Нужно ли наказывать детей

Содержание:

Правила верного наказания

Дисциплинарная мера также служит для того, чтобы малыш осознал свои чувства и в будущем такие ситуации не повторялись. Для большего эффекта родителям необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Необходимо быть последовательными. Возмездие необходимо за одни и те же проступки. Нельзя пускать на самотёк своенравность ребёнка, если даже у родителя нет времени проводить беседу.
  2. Нельзя закрывать глаза на степень тяжести проступка. Если это первое нарушение правил или ребёнок немного побаловался, то последует лишь предупреждение. Строго реагировать нужно на умышленные проступки.
  3. Продолжительность последствий должна иметь свои рамки. Наследник должен всегда знать, когда закончится наказание. В противном случае он потеряет следственную связь между произошедшим и наказанием, которое длится, например, три недели.
  4. Действия должны быть рациональными. Для этого родитель должен сначала успокоиться, а потом подумать о методе наказания.
  5. Муж и жена должны быть согласны друг с другом в выборе дисциплинарной меры. В противном случае могут начаться манипуляции.
  6. Перед глазами у ребёнка должен быть положительный пример. Ребёнок часто перенимает поведение родителей, поэтому в первую очередь они должны быть образцом желаемого поведения.

Чего нельзя делать

Очень многие люди наказывают своих детей без понимания том, как и зачем они это делают. Если уж вы решили, что на этот раз без наказания не обойтись, помните чего ни в коем случае нельзя делать, когда вы наказываете ребенка.

Наносить вред физическому и психическому здоровью маленького человека

Это значит, что как бы вы не сердились, вы не должны кричать на ребенка, и уж тем более, бить его. Не допустимо говорить с ребенком высоким тоном, обзывать и унижать его. Детские психологи подтвердили, что дети, к которым регулярно применялось физическое и моральное воздействие, вырастают неуверенными в себе людьми с заниженной самооценкой. Такие люди часто испытывают трудности в общении и считают, что они никому не нужны.

Чтобы избежать таких проблем, вам следует научиться спокойно разговаривать с ребенком и правильно подбирать слова. Если вы хотите показать ему свое недовольство, советуем вам заменить оскорбительные выражения на более мягкие, которые могут воздействовать на поведение детей намного эффективнее. Например:

“ Я так и знала, что ты завалишь контрольную” вместо этого, лучше использовать “Мне очень жаль, что ты не смог оправдать моих надежд” или “ Руки у тебя не из того места растут” вместо этого надо говорить “ В следующий раз постарайся быть внимательнее и осторожнее”.

Так же нельзя сравнивать своего ребенка с другими ребятами. Превозносить чужих детей, его братьев или сестер и указывать на его недостатки. Это может вызвать ненависть к вам и к тому, кого вы хвалите. Рекомендуем вам исключить из своего словаря такие обзывательства, как: “Бездарь”, “Бестолочь”, “Неуч”, “Бесстыдник”,

“Неумеха” и тому подобные. Каждым таким словом вы отталкиваете любимого дитя и рискуете потерять доверие и уважение к себе.

Наказывать детей без причины

Очень часто взрослые наказывают детей без причин. Иногда на это может повлиять плохое настроение, проблемы в семье или на работе. Раздраженные родители срывают зло на родных детках, которые даже не понимают за что их поругали на этот раз. Вам стоит понять, что ребенок не виноват в ваших проблемах. Вы должны решать их наедине с собой, а отношения с детьми должны оставаться такими, буд-то в вашей жизни ничего не происходит. Дети желают видеть счастливых родителей, которые их любят.  Все это сложно, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас по прежнему любил, учитесь оставлять свои проблемы за порогом дома.

Немаловажно отличать неосторожность ребенка от преднамеренных действий. Иногда родители ругают своих детей, не понимая того, что ребенок мог сделать что-то случайно. Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице

Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним

Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице. Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним.

Ругать спустя долгое время после проступка

Нельзя наказывать ребенка за проступок, если он совершил его давно. Ребенок может не понять и не вспомнить за что его ругают именно сейчас. Проводить беседу нужно сразу после того, как он нашкодил. Не нужно припоминать ему давно забытых случаев. Например: “Прошлым летом ты плохо вел себя в походе, поэтому в этом году мы в поход не идем ”.

Заставлять трудиться и учиться

Наказывать ребенка за плохое поведение трудом нельзя. Некоторые семьи практикуют трудотерапию, как способ наказания. Одни заставляют своих детей наводить порядок в квартире, выполнять тяжелую работу на даче. Другие сажают ребятишек за книгу. Эти люди думают, что ребенок сможет исправить свое поведение после того, как выполнит задание. На самом деле, таким образом, родители вызывают отвращение к труду. Ребенок может несколько раз убирать свою комнату или перечитывать книгу, но вполне возможно, что он так и не поймет как это наказание связано с его проступком. Такое принуждение  может на всю жизнь отбить желание самостоятельно заниматься уборкой. А те, кого заставляли читать или делать уроки, в дальнейшем могут скатиться на двойки. Такой способ может быстро отбить весь интерес к учебе, знаниям.

Физическое наказание детей

В неблагополучных семьях, где взрослые с неустойчивой психикой регулярно применяют насилие к ребенку или устраивают разборки между собой, вырастают агрессивные личности. Малыш, как губка, впитывая домашнюю атмосферу, ощущает себя ненужным существом. Он, в дальнейшем, не воспримет любую форму дисциплины.

Физические наказания, осуществляемые вне установленных в семье норм и правил, несут в себя высокую опасность для развития ребенка. Старшие люди навсегда должны запомнить, что их отвратительное настроение, усталость, финансовые трудности, не повод для телесного насилия над детьми.

Маленький Герострат

Здесь стоит упомянуть об обратной стороне медали

Обделенный вниманием, недолюбленный непослушный ребенок нередко совершает предосудительные поступки намеренно. Возникает ощущение, что он не просто не боится наказания, а действует демонстративно

Подобное иногда случается. Если вы застали отпрыска за этим делом неоднократно, есть смысл пересмотреть отношение к нему, а иногда и обратиться за помощью к детскому психологу.

Причины подобного поведения могут быть разными. Иногда ребенок идет на подобные меры, когда чувствует вину. Сделал что-то запретное и нехорошее, в момент ссоры допустил страшные мысли в адрес родителя, испытывает зависть, страх, ненависть к кому-то из знакомых… Все это может сильно всколыхнуть нежную детскую душу. Подсознательно малыш стремится к некоторому самобичеванию и ищет наказания. Он стремится ощутить действие вышеописанного негласного закона, согласно которому наказание подразумевает прощение.

Другое дело – когда маленький человек не может придумать лучшего способа привлечь внимание взрослого или мстит за равнодушие. Лучше злость, чем безразличие, – так думает ребенок, облекая эту страшную мысль в намного более простые словесные формы

Поэтому прежде, чем избрать наказание, хорошо подумайте: не испытывает ли ваш бунтарь дефицит внимания? Не сомневается ли в вашей любви? Может, пресечь такое поведение с помощью объятий и задушевных разговоров проще, чем с помощью угроз и висящего на видном месте ремня?

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры

Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Что делать, если ребенок не услышал с первого раза?

Бывает так, что ребенок заигрался и не услышал вас с первого раза. Вы говорите «я считаю до трех — и если вы не соберете игрушки, то я…», а они все равно продолжают играть.

В таком случае подойдите к детям и сообщите: «Посмотрите на мое выражение лица, я серьезна. Считаю до трех, но сейчас уже — два». После этого обязательно выполните то, что обещали. В таком случае дети поймут, что ваши намерения серьезны и что вы не отступите от своего. А также, что ваши намерения — не наказание.

Таким образом вы быстро получите простую и работающую схему, при которой не будет необходимости кричать и наказывать детей. Они будут понимать значение вашего «стоп-сигнала» и последствия их перехода через границу.

Критерии и цели наказания

Поскольку любое наказание — это действия, вызывающие у их объекта страдание, то решающими и очень важными при выборе того, как же наказать ребенка за непослушание, являются несколько критериев:

Действия, при помощи которых осуществляется наказание

Их спектр широк: от жеста неодобрения или простого словесного замечания до жестоких побоев.

Инструменты, при помощи которых осуществляется наказание

Это может быть и слово, и ремень.

Легитимация

Способы обоснования наказания, доказательства их необходимости, правомерности и соразмерности.

Каждое наказание обычно имеет какую-то цель. Никто, будучи в здравом уме, не наказывает ребенка просто так, заранее, для профилактики или из-за плохого настроения. Все наказания, как правило, сводятся к трем целям:

  1. Отомстить.
  2. Устрашить, чтобы ребёнок не повторял в будущем подобные поступки.
  3. Долгосрочное изменение ценностных ориентаций и мотивации, изменение поведения.

Разрешенные методы наказания за непослушание

Кинологи, в первую очередь, обращают внимание хозяев на психологические меры наказания. Собаки прекрасно разбираются в настроении и интонациях своего «родителя», поэтому зачастую с любимцем лучше строго поговорить

Ругать собаку исключительно в момент совершения «преступления». Спустя некоторое время пёс уже не поймет, что он сделал не так и почему хозяин злится.

На провинившегося нельзя кричать, собака воспримет это за агрессию и в ответ сама может зарычать или укусить хозяина.

Разговор должен быть спокойным, но серьёзным:

  • Воспитателю сделать строгое лицо, позвать питомца, назвав его по имени;
  • Наклониться к хвостатому другу, посмотреть в глаза, не переводя взгляда. Он почувствует, кто в доме главный и проникнется уважением;
  • Грозным голосом объяснить псу, что он поступил плохо. Рекомендуют употреблять уже знакомые животному слова «фу» и «нельзя».
  • Руками перед мордой любимца размахивать нельзя. Можно взять сложенную газету.

За маленький проступок – маленькое наказание, за серьёзный – более строгое. Но за один и тот же проступок – одно и то же наказание.
За маленький проступок – маленькое наказание, за серьёзный – более строгое

Если лохматый друг игнорирует выговор, кидается на прохожих, кусает человека, который уронил еду и хочет поднять её, то разрешается прибегнуть к физическому наказанию. Но наказывать — несильным шлепком сложенной газеты по «пятой точке».

Также нельзя забывать, что частые побои разрушат доверительное отношение любимца к хозяину.

К другим разрешенным методам относятся:

  • Неожиданные действия. Например, если пёс подбирает на улице еду, можно кинуть (так чтобы он не видел) в его сторону ключи. Со временем он перестанет «побираться», боясь неожиданного предмета с воздуха;
  • Игнорирование. Применяется в крайнем случае, например, за укус члена семьи. Все в доме должны некоторое время игнорировать питомца;
  • Водные процедуры. Шлепки по попе можно заменить теплыми брызгами на питомца из пульверизатора (нельзя выливать на собаку целое ведро).

Мнение Доктора Джеймса Добсона о наказании детей

В своем труде «Не бойтесь быть строгими» он описывает свое отношение к наказанию детей. Далее мы приведем некоторые его конкретные мысли, некоторые из которых – наверняка не придутся по душе родителям нашей страны.

По мнению Джеймса Добсона, в некоторых ситуациях, допустимо применение крайних мер воздействия на ребенка, вплоть до причинения ему физического дискомфорта. Многие дети нуждаются именно в физическом наказании за непослушание. Это ситуации, когда ребенок своим намеренным непослушанием бросает вызов власти и авторитету родителей. Т.е. специально нарушает запрет родителей, чтобы «посмотреть, что из этого выйдет».

Добсон отмечает необходимость дисциплины в воспитании детей. По его мнению, без дисциплины невозможно воспитать в ребенке послушание, уважение к окружающим и готовность нести ответственность за свою работу. Доктор отмечает, что дисциплину ребенку должны прививать две организации – семья и школа.

Самый главный и самый правильный метод воспитания детей

Самым главным и эффективным методом воспитания детей является личный пример их родителей. Об этом методе написано немало трудов известных специалистов в области педагогики. Например, А, С, Макаренко, Сухомлинским, Ушинским.

О том, что личный пример поведения взрослого человека, проживающего совместно с ребёнком на одной территории, представляет собой самый главный, эффективный и правильный метод по его воспитанию, настаивают и психологи. Любая религия тоже настаивает на этом. В любом вероисповедании говориться, что на детей в семье следует воздействовать личными примерами.

При использовании в воспитании такого инструмента, родитель сам должен выполнять всё так, как хочет, чтобы исполнял ребёнок. Проблема метода в том, что от родителя потребуется огромное терпение в отношении самого себя. Взрослые следить за собой не любят.

«ЗА ЧТО»: поступки, за которые можно наказать

Правильнее было бы спросить, ни «за что» (в каждой семье свои требования), а «зачем».

Наказание должно преследовать одну цель, вытекающую из его определения — укрепить ребенка в правильной модели поступков, дать понять неприемлемость определенного его поведения, то есть служить, с одной стороны, ограничителем, а с другой, маркером «плохого» поведения.

Наказание должно следовать только за такими поступками ребенка, которыми он сознательно нарушает ранее установленные и усвоенные им правила.

Вы же не станете наказывать кроху за то, что он взял чужую игрушку, ведь он еще не понимает различий «мое-чужое», не умеет просить и делиться, этому его предстоит научить. А вот когда школьник взял без спросу не принадлежащий ему телефон, это дело другое.

Повторим ещё раз! «Плохое» поведение — это нарушение установленных и осознаваемых ребенком правил. А вот причины этого нарушения могут быть разные.

Как можно наказать ребенка без перехода на личности?

Чтобы продемонстрировать свое отрицательное отношение к поступку и при этом не породить в душе маленького человека лишнего негатива, стоит обратить внимание на определенные «правила наказания» ребенка

  • Наказание стоит осуществлять, только находясь в спокойном состоянии. На эмоциях сложно адекватно выбрать меру наказания. Если вы чувствуете, что поступок ребенка вывел вас из себя, имеет смысл предварительно успокоиться, и только потом предпринимать какие-то меры.

  • Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. Не просто за то, что он плохо себя вел, а именно за то, что грубил, обманывал или, например, присвоил чужое. Вы должны назвать конкретные действия, а также предложить ребенку подумать, как именно стоило бы ему вести себя в подобных ситуациях впредь.

  • Наказывать нужно за конкретный поступок, который был совершен недавно. Неправильно терпеть проступки ребенка в течение какого-то времени, а потом, когда терпение кончится, наказывать за все скопом. Наказание «задним числом» неэффективно.

  • Чтобы понять для себя, как правильно наказать ребенка за конкретный поступок, надо представлять, какими причинами этот поступок вызван. Например, если ребенок недоговаривает о плохих оценках или обвиняет других в своих проступках, вероятно, он боится реакции родителей, потому и лжет. В этом случае ругань и наказания только усугубят проблему. А эффективным выходом будет просто беседа.

Чтобы наказание было эффективным

При назначении наказания нужно помнить о нескольких логичных моментах, о которых, увы, взрослые частенько забывают:

  • «презумпция любви» — отделяйте самого ребенка от его поведения, малыш должен чувствовать, что вы не одобряете его поступок, а не его самого, а он — хороший и любимый, невзирая ни на что;
  • адекватность наказания проступку;
  • последовательность: ребенок должен понять, что тот или иной поступок обязательно влечет за собой наказание;
  • честность: пообещали — накажите;
  • реальность: не стоит угрожать заведомо невыполнимыми вещами по типу «Больше ничего тебе не куплю», «Никогда не дам конфет» и т. п.;
  • единство — нельзя, чтобы один из взрослых наказывал за то, что позволяет другой.

Помните: ребенок никогда не обозлится и не обидится на справедливое наказание, пусть даже поймет это и не сразу.

Общие принципы правильного наказания

Многим родителям будет интересно узнать, как наказывать ребенка.

Наказание – это последствие нарушения оговоренных правил, о которых ребенок был осведомлен заранее. Наказание направлено помочь ребенку разобраться в себе и в ситуации, постараться не повторять ошибки. Наказывая ребенка, родителям следует подходить к процессу с холодной головой. Правило: «сосчитать медленно до 10», «выйти в другую комнату и самому успокоиться» имеют место быть. При этом сердце по возможности должно оставаться «горячим», иными словами, наказывайте любимое чадо «с любовью в сердце». Дети зачастую могут пережить любое родительское наказание, но больше всего бояться злого маминого взгляда.

При любом наказании ребенок должен быть уверен в справедливости действия и, самое главное, что родители его по-прежнему любят.

Древний способ поставить ребенка в угол в качестве воспитательных целей – не самый удачный вариант. Находясь стоя в напряжении, малышу сложно расслабиться и хорошенько обдумать поступок. Лучше посадить ребенка отдельно от коллектива в другой конец комнаты.

Постарайтесь не устанавливать слишком много ограничений. Достаточно попросить ребенка делать уроки вовремя, следить за чистотой в комнате и собственной гигиеной. Давайте больше свободы для творчества и самостоятельного принятия решений: что съесть на завтрак, в какой одежде пойти на прогулку. Главное, чтобы мнения родителей были едины.

Какие же существуют «правильные» способы наказания?

  • Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.

  • «Исправительные работы». Для » вдохновения» приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых — «лягушки». На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано «дело», которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям «лягушек», кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании «лягушек» — штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.

  • Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный «заседатель». Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!

  • Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.

  • Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.

  • Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало «неудобно» в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.

  • «Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.

  • Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: «Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!»

В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:

наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме

наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать. наказание не должно унижать ребёнка

наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.

Автор — Сидоренко Анна, мама троих детей.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если ребёнок не слушается. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Запрещенные приемы

Многие взрослые практикуют виды наказания, которые только усиливают проблему непослушания ребенка, или калечат его психику.

Родителям не следует:

  • наносить вред здоровью. Пользоваться предметами порки для битья по лицу и голове, отказывать в приеме пищи («ты останешься без ужина»), заставлять стоять в углу на коленях. Такое поведение унижает достоинство подрастающей личности и надолго врезается в память.
  • игнорировать ребенка, ничего не объясняя. Он может не понимать, почему ему объявлен бойкот, и сделает неправильные выводы.
  • заставлять работать по дому вместо действенного наказания. Дело не касается тех случаев, когда подросток не сделал домашнюю работу (пропылесосил, помыл посуду) по графику вовремя. Труд должен восприниматься детьми как обязанность, связанная с радостью достижения новых вершин, а не трудовая повинность или каторга.
  • запугивать чем-то или кем-то. Бабайкой, тетей из подъезда, бабушкой, врачом с уколом. В этом случае дети будут бояться окружающих в нормальных бытовых ситуациях.
  • запирать в доме в полном одиночестве. Это калечит психику, делает его жертвой.
  • на глазах у других людей наказывать ребенка. Например, выводить на улицу в полураздетом виде и при этом ругать его. Такое поведение вредит репутации малыша и наносит ему психологическую травму.

Также нельзя отказывать в том, что было обещано ранее, из-за проступка подростка. Например, из-за баловства отказать в вечеринке или в чем-то еще.

От взрослых ожидается, чтобы они не отсрочивали наказание для чада, и тем более – не отменяли его под воздействием хорошего настроения и эмоций. Если у мамы плохое настроение, говорят психологи, то не следует отрываться на детях. Например, наказывать их за несуществующие проступки.

Можно ли обойтись без санкций

Многие родители интересуются, можно ли наказывать ребенка или лучше обойтись без санкций по отношению к нему. Среди психологов и учителей нет общего мнения на счет этого аспекта воспитания. Большинство считает, что наказывать малыша нужно только в крайних случаях, когда он действительно этого заслуживает. К тому же ученые доказали, что чем реже применяется определенная методика по отношению к малышу, тем эффективнее она будет. Если можно наказание чем-то заменить, то лучше так и сделать. К примеру, в школе разыгравшегося подростка можно не ставить в угол, а направить его бурную энергию в мирное русло, приучая к труду.

Некоторые взрослые наказывают детей за любопытство. На самом деле именно это качество нужно развивать. Но из-за частых порицаний в дальнейшем воспитанник закрывается в себе и больше не желает идти на контакт. К тому же тяга к обучению у него пропадает. Такое нельзя допускать, так как это сказывается на обучении в школе. К примеру, если ему интересно, как работает будильник, то нужно не кричать на него и просить не задавать глупые вопросы, а просто сесть и вместе разобраться в механизме устройства.

Но если ребенок осознанно и целенаправленно совершил какой-либо проступок, то это требует соответствующих санкций. Однако не стоит перегибать палку — санкции должно быть адекватными. Наказывать в семье следует единогласно. Отменять решение ни в коем случае нельзя, как и заменять санкции на более простые задания. В дальнейшем воспитанник поймет, что можно манипулировать родителями и воспитателями, чем и начнет активно пользоваться. И если сразу его не наказать, то он поймет, что уже прощен. Нельзя наказывать и за то, что было сделано очень давно.

Что такое воспитание?

Ребенок – это хрупкое создание, которое обладает душой мудреца. Как же научиться правильно, воспитывать такого малыша, умудренного многовековым опытом?

Вы возможно сейчас сильно удивились. Как же это у ребенка может быть мудрость? Но, здесь нет никакой описки. Ребенок, при зачатии, сам выбирает род, в который прийти, свою судьбу и предназначение.

Душа не умирает, она рождается вновь с новым человеком. Поэтому все дети уже и есть созревшие личности, а не чистый лист бумаги.

Воспитание – это не поучения и нотации, не крики и недовольство, но также и не бесконечные обнимания и поцелуи, не страхи за жизнь, а уважение, советы, доверие и личный пример.

Как воспитать мудрого ребенка?

Только соблюдение законов мироздания помогает вырастить полноценного взрослого человека, и даже мудрого ребенка, а не эгоиста или истеричку.

Ребенок дается Богом не для нашего удовольствия, не для воплощения наших неосуществленных желаний, не для нашей радости, а для выполнения собственной кармы.

Мы должны не просто заботиться о своих потомках, а выполнять свой долг перед Божьим созданием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector