Как не кричать на ребёнка: 8 полезных советов для вспыльчивых родителей

Я все это понимаю, но иногда все равно кричу. Что же делать?

Помнить, что ребенок — человек, и ваш крик ему очень неприятен. Вспомните, когда вам было окей после того, как на вас кто-то наорал? Наверное, никогда? Почему же тогда принято считать, что ребенок «все очень быстро забудет и продолжит жить как ни в чем не бывало»? Даже если он отходчивый или попросту еще слишком маленький, это не значит, что ему не было страшно, больно и обидно оттого, что вы на него наорали.

Так что прежде всего возьмите за правило не делать вид, что ничего не произошло. Не выступайте с позиции силы — ведь очевидно, что тот, кто сорвался, был настолько слаб, что не придумал ничего лучше.

Почему все так сложно и зачем это нужно?

Вернемся к началу: все это нужно, потому что дети тоже люди. Им неприятно, когда на них орут — точно так же, как и взрослым. Это точно так же унизительно, как было для вас в детстве (и остается сейчас). Крик не сделает вас более авторитетным в глазах детей, не заставит их уважать вас (а только лишь бояться), не поможет им внимательнее прислушиваться к вашим словам (когда на ребенка кричат, вероятность того, что информация доходит до него лучше и быстрее, стремится к нулю).

Умение взаимодействовать с детьми без крика как части воспитательной парадигмы поможет нам вырастить более психологически здоровых и устойчивых людей, способных к анализу своих чувств, эмпатии и умению заботиться о ментальном здоровье (в чем нет ничего стыдного). Дети не должны «нюхать порох» и «готовиться к худшему», они должны знать, что испытывать чувства — любые, в том числе гнев — нормально. Что их в большинстве случаев можно чем-то объяснить и не делать вид, что их не было или что они были, но они дозволены только определенным категориям людей.

Да, все это не так просто в мире, где все еще сильны установки в духе «мальчики не плачут», но теперь мы тут взрослые, а значит, мы отвечаем за то, какими вырастут наши дети и будут ли они столь же эмоционально незрелыми, как предыдущие поколения, и хотим ли мы, чтобы так было.

Трезво мыслить

В порыве гнева люди делают необдуманные поступки, которые в спокойном состоянии никогда не сделали бы. Еще один совет, как не срываться на детей, это фильтровать свои мысли.

Самое главное, в порыве агрессии не применять физическую силу по отношению к детям. Физическое наказание негативно сказывается на развитии ребенка. Если же родитель отшлепал кроху, то для него это больше, чем трагедия, тогда и забываются все хорошие родительские поступки. Родитель успокоился и забыл, а у сына или дочки душевная травма. Если мама или отец почувствовали, что вот-вот взорвутся, то им лучше покинуть комнату, в которой находится ребенок. Никогда нельзя приучать отпрыска к дисциплине в порыве гнева! Нужно сначала взять себя в руки и успокоиться. Только после того, как мама успокоилась, она должна поговорить с ребенком, выслушав его сторону и его правду, а потом уже, если нужно, ввести какие-то ограничения или правила.

Нельзя во время гнева высказывать ребенку угрозы, ведь все равно родители их не выполняют, а свой авторитет подрывают.

Во время гнева надо контролировать тон голоса и высказывания, ведь, повышая голос, человек еще больше сердится. Нужно следить за своей речью и действиями, ведь пример для детского подражания – это родители.

Чтобы научиться не срываться на детях, нужно время, и немало времени, поэтому, если это получилось один раз, получится еще. Нужно хвалить себя за достижения

Важно научиться смотреть на ситуацию со стороны

Как не срываться на детях? Мудрые советы для родителей

Ссора в семье (фото: Fotolia)

Если вам периодически хочется накричать на своего маленького сорванца и вы не можете сдержать своих отрицательных эмоций – помогут наши советы!

  1. Примите своего малыша таким, какой он есть, а не таким, каким бы вы хотели его видеть. Ребенок — это самостоятельная личность, кото­рая растет, развивается, меняется, познает мир и может иметь свое, отличное от вашего мнение по какому-либо вопросу. Подумайте, так ли важ­но, чтобы малыш всегда и во всем вам подчи­нялся? И если он хочет надеть синюю футбол­ку, а не зеленую или складывать игрушки в углу комнаты, а не в коробку, то почему бы ему это — не разрешить? Ваша репутация от этого ничуть не пострадает, зато ваш кроха почувствует, что вы прислушиваетесь к его мнению.
  2. Подготовьтесь к изменениям, ко­торые будут происходить с ва­шим малышом. Часто мамы жалуются: «Был такой спокойный и послушный ребе­нок, а теперь стал своенрав­ным и упрямым!». А на самом деле это просто наступил кризис трех лет… Если вы не будете к нему го­товы, то не узнаете, как правильно реаги­ровать на поведение вашего малыша, никог­да не поймете причин, по которым он так по­ступает. Поэтому обязательно читайте книги или статьи о детской психологии, посещайте тренинги, чтобы знать, как меняется психи­ка и внутренний мир малыша с возрастом, и быть готовой к этим изменениям. Тогда они не застанут вас врасплох, а значит, не вызо­вут раздражения и гнева.
  3. Посмотрите на мир глазами ма­лышаа не своими.Если , вместо того чтобы думать «Я так устала и так хочу спать, а он опять пла­чет! Ну когда же это кончит­ся?», вы подумаете «Бед­ный малыш, у него опять — болит животик, а может, приснился кошмар. А он ведь еще такой маленький и беззащитный. Я так ему нужна!», то материнские обязанности перестанут казаться вам такими уж тяжелыми, и вы с нежностью возьмете маленького капри­зулю на руки, чтобы его успокоить. Если вы нау­читесь смотреть на мир с позиции своего ребен­ка (и это вовсе не позиция «как досадить маме», а позиция «как порадовать маму»), то многое уже не будет вызывать у вас досаду, раздраже­ние и злость.
  4. Старайтесь предотвратить любой порыв на­кричать на ребенка. Например, если вы сильно устаете на работе, то, придя домой, уделите себе час времени на то, чтобы перестроиться на режим «мама». Посмотрите серию любимого сериала, выпейте чашку вкусного кофе или сде­лайте себе маску для лица. Близкие обязательно пойдут вам навстречу, ведь отдохнувшая и спо­койная мама непременно будет воспринимать и реагировать на все уже совсем по-другому.

Основные причины срывов

Если рассматривать проблему индивидуально, можно выявить десятки ее возможных причин. Но в целом их можно объединить в группы из 5 основных. Рассмотрите факторы срывов подробнее.

Переутомление, усталость.

Это может быть как физическая, так и психоэмоциональная усталость. Нервная система не справляется с тем количеством работы, которой ее нагружают, и в определенный момент дает сбой.

Стресс, конфликты.

Из-за постоянных ссор и разногласий, а также недавно пережитого травмирующего события, психика находится в напряжении, с чем связана повышенная возбудимость человека и неспособность держать себя в руках.

Родительский сценарий.

Установки, заложенные еще в детстве, тоже могут быть причинами срывов. Внимательно проследите свое прошлое – срывались ли на вас родители, часто ли это происходило. Очень часто люди неосознанно повторяют негативное поведение близких.

Непонимание детской природы.

Чрезмерные требования к ребенку, когда родители ждут от него взрослого поведения или беспрекословного подчинения. Нежелание видеть в ребенке формирующуюся личность, которая напрямую зависит от родительского внимания и помощи.

Эгоизм.

Стремление пребывать в комфорте, не учитывая желания и потребности детей и близких

Отношение к ребенку, как к бесправному существу, на которое можно кричать, если вас не устраивает его поведение.
Важно! Причинами срывов могут быть психологические и неврологические заболевания, в этом случае требуется помощь специалиста. Также стоит учесть, что вам может потребоваться медикаментозное лечение (успокоительные, витамины, антидепрессанты и т.п.)

За соответствующими рекомендациями обратитесь к профессионалу!

Как не срываться на ребенка – советы

Если вы выявили причину, значит, пора переходить к активной части. Стоит заметить, что причина может быть не одна. Наложение факторов усугубляет проблему, но не делает ее неразрешимой. Внимательно изучите рекомендации, как перестать срываться на ребенка

1) Отдыхайте. Если вы сильно устаете, в т.ч. эмоционально не перегружайте себя еще больше. Лучше не помыть полы или не приготовить грандиозный ужин, чем постоянно кричать на ребенка. Позволяйте себе раз в неделю выбираться в интересные места без него (встреча с друзьями, поход в ресторан или кино).

2) Максимально дистанцируйтесь от стрессовых ситуаций. Используйте приемы арт-терапии и медитации. Старайтесь выплеснуть ненужные эмоции в творчество. Если дошло до вспышки гнева – отстранитесь (отвернитесь или уйдите в другую комнату, закройте глаза и представьте себя в другом месте, думайте о нем, пока эмоции не погаснут).

3) Проработайте свой родительский сценарий. Напишите несколько писем прошлому, чтобы выпустить «пар».

Первое – от лица вас самих в детстве скажите родителям, как вам было обидно и больно, когда вам не уделяли время и кричали на вас. Второе – от лица взрослого, который освободился от детских обид, прощает и отпускает их, и хочет растить своего ребенка по-другому.

3.1) Изучайте возрастную психологию. Детское мировоззрение  в корне отличается от взрослого и вы, как родитель-психолог должны осознавать эту тонкую грань. На каждом этапе развития у детей свои особенности, если вы будете их знать и понимать, то вас перестанет раздражать поведение ребенка.

4) Боритесь с эгоизмом. Ваш ребенок – тоже личность

Он имеет право на проявление недовольства, гнев, слезы, любовь, заботу и внимание. Учитесь уважать ребенка и, со временем, он научится уважать вас

5) Мыслите на шаг вперед. Подчините свои эмоции и контролируйте их. Не разрешайте проблемам и трудностям вставать между вами и семьей. Вы всегда будете самым важным и авторитетным человеком для своего ребенка. Малыш смотрит на вас, как на единственного и самого любимого (родного) человечка, и вам нельзя разуверить его. Стрессы и нервозность — уходящее. Ваши негативные эмоции и «тяжелая» энергетика не способствуют развитию дружественных и хороших отношений внутри семьи. Бой эмоциям и побольше позитивного настроения.

Помните, что вы просто человек. Очень часто вопрос, как не срываться на ребенка, переплетается с вопросом, как стать идеальной мамой или идеальным папой. Ведь родители хотят самого лучшего для своих детей. Идеальными родителями стать невозможно, но в ваших силах приложить усилия для решения существующих проблем и создать самые лучшие условия.

Метки: детская психология

Следующая статья >>> Истерика ребенка: причины, симптомы, советы психолога

Следующая статья >>> Как подготовить ребенка к детскому саду — с чего начать, на что обратить внимание

Возможные причины злости на ребенка

В первую очередь стоит понимать, что желание накричать и даже ударить собственного ребенка – это нормальное явление для родителя. Нельзя подобную реакцию назвать хорошей или плохой, просто такова человеческая природа. Прежде чем пытаться найти способ, как не кричать на ребенка, следует выяснить настоящую причину злости. Основной момент заключается в том, что искать причину, по которой собственный ребенок раздражает, нужно не в малыше, а в самой женщине.

Среди самых явных причин, по которым ребенок может раздражать, стоит выделить следующие:

Усталость. Особенно ей подвержены мамочки новорожденных и грудных деток. Им приходится кушать когда получится, спать мало и некрепко, чтобы всегда быть начеку. Постоянное физическое и эмоциональное напряжение неизбежно приводит к срывам. Тяжелее всего тем молодым родителям, у которых нет помощи близких или она минимальна.

  • Ограниченность жизненного пространства. С появлением младенца на первый план выходят его интересы. О своих увлечениях, работе и привычках маме приходится на некоторое время забыть. На начальном этапе это естественно, но потом постоянное сидение дома с малышом надоедает и начинает угнетать. Однако многие мамы сознательно не позволяют себе оставить кроху с бабушкой или другим родственником и ненадолго уйти развеяться, даже если такая возможность имеется. В результате маму раздражает собственный ребенок.
  • Собственный запрет на негатив. В тех случаях когда мама запрещает себе сердиться на кроху и сдерживает эмоции, в конце концов это приведет к срыву. На самом деле адекватная злость в соответствии с проступком в некоторой степени полезна для полноценного развития малыша, а вот буря в стакане воды из-за мелочи, ставшей последней каплей, способна только напугать кроху.
  • Повышенные требования и слишком высокие ожидания от малыша. Родителям следует внимательнее относиться к возрастным способностям детей и учитывать возможные трудности, с которыми те сталкиваются на пути развития.
  • Подсознательный страх своей некомпетентности в вопросе воспитания. Нередко у женщины появляется чувство того, что она не справляется и ее одолевает бессилие, связанное с непослушанием ребенка. Разозлиться на малыша часто бывает намного проще, чем признаться себе в неправоте.

Часто проблемы личного характера становятся причиной, почему маму “бесит” собственный ребенок – например, она поссорилась с мужем, с родителями, у нее просто плохое настроение по какой-либо другой причине. Весь накопленный негатив впоследствии выливается на близких людей и чаще всего на ребенка. Иногда мама может злиться на мужа или даже на себя, но все отрицательные эмоции проецирует на кроху.

Еще одна причина из-за которой ребенок раздражает в первые год-два жизни – однообразность. Одни и те же заботы о малыше создают ощущение, что день бесконечен и повторяется снова и снова. Мама начинает себя чувствовать белкой в колесе и срываться при малейшем плаче или непослушании.

Разные темпераменты также сказываются на взаимоотношениях между родителями и детьми. К примеру, медленный малыш всегда будет выводить из себя слишком энергичную маму, а слишком активный кроха – нервировать флегматичного родителя.

Злюсь на мужа – ругаю ребенка

28-летняя Анастасия также страшится своей агрессии по отношении к дочери. Причина – дочь похожа на бывшего мужа.

– Муж бросил нас. Я осталась одна, родители умерли. Воспитывала дочь как могла, никто не помогал. Бывший о нас даже не вспоминал. Я его возненавидела. А тут еще дочь, как две капли воды на него похожа. И характер его взяла, – рассказывает Анастасия. – Конечно же, я люблю ее, но порой даже то, как она ест, напоминает мне о нем, и я прихожу в ярость. Я уже не помню, когда разговаривала с ней спокойным тоном. Она как-то даже спросила у меня: «Мама, почему ты всегда кричишь?». Я и не знала, что ответить. А в последнее время дочь стала раздражать меня настолько, что я могу ее ударить. Причем в эти моменты совсем не контролирую себя: бью по чем и чем попало. Однажды, в порыве злости, била ее зонтиком так, что тот сломался.

По словам психолога, накопившаяся обида, агрессия и раздражение к отцу ребенка является одной из частых причин срывов на детях. В момент эмоционального всплеска женщине сложно себя контролировать, через этот «взрыв» она как бы избавляется от накопившегося чувства душевной боли, от всех негативных переживаний, с которыми ей пришлось столкнуться.

Почему нельзя кричать на детей?

Крик по своей сути – это проявление агрессии. Когда агрессия исходит от самых дорогих и близких людей, ребёнок очень тяжело это переживает.

Если малыш растёт в атмосфере постоянных криков, скандалов и родительских нервных срывов, у него страдает:

Личностное развитие

Ребёнок постепенно становится замкнутым, тревожным, неуверенным в себе, часто плачет. Тормозится психическое развитие, ему становится сложно воспринимать и запоминать новую информацию. Он всё время находится как бы в панцире, защищающем его от внешнего мира. Ребёнок начинает бояться ситуаций неуспеха (ответов у доски, соревнований, публичных выступлений) и новых знакомств.

Во взрослом возрасте такие люди ищут постоянной поддержки и одобрения своих действий, им тяжело менять работу, сходиться с новыми людьми, т.к. они подсознательно ждут неудачи и агрессии со стороны окружающих.

Социальное развитие

У ребёнка не формируется базовое доверие к миру. Если обижает самый близкий и любимый человек, как мама или папа, значит, может обидеть любой. Ребёнок перестаёт доверять окружающим, у него возникают проблемы с построением дружеских и любовных отношений.

Ребёнок, чьи родители постоянно повышали голос, в дальнейшем будет также вести себя и в своей семье со своими детьми.

Детско-родительские отношения

Из отношений уходит доверие и взаимопонимание. Ребёнок перестает делиться своими проблемами, боясь вызвать негативную реакцию родителей. Таким образом, мама и папа из близких людей превращаются в чужих.

Что делать, чтобы реже раздражаться на малыша?

Рекомендации “Красивой и Успешной” просты:

  • Просите помощи у мужа, родственников, подруг и других людей, которые могли бы вам чем-то облегчить материнство.
  • Отдыхайте без ребенка и старайтесь максимально восполнять свои ресурсы сна и здоровья.
  • Обращайтесь к специалистам, если замечаете, что постоянно пребываете в подавленном настроении, срываетесь на крик или рукоприкладство, разучились реагировать на сложности адекватно, не можете почувствовать себя спокойно, даже если отдыхаете.

Материнство — сложная и выматывающая работа.

Разговаривайте с ребенком о причинах своей злости, крик — не метод воспитания

Не пускать чадо к взрослым проблемам

Не стоит посвящать ребенка во взрослые проблемы, ведь у него должно быть детство и детские взгляды на жизнь. Если ребенок с вами разговаривает во время вашего гнева, не стоит сразу кричать на него, нужно постараться объяснить ему, что проблема не в нем и мама расстроена не из-за него. Даже если ребенок попросит купить ему что-то, надо ему ответить так, чтобы ребенок понял и не обиделся. Если же родители ругаются, никто из них не должен говорить детям, что мама или папа плохой. Можно объяснить детям, что у родителей определенные неприятности и дети не имеют к этому никакого отношения. Ведь малыши не должны вникать во взрослые проблемы, они же не психологи для собственных родителей.

Как правильно наказывать

Если ребенок случайно что-то сломал или потерял, то наказывать его не за что. Порицаются только недопустимые поступки, которые он совершил намеренно. Не кричите, не злитесь на детей, не унижайте и тем более не применяйте физическое насилие. Гуманные варианты наказаний:

Метод естественных последствий. Не столько наказание, сколько поучительный педагогический прием. В разумных пределах не мешайте ребенку делать то, что он делает. Пусть он раз объестся конфетами и поймет, что от них болит живот. Такой опыт не забывается. Замечание

Важно не путать их с упреками. «Опять ты, неряха, пораскидал конструктор», – это упрек и оскорбление

«Когда ты раскидываешь конструктор, я наступаю на него и мне очень больно. Ты же не хочешь, что маме было больно?» – это замечание. Ребенок должен извлечь из него урок. Тайм-аут. Уведите ребенка в другую комнату на пару минут. Можете выделить «стульчик для наказаний», где он будет сидеть и думать о своем поведении. Игнорирование. Если он шалит намеренно, не обращайте на него внимания. Лишение. Важно оговаривать условия заранее. Например: «Если ты не уберешься в комнате, то не получишь сладкого». При этом лишение должно быть соразмерным. За маленький проступок, например, час без игрушек. За большой – сутки без мультиков. Система баллов. Подходит для более старших детей. Записывайте его хорошие и плохие поступки, начисляя или снимая баллы. Если ребенок накопил какое количество баллов, его должно ждать поощрение.

Ваши наказания должны казаться ребенку соразмерными, справедливыми, заслуженными. Избегайте жестокости и не забывайте, что помимо системы наказаний нужна система поощрений.

Счастливая мама — счастливый ребенок

Став счастливой, женщина меняет не только свою судьбу, но и судьбу тех, кто рядом. В этом ее сила.

Чтобы поддержать себя в бодром состоянии в этой непростой ситуации и помочь в этом своему ребенку, попробуйте использовать знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Желаемые перемены. Вы начинаете понимать себя и других. Прогнозировать будущее. Вас не ставят в тупик чужие реакции и поступки. Вы избавляетесь от внутренних преград к счастью: уныния, депрессии, обид, страхов, раздражения.

Вы начнете осознавать то, что всегда было скрыто в бессознательном. В результате появляется энергия и желание действовать, менять свою жизнь в лучшую сторону.

Это подтверждают участники тренинга:

«…Об этом невозможно говорить без слез. Наладилась связь с моим пятилетним сыном. Не знаю, что со мной было, но я испытывала к нему дикое отвращение. Я не хотела его слушать, мне были отвратительны его прикосновения и само его присутствие рядом. Я не могла с ним играть, мне было противно обнимать его. Это было для меня диким мучением, ведь я его мама.После тренинга произошло какое-то мое внутреннее слияние с ним, мы стали внутри меня как бы одним целым. И я стала отдавать ему напрямую. Звучит как бред сумасшедшего, но именно так я это ощущаю. Проснулась любовь к нему, принятие, могу его обнимать, подружилась с ним. Такой камень с души упал, что просто реветь и реветь. Сейчас внутри меня такая чистая, такая щедрая любовь к нему, прекрасная, как белый свет…»Ольга Б., Екатеринбург

«…Результат Первый: Повысилась стрессоустойчивость! Для меня это осознание того, что жизнь не всегда солнечная и счастливая. И она не должна такой быть. Но что бы ни случилось, жизнь прекрасна, во всех ее проявлениях.Раньше я избегала людей. А когда впадала в депрессии, пряталась от внешнего мира, закутавшись в одеяло с головой и спала по 15 часов в сутки. От людей я уставала. Я не умела дружить. Была только я и моя нестерпимая боль внутри. После тренинга я полюбила людей! Всех. Без исключения. Я учусь дружить и выстраивать отношения. Я сплю по 7 часов в сутки, встаю в 5 утра. И бегу на работу, в народ. В результате моих новых осмыслений во время тренинга по СВП я возобновила старые контакты, исчерпала конфликты, которые мучали меня годами…Результат второй, самый главный. Сын: Моему Максиму 4 года. Он спокойный и уравновешенный ребенок. А раньше педагоги нам ставили диагноз «умственно-отсталого», «социального неадаптанта», «девиантное поведение», грозили спецшколой и предлагали всевозможные терапии для ребенка… Я приходила в ужас от собственной беспомощности и срывалась на крик, чем делала еще хуже. Теперь моего мальчика как подменили! Мой сын по мере того, как я проходила тренинг, стал меняться на глазах…»Ольга М., Ганновер, Германия

«…В процессе обучения мое сознание начало проясняться. Я вышла из этого состояния вакуума, из нежелания ничего. Нет больше мыслей — я устала, мне все надоело, ничего не хочу. Появилась какая-то трезвость мышления. Ушло напряжение, чувство бессилия и пустоты. Больше нет этой беспричинной злости и раздражения. Я ужасно боялась жизни, будущего, и, кажется, этот страх отступает. Я будто вышла из затяжной комы. Стала легче на подъем.Сблизились с мужем, в отношениях еще больше нежности, притяжения, а ведь думала порой о разводе. Я его обвиняла в эмоциональной закрытости и холодности. Называла человеком в футляре, а человеком в футляре была я сама. В браке я ощущала тиски и, кажется, они разжимаются.Главный результат — это, конечно, новое восприятие реальности. Как и было обещано, появился навык и умение непроизвольно радоваться жизни…»Светлана Б., Москва

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Как отражается на ребенке?

– В приступе истерики мамы не думают о том, что причиняют вред неокрепшей детской психике, что являются плохим примером для подражания, – говорит Ирина Бородич. – А ведь зачастую агрессивное поведение матери может привести к серьезным последствиям: проблемам в общении со сверстниками, затаенному гневу, эмоциональной отдаленности и закрытости.

Но самое страшное в таком отношении со стороны мамы – то, что ребенок вырастает эмоционально зависимой личностью. Такие дети, как правило, имеют неустойчивую самооценку и всю жизнь живут так, чтобы быть для всех хорошими, никого не расстраивать. С кучей комплексов и страхов, неуверенностью в себе, во взрослой жизни у них могут возникнуть трудности в общении с другими людьми, с противоположным полом.

Кроме того, говорит психолог, дети матерей-агрессоров чаще других становятся наркоманами или алкоголиками.

Методики лечения

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении

Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так. Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею

Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом

Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

Специалист может оценить масштаб происходящего, выяснить причины. Задача опытного психолога в данной ситуации – показать ребенку гипертрофированность причины в его сознании, а если причина действительно серьезная – попытаться отвлечь пациента от проблемы, дать ему новый стимул.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.

Применение медикаментов всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии, агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.

Стационар – самая сложная форма вмешательства, показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.

Естественно, что во время лечения для ребенка должна быть создана максимально благоприятная обстановка, исключающая любой стресс. Именно поэтому факт наличия психического заболевания не нужно скрывать – наоборот, воспитатели в детском саду или школьные учителя должны знать о нем, чтобы правильно выстроить учебный процесс и взаимоотношения в коллективе.

Совершенно недопустимо дразнить или попрекать ребенка его расстройством, да и вообще не стоит о нем упоминать – пусть малыш почувствует себя нормальным.

Но чуть больше любите его, и тогда со временем все встанет на свои места. В идеале – реагировать лучше еще до проявления любых признаков (профилактическими методами).

Добейтесь стабильной положительной атмосферы в кругу семьи и выстройте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог в любой момент рассчитывать на вашу поддержку и не боялся рассказать о любом неприятном для него явлении.

Дополнительную информацию, касающуюся этой темы, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

www.o-krohe.ru

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Ошибки — это часть жизни

Приучите детей к этой мысли. Ошибки — неотъемлемая часть процесса познания. Признайтесь себе: «я побила своего ребенка». Обнимите егоо и прямо скажите, что вы совершили ошибку. Что делать? Попросите дать возможность ее исправить. Дети поймут — взрослые тоже допускают «промахи», но всё можно исправить. А потом применят такой же подход в другой ситуации.

Кто-то возразит, что это долгий путь. Гораздо быстрее можно чего-либо достичь, если время от времени применять физическое наказание.

Но дети запоминают отношение к ним. В следующий раз они будут вести себя хорошо не потому, что хотят этого, а чтобы избежать ругани родителей, не чувствовать на себе толчков, шлепков. Или за определенную плату — игрушки, аттракционы, лишний час за компьютером.

А потом они дадут такое же воспитание, основанное на страхе и выгоде, своим детям.

Часто мамы спрашивают у подруг и специалистов: «Почему я бью старшего ребенка, что делать?». Потому что маленький еще слабенький и хрупкий, у родителей на него не поднимается рука. Пока. Позже до него дойдет очередь. А пока малыш видит, что мама не знает, как сдержаться и не ударить. Он рад только одному — хорошо, не мне досталось.

Но данный метод поможет воспитать слабое существо, которое будет всеми силами стараться избежать наказания, хитрить, изворачиваться. Чадо, родители которого не знают, как перестать кричать на маленького ребенка и бить его по попе, станет мстить родителям, вымещать злость на тех, кто слабее (младшие дети, животные). Цепная реакция. Поэтому физическое насилие — тупик.

Причины

Поводами к эмоциональным срывам у взрослых могут послужить плохое настроение, неспособность своевременно восстанавливать эмоциональное состояние, неумение родителей добиваться дисциплины и послушания от крох.

Для детской психики срывы родителей являются травмирующими факторами, имеющими влияние на всю их последующую жизнь. Психологи сравнивают психотравмы, полученные от родителей с военными последствиями для бойцов. Эмоциональные срывы, переходящие на крик воспринимаются крохами как нападение и угроза для их жизни. У малышей срабатывают подсознательные, эволюционные механизмы, предупреждающие о неизбежной опасности. После случившегося очень сложно маленькому человечку объяснить, что папа и мама его очень любят и не заставят переживать травмирующие ситуации

Поэтому важно понимать взрослым разумность сдерживания и не переходить на эмоциональные срывы, тем самым оберегая психику детей

Часто к психологам обращаются за советом, как не срываться на ребенка, когда он проявляет непослушание. Для начала взрослым необходимо самим признать свою долю ответственности в том, что происходит и не списывать всё на поведение крохи, поскольку часто родители срываются из-за личного неуравновешенного состояния. Поэтому перед тем, как устанавливать правила и менять поведение ребёнка, следует установить причины нервных срывов у самих родителей. Нередко их количество превосходит допустимые нормы и основной причиной психоэмоциональной неустойчивости взрослых является личное бессилие перед определённой ситуацией. При этом если отмечаются срывы и на других людей, то вероятнее, что эта ситуация длится уже долговременно.

К приведённым примерам можно отнести безрезультатные попытки обучить кроху выполнять определённое действие или раздражительность по поводу того, что ребёнок не слышит просьб не трогать горячее или убирать за собой игрушки. Такая безысходность и бессилие возникает, когда уже были перепробованы все методы влияния, а результата так и не последовало.

В данной ситуации для родителя возникает большая проблема, как не срываться на ребёнка, поскольку взрослый сам признаёт собственную беспомощность.

Недостаток у взрослого психической энергии, работа на пределе возможностей, способствует выгоранию нервной системы. В решении вопроса, как не срываться на ребёнка, поможет полноценный отдых мамы или папы и передача половины обязанностей по уходу за ребёнком на другого взрослого, например, няни.

Одной из особенностей психики взрослого является чередующееся ощущение любви и неприязни к своему чаду. Данные чувства абсолютно нормальны и переживаемые всеми родителями. Эмоциональные срывы происходят, когда личность родителя ещё сама не созрела или не способна находить баланс. Например, когда в один момент «разрывают» окружающие: зазвонил телефон, заплакал ребенок, разбилась чашка, вбежала собака и прочее. Таких моментов в повседневной жизни происходит много, и все они требуют выбора. Нереально моментально среагировать на все стимулы внешнего мира, поэтому часть из них убирается криком. Крик в данном случае является останавливающим фактором.

Родители могут разочароваться в детях, видеть в них недостатки, что послужит повышению голоса из-за их неадекватных требований.

Крик может выступить проявлением страха и ужаса взрослого. Это может быть связано с опасением потери или смерти крохи, ведь нередко родитель, теряя контроль, становится нервозным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector