Трубецкая, екатерина ивановна

Характеристика и образ Волконской в поэме Русские женщины

Николай Алексеевич Некрасов – русский поэт и писатель-публицист, который известен своим современным читателям, как «самый крестьянский» поэт. За свою жизнь написал немало произведений, некоторые из которых причесляют к «классике русской литературы». Одним из них является состоящая из 2-х частей поэма «Русские женщины», написанная в 1871 году и рассказывающая о жёнах декабристов, которые поехали вслед за своими мужьями в Сибирь

Уделим внимание второй части произведения под названием «княгиня Волконская», в которой автор рисует образ верной и любящей жены. Писатель раскрывает перед нами образ М

Волконской в самом начале повествования, рассказывая читателю о семье героини. Все произведение является интересным источником для понимания русского быта, и автор описывает взросление молодой княгини в обществе с традиционными для 19 века представлениями.

В семье царил классический для той эпохи патриархат – её отец был военным в отставке. «Боец, не любивший покоя» как говорит о нем сам Некрасов, подчёркивая его крутой нрав. Однако к тихой семейной жизни отец нашей героини не был предрасположен: «Он медленно гас на покое». В воспитании Волконской глава семьи не принимал особого участия: «детей поручив англичанке, старик отдыхал», единственное, чему он смог научить свою дочь, это служить долгу. И не мог поверить, что она ослушалась его, приняв решение ехать к своему мужу вместо того, чтобы остаться. Некрасов рисует перед читателем картину воспитания любимой дочери в семье богатых дворян, описывая Волконскую как человека, который всему, что следует знать богатой дворянке, научен и хорошо поёт. Внешность Волконской описывается писателем как нечто сказочное:

Как и принято в патриархальных семьях (где слово отца закон, которому нельзя перечить) глава семьи отдал свою любимую дочку за человека военного, как и он сам — генерала Волконского: «— Ты будешь с ним счастлива! — круто решил старик». Княгиня не посмела возражать. Мужа своего Волконская любила, хотя самого его почти не знала, так как он не делился с ней своей общественной деятельностью. Княгиня узнала о его делах лишь позже, прочтя в приговор, в котором было написано, что он предатель. Обратное она поняла только после того, как поговорила со своим отцом. Приняв решение ехать в Сибирь к своему мужу, Волконская собрала свои вещи и отправилась: «Сибирь так ужасна, Сибирь далека, но люди живут и в Сибири». У княгини любовь к Волконскому развивалась постепенно. Изначально она не питала к нему никаких симпатий, и любила в нём лишь героя. Когда она родила, она полюбила мужв как отца своего ребенка, но «лучшая сердца любовь» стала открыта ей в образе мученика, страдающего за высокую идею. Ехать в Сибирь к мужу Волконскую отговаривала вся её семья. Примерно в то время княгиня и ощутила, насколько она бездумно вела жизнь, следуя только тому, что говорит ей отец. Тогда она поняла, что не свободна, что у неё присутствует ощущение долга, который не оставляет ей выбора поехать к своему мужу или нет: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я». Через это понимание героиней обретается и смирение, которое наиболее ясно ощущается, когда женщине становится противна жизнь света и она засыпает на диване на балу, устроенным в её честь.

Образ Волконской это воплощение преданности, любви, самопожертвования и верности жены своему мужу.

Биография

Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Жана (Ивана Степановича) Лаваля и Александры Григорьевны Козицкой — наследницы капиталов И. С. Мясникова, хозяйки известного петербургского салона. Крещена 7 декабря 1800 г., о чём свидетельствуют метрические книги церкви Св. Исаакия Далматского, крестница своей бабушки Е. И. Казицкой. Екатерина и её сестры ни в чём не нуждались и не ведали отказа. Сёстры были прекрасно образованы и подолгу жили с родителями в Европе.

По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а 16 (28) мая 1820 года вышла за него замуж. Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его ещё не была закончена, и Екатерина имела шансы стать генеральшей. Блестящий брак был омрачён отсутствием детей. Екатерина очень переживала по этому поводу и ездила лечиться от бесплодия за границу. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первой из жён декабристов добилась разрешения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем, и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Тогда же в Иркутск приехала Мария Николаевна Волконская. После долгих проволочек их наконец ознакомили с положением о жёнах ссыльно-каторжных и с условиями, на которых их допустят к мужьям. Они должны были подписать отказ от прав, свойственных их званию и состоянию, и согласиться не вести переписку и не получать денег в обход заводского начальства. Свидание с мужьями дозволялось во время и место, определённое тем же начальством. Приняв эти условия, Трубецкая была доставлена в Благодатский рудник, где 10 февраля 1827 г. ей наконец позволили увидеть мужа.

В конце 1839 года по отбытии срока каторги Трубецкой вышел на поселение в село Оёк Иркутской губернии. В 1845 году семье Трубецких было разрешено поселиться в Иркутске. По воспоминаниям Н. А. Белоголового, «двумя главными центрами, около которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так как они имели средства жить шире, и обе хозяйки — Трубецкая и Волконская своим умом и образованием, а Трубецкая — и своею необыкновенною сердечностью, были как бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию…»

Княгиня Екатерина Ивановна умерла от рака в Иркутске 14 октября 1854 года и была похоронена в Знаменском монастыре. По словам Н. Эйдельмана, «Когда пришёл час амнистии, Сергей Петрович Трубецкой упал на гробовой камень в ограде Знаменского монастыря в Иркутске и проплакал несколько часов, понимая, что никогда больше сюда не вернётся».

Комментарии

Мирошников Евгений

первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития

Назаров Александр Юрьевич

куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»

Салаев Александр Рафикович

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса

Наталья Алексеевна Сергунина

руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы

Радионова Светлана Геннадьевна

руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора

Назаров Андрей Геннадьевич

экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования

Плутник Александр Альбертович

юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»

Токарев Владимир Александрович

российский государственный деятель

дети

В Сибири брак Екатерины с князем Сергеем Трубецким был благословлен семью детьми:

  • Александра (* 2 февраля 1830 г. в Остроге Щита ; † 30 июля 1860 г. в Дрездене )
  • Елисавета (родилась 16 января 1834 г. в избе Каторга Петра , † 11 февраля 1918 г. в Симферополе ),
  • Никита (родился 10 декабря 1835 г. в избе Каторга Петра † 15 сентября 1840 г. в Охоке),
  • Синаида (* 6 мая 1837 г. в избе Каторгского Петра † 11 июля 1924 г. в Орле ),
  • Владимир (родился 4 сентября 1838 г. в избе Каторга Петра, † 1 сентября 1839 г. в Иркутске),
  • Иван (родился 13 мая 1843 г. в Ойоке, † 13 марта 1874 г. в Москве),
  • Софья (родилась 15 июля 1844 г. в Охоке, † 19 августа 1845 г. в Иркутске).

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет

Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

Личная жизнь

Впервые сердце красавицы затрепетало, когда она поймала на себе влюбленный взгляд молодого поэта. Путешествуя с Раевскими на Кавказ в 1820 году, Пушкин увлекся 15-летней девушкой и не скрывал своих романтических чувств. Считается, что именно Марии Раевской посвящены его лирические стихотворения, написанные в южной ссылке (в их числе — поздние «Не пой, красавица, при мне», «На холмах Грузии»). Однако эту версию опровергают другие исследователи творчества и биографии поэта.

Мария Волконская. Рисунки А.С. Пушкина в черновиках «Кавказского пленника»

Так или иначе, образ княгини Волконской еще не раз разбудит поэтическую фантазию поэта. Он будет следить за ее судьбой и, восхитившись ее поступком жены декабриста, посвятит молодой женщине новые строки.

Другим воздыхателем Марии Николаевны стал граф Густав Олизар, польский поэт, публицист, бывший в то время предводителем дворянства Киевской губернии. Очарованный прелестями юной княжны, граф стал частым гостем в киевском доме Раевских и в 1823 году посватался к девушке. Однако получил отказ от ее отца. Олизар тяжело переживал неудачу в личной жизни, а образ любимой еще долго воспевал в своем творчестве.

Сергей Григорьевич Волконский

Через год отцу Марии вновь поступило брачное предложение. На этот раз сватался князь Сергей Григорьевич Волконский, представитель знатной фамилии и старинного рода. Он давно наведывался в дом Раевских и как зачарованный слушал дивное пение Марии, любуясь ее черными кудрями.

Он был старше Машеньки на 20 лет и в свои 37 уже служил в чине генерал-майора, геройски проявил себя в сражениях войны 1812 года. На этот раз предложение было принято, и 11 января 1825 года в Киеве сыграли свадьбу. Считается, что Мария Раевская вышла замуж не по собственному желанию, а по настоянию отца, который в пору шаткого материального положения желал лучшей участи для любимой дочери.

Мария Волконская с сыном Николаем

Медовый месяц молодые провели в Гурзуфе, затем началась бесконечная череда разлук: Волконский уезжал на учения, Мария, уже беременная, ездила в Одессу дышать морским воздухом. В декабре 1825 года Волконский нагрянул в их поместье в Умани, забрал жену и отвез в ее отчий дом в Киев, сам же немедленно уехал.

О том, что 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Петербурга произошло восстание декабристов, Мария ничего не знала. Она тяжело переносила беременность. 2 января 1826 года родила сына Николая и долгое время провела на больничной койке.

Княгиня Мария Волконская с мужем в камере Петровской тюрьмы

Об аресте мужа она узнала ближе к весне и сразу же направила письмо в Петропавловскую крепость с намерением разделить его судьбу, даже если тому грозит тюрьма. Волконский ответил, что

Жизнь

Отец Екатерины, граф Жан Франсуа Лаваль, французский дворянин, эмигрировал в Россию в начале революции и поступил на службу к царице . Вместе со своей женой, матерью Екатерины, графиней Александрой Григорьевной, он провел суд в Санкт-Петербурге в доме, «где ходили по мраморным плитам, которые принадлежали римскому императору Нерону и были куплены матерью Каташи в Риме ». Екатерина и три ее сестры тщательно воспитывались и долгое время жили с родителями в других странах Европы.

В 1819 году Екатерина познакомилась со своим будущим мужем в Париже . Пара поженилась в мае 1820 года. Изначально брак не был благословлен детьми.

После пяти лет брака Екатерина была удивлена ​​фактом: ее муж принадлежал к мятежным декабристам. Когда он был депортирован за это в Сибирь в 1826 году , она была одной из первых жен, безоговорочно последовавших за своим мужем. Екатерина прибыла в Иркутск 16 сентября. Зейдлер (1780-1853), немец по получил от царя поручение отправить жен декабристов обратно в европейскую часть России. Екатерина не отвернулась. Ее мужа увезли на рудник «Нерчинский завод » . Зейдлер несколько месяцев держал Екатерину в секрете о местонахождении ее мужа. Лишь 10 февраля 1827 года она встретила своего мужа на Благодатской шахте, очень близко к границе с Китаем .

В конце 1839 года мужа освободили из каторги, и семью насильно переселили в Ойок близ Урика Иркутской области. В 1845 г. разрешили переселение в Иркутск.

Екатерина умерла от рака и была похоронена в Иркутском монастыре при явлении Богородицы .

Жена декабриста

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Тогда же в Иркутск приехала Мария Николаевна Волконская.

Трубецкая и Волконская подписали эти условия и им разрешили следовать за мужьями.

10 февраля 1827 года в Благодатском руднике Трубецкой наконец позволили увидеть мужа. В конце 1839 года по отбытии срока каторги Трубецкой вышел на поселение в село Оёк Иркутской губернии. В 1845 году семье Трубецких было разрешено поселиться в Иркутске.

По воспоминаниям Н. А. Белоголового, «двумя главными центрами, около которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так как они имели средства жить шире, и обе хозяйки — Трубецкая и Волконская своим умом и образованием, а Трубецкая — и своею необыкновенною сердечностью, были как бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию…» Умерла Екатерина Ивановна 14 октября 1854 года от рака. Похоронена в Знаменском монастыре.

Детство и юность

Княгиня Мария Николаевна Волконская (урожденная Раевская) родилась, как принято считать, 22 июля 1804 года в местечке Каменка Чигиринского уезда Киевской губернии. Но есть и другие данные о дате ее рождения – 6 января 1806 года.

Мария Волконская в юности

Биография княгини отмечена богатой и знатной родословной. Отец Николай Николаевич Раевский — русский полководец, генерал, герой войны 1812 года. Мать Софья Алексеевна Константинова — внучка великого русского ученого Михаила Ломоносова. У семейной пары родилось 7 детей — 2 сына и 5 дочерей. Многие из них увидели свет в бесконечных военных походах главы семьи, в которых его сопровождала верная супруга.

Со стороны отца дети унаследовали польское происхождение (Раевские – старинный дворянский род, служивший русским царям еще с XV века), а со стороны матери – греческие корни (дедушка Алексей Константинов, личный библиотекарь Екатерины II, был греком по национальности).

Родители Марии Волконской

Греческая кровь более других отразилась на внешности Марии, предпоследней дочери Раевских. Черноокая и темноволосая, с нежной смугловатой кожей, она была любимицей отца. Природа одарила ее прекрасным голосом, и генерал выписал педагога из Италии для занятий дочери вокалом. Машенька получила домашнее образование, прекрасно владела французским и английским языками, обожала чтение, интересовалась историей и литературой.

Атмосфера в доме Раевских, несмотря на строгий патриархальный уклад, была очень теплой и дружественной. Сестры трепетно ухаживали за старшими братьями и отцом. По вечерам после ужина музицировали в гостиной. А вернувшись с шумных балов, запершись у себя в покоях, писали в своих девичьих дневниках при свете свечи.

Портрет Марии Волконской

Летом Николай Николаевич Раевский неизменно вывозил всю семью в Крым и на Кавказ. Бывало, что их в этих поездках сопровождал Александр Сергеевич Пушкин, который подружился с Николаем Николаевичем во время южной ссылки. Уже к 16 годам Мария Николаевна стала восхитительно хороша, и весть о ее красоте распространилась в петербургском обществе.

Образ княгини Ольги в описаниях отечественных историков

Н. М. Карамзин

Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отмстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали: она правила государством.


Николай Карамзин Худ А. Венецианов, 1828 г.

Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицыН. М. Карамзин, вырезка из 7-й главы 1-го тома «Истории государства Российского».

С. М. Соловьёв

Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т.е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе‑граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга – мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности.


С. М. Соловьёв

О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь‑город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою. С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской».

С. Ф. Платонов

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945-957). Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении «Об обрядах Византийского двора», повествует о русской княгине сдержанно и спокойно.


С.Ф. Платонов

Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он, будто бы, легковерно рассчитывалСергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории.

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Внешняя политика

Внутренняя политика

Если Вам интересно подробнее изучить жизнь княгини, мы подготовили полную версию истории её деятельности, иллюстрированную большим количеством портретов и тематических изображений (время чтения 20-30 минут):

Подробная биография

Раздел «Княгиня Ольга»

Путь на Восток

Происхождение, родственные связи и близость семьи к императорскому двору сыграли свою роль – Екатерине Ивановне не ставилось никаких преград на пути в Сибирь. Пока — не ставилось.

Расстояние в пять тысяч верст Екатерина Ивановна одолела, невзирая на задержки и болезнь, немногим медленнее, чем это делали царские фельдъегеря на курьерских тройках. Менее чем через 2 месяца, 16 сентября она была в Иркутске. Она успела повидаться с мужем – перед его отправкой далее на восток, в Нерчинские рудники.

А затем для княгини Трубецкой начались месяцы мучительнейшего ожидания и борьбы с имперской бюрократической машиной – в лице иркутского губернатора Цейдлера. У него был негласный указ  императора  Николая – препятствовать женам декабристов ехать за мужьями.  Отговаривать, а если не получится – запугать.

Екатерине Ивановне пришлось подписать обширную бумагу с перечнем запретов, в которой, помимо прочего, была оговорена возможность свиданий с мужем не иначе как в присутствии охраны, а также  угроза, что рожденные на каторге дети будут записаны в казенные заводские крестьяне. Но Трубецкую не остановили никакие угрозы. В январе 1827 года она пересекла замерзший Байкал и приехала к мужу.

Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень

чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге

Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова — это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая — это ярчайший женский

образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем — это сборище «Иуд».

Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга — быть рядом с мужем — она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить.

Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее — «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях — это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу».

Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую.

Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector