Воспитание по-японски

Мальчики

Традиции в японских семьях передаются из поколения в поколение. Именно на воспитание мальчиков японцы делают ставку. Большая часть сотрудников, которые задействованы в интеллектуальном труде, – мужчины. Так повелось, что именно они считаются добытчиками и охотниками. Этому обучают мальчиков с детства. Вход на кухню для малышей всегда под запретом. Так мать демонстрирует сыну с малолетства, что в семье есть строгое разделение обязанностей. Мальчики никогда не помогают матерям по хозяйству. До 5 лет малыши играют в свое удовольствие, а после 6 начинают упорно учиться. Всех мальчиков школа обязывает посещать дополнительные занятия. Да и родители нередко навязывают сыновьям различные кружки.

Отцы развивают в своих сыновьях силу духа и на собственном примере демонстрируют любовь к спорту. Японцы играют в футбол или регби, учатся владеть холодным оружием, а также осваивают боевые искусства. Мальчикам внушаю, что именно они должны быть главой семьи. Но, по сути, на мужские плечи ложатся обязанности по зарабатыванию денег. Мальчики до конца жизни сильно привязаны к матерям, и именно эти горячо любимые женщины выбирают для сына невест.

Японские детские сады

Мама воспитывает ребенка до 3-х лет, затем может отдать его в детский сад, он может быть государственным или частным. Государственные садики работают с 8 утра до 6 вечера, но попасть туда нелегко, для того нужно предоставить серьезные основания, подкрепленные документами. Частные садики открыты с 9 утра до 2 дня.

В обоих типах учреждений довольно-таки скромная обстановка: дети играются, занимаются в одном зале, который может считаться и комнатой отдыха, и столовой. Доставая из своих шкафов матрасики, ребятишки расстилают их и спят прямо на полу.

Что касается пищи, то здесь подход более тщательный: обязательно присутствует в меню рис, молоко, еда с высоким содержанием белка. Состав и калорийность подаваемой снеди тщательно контролируются.

Детки посещают садик небольшими группами – около 5-7 человек, причем каждые 6 месяцев группа обновляется, для того, чтобы привить деткам социальные навыки. Это касается и воспитателей, их состав также меняется, дабы маленькие японцы не привыкали и не были зависимы от старших.

Образовательным моментам детские учреждения предпочитают другие вещи: взращивают правильные манеры, прививают этикет, учат делать поклоны, которые соответствуют всем канонам японской культуры, обучают традициям.

1 апреля начинается учебный год во всех учебных заведениях (от детских садов до университетов), его продолжительность составляет 3 семестра.

А как же контроль

Действительно, как можно позволить ребенку, едва научившемуся ходить, делать то, что взбредет в голову? Это же чревато множеством опасностей для него, не говоря уже о невозможности элементарного контроля.

На самом деле все не так страшно. Никакой анархии. Для японцев ребенок – это губка, которая впитывает в себя всю получаемую информацию. Поскольку мать для него – важнейший в мире человек, то именно ее поведение и действия он будет пытаться копировать. Соответственно, достаточно правильно себя вести с собственным чадом, чтобы жизнь стала легкой и удобной. При этом никаких нервов, пузырьков валерьянки и скандалов.

Еще один важный момент – обращение к чувствам ребенка. Например, если он будет ломать куклу, японка не станет его ругать и угрожать, что больше никогда не купить новую. Она просто тихо и с грустью в голосе расскажет, как кукле больно.

Таким образом, в первые пять лет жизни ребенок учится уважать чувства окружающих. При этом он растет с постоянной мыслью, что он хороший, его любят

А это очень важно для последующего гармоничного развития

Особенности японского дошкольного образования

В Японии существует два типа детских садов:

  • Хоикуэн. Подобные заведения создавались для детей, чьи родители сильно заняты на работе. Малышей в хоикуеэн принимают с двух месяцев, а учебный день длится с раннего утра до шести вечера. По сути, это просто место, где за детьми приглядывают и как-то их занимают. Какой-то конкретной учебной методики в хоикуэнах, как правило, нет. Малыши играют, поют песни, рисуют, но не более того.
  • Ётиэн. В ётиэн детей готовят к учёбе в школе. Уровень подготовки персонала и требования к детям тут выше, чем в хоукиэне. Детей в ётиэны принимают с трёх лет, а учебный день длится только до двух часов. Малыши учатся писать, считать, узнают что-то новое об окружающем их мире и стране, в которой они живут. Некоторые из ётиэнов создаются при ведущих университетах страны. Дети, принятые в такой сад, в будущем смогут попасть в элитную школу, а затем продолжить своё образование в университете без вступительных экзаменов.

Поскольку современные японки не всегда способны уделять всё своё время детям и дому, наибольшей популярностью среди родителей пользуются именно хоикуэны. К тому же стоимость обучения ребёнка в таком саду будет значительно ниже, чем в ётиэне. Из-за того, что мест в хоуикэнах остаётся всё меньше, а нагрузка на воспитателей — всё больше, значительно снижаются требования к работникам данных заведений. Получить должность воспитательницы может любая женщина с высшим образованием, закончившаяся специальные курсы. Многие считают это основным недостатком японского дошкольного образования. Впрочем, японские воспитательницы с лихвой компенсируют профессиональные пробелы своим искренним и тёплым отношением к детям. Каждый год воспитательницы в группе меняются, а группы переформировываются, это нужно для того, чтобы дети научились взаимодействовать с самыми разными людьми. Сами малыши обычно переживают такую смену очень тяжело.

Порядки в японских детских садах царят довольно демократические. Как и в семье, малышей не принято резко одёргивать. Однако за три месяца до выпускного дисциплина в старших группах становится очень строгой. Это нужно для того, чтобы подготовить детей к учёбе в школе.

Помимо обучения счёту и письму, в детских садах практикуется хоровое пение, спортивные игры, творческие занятия. Как минимум, раз в месяц воспитатели устраивают для своих подопечных походы и экскурсии. Основная задача воспитателя во время всех этих мероприятий: создание благожелательной атмосферы. Нельзя подчёркивать, что у одного ребёнка что-то получается лучше, а у другого – хуже.

Основная цель японского образования – создание сплочённого общества, где каждый ставит коллективные интересы выше личных. Поэтому граждан с детства приучают избегать соперничества и стремиться к компромиссам. Здесь кроется ещё один краеугольный камень японской педагогики. Для японского общества весьма актуальна проблема подростковой жестокости, когда дети, с младенчества усвоившие установку «главное — не выделяться», подвергают травле отличающегося от них одноклассника. С другой стороны, уравнительный принцип приводит к тому, что одарённые дети не получают должного поощрения, а их таланты – соответствующего развития. В итоге, японское общество теряет многих неординарных и нестандартно мыслящих сограждан, даже не успев познакомиться с их творчеством и идеями.

Отношение японцев к здоровью детей

В Японии в порядке нормы считается прогуливаться с грудным ребенком, который легко одет – в один слой одежды. Дети могут бегать необутыми, сидят на холодном полу, причем не только дома, но и в гостях, школе и детсадах. Ребята постарше также легко одеваются и гуляют зимой, абсолютно не утепляясь, практически с оголенными ногами. На кашель и чих родители не обращают никакого внимания.

Простыл ребенок тогда, когда у него обнаруживается холодный живот, и его мамы стараются особенно тщательно согревать поясами, одеждой, а ночью одеялами, носочки же надеваются в последнюю очередь.

В случае болезни малыша японки не волнуются, и даже высокую температуру тела не считают сигналом для беспокойства. Доктора-японцы лечат самое распространенное заболевание — простуду — антибиотиками, не занимаясь повсеместно анализами и обследованиями. Но из-за такого «простого» отношения к здоровью, к сожалению, японцы часто болеют аллергией и дерматитом. К прививкам отношение серьезное – их делают все, несмотря на сомнительные реакции организма, не игнорируются и противораковые инъекции.

Дети часто страдают кариесом, вообще, зубные проблемы встречаются часто из-за особенностей японской пищи и малым количеством фтора в природных условиях. Мамы не боятся кормить ребенка сладким: печеньями, пирожными и конфетками, что тоже негативно влияет на зубы.

Будет ли такая методика работать на благо воспитания в России

Конечно, за счёт развития информационных технологий сегодня нам стало доступнее знакомиться с традициями других стран, да и путешествуют люди сегодня гораздо больше, чем раньше. Что-то нас удивляет, что-то явно противоречит нашему менталитету, а какие-то вещи мы начинаем «примерять» на себя. Так, родители могут задуматься, как будет работать японская методика воспитания на российских детях.

Сегодня люди много путешествуют, и вполне естественно, что они начинают «примерять» на себя традиции других стран

Такой эксперимент, скорее всего, будет обречён на провал. Ведь менталитет у японцев и россиян слишком отличается. Первые очень щепетильны к требованиям закона, правилам, инструкциям.

У японок над материнскими чувствами всё же преобладает здравый смысл. Например, в этой стране рано темнеет, летом детям одним здесь можно гулять лишь до шести часов вечера, зимой же — до пяти. И после указанного времени нельзя встретить на улице ребёнка без сопровождения взрослого.

Естественно, малыш с ранних лет наблюдает, как родители строго соблюдают предписанные правила и начинает вести себя так же. Для сравнения, если у нас ребёнок видит, что папа регулярно паркуется в неположенном месте, при этом бравируя своим нарушением правил, то и сын будет осознавать, что и ему можно делать многие запрещённые вещи. Именно поэтому понятие детской вседозволенности в Японии и России совершенно разное.

Наши дети и так зачастую слишком избалованы, чтобы открыто разрешать им делать всё, что хочется.

Ещё один момент — в воспитании многих русских детей (в отличие от японских) активно участвуют бабушки. Мама же постоянно находится на работе, да и в остальное время не слишком жаждет проявлять свои педагогические способности (ведь есть, на кого всегда можно оставить малыша). А когда ребёнку начинают предъявлять разные требования (бабушки, как правило, балуют, мама более строгая), то может вырасти капризный человек, не признающий авторитетов.

В нашей стране в воспитании детей активно участвуют бабушки, чего нет в Японии

Проблемы японской школы

«Угроза отчуждения» – самая серьезная проблема для японского ребенка. Быть не как все, противопоставить себя коллективу, недопустимо. Это в традициях японского общества. И раньше, когда Страна восходящего солнца жила обособленно, это себя оправдывало.

Но жизнь меняется. Уже нет необходимости коллективного выживания. Япония открыта миру, и культура Запада с ее свободой и уважением к индивидуальности неизбежно оказывает свое влияние. И система «икудзи» уже не кажется безупречной.

А ведь это зачастую одаренные дети, превосходящие своих ровесников по талантам, широте и неординарности взглядов, силе характера. Возможно, именно они станут интеллектуальной элитой страны.

В японском обществе уже обсуждается эта проблема, но практических шагов по корректировке системы воспитания пока не предпринято.

Система воспитания в Японии

Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают. Самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает, опасно или маме больно.

Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям.

И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства.
В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

Грант на лечение бесплодия

Японское медицинское страхование не распространяется на подтверждение беременности. Это будет стоить около 10 000 иен. Это включает в себя консультацию и обследование в клинике или больнице. Беременность обычно подтверждается анализом мочи и ультразвуком, анализ крови для подтверждения встречается реже.

Когда один или оба супруга бесплодны или им сложно забеременеть, может потребоваться такое лечение, как экстракорпоральное оплодотворение и микрооплодотворение. В таких случаях правительство предоставит дополнительную субсидию в размере 150 000 иен, которую можно будет получать дважды в год, поскольку в Японии эти процедуры не покрываются медицинским страхованием.

Праздники

В Японии существует несколько торжеств, которые посвящены именно детям. Мы хотим рассказать, какие это праздники.

День девочек

Отмечается в начале марта. Его можно назвать аналогом 8 марта, но главное его отличие – поздравляют не всех женщин, а только маленьких принцесс.

В этот день на видное место в доме выставляется коллекция кукол девочки. Она постоянно пополняется, и ко времени замужества у девушки может быть порядка двух десятков красивых фарфоровых кукол. Считается, что они выступают образцом эстетики и учат девочек видеть и создавать прекрасное.

День мальчиков

Отмечается 5 мая. Он празднуется похожим образом, но с тем лишь отличием, что вместо кукол выставляются солдатики, оружие, обмундирование. Также возле домов развешивают картинки с карпами разных цветов как символ стойкости и способности плыть против течения.

Сити-го-сан

Кроме привычных дней рождения, существует праздник «сити-го-сан», который переводится как «3-5-7». Смысл его в том, что в этот день поздравляют всех, кому стукнуло три, пять и семь лет. Дело в том, что самые благоприятные числа в японской нумерологии – нечетные, и эти даты считают большими шагами на дороге взросления.

Японский метод воспитания – развитие в коллективе

Во всех учебных заведениях японских детей стремятся комплектовать по 6-10 человек. В садике каждые полгода группы переформировываются. Это способствует лучшей адаптации ребенка к окружающей обстановке.В садике и в школе детей учат вникать в возникающие конфликты. При этом японская система воспитания не одобряет соперничество между детьми и призывает в разных ситуациях находить компромисс.Взрослые предпочитают не вмешиваться в ссоры молодого поколения. Утверждают, что это может помешать их развитию в коллективе.

Особый вес в японском методе воспитания имеют: пение в хоре, активные и логические игры, походы по окрестностям. Прикладное творчество – оригами, вязание, макраме, иные поделки отлично развивают моторику пальцев. Интересно, что воспитатель или учитель никогда не выделяет«лучшего» или «худшего». Это просто неприемлимо. «Не выделяйся» — вот главный девиз японского общества. Это не всегда приносит положительные плоды, но японцы следуют этой традиции.

Японские дети в коллективе

Девочки

Женщины – это хрупкие создания, на чьи плечи ложится вся работа по дому. Японские девочки воспитываются как будущие матери и хозяйки. С 6 лет они помогают маме на кухне, учатся этикету и всевозможным женским премудростям. Тяготы и заботы по ведению быта дочери всегда делят с матерями поровну. Главная задача любой японской девочки – это быть милой и хозяйственной. Образование для японок не играет большой роли. А вот внешность — да. Красивое личико может помочь девушке устроить свою личную жизнь. Японки никогда не стремятся к карьере. Работают они ради удовольствия и по той причине, что так принято. Ведь их воспитывают как полноправных членов коллектива, поэтому отлынивать от работы девушки не будет

В воспитании девушек большое внимание уделяется формированию внешнего образа. Значение имеет все: речь, стиль одежды, походка, манеры

Девушек воспитывают так, чтобы они смогли стать хранительницами очага и хорошими матерями.

Низкая рождаемость и старение

Низкая рождаемость и старение населения Японии — хорошо известные социальные проблемы. Основная причина этих проблем — решение многих людей оставаться незамужними и бездетными. Все больше и больше молодых людей предпочитают не вступать в брак, и даже если они все же женятся, многие не хотят иметь детей. 

По данным японского национального обследования рождаемости, проведенного Национальным институтом исследований населения и социального обеспечения, основным препятствием для вступления в брак до 40% не состоящих в браке мужчин и женщин в возрасте от 18 до 34 лет является финансовое бремя. В результате многие люди (21,2% мужчин и 15,3% женщин, если быть точными) просто отказываются выходить замуж. Чтобы помочь решить эти проблемы, Япония ввела ряд следующих социальных мер.

Правительство будет пытаться увеличить количество браков, расширив программу, чтобы обеспечить более крупную сумму и охватить большее количество пар, сообщили источники в кабинете министров.

Семейные традиции

Если говорить о том, сколько детей в типичной японской семье, то средняя цифра – 2: среднестатистическая ячейка общества состоит из мамы, папы и двоих детей. С давних времен у каждого члена семьи имеется свое название:

  • сюдзин – хозяин;
  • канай – хозяйка, дословный перевод – «внутри жилища».

Отношения между мужем и женой остаются традиционными: муж зарабатывает деньги, много времени проводит на работе, жена – хранит семейный очаг. И хотя современные женщины обычно работают, домашние хлопоты, а особенно – воспитание подрастающего поколения все равно на них.

Между детьми тоже существует некая субординация по полу и возрасту. Говоря «брат» или «сестра», японцы всегда уточняют, старший или младший. Главный ребенок, к которому все прислушиваются – первый сын в семье, потому что он, согласно традициям, считался наследником имущества всего семейства.

Тесная связь прослеживается между бабушками и дедушками. В последнее время женщина не задерживается в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится 3 года. Поэтому роль нянек выполняет старшее поколение, которое души не чает во внуках.

Воспитание тинэйджеров

С 15 лет японец считается взрослым человеком. В этом возрасте он оканчивает школу и выбирает свой жизненный путь. Подросток может продолжить свое обучение в старшей школе, но чтобы туда поступить, нужно получить очень хорошие баллы по экзаменам. При этом обучение платное, и не каждая семья может позволить чаду получить образование. Подростки могут пойти в колледжи, которые дадут им средне-специальное образование. Такой вариант нравится многим японцам, так как после обучения их могут сразу зачислить на работу.

Воспитание детей в японской семье продолжается и после 15 лет. Да, на ребенка не давят и считают его взрослым. Но тинэйджеры могут долгое время жить со своей семьей, пока не станут самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Порой юноши и девушки живут с родителями до вполне зрелого возраста — 35 лет.

Не откладывайте воспитание «на потом»

asian parent playing with baby girl in livingroom

Даже деток, рожденных с нарушениями слуха, можно «научить» слышать, если с самых первых дней заниматься с ними и развивать способность к восприятию звуков.

Мы привыкли думать, что воспитание ребенка начинается с детского сада. Но в реальности возможности человека еще слишком плохо изучены, и мы просто не представляем, на что способны малыши. По наблюдениям зоологов человеческий детеныш при рождении отстает в развитии от детенышей других животных на 10-11 месяцев. Некоторые исследователи связывают такую разницу с особенностями развития человеческого мозга.

Момент рождения обусловлен размерами черепа, который к 9 месяцам достигает максимального размера, чтобы пройти через родовые пути матери. И если все жизненно важные органы плода уже полностью сформированы к моменту рождения, то клетки головного мозга новорожденного продолжают активно формироваться и развиваться и в послеродовой период, когда уже нет ограничений для размера черепно-мозговой коробки.

Последние исследования показали, что к трехлетнему возрасту структура головного мозга сформирована на 70-80%, то есть именно к трем годам определяются будущие способности и предпочтения малыша, его навыки и умения, которые всю последующую жизнь будут развиваться на уже заложенном фундаменте.

Японские специалисты считают, что даже деток, рожденных с нарушениями слуха, можно «научить» слышать, если с самых первых дней заниматься с ними и развивать способность к восприятию звуков

Поэтому максимальное внимание развитию малыша следует уделить именно в первые годы и даже в первые месяцы его жизни

Семейное воспитание

В Японии не принято отдавать детей в детские сады слишком рано, поэтому семейное воспитание играет там очень большую роль. Конечно, за последнее столетие жизненный уклад в стране Восходящего Солнца сильно изменился: современные японки добывают деньги для семьи наравне с мужем, путешествуют, занимаются собой, интересуются западной культурой. Однако общие принципы воспитания детей в Японии остаются такими же, как и много лет назад. Появление ребёнка в японской семье означает повышение социального статуса его родителей. Поэтому рождение детей для японцев двойне радостное событие и новый этап в жизни всей семьи.

Японская система воспитания детей называется «икудзи». Это целая философско-педагогическая концепция, основанная на следующих принципах:

  • В детях нужно воспитывать, в первую очередь, не индивидуализм, а коллективизм;
  • Связь матери и ребёнка нерушима и священна. По мнению японцев, мать в первые годы жизни малыша не могут заменить ни лучшие детские сады, ни бабушки и дедушки. Женщину, которая слишком рано отдала ребёнка в детский сад ради карьеры, общество будет осуждать. Роль отца на данном этапе не столь велика. Поскольку японцы, особенно мужчины, уделяют очень много времени работе, отцы обычно проводят с детьми только выходные дни;
  • Учить детей следует не словами, а собственным примером;
  • Нужно обучать ребёнка самостоятельно регулировать своё поведение, параллельно ослабляя родительский контроль;
  • Воспитание важнее образования. Те или иные научные факты всегда можно будет почерпнуть из книг или Интернета, а вот навыки совместной работы или построения отношений с близкими и рабочим коллективом надо воспитывать с детства;
  • В первые пять лет жизни малышу нельзя ничего запрещать. Считается, что только так ребёнок сможет научиться самостоятельно познавать мир. Кроме того, подобная вседозволенность, по мнению японцев, позволяет ребёнку понять, что в этой семье его любят и принимают таким, какой он есть. Для того чтобы научиться жить по правилам и соблюдать требования окружающих, у ребёнка будет десять последующих лет (с 6 до 15). Пока что же японские родители ограничиваются только предупреждением о возможных последствиях тех или иных действий. Когда ребёнок, совершив оплошность, попадает впросак, мать приносит ему извинения, но тут же замечает, что своим поведением он причинил кому-то боль или заставил кого-то понервничать.

Многим иностранцам последний принцип кажется малопонятным и неправильным, однако, в японском обществе он даёт свои плоды.  Во-первых, ребёнок начинает понимать, какие последствия влекут за собой его поступки. А, во-вторых, несмотря на кажущуюся вседозволенность, у японских родителей остаётся серьёзный рычаг воздействия на ребёнка: угроза отчуждения. В японцах с малолетства воспитывают чувство привязанности к своей группе и желание быть не хуже других. Поэтому малейшая угроза стать посмешищем заставляет японского малыша вспомнить о нормах поведения. Многовековая воспитательная традиция позволяет японским родителям: с одной стороны, давать ребёнку почти не ограниченную свободу, а с другой — оставаться для него незыблемыми авторитетами. Японские матери никогда не повышают на детей голос: ребёнок сам начинает отказываться от дурных поступков, увидев, что они расстраивают или разочаровывают маму.

Ещё одним важным моментом воспитания маленьких детей в Японии является гендерное разделение. Хотя появление на свет мальчика означает двойную радость (именно старшему сыну предстоит быть продолжателем рода и наследником своего отца), отношение к сыновьям в японской семье более строгое. Мальчиков с малолетства приучают быть ответственными и дисциплинированными, они занимаются спортом, боевыми искусствами и точными науками. Девочек же приучают вести домашнее хозяйством, параллельно они занимаются творчеством.

Детские сады

Детские сады в Японии делятся на государственные и частные. Вообще, до наступления малышу 3 лет, мама должна заниматься развитием малыша. Однако есть и государственные ясли, в которые принимают детей с 3-х месяцев.

Мама, отдавшая сына или дочь в ясли, считается эгоистичной и превышающей свои интересы над сыном или дочерью, что не одобряется общественным мнением. Обычно малыши проводят целый день в таких садах, а родители работают.

Другой вид сада подразумевает семи часовое пребывание детей в саду. Здесь мама работает по 4 часа в сутки, остальное время посвящает детям. Такие сады могут быть как государственными, так и частными.

Еще один вид детского сада называется элитный. Такие сады находятся под покровительством престижных университетов. Процесс развития малыша протекает поэтапно. После окончания сада дошкольник гарантированно поступает в университетскую школу, а затем и в Университет. В элитный детский сад может попасть не каждый малыш.

Обстановка в садах ограниченная. Окна и двери открываются от потолка до пола. В одном помещении дети играю, кушают и спят. Причем спят на разложенных толстых матрасах на полу, а кушают на принесенных из коридора столах и стульчиках.

Питание продуманно и тщательно разработано с наличием обязательных продуктов: молочных, овощи и фрукты. Рассчитывается калорийность каждого блюда. Если же дети идут на весь день на свежий воздух, то каждая мама должна подготовить обед. Причем это не просто перекус в виде бутерброда, а полноценный, приготовленный своими руками обед

Японская методика воспитания уделяет большое внимание эстетическому воспитанию, поэтому еда должна быть красиво разложена в специальной коробочке для обедов

Группы в детских учреждениях набирают небольшие (по 6-8 человек). В течении полугода дети меняются группами. Делают это для того, чтоб малыш не привыкал к определенным людям и умел социально ориентироваться.

Воспитание детей в Японии – многовековая традиция

Икудзи – не просто ряд мер или воспитательный принцип, не просто система, а традиция, сложившаяся на основе многовекового опыта целого народа. Она неразрывно связана с его культурой и менталитетом. Да, японцы удивительно приветливая, вежливая и разумная нация. Их семейственность(клановость) и приверженность национальной традиции удивляют западных европейцев и американцев, где каждый сам заботится о себе, будь то молодежь или старики. Чем же отличаются семейные традиции японцев от западной культуры?

  1. Самой главной отличительной чертой японцев является иерархическая лестница, где каждому из членов семьи отводится своя, скажем так, ниша. Отца в семье все называют «хозяином», «главной дома», маму – «человеком внутри дома» (той, которая присматривает за всем), а при обозначении братьев или сестер в разговоре всегда добавляется «старший» или «младший». С самого малого возраста ребенок знает свое место. Вырастая, японское дитя и далее, всю оставшуюся жизнь, следует этому принципу старшинства не только в семье, но и в обществе.
  2. Еще одна особенность японской культуры – это роль матери. Мама и ребенок остаются в особой связи всю жизнь. Даже когда малыш становится самостоятельным подростком или совсем взрослым человеком, для него мама остается все той же «присматривающей» за ним. В основе взаимоотношения мамы и ребенка лежит принцип амаэ – привязанность друг к другу, желание быть любимыми. Для японцев нормальным явлением считается контролировать жизнь ребенка даже в подростковом возрасте. Мама постоянно следит, почистило ли ее чадо зубы перед сном, прибралось ли в комнате, поело ли вовремя. Японская мамочка редко когда работает на общество. Ее работа – это семья и воспитание детей. Но отдавая всю себя детям и заботе о них, она точно знает, что в старости может рассчитывать на ответную заботу и уход.
  3. И третье отличие японской семьи от европейской – это проявление уважения к старшим как показательный пример для младших. Японские родители никогда не будут делать замечание своему ребенку или наказывать его (а уж тем более публично), весь их образ жизни, уклад, взаимоотношения в семье и с другими людьми будет служить примером для малыша.
  4. Еще один нюанс в воспитании – ребенок, сколько бы ему ни было лет, пять или пятнадцать, всегда имеет право голоса. К его мнению будут прислушиваться. И на полном серьезе обсуждать его на семейном совете. Если ребенок (даже трехлетний) в чем-то поступил нехорошо, то с ним будут проводиться многочасовые беседы с «разбором полетов» и пояснениями, как его поведение повлияло на чувства других людей. Поэтому кроха с детства будет стараться вести себя так, чтобы не обидеть других.
  5. Даже самых маленьких приучают жить в коллективе и прививают им любовь к спорту, искусству, творчеству, труду, но при этом подсказывают, направляют и контролируют каждое действие, заставляя сразу же исправлять, свои ошибки.
  6. И последнее. У японских родителей нет привычки оставлять своих детей на нянь или на бабушку с дедушкой. Родители и дети всегда вместе проводят все свободное время.

Особенности японской системы воспитания детей

Японцы считаю коллективное мышление — правильным. Воспитывают детей так, чтобы сын и дочь умели гармонично работать в коллективе. Иногда в школе подросток пытается показать свои индивидуальные способности и становится объектом для насмешек и издевательств.

В современном мире, японцы начинают понимать важность творческого начала личности, ее индивидуальные таланты, однако проблема имеет место быть до сих пор. Даже во время воспитания малыша, мама не ругает его, так как боится отчуждения и одиночества

Организация воспитания Японии очень необыкновенный, направленный на развитие коллективизации, самостоятельности, упорства. Уважение старших, почитание традиций, внимательное отношение к родителям — одни из главных особенностей японского воспитания.

Наши современные родители стараются взять лучшее из разных систем образования. Японское отношение к воспитанию может показаться жестким, однако, только родителям выбирать способы и методы воздействия на свое чадо.

Социализация

В детском саду каждые полгода меняются воспитатели, и происходит так называемая перетасовка состава группы. Такая методика нацелена на улучшение социализации ребёнка и развитие коммуникабельности.

Во многих других странах родители обеспокоены тем, что их ребёнок не может найти общий язык с другими детьми. В Японии же подобная практика позволяет ребёнку не только получить возможность общения с большим количеством других детей, но и найти друзей.

Частая смена воспитателей, по мнению японских учёных, необходима для того, чтобы дети не привыкали к одному педагогу. Если с одним воспитателем отношения у ребёнка не сложились, то с другим они могут быть вполне дружелюбными. Такой подход не позволяет формировать у ребёнка заблуждение о том, что взрослые его могут не любить.

Японские дошкольники на праздникеФото из Википедии

Попадание в «рабство»

Не надо думать, что подросшие дети отправляются на плантации и заводы.

На самом деле в их жизни наступает период познания правил существования в обществе.

Очень важно понять, что в Японии никогда не относились к отдельной личности так, как это принято в Европе. Человек здесь – лишь часть общего механизма

Для его бесперебойной работы необходимо, чтобы каждая деталь функционировала правильно. Именно на это и направлено дальнейшее воспитание ребенка.

Последующие десять лет он будет постоянно пребывать в группе. Даже при выполнении каких-либо работ в школе, дети нацелены не только на собственный успех. Они также следят за тем, чтобы со всем справлялись и их товарищи. Это совершенно противоречит европейскому подходу.

При этом и меры воздействия на ребенка у японцев специфические. Ученика пугает плохая оценка. Но происходит это потому, что таким образом он подводит всю группу, класс. Вообще, отлучение от общества – это самая страшная кара для японца, будь он маленьким или взрослым. И точно так же страшным наказанием является недовольство матери. Если ребенок поступил плохо, то он оставил пятно не только на своей репутации, но подвел и всю семью.

Лучших нет

В Японии не принято выделять какой ребёнок лучше или хуже, родителей не станут хвалить или ругать за какие-то индивидуальные способности или их отсутствие. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному.

С детьми много занимаются прикладным творчеством, почти во всех школах есть хоровые кружки, это важно, как работа в коллективе. Возвращаясь к самому началу нашей статьи, посвященной воспитанию японцев, хочется отметить, что до 5 лет ребёнок в Японии пользуется правами короля, потом с ним обращаются как со слугой и лишь после 15 лет воспринимают его как равного

Таковы правила японского воспитания, которые гласят – всему свое место и время. Парадокс, но из малыша, которому ничего не запрещали в детстве, вырастает воспитанный человек

Возвращаясь к самому началу нашей статьи, посвященной воспитанию японцев, хочется отметить, что до 5 лет ребёнок в Японии пользуется правами короля, потом с ним обращаются как со слугой и лишь после 15 лет воспринимают его как равного. Таковы правила японского воспитания, которые гласят – всему свое место и время. Парадокс, но из малыша, которому ничего не запрещали в детстве, вырастает воспитанный человек.

В воспитании маленьких японцев есть свои минусы и плюсы

Как воспитывать вашего ребёнка, решать непосредственно вам, важно взять на вооружение лучшие методы и оставить за бортом то, что лично вам кажется чуждым. И не забывайте любить ваших детей, только тогда они смогут вырасти счастливыми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector