые техники. Полезно каждодневно перед сном воссоздавать прошедший день. При регулярных занятиях получится добиться хороших результатов.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Основные функции воображения

В человеческой жизни воображение выполняет несколько различных функций.

1) Вообразив нечто несуществующее в реальности, можно творчески перестроить окружающий мир и создать нечто новое с помощью продуктов воображения. Таким образом, когда инженер изобретает новую машину, он сначала создает ее в своем воображении, а затем только строит ее, добавляя в мир существующих материальных вещей соответственно. Когда художник задумывается над картиной и воплощает ее в своем рисунке или на холсте, он также дополняет представление людей о мире тем, что придумал и изобразил на картине. Представители творческих профессий делают то же самое. Благодаря их воображению за тысячелетия существования человека полностью сформировался новый мир — мир человеческой материальной и духовной культуры.

2) Вторая функция воображения относится к саморегулированию поведения человека, его психических процессов и состояний. Для того, чтобы влиять на свое поведение в будущем, планировать его, разыгрывать в своем воображении. Таким образом, каждый человек думает, что, ведя себя определенным образом, он достигнет поставленной цели в будущем. Эта функция воображения используется во многих современных методах психотерапии, при которых добровольное воображение человека оказывает определенное психотерапевтическое воздействие. Наконец, люди могут влиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие ментальные процессы через свое воображение.

3) Третья функция воображения — использовать его для формирования внутреннего плана действий, то есть манипулировать способностью выполнять действия в сознании с образами. Например, ребенок, научившийся решать задачи действиями с реальными материальными объектами, может на следующем этапе развития своего мышления научиться решать задачи, действуя в своем сознании только с образами соответствующих объектов. Эта функция наиболее выражена в визуально-воображающем мышлении человека и его развитии. Этот тип мышления встречается в элементарной форме у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах — у взрослых, которым в силу своей профессии приходится решать достаточно сложные задачи с помощью образного мышления.

4) Четвертая функция воображения — это программирование будущего человеческого поведения. Она реализуется в ментальной разработке человеком планов и программ будущего поведения, в их образном представлении.

5) Пятая функция воображения может быть названа психодиагностической. Она заключается в том, что через продукты человеческого воображения можно сделать определенные выводы о собственной психологии. Эта функция используется во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов человеческого воображения судят о его психологии. Такие тесты называются проекционными. Мы используем одну и ту же функцию каждый день, когда судим о психологии другого человека, основываясь на продуктах его воображения. Эта функция иногда используется врачами/психиатрами для дистанционной диагностики по продуктам воображения человека. Например, есть случай такого диагноза писателя Ф.М.Достоевского через его литературные произведения З.М.Достоевского. Фрейд известен.

Однако основной функцией воображения является его участие в творческом процессе.

Понятие

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.

Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности , прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.

Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения , чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов

Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.
  • https://studopedia.ru/4_97672_vidi-voobrazheniya.html
  • https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html
  • https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/
  • https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Интеллектуальные операции

Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию. 

Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.

Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.

Развитие пространственного воображения детей

Ребенок с
ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При
помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева,
справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против
часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

  • https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html
  • https://studopedia.ru/4_97672_vidi-voobrazheniya.html
  • https://studopedia.ru/15_29924_promezhnost.html
  • https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector