«иллюзионист»: любовь, фокусы и полицейское государство
Содержание:
- В чем подлинный смысл конфликта между иллюзионистом и кронпринцем?
- Ранние годы
- Названия, стили и почести
- Почести
- Автор книги: Марк Алданов
- Как делается трюк «Апельсиновое дерево»?
- Художественный образ[править | править код]
- предки
- Жизнь
- Есть ли у героев реальные прототипы?
- Следующая жизнь
- Привод и машины
- Результаты расследования
- История обслуживания
- Перестрелка в Майерлинге
В чем подлинный смысл конфликта между иллюзионистом и кронпринцем?
После первого же представления, на котором он побывал, кронпринц Леопольд упорно старается «разоблачить» Эйзенхайма, раскрыть принцип его фокусов. Чтобы понять смысл навязчивой идеи кронпринца, надо обратиться к сути полицейского государства. Суть эта состоит в жестком контроле за всеми и всем, который, в свою очередь, дает иллюзию полного порядка и предсказуемости бытия. А фокусы Айзенхайма — и шире, искусство в целом — ускользают из-под контроля. Искусство творит свой порядок, даже свой мир, в котором за одну минуту может вырасти целое апельсиновое деревце.
Мир иллюзий и воображения, куда приглашает зрителей иллюзионист, кажется кронпринцу покушением на государственные устои: ведь в нем люди становятся свободными, забывая о своих тяготах и тяжкой длани императорской власти. Это видно по сцене у кронпринца, когда его гости стали просить Леопольда уйти со сцены и дать иллюзионисту завершить представление.
Разоблачить иллюзиониста — значит, сделать и его подконтрольным, превратить чудо в фокус. А если проконтролировать и раскрыть все тайны трюков не выходит, то надо их запретить. Таким образом, конфликт между Эйзенхаймом и кронпринцем — это конфликт двух мировоззрений, а не соперничество двух влюбленных, тем более, что Леопольд вовсе не влюблен.
Ранние годы
Европа после Вестфальского мира 1648 года
Леопольд родился 9 июня 1640 года в Вене. Он получил традиционное образование в области гуманитарных наук , истории, литературы, естествознания и астрономии. Он особенно интересовался музыкой, как и его отец, император Фердинанд III. С раннего возраста Леопольд проявлял склонность к учебе. Он стал свободно говорить на латыни , итальянском , немецком , французском и испанском языках . Помимо немецкого, при его дворе наиболее излюбленным языком был итальянский.
Точно так же он получил всестороннее церковное образование, поскольку изначально был выбран для карьеры в высшем духовенстве. Однако от этого плана отказались после смерти его старшего брата Фердинанда IV в 1654 году , когда Леопольд стал наследником. Тем не менее духовное образование Леопольда оказало на него явное влияние. Леопольд оставался под чарами своего духовного образования и влияния иезуитов на протяжении всей своей жизни. Для монарха он был необычайно хорошо осведомлен в богословии, метафизике, юриспруденции и науках. Он также сохранил интерес к астрологии и алхимии, которые он развил под руководством наставников-иезуитов. Глубоко религиозный и преданный человек, Леопольд олицетворял pietas Austriaca , лояльное католическое отношение своего дома. С другой стороны, его набожность и образование, возможно, вызвали в нем фаталистическое напряжение, которое побудило его отвергнуть все компромиссы по конфессиональным вопросам, что не всегда считается положительной характеристикой правителя.
Леопольд обладал типичными габсбургскими физическими качествами, такими как выдающаяся габсбургская нижняя челюсть . Невысокий, худощавый и болезненного телосложения Леопольд был холоден, сдержан на публике и социально некомпетентен. Однако, как говорят, он также был открыт с близкими соратниками. Кокс описал Леопольда следующим образом: «Его походка была величественной, медленной и неторопливой; его задумчивая воздушная задумчивость, его неуклюжие обращения, его грубые манеры, его характер холодный и флегматичный». Спилман утверждает, что его долгожданная карьера в духовенстве заставила Леопольда «рано усвоить ожидаемое от него сильное католическое благочестие и мягкие манеры, свойственные просто второстепенной роли. монархов. С самого начала его правление было оборонительным и глубоко консервативным ».
Избранный королем Венгрии в 1655 году, он последовал его примеру в 1656 и 1657 годах в Богемии и Хорватии соответственно. В июле 1658 года, более чем через год после смерти своего отца, Леопольд был избран императором Священной Римской империи во Франкфурте в противовес французскому кардиналу Мазарини , который стремился возложить Императорскую корону на голову курфюрста-принца Фердинанда Марии или кого- то другого, не принадлежащего к власти. Габсбургский князь. Чтобы примирить Францию, которая имела значительное влияние на дела Германии благодаря Рейнской лиге , новоизбранный император пообещал не помогать Испании, в то время находившейся в состоянии войны с Францией. Это ознаменовало начало почти 47-летнего правления, характеризовавшегося длительным соперничеством с Францией и ее королем Людовиком XIV . Последняя доминирующая личность и власть полностью затмила Леопольда даже по сей день. Хотя Леопольд не руководил своими войсками лично, как Людовик XIV, он был в не меньшей степени королем-воином, поскольку большая часть его общественной жизни была направлена на организацию и содействие войнам.
Названия, стили и почести
Названия и стили
21 августа 1858 — 30 января 1889: Его Императорское и Королевское Высочество наследный принц Австрии, Венгрии, Богемии и Хорватии.
Почести
- Одомашненный
- , 1858 г.
- Большой крест Святого Стефана , 1877 г.
- Иностранный
-
Баден :
- Рыцарь домашнего ордена верности , 1873 г.
- Большой крест льва Церингера , 1873 г.
- Бавария : рыцарь святого Юбера в бриллиантах, 1868 г.
- Бельгия : Большой кордон ордена Леопольда , 1880 г. — свадебный подарок
- Бразилия : Большой крест Южного креста
- Дания : Рыцарь слона , 24 ноября 1873 г.
- Герцогства Эрнестины : Большой Крест Ордена Дома Саксен-Эрнестин
- Франция : Большой крест Почетного легиона
- Греция : Большой крест Искупителя
- Гессен и Рейн : Большой крест ордена Людвига , 21 августа 1865 г.
-
Италия : Рыцарь Благовещения , 6 мая 1881 г.
- Пармская герцогская семья : Большой крест Константиновского ордена Святого Георгия
- Семья Великого Герцога Тосканы : Большой Крест Святого Иосифа
- Суверенный военный Мальтийский орден : Большой крест чести и преданности судебных приставов
- Япония : Большой Кордон Ордена Хризантемы , 14 февраля 1881 г.
- Мекленбург : Большой крест венской короны с короной из руды
- Мексика : , 1865 г.
- Черногория : Большой крест ордена князя Данила I
- Герцогская семья Нассау : Рыцарь Золотого льва Нассау
- Нидерланды : Большой крест Нидерландского льва
- Османская империя : Орден Османии 1-й степени
- Персия : Орден Августовского портрета в алмазах, 1 августа 1873 г.
- Португалия : Большой крест пояса двух орденов
-
Пруссия :
- Рыцарь Черного Орла , 21 августа 1864 г.
- Большой командорский крест Королевского Дома Ордена Гогенцоллернов
-
Россия :
- Рыцарь Андрея Первозванного
- Кавалер Святого Александра Невского
- Рыцарь Белого Орла
- Рыцарь Святой Анны 1-й степени
- Рыцарь Святого Станислава 1-й степени
- Румыния : Большой крест Звезды Румынии
- Сан-Марино : Большой крест Сан-Марино
- Сербия : Большой крест Таковского креста
- Саксен-Веймар-Эйзенах : Большой крест Белого сокола , 1873 г.
- Саксония : Рыцарь Короны Рю , 1876 г.
-
Сиам :
- Большой крест белого слона
- Большой крест короны Сиама
- Испания : Большой крест ордена Карла III , 5 июня 1875 г.
- Швеция-Норвегия : Рыцарь Серафимов , 15 апреля 1879 г.
- Тунис : Орден семьи Хусаинидов в алмазах
-
Соединенное Королевство :
- Незнакомец, рыцарь Подвязки , 20 июня 1887 г.
- Золотая медаль в честь золотого юбилея королевы Виктории
- Вюртемберг : Большой крест Вюртембергской короны , 1873 г.
Почести
Статуя Рудольфа Миклоша Лигети в Будапеште
Несколько объектов были названы в честь Рудольфа Австро-Венгрии:
- Вена
- Рудольфсбрюке над рекой Вена (больше не существует) между 1-м районом Внутреннего города и 3-м районом Ландштрассе
- Кронпринц-Рудольф-Брюке над Дунаем между 2-м районом Леопольдштадта и 22-м районом Донауштадта ; переименован в 1919 году в
- Рудольфсказерн (сегодня: Rossauer Kaserne ) в 1-м районе центральной части города.
- Рудольфсплац — в 1-м районе центральной части города; назван в 1862 г.
- Rudolfstiftung — городская больница на Юхгассе 25 в 3-м районе Ландштрассе
- Рудольф-Хоф на Hörlgasse 15 в 9-м районе Альзергрунда
- Рудольфсхайм — сегодня часть 15-го района Рудольфсхайм-Фюнфхаус
- Rudolfinerhaus — Spital на Billrothstraße 78 в 19-м районе, Дёблинг
- Многие другие транспортные зоны Вены, ранее носившие имя Рудольфа, были переименованы.
- Верхняя Австрия
Рудольфштрассе в Линце — Урфар как центральная подъездная дорога в Линц от Mühlviertel .
- Штирия
- Наследный принц Рудольф — сорт яблони, произрастающий в Штирии и впервые представленный на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
- Кронпринц-Рудольф-Варте — смотровая башня, построенная в 1879 году на Граце Бухкогель.
- Чехия
- Рудольфинум в Праге — сегодня дом Чешской филармонии
- Источник Рудольфа на курорте Киселка в Чехии
- Башня наследного принца Рудольфа на Либине
- Норвегия
Рудольфтоппен , гора на норвежском острове Ян-Майен
- Россия
Остров Рудольфа (рус. Остров Рудольфа ) — самый северный остров Земли Франца-Иосифа ; сегодня часть Архангельской области в России
- Кения
из озера Рудольф — ныне озеро Туркана в Кении
Автор книги: Марк Алданов
История
сообщить о нарушении
Мейерлинг и кронпринц Рудольф
I
Австрийский престолонаследник принц Рудольф погиб трагической смертью 30 января 1889 года. За несколько месяцев до того, 15 июня 1888 года, скончался германский император Фридрих III. Много позднее было высказано мнение, что судьбы мира сложились бы совершенно иначе, если бы эти два человека прожили долго.
Гадания на тему «что было бы, если б…» всегда произвольны и бесполезны. Думаю, однако, что приведенное выше мнение совершенно справедливо. Место красит человека так же, как человек место. Кронпринц Рудольф и император Фридрих были прекрасные, умные, просвещенные люди, с которыми совестно даже сравнивать большинство нынешних властителей Европы. А власть, которая должна была выпасть на их долю (Фридрих III, как известно, в сущности, и не царствовал: он занимал престол 99 дней, умирая от мучительной болезни), несомненно могла им дать в судьбах мира огромное значение.
Когда говорят о кронпринце Рудольфе, тотчас встает в памяти мейерлингская драма – эпизод очень красочный благодаря высокому общественному положению главного действующего лица и потому использованный даже кинематографом. В настоящей статье я, естественно, буду говорить и о мейерлингской драме. Но она будет нас интересовать лишь в связи с той ролью, которую принц Рудольф играл в Австрии. Он до конца этой роли не сыграл: умер тридцати лет от роду. Тем не менее за всю тысячелетнюю историю габсбургской монархии ни один из членов царствовавшего дома не занимал столь своеобразного положения. Да и в какой еще другой стране наследник престола писал политические статьи в оппозиционной газете!
Кронпринц Рудольф родился 21 августа 1858 года; он был, как известно, единственный сын императора Франца Иосифа. Надо ли говорить, что его появление на свет сопровождалось всевозможными торжествами. В газетах тех дней мне попадались указания на необыкновенную иллюминацию в Вене, на раздачу муниципалитетами больших сумм бедным и т.д. В колыбели новорожденному принцу, названному в честь основателя династии Рудольфом (разумеется, ему было дано еще много других имен), император пожаловал орден Золотого Руна на красной ленте: после смерти Франца Иосифа его старший сын должен был стать гроссмейстером этого знаменитого ордена или, точнее, одним из двух гроссмейстеров (Со времени войны за испанское наследство германские императоры и испанские короли спорили о том, кому должна принадлежать золотая цепь гроссмейстера Золотого Руна. Орден распался – мадридские кавалеры не считали «настоящими» венских, а венские – мадридских. Впрочем, и тех и других было в мире чрезвычайно мало.). Кроме того, новорожденный был назначен «собственником и полковником 19-го пехотного полка» – такова была старинная, средневековая формула. Австрия едва ли не единственная из старых монархических стран, никогда не имевшая гвардии (были только отряды телохранителей императора и императрицы). Но иерархия полков существовала и там; 19-й пехотный считался одним из наиболее аристократических.
Как делается трюк «Апельсиновое дерево»?
Если апельсины, которые бросал зрителям Айзенхайм, были настоящими, то само деревце, конечно, не более чем искусная имитация. Специальные механизмы сперва выталкивали из пустотелых «веток» сделанные из шелковой бумаги листья, потом искусственные цветы. Пока все это происходило, апельсины были скрыты за круглыми зелеными экранами, которые в нужный момент поворачивались к зрителям.
Этот остроумный номер идентичен сути фильма, где соперничество в любви оказывается конфликтом между государством и творцом, жуткое убийство — многоходовой манипуляцией, а почти сверхъестественные возможности — ловкими трюками. Что же тогда подлинное в этом мире? Только апельсины, то есть первая любовь, еще не знающая ни корысти, ни эгоизма. И если очень постараться, то ее можно сохранить — и в итоге сбежать из полицейского ада в рай, где все настоящее: и цветы, и бабочки, и деревья.
Художественный образ[править | править код]
- В кино
- «Майерлинг» (1936) режиссёр — Анатоль Литвак, в роли кронпринца Рудольфа — Шарль Буайе.
- «Тайна Майерлинга» (1949) режиссёр — Жан Деланнуа с Жаном Маре в главной роли.
- «Майерлинг» (эпизод телесериала «Продюсерская витрина», 1957) режиссёр — Анатоль Литвак, в роли кронпринца Рудольфа — Мел Феррер.
- «Майерлинг» (1968) Теренса Янга, в главной роли — Омар Шариф.
- «Частные пороки, общественные добродетели (итал.)русск.» (1976) Миклоша Янчо, в главной роли — Лайош Балажовиц.
- «Сисси — мятежная императрица» (2003) Жан-Даниэль Верега с Маликом Зиди в роли кронпринца Рудольфа.
- «Кронпринц Рудольф (нем.)русск.» (2006) Роберта Дорнхельма с Максом фон Туном в главной роли.
- Отдельные обстоятельства жизни Рудольфа были обыграны в голливудском кинофильме 2006 года «Иллюзионист» с Эдвардом Нортоном в главной роли, где кронпринц назван Леопольдом (роль исполнил Руфус Сьюэл).
- В литературе
Трагедия в Майерлинге была положена в основу ряда художественных произведений, как, например, исторический роман Клода Ане (фр.)русск., .
В народе долго ходили слухи, что Рудольф жив и основал где-то в Бразилии «мужицкое царство». Об этом писал, в частности, Иван Франко, жалевший своих земляков, отправившихся за океан «басне о царстве Рудольфа поверя» (из цикла «В Бразилию», перевод Бориса Турганова). Считалось также, что Рудольф должен вернуться, занять трон, навести справедливость. Эти слухи нашли отражение в романе хорватского писателя Августа Цесарца «Императорское королевство».
Венгерский писатель Иштван Барт изложил краткое жизнеописание Рудольфа и различные версии причины его гибели в романе-эссе «Незадачливая судьба кронпринца Рудольфа».
- На сцене
- Версия о том, что Рудольф и Мария Вечора остались живы, положена в основу оперетты Имре Кальмана «Маринка», поставленной на Бродвее в США в 1945 г.
- Также тема трагедии в Майерлинге присутствовала в мюзикле «Элизабет», где самоубийство Рудольфа было обыграно как поцелуй Смерти.
- Трагедии в Майерлинге также посвящён балет «Майерлинг» британского хореографа Кеннета Макмиллана. Спектакль поставил для Королевского балета Ковент Гарден на либретто писательницы и сценаристки Джиллиан Фримен, в качестве музыкальной основы использованы произведения Ференца Листа. Премьера балета состоялась в День святого Валентина, 14 февраля 1978 года.
- Мюзикл «Рудольф», поставленный Фрэнком Уайлдхорном и впервые показанный 26 мая 2006 года в Будапештском театре оперетты.
предки
Родословная Рудольфа Австро-Венгрии | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пра-пра-дедушка | Император
Леопольд II (HRR) (1747–1792) 1765 ⚭ Мария Людовика из Испании (1745–1792) |
король
Фердинанд IV (Неаполь) (1751-1825) 1768 Мария Каролина Австрийская (1752-1814) |
Пфальцграф
Фридрих Михаэль фон Пфальц-Биркенфельд (1724–1767) 1746 ⚭ Мария Франциска Доротея фон Пфальц-Зульцбах (1724–1794) |
Потомственный князь
Карл Людвиг фон Баден (1755–1801) 1774 ⚭ Амалия Гессен-Дармштадтская (1754–1832) |
герцог
Вильгельм в Баварии (1752-1837) 1780 ⚭ Мария Анна фон Цвайбрюккен-Биркенфельд (1753-1824) |
герцог
Людвиг Мария фон Аренберг (1757–1795) 1788 ⚭ Анн де Майи-Несль (1766–1789) |
Прабабушка и прадедушка | Император
Франциск II (HRR) (1768-1835) 1790 вон Мария Тереза Неаполитанская и Сицилийская (1772–1807) |
король
Максимилиан И. Иосиф (Бавария) (1756-1825) 1797 ⚭ Каролина Фридерика Вильгельмина Баденская (1776–1841) |
герцог
Пий Август в Баварии (1786–1837) ⚭ 1807 Амалия Луиза фон Аренберг (1789–1823) |
|||
Бабушка и дедушка | Эрцгерцог Франц Карл Австрийский (1802–1878)
1824 г. Софи Фридерике Баварская (1805–1872 гг.) |
Герцог Макс Джозеф в Баварии (1808-1888)
1828 г. Людовика Вильгельмина Баварская (1808-1892) |
||||
родители | Император Франц Иосиф I (1830-1916)
⚭ 1854 г. Элизабет в Баварии (1837–1898) |
|||||
Рудольф Австро-Венгрия (1858-1889) |
Жизнь
Рудольф был 12-м и младшим сыном великого герцога Тосканского, а затем и императора Леопольда II. Сначала он, кажется, начал военную карьеру, потому что в течение нескольких лет (1802–1809) он был владельцем пехотного полка No. 14 . Однако в 1816 году он вступил в духовенство и был возведен в консистории 4 июня 1818 года Папой Пием VII до кардинала титульной церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио . В 1819 году он был назначен архиепископом Оломоуцкого и возведен на престол.
Рудольф умер в Бадене недалеко от Вены и был похоронен в Склепе капуцинов в Вене . Его сердце было похоронено в Вацлавском соборе в Оломоуце .
покровитель
Рудольф был большим другом и покровителем искусств. Он сам играл на пианино и тоже сочинял. Около 1808 года он стал учеником Людвига ван Бетховена и был единственным, кого Бетховен все еще преподавал в то время. С 1809 года он выплачивал ему ежегодную пенсию в размере 1500 талеров, чтобы он оставался в Вене. Бетховен посвятил ему множество важных работ, в том числе:
- 4-й концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, соч.58
- 5-й фортепианный концерт ми-бемоль мажор, соч.73
- Соната для фортепиано ми-бемоль мажор op.81a ( Les adieux )
- Соната для скрипки соль мажор op.96 (1812)
- Фортепианное трио си-бемоль мажор op.97 ( Трио эрцгерцога )
- Соната для фортепиано си-бемоль мажор op.106 ( Соната для фортепиано )
- Соната для фортепиано до минор, соч.111
- Большая фуга си-бемоль мажор для струнного квартета op.133
- Переложение Большой фуги для фортепиано в четыре руки (1826), op.134
Кроме того, для возведения Рудольфа на престол архиепископа Оломоуцкого была написана Missa solemnis op.123 .
Музыкальные произведения (подборка)
- Серенада си-бемоль мажор для кларнета, альта, фагота и гитары (ок. 1812)
- Соната для фортепиано и скрипки фа минор (ок. 1812)
- Трио ми-бемоль мажор для кларнета, виолончели и фортепиано (1814)
- 40 вариаций op.1 на тему Людвига ван Бетховена для фортепиано (1818-19)
- Соната ля мажор op.2 для кларнета и фортепиано (1822)
- Септет ми минор для кларнета, фагота, валторны, скрипки, альта, виолончели, контрабаса (1830)
- Тема с вариациями на тему Ja mam Konè (У меня есть лошади ) для бассет-валторны и фортепиано
Есть ли у героев реальные прототипы?
Фильм снят по рассказу американца С.Миллхаузера «Иллюзионист Айзенхайм», но это не историческая проза в полном смысле слова. Некоторые критики проводят параллели между кронпринцем Леопольдом в фильме и реальным кронпринцем Рудольфом, который в январе 1889 г., как считается, убил свою любовницу (не невесту, он был женат) Марию Вечера и покончил с собой. После самоубийства кронпринца ходили смутные слухи о том, что он якобы хотел захватить власть, и потому его убрали. Более достоверно то, что кронпринц Рудольф болел сифилисом и страдал депрессией. Умный и энергичный Леопольд в фильме мало на него похож, а великий иллюзионист Айзенхайм (он же Эдуард Абрамовиц), как и София фон Тешин — полностью вымышленные персонажи.
Зато главные номера Айзенхайма — «Апельсиновое дерево» и «Бабочки» — реально существуют. Их придумал великий французский иллюзионист середины XIX в. Робер-Уден.
Следующая жизнь
Он совершил множество поездок, сначала в Европу, а затем и на другие континенты, о которых написал несколько отчетов — от своего имени или анонимно. Вдобавок он предложил энциклопедию Австро-Венгрии, так называемую Kronprinzenwerk , и написал в ней сам. К тому же наследный принц Рудольф был уважаемым орнитологом . Он часто конфликтовал со своим отцом, потому что он представлял либеральные и антиклерикальные взгляды и предпочитал укреплять «многонациональное сознание» в Габсбургской империи, а не особые права нации.
Военная служба и роман в Праге
После завершения учебы Рудольф переехал в Прагу в 1878 году, где прошел военную службу в 36-м пехотном полку (1878 г., полковник , 1880 г., генерал-майор , 1882 г., лейтенант -фельдмаршал , генерал-лейтенант 1888 г.).
По словам Берты Цукеркандл , дочери издателя газеты и давнего друга Рудольфа Морица Сепса , у Рудольфа был роман с молодой женщиной еврейской веры в Праге — по словам его внучки Стефани Виндиш-Грец (1909-2005), его единственной и единственная любовь. Согласно шпионским отчетам в файлах начальника полиции Вены Франца фон Краусса , эта любовница даже сопровождала его на свадебное шоу в Брюссельском суде. Она умерла после побега из ссылки, в которую была изгнана.
Брак со Стефани Бельгийской
Наследный принц Рудольф и кронпринцесса Стефани
Под давлением императора в 1881 году Рудольф был вынужден жениться на принцессе Стефании , дочери бельгийского короля Леопольда II, троюродной сестре отца Рудольфа Франца Иосифа, так как ее мать Мария Генриетта приходилась внучкой императору Леопольду II . Свадьба прошла в Вене.
Некоторое время пара жила в Праге , где неоднократно возникали ссоры. После рождения дочери, эрцгерцогини Элизабет Мари в Лаксенбурге в 1883 году, они вернулись в Вену.
Смерть в Майерлинге
Баронесса Мария Ветсера (1887)
Замок Майерлинг, место смерти Рудольфа Австро-Венгрии и Марии Ветсера
Рудольф страдал от резких перепадов настроения. Предположительно, он покончил жизнь самоубийством в ночь с 29 на 30 января 1889 года в замке Майерлинг , выстрелив в голову. Там же умерла 17-летняя баронесса Мария Ветсера . Согласно заключению врача, ее застрелил наследный принц Рудольф. Сейчас выяснилось, что на самом деле баронесса умерла от выстрела в голову . Венские придворные врачи вскрыли труп наследного принца и на основании патологических данных, обнаруженных в мозге, засвидетельствовали, что этот акт произошел в «состоянии умственного замешательства», что позволило похоронить наследного принца со всеми церковными церемониями . Баронесса Мария была доставлена в аббатство Хайлигенкройц и похоронена на кладбище цистерцианского аббатства .
В начале февраля 1889 г. в немецкой печати появились различные сообщения о наследном принце Рудольфе и баронессе. k. Районный суд в Опаве запретили.
Ход роковой ночи остается неясным по сей день, после того как свидетели (в том числе камердинер Рудольфа Иоганн Лошек ) всю жизнь хранили молчание или делали противоречивые заявления. Многие документы были уничтожены. Предполагаемое орудие убийства позже перешло во владение Отто фон Габсбурга , который не выдавал его всю свою жизнь (1912–2011). В кронпринце самоубийство разрушило доверие к монархии Габсбургов .
Зита , мать Отто и жена последнего императора Карла, в последние годы своей жизни утверждала историкам, что Рудольф и Мария Ветсера были убиты не самим наследным принцем в Майерлинге, а «пали жертвой политических убийц», согласно Немецкий новостной журнал Der Spiegel сообщил в своем коротком некрологе о смерти Зиты в 1989 году. По мнению Зиты, Рудольф был «жертвой политически мотивированного убийства» иностранного заговора, потому что он не хотел участвовать в заговоре с целью свержения императора Франца Иосифа, но хотел его разоблачить. По словам Зиты, заказчиком был французский государственный деятель Клемансо . Brigitte Hamann , сам автор биографии Рудольфа, описал эти заявления в интервью австрийской еженедельной Profil в 2005 году как «целевое запотевание тактики.»
В своем завещании от 2 марта 1887 года Рудольф назначил своего отца, императора Франца Иосифа, душеприказчиком . Вдобавок он попросил его взять на себя опеку над дочерью Элизабет Мари (1883–1963), которую он в то же время сделал своей универсальной наследницей.
После смерти Рудольфа, согласно законам Габсбургов , его Карл Людвиг стал австро-венгерским наследником престола.
Привод и машины
SMS — Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был обусловлен двумя паровыми двигателями с 6500 л.с. , который работал в соответствии с системой соединения с двумя цилиндрами и двух гребных винтов с 80 оборотов в минуту. При необходимости может быть создано до 7500 л.с. и 90 оборотов в минуту.
К его основным размерам:
- Диаметр цилиндра высокого давления: 1450 мм
- Диаметр баллона низкого давления: 2540 мм
- Ход поршней: 1150 мм
- Диаметр стального вала: 406
- Диаметр двух бронзовых четырехлопастных гребных винтов: 5490 мм.
Подача рабочего производилась от 10 (диаметр 4260 мм, длина 3042 мм). При общей поверхности нагрева 1780 м² и поверхности решетки 62 м² за час может испаряться 50 тонн воды.
Как и на борту SMS-кронпринцессы эрцгерцогини Стефании , двигатели двух кораблей были размещены в двух, а системы котлов — в четырех водонепроницаемых отсеках.
Существовали отдельные паровые машины в качестве вспомогательных агрегатов для всей службы корабля:
- Для машинного обслуживания: 20
- В артиллерийской службе: 7
- Для электрического освещения: 3
- Для судовой службы: 7
Результаты расследования
Наконец 2 февраля была озвучена официальная версия событий. Утром 30 января камердинер Лошек и граф Хойос тщётно пытались разбудить Рудольфа стуком в дверь его спальни. Взломав запертую изнутри дверь, они проникли в комнату. В полутьме — ставни были закрыты — перед ними предстала страшная картина: на кровати полусидел мёртвый принц, а рядом с ним лежало безжизненное тело Марии. Придворный лейб-медик фон Видерхофер констатировал смерть от выстрела в голову и вызванное им повреждение черепа. По его словам, вскрытие тела престолонаследника установило «изменения в мозгу покойного, позволяющие предполагать, что он покончил собой в припадке безумия». 30 января траурный кортеж с тихим побрякиванием колокольчиков перевозил бездыханный труп Рудольфа в смущенную австрийскую столицу, а монахи-цистерцианцы тайно увозили тело красавицы-баронессы Марии Вечеры. Её похоронили ночью в ближайшем монастыре Хайлигенкройц. Император Франц Иосиф лично настоял на том, чтобы подробностей случившегося в Майерлинге не узнал никто и никогда.
Метки: Загадки истории, Австрия, смерть, самоубийство, убийство, принц, любовница, Рудольф
История обслуживания
Картина австро-венгерской эскадры во главе с Кронпринц Эрцгерцог Рудольф, в Киль, Германия
Кронпринц Эрцгерцог Рудольф c. 1915 г. как стационарный корабль в Каттаро Бэй
SMS Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был положил 25 января 1884 г. на Военно-морской верфи в г. Пола. Она была запущен 6 июля 1887 г., а затем началось оснащение, который был завершен в сентябре 1889 года. К стыду Габсбургов, тезка корабля покончила жизнь самоубийством в начале того года. В 1890 году немецкий император кайзер Вильгельм II, пригласил австро-венгерский флот принять участие в ежегодных учениях флота в августе. Кронпринц Эрцгерцог Рудольфброненосец Кронпринзессин Эржерзогин Стефани, а защищенный крейсер Кайзер Франц Иосиф I были отправлены в Германию под командованием Контр-адмирал Иоганн фон Хинке. В пути эскадрилья нанесла визит в Гибралтар и Британия; во время последней остановки корабли участвовали в Cowes Regatta, где они были рассмотрены Королева Виктория. Корабли также останавливались в Копенгаген, Дания и Карлскруна, Швеция. На обратном пути в Австро-Венгрию эскадра посетила Шербур, Франция и Палермо, Италия. Кронпринц Эрцгерцог Рудольф неоднократно испытывал трудности с двигателями во время поездки, но тем не менее считался большим успехом в австро-венгерском флоте.
В 1892 году торжества в честь 400-летия Христофор Колумбпервые трансатлантические рейсы были проведены в нескольких странах; Кронпринц Эрцгерцог Рудольф, Кронпринзессин Эржерзогин Стефани, и Кайзер Франц Иосиф I представлял Австро-Венгрию во время церемоний в Генуя, Италия, место рождения Колумба. Находясь там, ее осмотрел Кинг. Умберто I Италии и его сын Виктор Эммануил III. Уже к 1898 году корабль считался австро-венгерским флотом второстепенным, после менее чем 10 лет службы. Быстрые темпы развития военно-морского флота в конце 19 века быстро сделали его устаревшим.Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был реклассифицирован как корабль береговой обороны в 1906 г. В 1908 году австро-венгерский флот попытался продать корабль, Кронпринзессин Эржерзогин Стефани, и Тегетхофф в Уругвай для сбора средств на новые проекты, но сделка сорвалась.
После объявления Австро-Венгрией войны Сербии в июле 1914 г. Первая Мировая Война, корабль находился в Каттаро Бэй под Командир Ричард Флорио, лидер Горного командования II. В отряд также входил старый разрушитель, четыре торпедных катера, заградитель, и два тральщики, среди других второстепенных судов. Она оставалась там на время конфликта. К началу 1918 года длительные периоды бездействия начали изнашиваться экипажами нескольких военных кораблей в Каттаро, в том числе Кронпринц Эрцгерцог Рудольф. 1 февраля Каттаро Мютини вспыхнул, начиная с борта броненосный крейсер Санкт-Георг и быстро распространяется на другие корабли. Офицеры были заперты в своих каютах, в то время как комитет моряков собрался, чтобы сформулировать список требований, которые варьировались от более длительных периодов отпуска и улучшения рационов до прекращения войны, на основе заявления президента США. Вудро Вильсонс Четырнадцать очков. На следующий день лояльные правительству береговые батареи открыли огонь по Кронпринц Эрцгерцог Рудольф как она плыла к Залив Теодо, самая удаленная часть залива Каттаро. Батареи получили единственное попадание, в результате которого погибли двое мужчин, что побудило многие из восставших кораблей прекратить попытки. Утром 3 февраля Эржерцог Карл-классовые линкоры 3-й дивизии прибыл в Каттаро, что убедило последних сдающихся. Суды над главарями начались быстро, и четыре человека были казнены.
С окончанием войны в ноябре 1918 года и распадом Австро-Венгерской империи, Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был передан молодой ВМС Королевства сербов, хорватов и словенцев в марте 1921 года. Они переименовали ее Кумбор, но она оставалась в их инвентаре ненадолго, будучи распалась на металлолом в следующем году.
Перестрелка в Майерлинге
Согласно первым сообщениям в прессе, 29 января наследник находился в Майерлинге и ждал Марию. Она исчезла из дома в полдень, оставив записку, что едет «к родным». Однако мать об истинных намерениях дочери догадалась и бросилась к министру-президенту графу Тааффе, который, в свою очередь, поставил в известность эрцгерцога Карла Людвига. А последний не нашёл ничего лучшего, кроме как послать племяннику в Майерлинг телеграмму с приглашением на семейный обед. Телеграмма эта не застала Рудольфа в замке и все это время пролежала на его столе. Между тем в Вене ожидали возвращения Рудольфа. Но шёл час за часом, а он не появлялся. И тогда его приятель, граф Хойос, прибыв в замок и, очевидно, не найдя на месте принца, собрал ночью всю прислугу, и они с факелами отправились осматривать лес, полагая, что принц охотился, заблудился и пропал. К 8 часам утра 30 января лесничий Вернер, проголодавшись после бесплодных поисков, хотел зайти в свою сторожку за куском хлеба. Но, найдя дверь запертой, а сквозь щели заметив свет, он выбил замок и не поверил своим глазам: на кровати лесничего лежал труп Марии, а рядом — почти сползшее на пол тело кронпринца Рудольфа. Вернер бросился в замок, и вскоре в сторожку прибыли граф Хойос, камердинер Ло-шек и кучер Йозеф Братфиш. Граф констатировал, что кронпринц застрелился из ружья лесничего, зацепив гашетку за выступающий угловой винт кровати и направив себе дуло в голову. Этим и объясняется страшная рана на черепе. Баронесса Вечера отравилась (или была отравлена) стрихнином. Пока тело принца переносили в замок, граф Хойос поспешил на железнодорожную станцию и, остановив поезд, отправился в Вену. Некоторые заграничные газеты смаковали иные скандальные слухи: якобы Мария Вечера, прибыв в роковой день в Майерлинг, нашла там целую компанию собутыльников Рудольфа и нескольких актрис. Она рассердилась и обиделась на эрцгерцога, который позволил себе унизить её до подобного общества. Отказавшись от ужина, Мария удалилась в комнату, отведённую для неё. Возможно, кронпринца стала беспокоить совесть за то, что он поставил преданную ему девушку в оскорбительное положение. Несдержанный в своём гневе Рудольф обрушился на своих «друзей» с упрёками. Завязалась перебранка, перешедшая в драку, во время которой кто-то ударил Рудольфа по голове бутылкой от шампанского. Удар был настолько силён, что раздробил половину черепа, и осколки стекла так и остались в мозгу убитого. Быстро протрезвев, гости сообразили, что Мария является единственной свидетельницей всего происшедшего и может их погубить. Дверь её комнаты была заперта, и тогда они бросились к окну, через которое и застрелили её в тот момент, когда, перепуганная дракой в столовой, она на коленях ползла по полу, видимо, собираясь выскочить из окна. В разгоревшейся перебранке гостей, помимо Рудольфа и Марии, было убито и ранено ещё несколько человек. Все оставшиеся в живых «ночные» свидетели немедленно дали показания властям, после чего их обязали молчать. Многие из свидетелей довольно быстро ушли из жизни, например, граф Зичи и кучер Йозеф Братфиш, который был постоянным спутником кронпринца в его ночных похождениях.