История зарождения танца джаз-модерн

Эстрадный танец

Самый простой из всех видов современных танцев с точки зрения ограничений по элементам и последовательности действий. Абсолютно сценический, импровизационный и свободно постановочный танец. Может включать в себя другие стили современных танцев. Его характеристикой является миниатюра, небольшая танцевальная сцена.

Свое становление эстрадный танец брал у цыган и народных
хоров. Танцоры обязательным образом должны знать основы актерского мастерства
или быстро принимать их от своих наставников.

Эстрадный танец очень модный. Занятия проходят почти в каждой хореографической школе любого города мира. Понимаете масштаб популярности?

Возникновение танца модерн

Считается, что модерн — танцы, которые основала Айседора Дункан. Она вдохновлялась природой и пропагандировала свободу телодвижений, их стихийностью. Танец Айседоры был импровизацией без специальных костюмов и обуви с живой музыкой. 

Еще один ресурс для возникновения танца модерн — ритмика, система Жака-Далькроза. Швейцарский педагог и композитор трактовал музыку аналитично и вне эмоционального восприятия. Танец служил своеобразным контрапунктом. Уже в первых своих постановках Далькроз предался полному подчинению танца музыке. В ответ ему в 1928 году был опубликован труд австрийского хореографа Р. Лабана «Кинетография», где утверждалось, что движение обосновывается внутренним миром творца, а не служит основой музыке.

Дальнейшее развитие модерна

Курт Йосс, который был близко знаком с Лабаном, работал над сотворением нового театра танца. В его арсенале были задействованы музыка, сценография, хоровая декламация. Он интересовался театрами мистики и культа. Все это было направлено на раскрытие энергии телодвижения. Йосс вводил новые темы, например, балеты на политические темы. Его дело продолжила ученица Мэри Вигман. Женщина находила выражение в экспрессионизме, вводя в модерн (танцы) страшное и уродливое, ставя напряженные и динамичные постановки, склоняясь к выражению общечеловеческих эмоций.

После Вигман благодаря ее ученикам сформировались две основные ветви развития танца. Одна демонстрировала экспрессионистическое восприятие, субъективные впечатления танцора, желание обнажить бессознательное, истинное в человеке. Представители этого направления смогли выразиться в так называемом абсолютном танце. На вторую группу оказал значительное влияние абстракционизм и конструктивизм. Для танцоров форма была не просто выразительным средством, а содержанием образа.

Как появился модерн в хореографии

Первая половина XX века ознаменовалась прорывами и передовыми идеями во многих областях. Такие страны как США и Германия уделяли много внимания разработке новых методик, техник, учений. Это стремление коснулось и культуры, поэтому зарождающийся новый танец создавался как искусство будущего, разрывающее существующие рамки и стремящееся к гармонии с природой.

Модерн – не умение танцевать, а способность передать посредством движения свое видение мира. Для этого направления не существует жестких ограничений по музыкальному сопровождению, например Мэри Вигман в 1916 году вышла на сцену под текст своей любимой главы из книги Ницше.

В Соединенных Штатах

Ранний современный танец

Марта Грэм и Бертрам Росс в 1961 году; фото Карла ван Вехтена

В 1915 году Рут Сен-Дени вместе со своим мужем Тедом Шоном основала школу и танцевальную труппу Denishawn . Марта Грэм , Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман были учениками школы и членами танцевальной труппы. В поисках более широкой и принимающей публики для своей работы Дункан, Фуллер и Рут Сен-Дени совершили поездку по Европе . Марта Грэм часто считается матерью-основательницей современного концертного танца 20-го века . Грэм считал балет слишком односторонним: европейским , империалистическим и антиамериканским. Она стала студенткой школы Денишона в 1916 году, а затем переехала в Нью-Йорк в 1923 году, где выступала в музыкальных комедиях , мюзик-холлах и работала над собственной хореографией . Грэм разработала свою собственную танцевальную технику , технику Грэма , которая основывалась на концепциях сжатия и расслабления. В учении Грэм она хотела, чтобы ее ученики «чувствовали». «Чувствовать» означает иметь повышенное чувство осознания того, что вы приземлились на пол, и в то же время ощущать энергию по всему телу, распространяя ее на аудиторию. Ее основной вклад в танец — это сосредоточение внимания на «центре» тела (в отличие от акцента в балете на конечностях), координация между дыханием и движением , а также взаимоотношения танцора с полом.

Популяризация

В 1927 году газеты стали регулярно назначать танцевальных критиков, таких как Уолтер Терри и Эдвин Денби , которые подходили к выступлениям с точки зрения специалиста по движению, а не как обозревателя музыки или драмы. Педагоги включили современный танец в учебные программы колледжей и университетов, сначала как часть физического воспитания, а затем как исполнительское искусство. Многие преподаватели колледжа прошли обучение в Беннингтонской летней школе танца, основанной в Беннингтон-колледже в 1934 году. О программе Беннингтона, как написала Агнес де Милль, «… было прекрасное смешение самых разных художников, музыкантов и дизайнеров. и, во-вторых, потому что все, кто отвечал за бронирование серии концертов колледжей по всему континенту, были собраны там … свободными от ограничивающих ограничений трех крупных монополистических менеджеров, которые настаивали на предпочтении своих европейских клиентов. впервые американских танцоров наняли для гастрольного тура по Америке, и это стало началом их платежеспособности ».

афроамериканец

Американский театр танца Элвина Эйли исполняет «Revelations» в 2011 году.

В афроамериканском танце современный танец сочетается с африканскими и карибскими движениями (гибкость туловища и позвоночника, сочленение таза, изоляция конечностей и полиритмические движения). Кэтрин Данэм занималась балетом, в 1936 году основала Ballet Negre, а затем — танцевальную труппу Кэтрин Данэм в Чикаго . В 1945 году она открыла школу в Нью-Йорке, обучая технике Кэтрин Данэм , африканскому и карибскому движению, интегрированному с балетом и современным танцем. Перл Примус использовала африканские и карибские танцы для создания сильных драматических произведений, характеризующихся большими прыжками. Она часто основывала свои танцы на произведениях чернокожих писателей и на расовых проблемах, таких как «Негры говорят о реках» Лэнгстона Хьюза 1944 года и Странные фрукты» Льюиса Аллана 1945 года (1945). Ее танцевальная компания превратилась в Институт танцевального языка Pearl Primus . Элвин Эйли учился у Лестера Хортона , Беллы Левицки , а затем у Марты Грэм. Несколько лет он работал как в концертном, так и в танцевальном театре. В 1958 году Эйли и группа молодых афроамериканских танцоров выступили в Американском театре танца Элвина Эйли в Нью-Йорке . Он черпал вдохновение в своих «кровавых воспоминаниях» о Техасе , блюзе, спиричуэле и евангелии . Его самая популярная и получившая признание критиков работа — « Откровения» (1960).

мини-сериал «Я выбираю тебя»

1 сезон, 4 серии.

Россия, 2017г. Режиссёр: Евгений Татаров. В ролях: Эдуард Трухменёв, Мария Кулик, Виталий Олечкин, Алексей Демидов.

Во время ТВ-шоу конкурса танцоров один из детей в детдоме, который ранее никогда не говорил ничего, вдруг сказал «мама», показав на танцующую тётю в телевизоре. Воспитатель захотела отыскать «маму». Мама ли она? Как отреагирует на это публика, устроители шоу, будут ли общаться ребенок и эта девушка? Завязка интересная, но много-много однотипных безэмоциональных разговоров, которые идут по кругу и снова по тому же кругу. Нельзя сказать, что фильм совсем неудачный. Из него можно было бы сделать полуторачовой фильм для ТВ и это было бы значительно лучше, чем четырехчасовой мини-сериал.

Насчет танцев: героиня танцует модерн и посмотреть на неё приятно. Есть пару её танцев и всякие обрывки танцев и репетиций. Мало. Особенно, если учесть суммарный хронометраж. Сюжет вокруг танца никак не крутится. С таким же успехом ребенок мог «опознать» маму в профессоре на форуме архитекторов или на конгрессе стоматологов. Так что особо на танцы не надейтесь в отношении этого мини-сериала.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи Дельсарта воплотили на сцене две американские танцовщицы, посетившие с гастролями Европу. Лои Фоллер продемонстрировала новую пластику в Париже в 1892 году в танце «Серпантин», который сочетал стихийные свободные движения и костюм из огромных полотнищ, развевающихся в танце. Костюм во время выступления служил демонстрацией прогрессивного самовыражения.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Другое направление в стиле модерн наметил Э. Жак-Далькроз. Его постановки «Эхо и нарцисс» (1912) и «Орфей» (1913) воплощают идеи ритмики – преимущество музыки перед танцем. В течение 20 века было создано множество школ модерна, каждая из которых имеет свои особенности и воплощает свои идеи.

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Австрийский хореограф Р. Лабан не поддерживал идеи Жака-Далькроза о господстве музыки над танцем. Чтобы сформулировать основные концепции танца модерн, он обратился к философским и эстетическим учениям неоплатоников, пифагорийцев, трактатам древней Индии. Полученные знания он осмыслил и воплотил в труде «Кинетография», где изложил универсальную концепцию пластического выражения. Лабан сформулировал основную идею танца модерн – танцевальное движение должно быть осмысленным, пропущенным через духовную сферу.

Как научиться танцевать джаз модерн

Обучение танцам джаз модерн – это отказ от стандартов, которые нас окружают. Это изменение мировоззрения, движения, положенные на музыку и позволяющие нам быть такими, какие мы есть, а не такими, какими хотят нас видеть окружающие.

Что такое джаз модерн? Это слияние энергий двух стилей, которые соединились между собой и породили джаз модерн, танцы, объединившие в себе хореографию джаза и эпатаж модерна.

Джаз возник путём импровизации ритуальных африканских танцев, просто и непринуждённо преодолев строгие каноны классики. Он зародился в начале прошлого, двадцатого века, объединив в себе опыт прошлого и новые, неординарные идеи. Оригинальная трактовка традиционных движений, интересный синтез джазовой и бальной школ раскрывает новые особенности танца.

Особенностью стиля джаз является то, что тело является своеобразным отражением ритма музыки, действуя как музыкальный инструмент. Обучение танцам в первую очередь заключается в том, что акцент шага смещается на постановку ноги. Осознание и отработку того, что импульс движения идёт к опоре. Обучение танцам в стиле джаз – это придание независимости при движении частей тела, умение двигаться, следуя своему личному ритму.

Вторая составляющая джаз модерн, танцы в стиле модерн, которые являются авангардом балетного искусства. Модерн разрушает традиционные представления о балете, наделяет танец ломаными движениями и акробатикой.

Развитие модерна стало ответом на классический балет, когда танцоры выходили на строгие рамки классики. Модерн – это техника свободного танца. Движение в нём зарождается от импульса, который придаёт телу свободу парения в пространстве.

Как видите, в джазе и модерне есть много общего. Но, всё же отцом модерна был классический балет, а джаз зародился из разнообразных форм танца. Из синтеза этих свободных стилей и зародился джаз модерн, танцы, которые сегодня танцуют тысячи людей во всём мире.

Обучение танцам джаз модерн, благодаря огромному разнообразию выразительных элементов, доступно людям практически любого возраста. Нужно лишь желание и стремление достичь высот. В джаз модерн, благодаря его демократизму, танцуют люди, которые не имеют данных для занятия классическим балетом.

Танцевать джаз модерн можно босиком, красиво одетым или при минимуме одежды, а иногда можно и без музыки. Обучение танцам джаз модерн – это обучение новому языку движений. Это танец, который свободен от устоявшихся правил и условностей, но вместе с тем за ним стоит танцевальный опыт, накопленный в течение столетий.

Джаз модерн – танцы, позволяющие выйти из оцепенения, в котором пребывает наша душа и тело. Он непредсказуемый и не имеет границ. И поэтому обучение танцам джаз модерн – это настоящий вызов творческим, умственным и физическим способностям человека, где на второй план уходит владение различными техниками, элементами и связками.

Джаз модерн – танцы, требующие высоких физических нагрузок, работы мысли и свободного полета фантазии. Всё это сочетается, в полном смысле этого слова, в суперэкспрессивных, очень часто ломаных и лишённых ритма движениях, позволяющих вам раскрепостить душу и тело, быть сопричастным с одним из самых взыскательных танцев в мире. Обучение танцам, а особенно достижение заметных успехов, это радость, которую можно сравнить с радостью альпинистов, покоривших вершину.

Благодаря джазовой технике тело танцора приобретает пластичность, гибкость, силу и выносливость. Джаз модерн танцы временами исполняются очень просто, а иногда с максимальным приложением сил и умений. Благодаря этому обучение танцам приобретает особый интерес.

Обучение танцам джаз модерн – это отказ от стандартов, которые нас окружают. Это изменение мировоззрения, движения, положенные на музыку и позволяющие нам быть такими, какие мы есть, а не такими, какими хотят нас видеть окружающие. Поэтому джаз модерн – это возможность прийти к самому себе, возможность расслабиться, сбросить с себя груз условностей, полностью раскрепоститься и стать свободным и независимым. Как мы уже говорили выше – джаз модерн не требует особой физической подготовки от начинающих, всё остальное придет в процессе.

Особенности исполнения

Сложная философская концепция модерна требует оригинального исполнения, способного донести до зрителя основную идею. Поэтому в зависимости от задумки автора в танце могут быть:

  • плавные, расслабленные движения, напоминающие медитацию;
  • элементы этнических народных техник;
  • дополнительный реквизит, помогающий передать атмосферу;
  • смесь других искусств (пантомимы, боевой техники, вокал, сценическая речь).

Модерн – это смелый эксперимент, который допускает многие вольности в костюме, антураже, подаче танца. Ярким примером служит Айседора Дункан. Ее тело было далеко от идеала танцовщицы, она не обладала совершенной техникой исполнения, но ее движения на сцене были столь естественны, что привлекали тысячи восторженных взглядов. В прыжках, шагах, несложных позах скрывалось столько индивидуальности, что это с лихвой перекрывало отсутствие канонической балетной подачи.

Аналогичный пример – Лои Фуллер. Ее творческий поиск не требовал эмоционального выплеска, как у Дункан. Напротив, она делал ставку на внешнюю сторону выступления. Игра с декорациями, освещением, реквизитом – бесконечное поле для экспериментов и самовыражения

За фееричечкой игрой красок, форм, деталей костюмов было неважно отступление от классической хореографии. Естественные движения рук и корпуса были особенно органичны в каждой постановке

Выбрав модерн в качестве направления для развития собственного мастерства, исполнитель ступает на интересный путь саморазвития и совершенствования. Ему предстоит раскрепоститься, чтобы суметь максимально раскрыться перед зрителем и донести до него новую, глубокую и перспективную мысль одним из самых прекрасных языков – танцем.

Джаз-танец и его история

Происхождение джаз-танца уходит своими корнями в африканскую культуру

Издавна в африканских племенах было принято отмечать любое важное событие в жизни танцами. Там-тамы, барабаны — эти ударные инструменты задавали ритм и настроение

Позднее эти танцы изменились под действием европейской культуры. После окончания гражданской войны в США «чёрные» ансамбли стали выступать на сцене.

Вместе с танцами исполнители разыгрывали на сцене весёлые развлекательные представления. Так на свет появился мюзикл — жанр, объединяющий в себе пение, танец и драматический спектакль. В конце XIX века под влиянием джаз-танца появился джаз как направление в музыкальной культуре. Основным элементом джаз-танца считается “шарканье” — характерные движения ногами.

Демократичный XX век принёс с собой свободу самовыражения. Танцевать, импровизировать захотели все. Из джазового хореографического стиля выделились свинг, ту-степ, чарльстон, линди-хоп, буги-вуги, фокстрот. Кстати, фокстрот — та называемый шаг лисы — подразумевает движения, когда шаги делаются по одной линии. Постепенно танцоры ввели в фокстрот и другие движения – «волны» и повороты.

В Европе одним из самых распространённых направлений джазовых танцев стал акробатический рок-н-ролл. Это танец на грани со спортом, требующий отменной физической формы. Видео познакомит вас с распространёнными приёмами джазового танца.

https://youtube.com/watch?v=RZvpSQ3woGI

Учителя и их ученики

Этот список иллюстрирует некоторые важные отношения учителя и ученика в современном танце.

Рудольф фон Лабан и ученики в его танцевальной школе, Берлин, 1929 г.

  • Лой Фуллер
  • Айседора Дункан — техника Дункана
  • Грете Визенталь
  • Рут Сен-Дени

    • Тед Шон — Основы Шона
    • Денишон (школа и компания)

      • Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман — Искусство танцевать (Хамфри)

        • Хамфри-Weidman школы — Хамфри-Weidman техника (падение и восстановление)

          Хосе Лимон — техника Лимона

      • Марта Грэм — техника Грэма (и Луи Хорст )

        • Эрик Хокинс (через Джорджа Баланчина ) — техника Хокинса
        • Анна Соколова
        • Мэй О’Доннелл
        • Мерс Каннингем — техника Каннингема (см. Также Постмодернистский танец )

          • Ивонн Райнер
          • Маргарет Дженкинс
          • Стив Пакстон
          • Ричард Алстон
        • Пол Тейлор

          Твайла Тарп

        • Триша Браун
        • Охад Нахарин
  • Лестер Хортон — «Техника Хортона»

    • Белла Левицки
    • Элвин Эйли
  • Рудольф фон Лабан

    • Курт Йосс ( Ausdruckstanz

      Пина Бауш ( Танцтеатр )

      )

    • Мэри Вигман ( экспрессионистский танец )

      • Урсула Каин

        Хайке Хенниг (см. Танцы со временем )

      • Ханя Хольм

        • Валери Беттис
        • Алвин Николаис — децентрализация

          • Мюррей Луи
          • Беверли Шмидт Блоссом
  • Эмиль Жак-Далькроз

    • Мэри Вигман
    • Мари Рамбер
  • Katherine Dunham — техника Katherine Dunham
  • Жемчужный примус

    Гарт Фэган

  • Хелен Тамирис

    Даниэль Нагрин

Особенности танца модерн

Двоякие проявления носят базовые особенности данного танцевального стиля. Причем, как внутренне, так  и внешне. Вместе с тем между ними существует неразрывная связь. Внешне танец модерн проявляется движениями, техникой. Внутренними его проявлениями являются сюжет, идея танца, а помимо этого состояние души танцовщика.

Работа  с телом – в этом заключается главная особенность танца модерн. Кроме этого значение имеет использование во время танца законов гравитации. Демонстрация ложной легкости, как это принято в  балете, здесь не требуется. Напротив, во время танца на показ выставляются усилия, которые прикладываются танцором при совершении тех или иных фигур. Сиюминутность характерна для танца модерн. А наряду с ним и импровизационная составляющая в своей высшей степени.  Черты, присущие для классического танца, используются, однако им отведена второстепенная роль. Такими являются воздушность прыжков, выворотность. Второстепенное значение имеет необходимость в создании эффекта вытянутости. В танце модерн отсутствуют пуанты, не  используются сложные костюмы. Туники простого вида и балетки  — выбор танцоров. В этом они предстают на сцене. Не редкость, когда они выступают босиком.

Серьезные изменения произошли  и во внутреннем содержании танца. Выполняемые движения наполнены  гармонией. Они смотрятся естественно. Одно движение плавно перетекает в другое. Между музыкальным сопровождением и  хореографией существует абсолютное соответствие.  Не всегда имеется соответствие с ритмом, но единство с музыкой присутствует и оно абсолютное. В танце находят отражение музыкальные акценты.

Фильм «Румба / Rumba»

Франция / Бельгия, 2008. Режиссеры: Доминик Абель, Фиона Гордон, Бруно Роми / Dominique Abel, Fiona Gordon, Bruno Romy. В главных ролях: Доминик Абель, Фиона Гордон, Филипп Марц и Бруно Роми.

Череда сценок, сделанных в русле пантомимы с мизерными вкраплениями модерн-танца. В основном на фоне грубо сделанного хромакея, давно я такого грубого сочетания съемок актеров и фона не видела. Лучше бы всё в павильоне или на природе снимали. Юмор и подход ну о-о-очень специфический. Допускаю, что этот фильм может найти своего любителя. Но среди танцующих — вряд ли. Создатели в танцы вникать не захотели. Само название чего стоит? Понимаю, навреное, услышали где-то краешком уха, что «румба — танец любви», а там фриковатая парочка весь фильм на экране. Но, вообще-то, румба — это определенный стиль танца, которого в фильме нет от слова совсем.

Модерн-танец редко присутствует в кино, поэтому данный фильм может заставить Вас задуматься — а может стоит посмотреть? Но тогда имейте в виду, что его там очень мало и всё очень простенько.

Сама идея показать языком пантомимы и танца перепетии жизни пары, живущей танцами, хороша. Но тогда надо было бы больше танца вставлять и чтобы там действительно было на что посмотреть. Если хотите вспомнить видео с хорошим модерном на абстрактные темы, то лучше сразу «Evidentia / Эвиденция» включить. Или посмотрите обзор фильмов о модерн-танце и выберите фильм оттуда.

Фильм наверняка понравится тем, кто любит арт-хаус и квинтессенцию абсурда или сюрреализма в кино.

Автор статьи: Елена Стеценко

Статья опубликована 24 октября 2018 г — Divadance (в дальнейшем дополнялась)

Елена Стеценко, Студия Диваданс, Санкт-Петербург. http://www.divadance.ru Designers: Zhuzha 2005 by Zhuzha

Фьюжен — это намного лучше стилизации

Сейчас технику модерна успешно вливают в хип-хоп танцы, стрип пластику. И вливают именно технику, а не имитацию поз. В результате такие танцы не выглядят похожими на модерн-номера (потому что они не имитируют их как стилизация), а становятся хорошим крепким фьюжном (опять так смотрим ту же статью — что такое стилизация и что такое фьюжн). Что можно только поприветствовать. Иногда такие синтетические направления называют, например, словом «контемп», что несколько путает учеников. Потому что это слово взяло из модерна. Но покажи ученикам такого направления «чистый модерн» и они скажут, что «это не контемп». Но это издержки процесса, которые хотя бы не портят стиль подменой истинной техники стилизацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector