Утраченные сокровища романовых: самые красивые тиары империи и где они сейчас

Ювелирные украшения Александры Федоровны

Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900 г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты — южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырёхугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.

Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Фёдоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902 г. Рисунок тиары слагают переплетённые полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклёпками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы датируется началом XIX в.Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г.

Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.

Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом 6 

Великолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Идеальная форма княгини Юсуповой и мускулистые советские женщины

Новая советская женщина должна была быть сильной и здоровой. /Фото: anitashop.ru

В конце 19 – начале 20 века женщины Россия делились на горожанок, имеющих образование и стройную фигуру, и на чаще всего неграмотных пышнотелых крестьянок. Полнота перестала быть модной. Женщину с лишним весом называли отсталой. К счастью, утонченные благородные девицы старались выглядеть здоровыми, румяными, а крепкие мышцы стали очень популярны. Дело в том, что многие дамы, и не только дворянского происхождения, учились в пансионах.

В этих заведениях им приходилось выполнять немало физических упражнений. Огромный живот стал признаком вульгарности.

Невероятно популярной с точки зрения красоты в начале XX века считалась княгиня Юсупова. Её портреты подтверждают — женщина имела великолепную физическую форму, несмотря на то, что что у неё было двое детей. Княгиня Зинаида Юсупова скончалась в 1939 году, и до последних дней поражала окружающих своей стройностью.

Последняя из рода Юсуповых.

В 20 годах пролетариат окончательно победил, но толстые женщины не стали снова популярными. Изнеженных и хрупких девушек стали заменять комсомолки, с румянцем на щеках, широкоплечие и крепкие

Такие женщины активно вели общественно-политическую работу и уделяли большое внимание физкультуре. Это был симбиоз пышной крестьянки и худой, но крепкой воспитанницы пансиона благородных девиц

Советской женщине приходилось быть сильной, ведь она должна была строить новое общество. Высокая грудь, небольшой крепкий живот — вот эталон гражданки молодого государства. Олицетворение таких женщин — картина Дейнеки «Весенняя песня». На ней можно увидеть трех девушек в симпатичных ситцевых платьях, красиво облегающих сильные тела, мускулистые, с небольшим животиком. Вот они, новые женщины, прогрессивные труженицы.

«Колосья».

Оригинальная диадема с колосьями — фото сделано в 1927 году специально для аукциона «Кристи», на котором было продано множество фамильных украшений Романовых

Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, немудрено: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Копия диадемы, получившая называние «Русское поле», которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Говорят, что эта диадема очень ценилась императорской семьей, впрочем, спустя столетие уже новая власть не придала «Колосьям» какой-либо исторической или художественной ценности – и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими царскими драгоценностями. Ее дальнейшая судьба неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны. Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Драгоценности Елизаветы Петровны

Поистине царские украшения дополняли платья царицы 18 века, расшитые золотом и серебром. В музее Эрмитаж до сих пор хранится часть той роскоши, которая украшала шею и уши российской императрицы из династии Романовых — Елизаветы Петровны. Она была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. И именно она руководила страной во время двух больших конфликтов — войны за австрийское наследство и Семилетнего сражения.

К самым роскошным украшениям Елизаветы Петровны относят:

  1. Колье с миниатюрными часами, изготовленное по ее собственному проекту. Именно после этого варианты с маленькими часиками стали модными и популярными среди знатных женщин 18 века.
  2. Корона царицы была изготовлена из двух полушарий, инкрустированных жемчугом и бриллиантами. На вершине был водворен алмазный крест. Вес изделия составлял около 2 кг, поэтому надевала его правительница только на самые особые торжества.
  3. Малая корона всегда присутствовала на голове императрицы. Она была копией большого варианта, но украшалась небольшими бриллиантами, что значительно уменьшало вес изделия.
  4. Коллекция брошей в виде цветов и с другими растительными мотивами подходили Елизавете. Самой знаменитой является ее диадема «веселой царицы», выполненная из белых, золотых, розовых бриллиантов и эмалевых зеленых лепестков с ассиметричной алмазной пчелкой.
  5. Драгоценные букеты, который выполнил знаменитый придворный ювелир Иеремия Позье. Они состояли из дорогих драгоценных камней, золота, серебра и эмали. Самый известный из них — Большой Букет. Он включал изумрудные листья и алмазные бутоны, которые считаются самыми редкими в природе.
  6. Уникальная бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии также была изготовлена мастером Позье по заказу царицы. Она сохранилась до наших дней и хранится в Алмазном фонде России. Ширина украшения — 25 см, высота — 11 см. Для блеска в изделии закреплено 805 бриллиантов.
  7. Уникальная брошь бант-склаваж выполнена в форме бабочки с 21 крупной алой шпинелью и россыпью маленьких бриллиантов. Закреплялась она на бархатной кружевной ленте, плотно облегающей шею.

Императрица Елизавета Петровна очень любила украшения и всегда радовалась новой драгоценной «безделушке». Особенно красива ее коллекция уникальных шкатулок ручной работы. А ее гардероб насчитывал несметное количество платьев, расшитых золотом и серебром. После ее смерти обнаружат более 15 тысяч вариантов роскошных нарядов в гардеробе.

Наследие, которое мы потеряли

С тех самых времен мы не знаем о дальнейшей судьбе многих великолепных изделий. Если учесть, что некоторые украшения сперва разламывали на части, остается только гадать, живы ли сейчас тиары и диадемы, принадлежавшие Романовым.

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом считалась одним из самых эффектных украшений Романовых. Головной убор, сочетавший стиль «lover’s knot», форму кокошника, несколько десятков бриллиантов и 113 жемчужин, был изготовлен для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в начале 1830-х годов. Его автором, скорее всего, являлся придворный ювелир Ян Готтлиб-Эрнст. Большая бриллиантовая диадема прославилась благодаря еще одной Александре Федоровне — супруге Николая II. В нем последняя русская императрица была на церемонии открытия I Государственной думы. После инвентаризации 1922 года все следы украшения теряются — вероятно, его спустили в 1927 году на аукционе Christie’s. Вполне возможно, что перед этим известную драгоценность разобрали на части, чтобы никто не смог узнать наследие дома Романовых.

Еще одна массивная тиара — на этот раз сапфировая — также пропала без вести после революции. Ее изготовили для Марии Федоровны, супруги Павла I, братья Дюваль. Долгие годы украшение передавалось из поколения в поколение: его украшали лавровые листья — символ классицизма, многочисленные бриллианты и пять крупных сапфиров разной огранки. Размер центрального сапфира составлял 70 карат. Скорее всего, украшение также было разобрано перед продажей.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны имела необычную V-образную форму. Первой ее владелицей была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. После ее смерти украшение видоизменили. Судьба диадемы после 20-х годов ХХ века остается загадкой.

Бриллиантовая диадема «Колосья» очень ценилась императорской семьей: она была изготовлена в форме колосьев и лавровых листьев для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой «Дюваль». В центре диадему украшал лейкосапфир. В 1927 году она вместе с другими царскими драгоценностями, не представляющими, по мнению новой власти, исторической или художественной ценности, была продана на аукционе Christie’s. Дальнейшая судьба изделия неизвестна, но в 1980 году по ее образу и подобию ювелиры Николаев и Алексахин изготовили «Русское поле» — реплику из золота, платины и бриллиантов. Увидеть ее можно в Алмазном фонде.

Изумрудную тиару сделали специально для Александры Федоровны, супруги Николая II, в 1900 году. Ее автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Рисунок диадемы представлял собой чередующиеся арки и банты, усыпанные бриллиантами. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, был найден в Колумбии и имел массу около 23 карат. В 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан, и мы ничего не знаем о его дальнейшей судьбе.

Другая прекрасная диадема, изготовленная специально для последней императрицы России, — диадема Кехли. Тиару из сапфировой парюры создали в ювелирной фирме Кехли в 1894 году. Рисунок убора сочетал переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Весь драгоценный сет был продан на аукционе в 1920-х годах, дальнейшая его судьба неизвестна.

«Большой кошелек»

Исследователи пришли к выводу, что Николай II находился примерно на 5 месте среди самых богатых людей 20 века. Более высокие позиции занимали только Ротшильды и Рокфеллеры. В целом богатство Николая Романова оценивается почти в 300 млрд долларов. Это, скорее, с учетом недвижимости и утерянных сокровищ.

Собственное имущество правителя было отделено от остальных средств семейства Романовых, именно в той самой канцелярии за закрытыми для посторонних дверями. В этом учреждении трудилось много специалистов, которые нередко рекомендовали то или иное дело для вложения и преумножения средств. В итоге на начало 20 века оборот царских денег составлял примерно 60 млн рублей (1,5 млрд современных).

Это место заведовало множественными копями. Например, Алтайскими, Нерчинскими и Ленскими. Также не обошли стороной бассейн железа и угля, различные крупные заводы и фабрики. Основная масса предприятий располагалась в Петербурге.

Также Николай II имел множество земель в Алтайском крае, Сибири, Польше, Крыму и Забайкалье. Всего приблизительная площадь достигает 68 млн га. Помимо этого насчитывалось 860 разнообразных торговых и других заведений.

Постоянно говорилось об экономии средств, но это не касалось расходов семьи царя. К примеру, не менее 350 000 ежегодно выделялось для обслуживания гаража Николая. В нем находилось 9 императорских машин, 19 для кавалерии, 10 грузовиков, 6 омнибусов и санитарных автомобилей.

Также ежегодно на содержание семьи предназначалось не менее 16 млн рублей ежегодно. В современном понимании это получается почти 200 млн долларов. Естественно, такие суммы не озвучивались нигде. Да и средства государства и собственные по прежнему не разграничивались.

Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 см

Корона императрицы Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.


Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год

Большая пряжка-аграф и серьги

Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. Позье


Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.

Браслет с портретом императора Александра I

Браслет с портретом императора Александра I

Знаки ордена Андрея Первозванного

Косой крест с изображением распятого св. Андрея


Восьмиконечная звезда


Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801

Украшение орденской шляпы

Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века

Орден Золотого Руна

Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX века

Медальон с изумрудом

Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века

«Большой букет»

Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.


Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Диадема-бандо и серьги

Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы

Букет нарциссов

Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.

Эгрет — украшение для причёски или шляпы

Эгрет — украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.

Портбукет

Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 года

Турмалин розовый

Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см

Парюра «Бант-склаваж» императрицы Екатерины II

Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

15 роскошных брошей, которые любит носить Королева Елизавета II, и истории их появления

Сапфировая тиара.

История этой диадемы так же остросюжетна и интересна, как и история Владимирской, ведь она в свое время тоже принадлежала Великой княгине Марии Павловне, сумевшей, благодаря своей дружбе с английским дипломатом, вывезти свои сокровища из России.

Великая княгиня Мария Павловна в Сапфировом кокошнике. Портрет кисти Бориса Кустодиева

Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Некоторые считают, что это убранство – это, по сути, переделанная диадема Ее Величества, которую император преподнес ей в честь их восшествия на престол в 1825 году. По другому мнению, в массивный кокошник вошли лишь сапфиры из коллекции императрицы.

Так или иначе, часть драгоценностей Александры Федоровны перешла по наследству ее внуку, Великому князю Владимиру Александровичу, который и преподнес их своей любимой жене. Кокошник, фотографии которого дошли до наших дней, сделали (или переделали) в Cartier в конце 1900-х годов. Диадема стала частью роскошной парюры, в которую также входили серьги, ожерелье и брошь.

От гнева Революции эту драгоценную тиару также спас уже известный нам Альберт Стопфорд, тайно вынесший драгоценности Великой княгини из ее будуара. Но если новой владелицей Владимирской тиары станет (в конце концов) королева Великобритании, то сапфировый кокошник купит другая королева – румынская.

Королева Мария в Сапфировом кокошнике Марии Павловны, 1931 год

1925 год

По матери королева Мария была тесно связана с Романовыми. Когда разразилась Первая мировая война, румынская королевская семья переслала на сохранение в Кремль многие свои украшения (как, впрочем, и весь золотой запас своей страны). Как несложно догадаться, это была большая ошибка, цена которой оказалось слишком высока. После Революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.

Королева Мария потеряла практически все свои украшения, в том числе и старинные фамильные тиары. Конечно, у ее семьи было достаточно средств, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, ни одна новая диадема не могла заменить Марии драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Тогда-то, скорее всего, у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны и возникла идея взаимовыгодного обмена. Первой нужны были фамильные богатства, второй – деньги. Так, сапфировый кокошник Великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.

Королева Мария с тиарой почти не расставалась, передав ее впоследствии своей младшей дочери Илеане в честь свадьбы. Так кокошник и оставался в королевской семье, пока румыны не почувствовали грядущую войну и политические перемены в собственной стране. На этот раз отправить украшения на сохранение было решено в Великобританию.

Принцесса Илеана в Сапфировой тиаре

После окончания Второй мировой войны монархия в Румынии фактически доживала свои последние дни. Королевскую семью изгнали из страны. Принцесса Илеана с тиарой своей матери отправилась в США, где и продала ее неизвестному покупателю в 1950 году. Судьба ее с тех пор неизвестна.  

Диадемы с менее впечатляющей или изученной историей, но ничуть не уступающие прочим украшениям в величественности и красоте. Смотрим и любуемся.

Любимая тиара Елизаветы II

Но не все украшения, покинувшие Россию, исчезли бесследно — некоторые из них мы можем видеть и сегодня у инфант из других стран. Способствовали этому не только большевики, но и верные друзья царской семьи, вывозившие драгоценности тайно, рискуя собой. Самый яркий пример — история великой княгини Марии Павловны, знатной любительницы искусных работ прославленных ювелиров. Альберт Стопфорд — дипкурьер и друг семьи Романовых — в 1917 году проник в ее покои во Владимирском дворце, для верности переодевшись в женское платье, и вынес собранный саквояж, в котором лежала часть украшений великой княгини, а затем передал их законной владелице, находящейся в эмиграции. Одной из драгоценностей — Владимирской тиарой — ныне владеет королева Великобритании.

Елизавета II получила ценное убранство от своей бабушки, Марии Текской, которая приобрела его в 1921 году. Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, было изготовлено мастерской Болина в 1874 году по специальному заказу великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Прекрасный убор он планировал преподнести Марии Павловне в качестве подарка на свадьбу. После того как княгиня умерла на чужбине, диадема и другие украшения отошли ее детям. Владимирская тиара досталась единственной дочери — Елене Владимировне, супруге принца греческого и датского Николая. Потребность в деньгах вынудила ее продать украшение королеве. Британская монархиня решила усовершенствовать диадему: в мастерской Garrard & Co жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы (жемчуг, по мнению инфанты, шел не ко всем нарядам) подготовят набор из каплевидных изумрудов, получивших название «кембриджские». Елизавета II стала обладательницей Владимирской тиары в 1953 году и надевает ее даже без подвесок, причем довольно часто.

Не менее захватывающе сложилась судьба изумрудов Марии Павловны. Украшения можно увидеть на снимках супруги Великого князя Владимира Александровича, сделанных на костюмированном балу 1903 года. Княжна предстала в образе московской боярыни, надев изумрудный гарнитур на кокошник и платье. Один из камней весом в 107,72 карата ранее принадлежал Екатерины Великой и был преподнесен Марии Павловне в качестве свадебного подарка. После смерти княгини изумруды достались в наследство ее сыну, князю Борису, который продал их Cartier в 1927 году. В конце концов украшения несколько раз переделывались — часть камней попала в набор, изготовленный Bulgari по заказу Ричарда Бартона для Элизабет Тейлор.

К слову, диадемы Романовых есть не только в Британии. Одна из них хранится на …Филиппинах! Бриллиантовая тиара авторства ювелира Карла Болина с рядом из 25 подвесных натуральных жемчужин была изготовлена по заказу Николая I для Александры Федоровны. О ее красоте слагали легенды, а дом Cartier сделал по ее подобию свой знаменитый кокошник. В СССР украшение не оценили, и в 1927 году оно было продано на аукционе вместе с другим наследием Романовых. Первым покупателем стала фирма Holmes & Co., которая затем перепродала царское украшение двоюродному брату Уинстона Черчилля герцогу Мальборо — тот преподнес его в подарок своей супруге Глэдис Мэри Дикон. После смерти Дикон в конце 1970-х жемчужная тиара вновь оказалась предметом торгов, где ее купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. С тех пор украшение хранится в Центральном банке Филиппин — вроде как его и хотят продать, но из-за слишком высокой цены покупатели не находятся. Ну а в 1987 году реплику диадемы воссоздали все те же Николаев и Алексахин. Изделие, в котором использован уже искусственный жемчуг, получило название «Русская красавица» и ныне хранится в Алмазном фонде.

Украшения Романовых есть и в США. Среди табакерок, кубков, яиц Фаберже и прочих экспонатов в Иконной комнате музея Хиллвуд близ Вашингтона хранится венчальная корона фирмы «Болин». Она также была продана в Лондоне в 1927 году, ну а последней владелицей короны в 1966 году стала Марджори Пост, которая и сделала ее частью паноптикума.

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Тиара Георга IV

Эту корону можно смело назвать одним из символов современной британской монархии. Она была создана придворными ювелирами из фирмы Rundell & Bridge для короля Георга I в 1820 году, но носилась лишь королевами и королевами-консорт, начиная с Аделаиды, супруги Вильяма IV. Тиара до сих пор является частью британских королевских регалий и используется в церемониях коронаций британских монархов. Массивную основу Бриллиантовой диадемы (это официальное название) украшают 1333 бриллианта общим весом в 320 карат, а тажке 169 жемчужин. В дизайне короны присутствуют изображения роз, чертополоха и трилистника — символы Англии, Шотландии и Ирландии.

Сегодня тиара находится в коллекции Елизаветы II: именно в ней королева появилась в процессии по дороге на собственную коронацию в 1953 году и в ней она, по традиции, ежегодно открывает парламент. Ее изображения можно найти на картинах, почтовых марках и банкнотах стран Содружества. В ней же Елизавета позировала для портретов Арнольду Машену в 1984 году и Люсиану Фрейду в 2001. Когда диадема не используется, она выставляется в качестве экспоната в галерее Букингемского дворца.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Бриллианты с конфетами

Судьба драгоценностей бывшего русского двора вновь привлекла к себе внимание отечественных и западных историков после реабилитации семьи царя Николая II. Надо признать, что пути, которыми ценности уходили из постреволюционной России, едва ли можно назвать легальными и красивыми: контрабанды и засекреченные сделки наблюдались куда чаще аукционов, на которых за гроши продавалось культурное наследие великой империи

Ну а сами контрабандисты — верные члены Коммунистического интернационала — неоднократно попадались на границе с чемоданами, полными драгоценных камней. Согласно рассекреченным архивам, некоторые драгоценности были тайно переправлены большевиками в Великобританию в коробке с шоколадными конфетами. Главным героем операции стал руководитель коммунистической газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл — именно он в 1920 году получил от большевистских лидеров украшения общей стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов в качестве матпомощи британскому левому движению. Жемчуга и бриллианты, уложенные в коробку с конфетами, не вызвали подозрения у таможенных служб Великобритании. Позже Мейнелл будет отрицать, что вырученные средства ушли на финансирование революции, — дескать, все вернулось обратно в СССР. Каким образом это произошло, он не уточнял.

С большой долей вероятности нас еще ждут сюрпризы: так, в 2009 году в архивах Министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, часть из которых принадлежала семье последнего русского императора. Драгоценности находились в хранилищах министерства примерно с 1918-го. Согласно открытым источникам, царское наследие было передано в распоряжение шведского посольства в Санкт-Петербурге во время революции 1917 года княгиней Марией Павловной Романовой. Стоимость нескольких десятков портсигаров, в которых остались сигареты и табак, а также запонок из драгоценных металлов работы Фаберже и семьи Булин, оценили в 20 миллионов крон (на тот момент около 2 миллионов евро).

Но вернемся к истокам. В 1719 году Петр I издал указ, согласно которому в России появилась Камер-коллегия, отвечающая за хранение «подлежащих государству вещей». В специальном хранилище в Зимнем дворце Санкт-Петербурга — Рентарее, позднее переименованном в Бриллиантовую комнату — разместили государственные регалии, в том числе скипетр, державу, большую и малую императорские короны, венчальную императорскую корону. Во времена Екатерины II в Бриллиантовую комнату также перенесли парадные украшения и коллекцию редких самоцветов. По вышеупомянутому указу Петра, ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена, и вплоть до 1914 года сокровищница периодически пополнялась. При Николае II часть коллекции решили выставить в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ознакомиться с ней мог каждый желающий. В первые дни после начала Первой мировой войны было принято решение об эвакуации драгоценностей. Сундуки с царским богатством собирались спешно, без описей и вскоре оказались в подвалах Оружейной палаты, куда их доставил граф Фредерикс — последний министр Императорского двора Российской империи. Там они и пролежали вместе с другими ящиками, привезенными из Петрограда, пока новая власть не решила подзаработать на том, что осталось от русской монархии.

Какие-то фамильные драгоценности удалось забрать с собой семье последнего императора, когда Романовых увозили в Сибирь. Часть из них инфанты оставили в Тобольске, передав местному священнику (говорят, в конце концов Советы обнаружили небольшой сундучок, который скрывала тобольская монахиня). Чтобы вывезти украшения в Екатеринбург, дочерям царя пришлось прятать их в одежду: изделия вшивали в лифчики, в шляпы, надевали под одежду и маскировали под пуговицы. В июле 1918 года новый комендант Яков Юровский приказал пленникам сдать все драгоценности. То, что царская семья отдала представителю новой власти (а многие вещи остались спрятанными), было сложено в ларец и опечатано. После расстрела пленников Ипатьевского дома Юровский запретил снимать с них любые украшения, но перед тем, как сбросить тела в шахту, приказал обыскать убитых. Так на царских дочерях были найдены лифы с многочисленными драгоценными камнями, которые в спешке выпороли из пропитанной кровью ткани. Позже в месте последнего пристанища Николая II и его семьи найдут небольшие шкатулки и черный бархатный пояс с бриллиантами. Считается, что все эти вещи были отправлены в Москву, но так ли это, до конца не известно.

Изумруды в изделиях утилитарного назначения

Изделия утилитарного назначения в меньшей степени украшались дорогими изумрудами. Однако и тут встречаются предметы, декорированные драгоценными камнями, в том числе и изумрудом.

К началу XIX века относится создание табакерки украшенной целым набором драгоценных и полудрагоценных камней различных цветов. Созданная в мастерской фирмы «Кейбель» золотая табакерка овальной формы декорирована резьбой и эмалью. Табакерка представляла собой зашифрованное послание, располагающееся в верхней части, – первые буквы названий цветных камней составляли слова «дружба и признательность». Ряд камней состоял из аметистов, малахитов, яшмы, топазов, изумрудов, хризопразов, сапфиров и нефритов. Камни были откалиброваны и располагались в одну линию на золотой «дорожке». Остальное поле овала было украшено синей эмалью и декорировано дорожками из бриллиантов в форме растительного орнамента.

Пепельница в виде жабы изготовленная в мастерской А. Сумина в начале XX века, выполнена из зеленого агата с инкрустированными в глаза жабы изумрудами в золотой оправе. Этой же мастерской принадлежит авторство нескольких подобных фигурок мелкой пластики, например носорог из агата с глазами инкрустированными изумрудами.

Александру II принадлежала настольная печать, изготовленная во второй половине XIX века фирмой «Никольс и Плинке». Ониксовая печать у основания украшена золотым пояском с чеканным и резным орнаментом. Симметрично расположенные растительные мотивы украшены рубинами. Центральные вставки из жемчуга и изумрудов. Под императорской короной располагается надпись «Александр» в нарочито архаизированной манере выполненной шрифтом, стилизованным под древнерусский.

faberge#диадема#египет#изумруд#исторические драгоценности#коллекция эрмитажа#корона#рококо#царские украшения#

  • ← Изумруды российского императорского двора. Церемониальные регалии
  • Ювелирное искусство Древнего Египта по царствам →

Изумрудные украшения Элизабет Тейлор

01 мая 2019
Статьи

Во все времена изумруды притягивали людей. Политики, модели, и, конечно же, актеры не только имеют ювелирные…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Изумруды российского императорского двора. Церемониальные регалии

04 февраля 2019
Статьи

Российская царская семья на протяжении многих веков являлась олицетворением силы, могущества, власти.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Исторические украшения с изумрудами (XVII-XIX вв.)

31 октября 2018
Статьи

Популярность изумруда во все века была велика. Изумруд по праву можно назвать любимым камнем многих правителей,…

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector