Кот бегемот: бессмертный и зловещий образ булгаковской истории
Содержание:
- Превращение Бегемота
- Внешность и характер
- Превращение Бегемота
- В Челябинске на улице нашли булгаковского кота Бегемота
- История создания
- Сотрудники театра Варьете
- Сочинение 2
- Истинная сущность
- История создания
- Гелла
- Основные обязанности Азазелло
- Непривычность образа
- Речная лошадь
- Характер Бегемота
- Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил
- Экранизации
- Сочинение про кота Бегемота с цитатами
- Главные герои «Мастера и Маргариты»
Превращение Бегемота
В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.
Внешность и характер
Булгаков изобразил кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» чёрным. Именно этот цвет является олицетворением демонической силы. Кроме этого, кот:
- имеет пузо;
- ходит на задних лапах, подобно чёрту на копытцах.
На протяжении всей сюжетной линии кот-оборотень несколько раз меняет свой облик: от громадного чёрного, словно грач, кота с кавалерийскими усами, низкорослого толстяка «с кошачьей рожей» до худенького юноши-пажа. В большинстве эпизодов Бегемот умело сочетает в себе образ кота с совершенными человеческими манерами. А неординарный характер героя лишь усиливает его амплуа.
Характер героя незаурядный и неоднозначный. Обладая сверхъестественными способностями, кот Бегемот одной лишь фразой «Брысь!» отогнал Лиходеева в Ялту, поджег огромную площадь при помощи бензина из примуса и вернул голову конферансье Жоржа Бенгальского обратно, после того как оторвал её.
Появляясь на московских улочках, он удивляет жителей своими повадками, свойственными истинному джентльмену: «Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» Оплачивает проезд, прощается с людьми, открывает двери, любезно предается философским размышлениям. Ведя себя абсолютно как нормальный человек, Бегемот в то же время проявляет самолюбование. Время от времени подкручивает усы и следит за внешним видом.
Неоднозначность характера Бегемота кроется в его умелом сочетании интеллигентности и коварности. Но большую часть персонаж показывает себя со стороны, склонной к хитрым и злым умыслам и поступкам. Он то и дело избивает других героев, доводит до безумия жителей Москвы, пьет водку, подшучивает над людьми, отрывает голову, убегает от сотрудников НКВД. Последний инцидент доказывает бессмертие и неубиваемость героя. Самое интересное, что все свои злодеяния Бегемот совершает с особым блаженством.
Кроме этого, кот показал себя необычайным обжорой, когда поглощал всё без разбора на своём пути. Именно обжорство Бегемота усилило предположение многих литературных исследователей по поводу возникновения самого персонажа, так как по демонологическим традициям смертный грех чревоугодия был свойственен бесу Бегемоту.
Превращение Бегемота
В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.
В Челябинске на улице нашли булгаковского кота Бегемота
Кот Бегемот. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
Посмотрите на этого большого котяру с очаровательно-пугающими клыками.
— Да это же кот Бегемот из «Мастера и Маргариты»! — писали челябинцы под его фото в соцсетях.
То же самое подумала и нашедшая его на улице Юлия — хозяйка приюта для животных «Три товарища». Так что долго думать над именем для кота не пришлось.
— Бегемот — один из самых необычных котов, попадавших в приют. И это самый быстрый наш пристрой! За ним целая очередь выстроилась. Бегемот пожил у нас в приюте всего один день. А сейчас хозяйничает в новой семье, — рассказала корреспонденту газеты «Комсомольская Правда»-Челябинск» Юля.
«Жена» и дети Бегемота. Их выбросили на улицу всей семьей. Фото: соцсети.
Волонтеры ходили искать белых котят, фото которых выложили в соцсети. А нашли еще и их родителей: черного кота Бегемота и белую кошку. Крутая семейка, не правда ли? Но бывшие хозяева почему-то решили разом от них избавиться. Сейчас у кошаков все отлично.
Мы вместе с приютом «Три товарища» хотим показать вам, как меняются животные, когда о них заботятся. Публикуем фото котиков ДО (на улице) и ПОСЛЕ (домашние и любимые).
Как изменился кот Бегемот. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
СЛАДКАЯ ГОРЧИЦА
— Горчица — кошка с грустным взглядом, которая получила кличку из-за своего весьма потрепанного вида. Кто же знал, что через пару месяцев это будет не актуально?! — рассказывает Юлия в соцсети о животных, которые ищут дом.
Красавица Горчица пока живет в приюте и ждет хозяина. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
Действительно, посмотрите, как она изменилась! Теперь не на горчицу, а больше на кусочек сахара похожа.
КАК БОМЖ И ЧУЖАЯ КОШКА КОТЯТ ВЫКОРМИЛИ
Первые дни жизни котят в приюте. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
Год назад Юле принесли на передержку красивую кошку Маркизу и двух ее котят. А потом в дополнение еще шестерых малышей. История их печальна: котят подбросили к ветклинике. А оттуда они перекочевали в мусорный бак, где их нашел бомж. Он оказался сердечнее бывших котейкиных хозяев и врачей. Бездомный мужчина покупал усатым молоко, пытался кормить и согревать. Но, не смотря на его старания, в таких условиях, без матери-кошки у них не было шансов выжить. Он отдал малышей Юле. Планировалось, что их выкормит кошка Маркиза.
— Но не тут-то было! Маркиза решила, что с нее хватит радостей материнства, и чужих крошек кормить не пожелала. В срочном порядке был найден единственный подходящий вариант — подъездная мать-героиня Люська. И она приняла всех котят!
Мать-героиня Люська. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
Вот только молока у Люси не оказалось. Но она все равно очень помогала Юлии ухаживать за малышами: старательно вылизывала каждого. А Юля кормила их из пипетки по шесть раз в день, ставила уколы и капельницы. Один из котиков все еще ищет себе хозяина. Забрать его можно здесь.
Один из котиков все еще ищет хозяина. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
Сима тоже ждет хозяина. Фото: Юлия, приют «Три товарища»
И этой кошечке с пронзительным взгядом нужен добрый хзозяин. Фото: Юлия, приют «Три товарища».
Юля и ее котики. Фото: из личного архива Юлии.
История создания
Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.
Михаил Булгаков
Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.
Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.
Роман «Мастер и Маргарита»
Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.
Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.
Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева
Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.
Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки
Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны
Демон Бегемот
А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.
Сотрудники театра Варьете
Степан Лиходеев
Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.
Римский Григорий Данилович
Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.
Варенуха Иван Савельевич
Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.
Жорж Бенгальский
Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.
Андрей Фокич Соков
Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.
Сочинение 2
В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.
Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.
Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.
Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.
Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».
Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.
Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.
Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.
К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.
Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.
«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?
Варианта два – Свет или Тьма.
Истинная сущность
За образом шутливого гаера и несуразного регента в персонаже Фагота в «Мастере и Маргарите» скрывается куда более значимая и непростая фигура. К финалу произведения Коровьев показан уже как рыцарь темных сил, чей сан куда более серьезен в царстве тьмы. Однако, как выясняется далее по сюжету, звания своего соратник Антихриста был лишен в наказание за не самую удачную шутку. Вот почему именно в облачении фигляра и паяца предстает он перед читателем и другими героями повествования.
Служба в деле об истории Мастера и Маргариты, сопровождение королевы на балу и расправа с недругами влюбленной пары, губителями поэта и порочными обитателями столицы возвращает Фаготу его первоначальный статус. То, каким изображен один из членов воландовской шайки, несмотря на кажущуюся неопрятность и несерьезность, все же выдает в нем далеко не простого шута на всех этапах раскрытия его образа в произведении.
В качестве «переводчика у иностранца» при общении с литераторами Берлиозом, Бездомным, председателем жилищного товарищества Босым и сотрудниками театра Варьете Фагот предстает типичным болтливым фигляром, а то и вовсе галлюцинацией. Тем не менее как раз именно это видение и доведет председателя МАССОЛИТа до гибели под колесами трамвая. Совершенно другим видится Коровьев в сценах с Маргаритой — он мудр, галантен, заботлив и терпелив.
Если первоначальный образ персонажа на Патриарших прудах вызывает недоумение и даже некоторую неприязнь, то ближе к финальным главам читатель открывает для себя все грани Коровьева-Фагота, понемногу очаровываясь неординарным персонажем. Его цитата, воплощающая в себе смысл расхожего «встречают по одежке», емко характеризует сущность правой руки Воланда.
История создания
Доподлинно неизвестно, кто послужил прототипом кота из «Мастера и Маргариты». Считается, что при создании образа писатель опирался на мифологические сюжеты. Черный кот считался помощником темных сил, предвестником несчастий. Такое животное часто сопровождало ведьм.
В записках Булгакова сохранилась информация о морском чудовище Бегемоте, которое обитало в невидимой пустыне. Дополнительно писатель использовал информацию из книги М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом».
Бегемот является воплощением греха чревоугодия. Сцена в валютном магазине является тонкой иронией над советскими людьми. Булгаков вместе с женой неоднократно наблюдал, как люди словно впадали в безумие и набирали деликатесов.
Гелла
Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.
Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета — Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью
Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда нечистой силы
Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.
Основные обязанности Азазелло
Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.
Непривычность образа
Главным отличием булгаковского Дьявола от привычного для народа образа является отношение к людям. Герой предстает не наглым обманщиком, а скорее замкнутым исследователем. Он наблюдает за людьми, ожидает принятия решения каждым из них. Профессор черной магии предстает перед читателями воспитанным и изящным старцем в красивой дорогой одежде. Булгаков не делает из Воланда Сатану в привычном обличии. Благодаря этому он показывает, что Дьявол не всегда выглядит так, как мы ожидаем и может явиться в самых различных образах. Образ Сатаны в романе «Мастер и Марагрита» весьма обаятелен. Героя автор показывает мудрым и рассудительным. Он уверен в себе и представителен. Привычных подлостей и гадостей Булгаковский Сатана не совершает. Этим он и отличается от привычного для всех людей образа.
Речная лошадь
На лунарный символизм булгаковского кота, кроме его цвета, должно намекать также его имя — Бегемот. Обычный бегемот — огромное животное, проводящее большую часть своей жизни… в воде. А на сушу выходит только для кормежки и то лишь… ночью. Поэтому в некоторых языках название этого водного животного имеет связь с водой: речная лошадь и нильская лошадь. Бегемот – второе по массе, после слона, наземное животное в мире. Если слон – сухопутное животное, то бегемот — водное.
Бегемот — образ Луны
Отступление в сторону соларного символизма. Слон – символ Солнца, а бегемот – Луны. Само слово «слон» произошло от слова «солнце», вернее, «слонце». Именно с помощью корня слън-slon-slun в некоторых словянских языках образуется слово, обозначающее дневное светило. Слово «слонце» означает небольшой слон. Сравните слова с подобным уменьшительным суффиксом: оконце (от окно), зеркальце (от зеркало), копытце (от копыто). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.
Характер Бегемота
Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.
Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.
Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил
В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты — не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.
Так, директору варьете, Степе Лиходееву приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много — он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.
На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.
Экранизации
В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.
Вано Миранян в роли кота Бегемота
Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:
Озвучивал кота артист Семен Фурман.
Сочинение про кота Бегемота с цитатами
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.
Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень. Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду. Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.
Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно. Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми. Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами. И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.
С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки. Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.
Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».
Главные герои «Мастера и Маргариты»
Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.
Воланд
Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.
Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.
Мастер
Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.
«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».
Маргарита
Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.
Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.
Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.
Бездомный Иван
Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.
В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.
Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.