Мелизматика — это… характеристика, особенности, разновидности вокального украшения
Содержание:
- Мелизмы в вокале
- Примеры
- Мелизмы
- Украшения основного звука – мелизмы
- Мелизмы
- Смотрите вокальные приемы на видео:
- Вокальные украшения. Мелизмы. — ГЕЛАКТИКА
- Микст
- Бэлтинг
- Особенности вокальных мелизмов
- Мелизматика
- Вибрато
- Мелизмы
- Субтон
- Что такое вокальные приемы?
- Мелизмы в музыке: основные виды украшений, Музыкальный класс
Мелизмы в вокале
Что такое мелизмы в вокале? Для чего они нужны? Как овладеть техникой пения мелизмов и что вообще такое техника пения мелизмов. В этой статье мы подробно рассмотрим все эти вопросы.
Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Какие же виды мелизмов существуют в вокальной музыке? Рассмотрим основные:
Трель. Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков. На нотном стане обозначается волнистой линией над основной нотой трели.
Трель
Форшлаг. Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков. Также, форшлаги бывают перечёркнутыми и не перечёркнутыми. Перечёркнутые форшлаги исполняются быстро, не меняя длины основного звука, не перечёркнутые форшлаги делят основной звук по длительности вдвое. То есть исполняются за счёт длины основного звука.
Форшлаг
Группетто. Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.
Группетто
Мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.
Мордент
Как овладеть техникой исполнения мелизмов? По сути говоря, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением.
Для чего нужны мелизмы? Мелизмы используются во многих музыкальных жанрах, они служат для украшения мелодии, наполнения её дополнительными элементами, чтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.
Примеры
Ангелы, которых мы слышали на небесах Хор оркестра армии США, а капелла |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Традиционная французская песня «Глория», к которой обычно поется гимн « Ангелы, которых мы слышали на небесах » (и « Ангелы из Царств Славы » в Великобритании), содержит одну из самых мелизматических последовательностей в популярном христианском гимне. Музыка. Дважды в своем припеве «о» слова «Глория» проходит через 16 различных нот. » Ding Dong Merrily on High » в аранжировке Джорджа Рэтклиффа Вудворда содержит еще более длинную мелизму из 31 ноты, также на «о» «Gloria».
В « Мессии» Джорджа Фридриха Генделя содержится множество примеров мелизмы, как в следующем отрывке из припева «Для нас родился ребенок» ( ). Линии сопрано и альта включают 57-нотную мелизму в слове «рожденный».
Играть ( помощь · информация )
Мелисма также используется, хотя и редко и кратко, в музыке Джетро Талла : примеры включают одноименный трек из альбома Songs From the Wood и песню «Skating Away (На тонком льду нового дня)». Один из самых ярких примеров современной поп-музыки — это произведение Брюса Спрингстина « Узы, которые связывают», в котором «я» в слове «привязать» повторяется 13 раз. Яркий пример можно найти в Bohemian Rhapsody от Queen , в которой мелизма на слоги «-СО» (из «Великолепного») и «идти» (из «отпусти меня») образует часть драматической структуры песни.
Вольфганг Амадей Моцарт также использует мелизму в своей Реквиемной мессе ре минор ( К. 626) в последовательности Кайри , при этом «е» в «eleison» тщательно поется в различных нотах.
В своей песне 2010 года « Oh Bo » американский комик Бо Бернхэм использует мелизму, чтобы придать своей лирике многослойный смысл; в строке «Я получил пробежки» он ссылается на диарею («пробежки») при использовании автонастроенного вокального пробега на слове «пробегает».
Другой пример мелизмы в популярной музыке — это сингл американской рок-группы Thirty Seconds to Mars 2013 года » Do or Die «. В припеве и на протяжении всей песни ведущий вокалист Джаред Лето поет «и история продолжается …», удерживая слог «on» в нескольких нотах.
Мелизмы
Классическая трактовка.
Мелизмы – (первое значение) – мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»).
Мелизмы – (второе значение) – Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке. К мелизмам относятся форшлаг, мордент, группетто, трель. В нотном письме мелизмы обозначаются при помощи специальных знаков или выписываются мелкими нотами.
Стереотипное заблуждение.
Особенные вокальные украшения мелодии в стилях госпел, соул, фанк, r&b, а также в поп-вокале и «эстраде» (российском аналоге поп-вокала), в некоторых песнях, которые можно отнести к народным песням, особенно в афро-американской традиции, к стилям рок, инди, и пр. стилям современной вокальной музыки по аналогии с классическим определением называются мелизмами.
Дополнение наше.
Мелизмы – понятие строго классическое. Гармоническое и, как следствие, мелодическое строение европейской классической музыки определяет мелодию мелизмов. Каким бы коротким ни был мелизм, его по-нотный разбор однозначно показывает строгое следование классическим канонам европейской музыкальной гармонии, вне взаимосвязи с которой мелизмы не поются.
Мелодические вокальные украшения, используемые в большинстве стилей современного вокала (см. выше «Стереотипное заблуждение») имеют в своей основе совершенно другие гармонические «корни». Эти корни – пентатоника, основа большинства народных ладов.
Данное обстоятельство вызывает у вокалистов немало трудностей, поскольку, привыкнув к европейской гармонической «сетке», им сложно быстро перестроить свое «музыкальное сознание» в другое измерение.
Кроме того, стилевые мелодические украшения в современном вокале часто не имеют однозначно выраженной мелодики, не могут быть точно положены на нотную запись. Произойдя из устной традиции афро-американского вокала, такие украшения продолжают оставаться во многом импровизационными, каждый раз одним и тем же вокалистом поющимися по-разному.
При использовании таких украшений вокалист очень часто применяет разные вокальности, «играет» ими, что делает исполнение непредсказуемым (подобно импровизации в инструментальном джазе).
Поэтому неправильно называть мелизмами те мелодические украшения и обороты, которые получили свои собственные названия в рамках неклассического вокала – runs (пробежки, разбежки), riffs (рифы), loops (петли, витки) и др.
Данные мелодические обороты и украшения хорошо представлены в вокале таких известных звезд мировой сцены, как Stevie Wonder, Mariah Carey, Christina Aguilera и подавляющего большинства других певцов и певиц, поющих в современных стилях.
Вероника Воршип Ковальчук АлексейPremium & Professional
Что это за курс и для кого?
|
Зачем нужен этот курс?
|
Как заказать?
|
Украшения основного звука – мелизмы
В эстрадном вокале используется большое количество различных красок и приёмов. Мелизмы – это различные приёмы украшения основного звука вспомогательными. Можно не иметь большого голоса, но за счёт владения техникой приёмов можно стать мастером в своем жанре.
Соблюдение в процессе работы определённых стадий и этапов, а также использование специальных приёмов помогают развитию музыкально-творческого мышления исполнителя – это является одной из главных задач воспитания как музыкантов – профессионалов, так и любителей.
1. Мордент.
При исполнении мордента опорным является первый звук, что отличает его от форшлага, где акцентируется следующий за ним звук.
2. Форшлаг – вспомогательные звуки, украшающие основную мелодию. Они записываются мелким шрифтом. Используются легко и свободно. Если мелодия начинается с форшлага, то он исполняется, как нота затакта.
3. Группетто – может стоять над нотой и между нотами.
4. Трель – заключается в быстром многократном чередовании основного звука с соседним, ступенью выше.
5. Тремоло – быстрое чередование звуков.
6. Глиссандо, портаменто.Глиссандо – медленное скольжение, плавное движение во всём диапазоне. Вокальному исполнительству более свойственен портаменто – это способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуковысотном отношении), а используется короткий и плавный подъезд к нужной высоте от предыдущей ноты, замедленное скольжение от одного звука к другому, близко к глиссандо.
7. Слер-энд-смир /Slur and smear (англ.slur – слитно, smear – смазывать) – характерный для эстрадно-джазовых композиций тип короткого восходящего глиссандо, создающего эффект «смазывания» звука.
8. Триоль – группа из трёх звуков, образующаяся при делении какой-либо длительности на три равные ритмические доли (вместо двух).
9. Арпеджио – это движение мелодии по аккордовым тонам.
10. Вариация – является видоизмененным повторением темы.
11. Импровизация в вокале имеет свою специфику. Импровизация выступает в качестве формы творческого процесса сочинения голосов в процессе исполнения как поиск новых голосов.
Импровизаторы – вокалисты, владеющие техникой скэт (слоговое пение), используют принципы инструментальной импровизации.
Приёмы эстрадного вокала
Современный эстрадный вокал использует в основном полуприкрытую манеру вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким нёбом. При таком пении увеличивается объём ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса. При этом заметно увеличивается амплитуда голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится «насыщеннее», красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр – сигнал о напряжённости голосовых связок.
В эстрадном вокале используются следующие приёмы:
1. расщепление– приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определённая доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два;
2. один из важнейших в арсенале рок-вокалистов – приём расщепления «драйв«. Его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д. Правильно выполненный приём оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Поскольку приём в своё время возник самопроизвольно из знакомого всем фанатам вокала желания – спеть ноты выше собственных возможностей, он весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создаёт дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое нёбо;
3. субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно услышать в джазе и поп-музыке;
4. обертоновое пение – также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия);
5. глиссандо – также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на ноту;
6. фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке;
7. йодль – также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет;
8. штробас – это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко.
Мелизмы
Мелизматическое пение — это довольно сложный, но очень красивый вокальный прием. Он заключается в том, что вокалист пропевает ноту, совершая быстрые движения вверх и вниз, но делает это супер технично. Мелизмы распространены не только в современной музыке, в частности, стилях R’n’b и “Соул”, их можно встретить также в академическом пении и даже в народном вокале.
Существует много разновидностей этого приема, кстати, к ним относится и вибрато, которое я решила в этой статье вынести отдельным пунктом по причине его частого использования. Более того, вибрато является самым простым мелизматическим приемом.
В переводе с греческого это понятие переводится как “песнь, мелодия”. Так и есть, мелизм — это отдельная мелодия в пределах одного слога, не меняющая ни темп, ни ритмический рисунок основной вокальной линии. Она придает произведению тонкую нюансировку и такое разнообразие, что возникает непреодолимое желание слушать его снова и снова, настолько оно интересно. Однако не стоит забывать, что каждый стиль требует или, наоборот, не приемлет тех или иных техник. Перебор с мелизмами может превратить красивую песню в набор звуков, поэтому не забываем об уместности.
Разбуди свой голос, а то он спит!
Учиться этому приему, как и всем остальным, следует только после постановки голоса и нахождения вокальной позиции. Нельзя сказать, что он простой, но постоянная тренировка с помощью специальных упражнений рано или поздно сделает свое дело.
Смотрите вокальные приемы на видео:
В этом коротком видео вы можете ознакомиться со всеми вокальными приемами, о которых я написала, на примере известных вокалистов.
Слушайте любимых исполнителей и подмечайте в их голосе нюансы, которые делают его особенным. Конечно, каждый человек обладает уникальным тембром, поэтому не старайтесь подражать и копировать, лучше изучайте и применяйте эти техники на себе.
Повторюсь, что осваивать вокальные приемы можно только тогда, когда ваш голос уже настроен на правильное звукоизвлечение. Если вы только начали заниматься вокалом и не уверены в том, что голосовой аппарат готов принять на себя более существенные нагрузки, проконсультируйтесь с педагогом.
А еще я открою вам маленькую тайну. Когда вы действительно научитесь петь правильно, то сами начнете использовать эти приемы интуитивно, чтобы окрасить фразу эмоционально. Это и есть выразительное пение. В один прекрасный день совершенно незаметно из вас “польётся” голос с вибрато или выскочит “звериный рык”. Никто ведь не придумывал ничего специально: люди выражали свои чувства, и голос подстраивался под сильную эмоцию. Так и появились приемы, которые мы теперь изучаем.
Кто знает, может, однажды вы проявите себя как первопроходец и привнесете нечто новое в вокальную культуру? Постоянная работа, упорство и желание достичь цели помогут вам в этом! Однако самое важное — это вовсе не повсеместное увлечение вокальным приемами, а выразительное пение, когда вы ловите настроение и образ, необходимый именно для данной песни. И никакие “завитушки” не помогут, если нет понимания сути и искренности исполнения
* Хотите освоить какой-то из вокальных приемов или просто научиться петь? Тогда приходите на занятия вокалом по скайпу. Ждем вас!
Вокальные украшения. Мелизмы. — ГЕЛАКТИКА
Мы начинаем серию публикаций о вокальных украшениях. Сегодня темой нашего разговора будут мелизмы.
Мелизмы в вокале — это высокотехничные опевания, мелодическое украшение звука не меняющее темп песни. В отличие от традиционной (силлабической) певческой манеры, в мелизматике на каждый слог вашей песни приходится сразу несколько нот.Задача мелизма – украсить мелодию, придать ей большее очарование, сделать песню более текучей, искусной и красивой. Стоит отметить, что прием мелизмов используется не только в современном r’n’b жанре, но и в классической музыке. Кроме того, мелизмы повсеместно встречаются в народном вокале (армянском, азербайджанском, арабском). К мелизмам в классике относят: форшлаги, морденты, трели. Мелизматическую вокальную музыку светских жанров барокко и классико-романтического периода включают в более общее понятие колоратуры.Мелизмы в классическом вокале нам проиллюстрирует известная итальянская оперная дива Чечилия Бартоли.
Мелизматическое пение широко распространено в современной западной популярной музыке. Вокальная орнаментика раскрывается во всей красоте в стилях соул и ритм энд блюзе. Терминология там несколько другая: «runs» (пробежки, разбежки), «riffs» (риффы), «curls» (завитки, локоны), «loops» (петли, витки). На видео эти приемы демонстрирует королева мелизма Арета Франклин:
Несколько слов о технике исполнения мелизмов. Опевание каждой конкретной ноты звуками с более высоким и низким тоном осуществляется путем коротких и малозаметных движений горлом. Можно сказать, что мелизмы исполняются на связках, однако исполнить из невозможно, если певец при этом не владеет диафрагматическим дыханием. Это довольно сложный прием для украшения вокала, поэтому необходимо сначала поставить голос, научиться чувствовать ноты, поставить дыхательную опору, а после этого изучать технику мелизмов.Звук мелизма должен как бы проскальзывать через гортань исполнителя, не задерживаясь в ней, поскольку опевания нот никак не влияют на длительность музыки. Длительность композиции остается прежней, но ее исполнение усложняется.
Однако, не смотря на сложность мелизматической техники, многие современные молодые исполнители прекрасно ей владеют и с успехом используют ее в своих выступлениях. Послушаем потрясающий дуэт Кармен Мокси и Тины Кузнецовой.
Ну и в заключение давайте насладимся прекрасной, экспрессивной, украшенную чувственными мелизмами композицией «1+1» в исполнении Бейонсе:
Микст
Микст — это одна из важнейших вокальных техник.
Грег Энрикес, педагог по вокалу многих западных звезд, когда я была у него на вокальном интенсиве говорил, что микстовое пение лежит в основе вокала. И когда вы научитесь правильно пользоваться микстом, вы сможете спеть все что угодно, используя ТОЛЬКО микстовое звучание и оно ЕДИНСВЕННОЕ может быть правильным и безопасным для связок.
Я бы поспорила с этим, но надо признать, что микст — это одна из основополагающих вокальных техник.
Микст — в переводе на русский значит “смешивать”. При пении микстом у вокалиста звучат как головной, так и грудной резонаторы. Микст дает ровный и монолитный звук на всем диапазоне голоса.
Красивое, удобное микстовое звучание не достигается за несколько занятий. Потому что микст — это прежде всего вокальная база, на которую в дальнейшем как бы нанизываются остальные вокальные приемы: бэлтинг, мелизматика, субтон, фрай и многие другие, которые раскрывают голос вокалиста и делают исполнение более ярким и впечатляющим.
Своим ученикам я говорю, чтобы петь микстом, нужно вначале поставить опору звука, разобраться с резонаторами, понять, что такое певческая позиция. И только потом мы добиваемся нужного нам звучания.
Бэлтинг
Эта вокальная техника вызывает много вопросов и обсуждений. Бэлтингом называется пение на высоких нотах в полную силу, то есть вокал переходит в приятный на слух крик. Вокалист поет громко, в полную мощь, не переходя на фальцет в верхнем регистре. Представители классической школы bel canto не приемлют эту технику, используется она именно в эстрадном попвокале.
Многие известные вокалисты так поют от природы. На самом деле все мы способны орать в детстве так, что за версту слышно, и при этом нет проблемы для связок. Но лишь единицам удалось сохранить эту технику и пользоваться ей в сознательном возрасте.
Споем с тобой вместе по скайпу в унисон?
Бэлтингу можно научиться, но необходимо собрать непростую комбинацию факторов: это вокальная опора, сила голоса, его направленность “в маску” и способность пользоваться природным криком. И никогда не забывайте о том, что каждый из вас индивидуален и ваши физиологические особенности во многом определяют звучание. Поэтому бэлтинг известных вокалистов звучит по-разному, вызывая спорные моменты по поводу того, он это или не он.
Особенности вокальных мелизмов
В вокале мелизматика — это украшение звука, при котором темп песни не изменяется. Главное отличие такого высокотехничного опевания от силлабической (традиционной) певческой манеры, как мы говорили, в том, что несколько нот приходится на один слог.
Задача мелизматики — это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную. Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов (арабский, азербайджанский, армянский фольклор), и современных звезд r’n’b. Послушайте Чечилию Бартоли, Арету Франклин, Тину Кузнецову, Кармен Мокси, Бейонсе, чтобы узнать, что такое мелизматика в пении.
Надо сказать, что этот столь старинный прием очень популярен в современной западной музыке, в частности, в ритм-энд-блюзе, соул. Но вместо традиционной применяется несколько другая терминология:
- riffs — риффы;
- loops — витки, петли;
- runs — разбежки;
- curls — завитки, локоны.
Мелизматика
И последний на сегодня вокальный прием, который поможет сделать ваше исполнение изящнее и фактурнее — это мелизматика.
Самое простое определение — «мелизмы» — это украшение мелодии. По сути, это опевание основного тона. Но каким образом происходит это опевание? Это всегда зависит от желания, настроения и умения конкретного исполнителя.
Многие вокалисты называют мелизматику “вокальной эквилибристикой”. Мелизмы делают песню более затейливой, песня слушается более наполнено и утонченно.
Чтобы освоить эту вокальную технику, в первую очередь, еще до упражнений на уроке, нужно очень много слушать исполнителей, которые владеют этим приемом. Если мы говорим про мелизматику, то стоит поучиться у Агилеры, Марайа Керри, Бейонсе, Джесси Джей.
Вибрато
Без этого вокального приема голос звучит прямолинейно и невыразительно. Вибрато сильно распространено в академическом пении, и там является основным украшением голоса. Его можно услышать не только в голосе певца, но и при звучании музыкальных инструментов (тремоло). Например, в случае со струнными инструментами, это результат колебания пальца.
Чем же вызвано вибрато в голосе, и что представляет собой этот вокальный приём? Вибрато — это быстрое изменение громкости, высоты звука и его тембральной характеристики. Правильное вибрато образуется в резонаторах и ни в коем случае не делается на связках. Конечно, вы будете чувствовать вибрацию и в гортани, но это будут лишь отголоски резонанса. При качественном выполнении этот прием расслабляет голос и дарит ему ощущение свободы.
Абсолютное владение своим голосовым аппаратом предполагает сознательное управление этим эффектом. Бывает, что вибрато возникает случайно и является слишком частым или даже постоянно присутствует при звукоизвлечении. В этом случае необходимо учиться петь на опоре ровным голосом, чтобы исправить ситуацию. Неконтролируемое вибрато может говорить о том, что у вас плохо развита диафрагма и у звука нет опоры.
Мелизмы
Классическая трактовка.
Мелизмы – (первое значение) – мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»).
Мелизмы – (второе значение) – Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке. К мелизмам относятся форшлаг, мордент, группетто, трель. В нотном письме мелизмы обозначаются при помощи специальных знаков или выписываются мелкими нотами.
Стереотипное заблуждение.
Особенные вокальные украшения мелодии в стилях госпел, соул, фанк, r&b, а также в поп-вокале и «эстраде» (российском аналоге поп-вокала), в некоторых песнях, которые можно отнести к народным песням, особенно в афро-американской традиции, к стилям рок, инди, и пр. стилям современной вокальной музыки по аналогии с классическим определением называются мелизмами.
Дополнение наше.
Мелодические вокальные украшения, используемые в большинстве стилей современного вокала (см. выше «Стереотипное заблуждение») имеют в своей основе совершенно другие гармонические «корни». Эти корни – пентатоника, основа большинства народных ладов.
Данное обстоятельство вызывает у вокалистов немало трудностей, поскольку, привыкнув к европейской гармонической «сетке», им сложно быстро перестроить свое «музыкальное сознание» в другое измерение.
Кроме того, стилевые мелодические украшения в современном вокале часто не имеют однозначно выраженной мелодики, не могут быть точно положены на нотную запись. Произойдя из устной традиции афро-американского вокала, такие украшения продолжают оставаться во многом импровизационными, каждый раз одним и тем же вокалистом поющимися по-разному.
- При использовании таких украшений вокалист очень часто применяет разные вокальности, «играет» ими, что делает исполнение непредсказуемым (подобно импровизации в инструментальном джазе).
- Поэтому неправильно называть мелизмами те мелодические украшения и обороты, которые получили свои собственные названия в рамках неклассического вокала – runs (пробежки, разбежки), riffs (рифы), loops (петли, витки) и др.
- Данные мелодические обороты и украшения хорошо представлены в вокале таких известных звезд мировой сцены, как Stevie Wonder, Mariah Carey, Christina Aguilera и подавляющего большинства других певцов и певиц, поющих в современных стилях.
Компетенция вокально-техническая
Субтон
Этот приём часто используется в современной поп-музыке как в западном мире, так и на нашей эстраде. Фокус заключается в том, что к чистому голосу добавляется поток воздуха, что на выходе рождает сипяще-шипящий звук. Вставки, спетые на субтоне, обогащают песню не только динамикой, но и дарят ей чувственность и нежность, сближая исполнителя со слушателем. Субтон в пении можно сравнить с шёпотом в речи, именно поэтому с помощью него создается эффект присутствия.
Разбуди свой голос, дружок, ну же!
Что же происходит, когда мы поем на субтоне? Мы выпускаем довольно мощную струю воздуха, приводим голос в активное состояние, но связки смыкаем не до конца. В данном случае они находятся в напряжении, а расход воздуха увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с тем, как происходит при “чистом” пении.
Этот вокальный приём не вызывает сложностей, если вы владеете своим голосом и поёте на опоре. Использовать его для постоянного пения не стоит, вы можете навредить своим связкам.
Что такое вокальные приемы?
Каждый яркий вокалист имеет в арсенале свои особенности исполнения, своеобразные техники, которые украшают голос, придают ему чувственность, выразительность и сексуальность. Эти иногда незаметные мелочи завораживают слушателя, потому что придают песням особый “оттенок”. Без таких нюансов голос звучит плоско и по-пионерски.
Но не стоит забывать, что это всего лишь украшения, поэтому не надо повсеместно их использовать. Осваивайте их постепенно и уместно вкрапляйте их в свои произведения. Давайте рассмотрим некоторые вокальные приемы и разберемся, каким образом они рождаются.
Посмотреть бесплатно вебинар на тему: «Как научиться петь?»
Мелизмы в музыке: основные виды украшений, Музыкальный класс
Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.
Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.
Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.
Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.
Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.
Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.
Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.
Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.
Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности — например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели — дъявольские, злые, например.
Украшение «группетто» заключается в достаточно быстром исполнении последовательности нот, которая представляет собой опевание основного звука верхним и нижним вспомогательным. Расстояние, между основным и вспомогательными звуками обычно равняется секундному интервалу (то есть это соседние звуки или соседние клавиши).
Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.
Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.
Этот мелизм – один или несколько звуков, которые стоят непосредственно перед украшаемым звуком. Форшлаг бывает как «коротким», так и «длинным» (нередко его также называют «долгий»).
Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.
Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.
Вспомогательный звук — это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.
Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.
Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).