Надежда ламанова

Фестиваль моды в Доме ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Дом ученых РФЯЦ-ВНИИЭФАдрес: Нижегородская обл., г.Саров, пр.Музрукова, 10http://www.vniief.ru23 апреля 2016 в 17:0024 апреля 2016 в 16:00

23-24 апреля 2016 года в Доме ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ прошел первый Фестиваль моды в Сарове. В первый день состоялись тематические лекции московских специалистов и преподавателей моды. Говорили о модельере и художнике театрального костюма, уроженке Нижегородской области Надежде Ламановой, которая стояла у истоков российской и советской моды XX века. Представители Московского Дома моды Slava Zaitsev представили историю своей компании и ее традиции. В фойе прошло открытие выставки московского фотографа Аллы Соловской «Против течения». Часть ее коллекции навсегда останется в зале Дома ученых. Завершился вечер демонстрацией моделей костюмов XIX века.

Во второй день перед зрителями более трех часов с моноспектаклем «Русская мода серебряного века» выступил руководитель Московской Академии Моды, известный телеведущий, коллекционер Александр Васильев.

Директор Дома ученых – автор идеи и один из организаторов встречи с историком моды  Елена Шаповалова отметила: «Мода – это не только одежда, это часть культуры. Александр Васильев осветил огромный культурный пласт, люди выходили из зала с благодарностью и желанием встретиться с ним вновь. Конечно, такой вечер не состоялся бы без поддержки Ядерного центра. Есть желание продолжить традицию говорить о моде и показывать ее, но над этой темой необходимо серьезно работать».

Сам модельер выразил благодарность публике и изъявил желание снова приехать в Саров.http://www.vniief.ru/wps/wcm/connect/vniief/site/socialo/culture/culturenews/5ba648004c8ae9a2bd27bd22c9d42636http://sarov.info/news/zato/2016/03/17/festival-mody-proydet-v-dome-uchenyh.html

*****

Варвара Каринская

Изобретательница балетной пачки

Варвара Каринская оказалась в списке людей, которых, к сожалению, наша страна потеряла. Она не считается в полной мере советским модельером, хоть и работала некоторое время в Москве. Талантливая предпринимательница и будущая обладательница «Оскара», в чьих костюмах снималась Марлен Дитрих, покинула СССР, когда её ателье от-кутюр превратили в фабрику по пошиву флагов.

Варвара выросла в семье харьковского богатого текстильщика Андрея Жмудского. Это был конец XIX века, Варвара была богатой наследницей, увлекалась шитьём и искусством и изучала право в Харьковском университете.

В 29 лет она приехала в Москву вместе с мужем — известным юристом Николаем Каринским. Варвара устраивала светские вечера, на которые приезжали художники и аристократы. Казалось, что с революцией красивая жизнь Каринской закончилась. Её муж эмигрировал, а женщина осталась с дочерью и маленьким племянником-воспитанником в Советском Союзе.

Но на время ленинского НЭПа Каринская смогла неплохо устроиться. 

После НЭПа власть национализировала предприятие Варвары, превратив его в фабрику по производству советских флагов. Тогда Каринская решила эмигрировать и в 1924 году выехала за границу под предлогом организации выставки работ её учеников в Европе.

Где бы ни оказалась Варвара Каринская, она открывала своё ателье. После Москвы её предприятие появилось в Париже, а затем и в Лондоне. Только от повседневного гардероба Каринская ушла в театральную моду. Она создавала костюмы для Русского балета Монте-Карло и быстро стала востребованным художником. 

Балетные костюмы Каринской / Muse­um at FIT, New York / Vic­to­ria andAlbert Muse­um, London 

Накануне Второй мировой войны Каринская переехала в Нью-Йорк и снова открыла своё предприятие: ателье-магазин балетных костюмов Covent Gar­den. Каринская создавала костюмы и для голливудских фильмов и получила премию «Оскар» за работу над кинокартиной «Жанна д’Арк» 1948 года. Лейбл KARINSKA Stage and Art Inc. шил наряды для ледовых шоу, мюзиклов, театра, кино и самого главного для Варвары — балета.

Модельер отказалась от использования обручей и спиц, которые делали костюмы балерин громоздкими. Вместо этого она шила мягкие многослойные юбки, которые не мешали движениям танцовщицы, при этом красиво подчёркивали талию и ноги. Позже Варвара создала короткий вариант, укрепив юбку конским волосом. Юбка принимала положение параллельно полу без всякого крахмала.

Изучаем историю моды

Письма Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адресованные Ламановой Надежде Петровне

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 — 1959) — российская и советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

28 июля 1931 года Гурзуф

Милая дорогая Надежда Петровна!

Только вчера дошла до меня весть о кончине Андрея Павловича. Что тут сказать! Всей душой, всеми мыслями с Вами. Понимаю Вашу душевную муку – проживши долгую жизнь с человеком, каков был Андрей Павлович, и потерять его.

Мне было очень обидно, что не пришлось повидаться с Вами, но причина моя ужасная весенняя болезнь, затем мой отъезд в деревню, после которой я всего была несколько дней в Москве и готовилась к переезду в Ленинград с нашими гастролями. После Ленинграда я в Москве только успела навестить на даче нашего малыша и укатила в свой Гурзуф – маленький мой рай, где смягчаются и на время забываются все наши горести земные.

Целую Вас крепко, помню и люблю. Ваша Книппер-Чехова.

Примечание: Книппер-Чехова выражает соболезнования в связи со смертью , мужа Надежды Петровны.

11.05.1933 года

Дорогая Надежда Петровна

От всей души нежно благодарю Вас, обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли.

Ваша О.Книппер-Чехова.

Только воротничка никакого не надо, портит вкусное платье.

ОК

Примечание: Ольга Леонардовна благодарит Н. П. Ламанову за костюм к спектаклю «У жизни в лапах», возобновленному 11 мая 1933 г.

8.06.1936 года Киев

Дорогая Надежда Петровна,

Не знаю, как Вас благодарить за чудный, чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно.

Целую Вас.

Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.Скоро ли Вы вздохнете?Шлю Вам большой большой привет.Обнимаю и целую.

Ваша О. Книппер-Чехова

Карьера до революции

После учебы Ламанова некоторое время работала в известном ателье. Но очень быстро она решила создать свою мастерскую. К талантливой мастерице сразу пошли клиентки. Модельер придумывала собственный образ для каждой дамы. Ее платья идеально сидели на любой фигуре. Секрет успеха состоял в том, что Надежда накладывала куски ткани заготовки в процессе примерки. Конечно, такой подход был утомительным для клиенток. Зато результат был потрясающим. В других ателье мастера так не работали.

Многие москвички полагали, что платья Ламановой совершенно не уступали парижским. Надежда никогда не работала сама. Очень быстро она обзавелась работницами, которые и осуществляли пошив. Сама же Ламанова придумала потрясающие модели. Даже императрица Александра Федоровна носила ее платья. Ламанова числилась поставщиком нарядов «Ее императорского величества». Клиентками модельера были очень известные женщины того времени – Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

По просьбе Станиславского Ламанова также шила костюмы для театральных постановок Московского театра. Сотрудничала Надежда с актерами до самой смерти.

До революции

Родившаяся в дворянской семье в Нижнем Новгороде Надежда Ламанова в раннем возрасте столкнулась с большими трудностями. У девушки умерли родители, и после гимназии она не смогла получить обычного для ее круга образования. Вместо этого Ламанова, вынужденная содержать не только себя, но и четырех младших сестер, поступила в Московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Проработав некоторое время ведущей закройщицей, 24-летняя портниха открыла собственную мастерскую в Москве. Современники признавали ее незаурядный талант модельера. Достаточно было клиентке войти в мастерскую, как Ламанова тут же придумывала наиболее подходящий для нее образ и приступала к созданию эскиза. Она накладывала на тело клиентки куски ткани и закалывала их булавками в нужных местах. Это было совсем не похоже на то, как работали другие портнихи, поэтому дела Ламановой быстро пошли в гору. Москвички говорили, что ее платья ничем не уступают парижским. При этом Ламанова никогда не возилась с иглой и ниткой сама, поручая непосредственный процесс шитья своим работницам.

Платья от Ламановой носила даже государыня Александра Федоровна. С 1890-х московская портниха числилась «Поставщиком Ее императорского величества». Среди других известных современниц, одевавшихся у Ламановой, – актрисы Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова и Вера Холодная. Обычной же клиентурой мастерской были жены и дочери самых состоятельных жителей Москвы. С легкой руки Константина Станиславского Ламанова также стала шить костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. Ее сотрудничество с актерами и режиссерами продолжалось до самой смерти.

Визитная карточка и фирменный бланк ателье

Одно из писем Ламановой, адресованное Марии Федоровне Герингер, написано на цветной визитке ателье. Так что теперь мы знаем, как же выглядела визитная карточка Поставщицы Двора Ламановой и фирменный бланк ателье начала 1900-х годов.Визитная карточка Ламановой. Начало 1900-х гг.Фирменный бланк ателье Ламановой

История возникновения визитных карточек достаточно интересна и противоречива (в части века появления и страны- “первопроходца”).

Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом. Первые визитки появились в Китае примерно в III веке н.э. Указом Императора правительственным чиновникам было вменено в обязанность иметь визитки с указанием имени и должности. Визитки государственного образца изготавливались из красной бумаги с каллиграфическим написанием текста чёрной тушью только имя, фамилия и должность.

В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, самые ранние визитные карточки датируются 1731 г.

Во Франции они появились в XVII в., во времена Людовика XIV. Естественно, первыми обладателями визиток стали дворяне и богатые люди. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры фамильные гербы со своею подписью и датой вручения.

В истории возникновения визитных карточек появляется Япония- там визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века.

Российские визитки вошли в обиход во времена царствования Екатерины II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.

В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего они были своеобразным свидетельством визита. Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.д., необходимо было явиться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения. Например, “п”- означало поздравление, “о” – отъезд и, следовательно, прощальный визит, “ж” – желание осведомиться о состоянии здоровья, “в”- возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась буква, означающая цель визита.

В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства сохранилась одна на двоих визитная карточка Надежды Петровны и Андрея Павловича Каютовых вероятнее всего использованная с целю визита. Там же хранится и персонализированная визитная карточка .Визитная карточка Н.П. и А.П. Каютовых. 1900-еМестонахождение: «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства»

В молодой Советской Республике визитки были объявлены “пережитком прошлого” и фактически вышли из употребления. Однако, через непродолжительное время они появились вновь в среде государственных чиновников и артистической элиты. Изготовление визиток, как и вся полиграфия, находилось под неусыпным контролем государства. Для того, чтобы заказать тираж визиток необходимо было её “залитовать” – получить письменное разрешение на изготовление визиток в “компетентных органах”.

Еще одним не мало важным правилом русской визитки“ стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.

“Второе дыхание” визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имела “верхушка” власти. Но с приходом демократии “эта роскошь” становится доступной для всех.

А в конце XX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.

Муза и Король на блошином рынке…

Уже будучи не только владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, сама Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии. С завидным упрямством зубрит историю национального костюма и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени. Конечно, этнические мотивы были в 1880 — 1900-х на высоте и в самых продвинутых кругах считались мейнстримом, но каким-то шестым чувством Надежда Петровна ощущала, что вскоре из этого ржавого крана вполне может забить свежая струя. Струя не заставила себя долго ждать. И хотя забила она не в России, а во Франции, Ламанова имела ко всей этой истории самое прямое отношение.

Во время одной из своих поездок в Париж она свела знакомство с Королем моды, знаменитым в те годы Полем Пуаре. Модельеры сразу же влюбились один в другого, как только могут влюбиться друг в друга соперники. Полю было двадцать с копейками, Надежде Петровне — сорок с хвостиком, но завязавшаяся дружба оказалась доверительной и крепкой. Их общение состояло из споров о будущем моды и из бесконечного преклонения перед талантом друг друга. И тут Ламанова оказывалась в более выгодном положении: она свободно ездила в Париж на званые вечера мастера, видела дефиле его коллекций и могла запросто судить об успехах Короля. А вот сам Пуаре долгое время довольствовался фотокарточками моделей Ламановой. И решив исправить эту несправедливость — а по ходу и Россию завоевать, — в 1911 году он приезжает в Москву. Экскурсионную программу ему составляют сама Надежда Петровна и ее муж, миллионер Каютов. Выбор «экскурсоводов» пал на совершенно дикие, экзотические для француза места. Как впоследствии написал в своих воспоминаниях сам Поль Пуаре, Москва предстала перед ним чудесным и сказочным городом. Осетр с икрой, шампанское рекой и цыгане в «Яре» на следующий день сменялись пешими прогулками по старообрядческим древним церквам. После осмотра собора Василия Блаженного в плане стояли такие опасные места, как Сухаревка, Тишинка и Хитровка.

Заметив, что гость не пропускает ни одного извозчика, чтоб не сделать зарисовку его армяка, и впивается глазами в телогрейки московских торговок, Ламанова решает подарить другу Москву — в прямом смысле этого слова. Ранним утром они отправляются на Сухаревский рынок. Там Пуаре скупает целый ворох старинной одежды. Здесь и кокошники, и сарафаны, и сапожки, и приличные платья европейского образца. Все это богатство Поль бережно пакует и увозит в Париж, где вскоре и выпускает первую в истории французской моды славянскую коллекцию. Своих детей он одевает в рубашки-косоворотки, жене шьет костюм, по декору напоминающий армяк, вводит в Париже моду на украинские вышивки и казачьи сапожки. Через пару лет мода на все русское буквально захлестывает Париж, а к тому моменту, как там появляются многочисленные русские эмигранты, эта тенденция перерастает в массовый психоз. Вот так: поразвлекались два модельера на московском блошином рынке — а потом всю Европу раздувает от сарафанов и рушников.
Надежда Петровна наблюдает из Москвы за успехами их с Пуаре начинания, но кое-какие идеи все же не спешит раскрывать другу. Надо же что-то и себе оставить!

Выставка «Искусство – в жизнь! К истории Декоративного института в Петрограде».

Русский музейАдрес: г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4 Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Часы работы:Понедельник 10:00—18:00Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00Вторник Выходной деньСреда 10:00—18:00Четверг 13:00—21:00Пятница 10:00—18:00Суббота 10:00—18:00Воскресенье 10:00—18:00Телефон для справок: +7 (812) 595-42-48

С 17 августа по 20 ноября 2017 года в Русском музее можно будет увидеть произведения выдающихся мастеров народных художественных промыслов из фондов Отдела народного искусства и частных собраний Петербурга. В залах будут представлены: Агитационный фарфор и лаки, Крестецкая строчка, уникальные знамена, платья, созданные по эскизам Надежды Ламановой и Любови Поповой и многое другое…

Выставка призвана показать советское агитационное искусство первых послереволюционных лет, которое было поистине массовым, охватывающим самые разные аспекты повседневной жизни. Основой экспозиции выставки, проходящей в год 100-летия Октябрьской революции, станет продукция Декоративного института, работавшего в Петрограде-Ленинграде в 1918–1926 годах. Декоративный институт представляет собой яркий пример комплексного подхода к созданию предметов искусства и организации окружающего пространства. Многие перспективные творческие наработки вышли из стен именно этого института и впоследствии получили развитие в киноплакате, рекламе, наглядной агитации. В 1926 году Декоративный институт был закрыт, вследствие чего многие его плодотворные начинания так и не удалось воплотить в жизнь.

В собрании Русского музея находится более 30 предметов прикладного искусства, связанных с историей Декоративного института, а также прекрасная коллекция эскизов оформления города (улиц, площадей, мостов, зданий); модели памятников, создававшихся по плану монументальной пропаганды; одна из лучших коллекций фарфора. Авторами этих работ являются Р. Френц, Н. Альтман, И. Школьник, Н. Лапшин, М. Векслер, Л. Милеева, А. Клетенберг, Е. Витенберг и другие художники, многие из которых оставили заметный след в истории русского авангарда.

В экспозицию войдет более 200 произведений из коллекции Русского музея — материал, до сих пор не экспонировавшийся в полном объеме.

Выставка организована при поддержке Фонда Петера и Иренэ Людвиг.

*****

Вера Аралова

Создательница сапог на молнии

Русский показ в 1959 году парижане запомнили надолго. К публике вышли высокие манекенщицы в роскошных меховых шубах и накидках, украшенные павловопосадскими расписными платками. Но самым интересным стала обувь девушек. Красные облегающие сапожки на каблуке с молнией. Такого ещё в мире моды не видели. Их прозвали «русскими сапожками». Автором этого произведения оказалась советский модельер, руководитель Дома мод Вера Аралова.

Именно под её руководством готовили первую коллекцию для иностранной публики. Вера Аралова решила, что меха произведут большее впечатление, чем сдержанная рабочая одежда. Но возник вопрос с обувью. Сочетать туфли с шубой Аралова не хотела, а сапоги выглядели слишком грубыми и громоздкими.

К сожалению, ни фотографий с показа, ни тех самых сапог не сохранилось. Саму Веру Аралову сложно было назвать новатором. В 1948 году она возглавила Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту в Москве. Под её руководством разрабатывали простые и практичные модели одежды, в основном рабочей. Кроме работы художником, Аралова была членом редколлегии изданий «Журнал мод» и «Мода стран социализма». Она курировала их работу и сама писала статьи о советской моде. 

По воспоминаниям коллег, у Веры Араловой был добрый характер. Она часто поддерживала молодых модельеров и помогала манекенщицам, рекомендуя их редакторам модных журналов. В том числе она открыла одну из самых известных в мире советских манекенщиц Регину Збарскую.

Забытая…


Артистки МХАТа в платьях Надежды Ламановой 

В 1941 году, когда МХАТ в полном составе эвакуировался на Урал, Ламанова опоздала получить свой билет на поезд. Пока они с сестрой, сопровождавшей ее повсюду, дошли до здания театра, администрация просто забыла о них, и все разъехались. О Ламановой забыли, как о верном старом Фирсе из «Вишневого сада»! Ошарашенные, Надежда Ламанова и сестра присели отдохнуть на лавку у Большого театра — ровно напротив знаменитого портика с колесницей Аполлона. И тут раздалась воздушная тревога, поднялась паника — и у Ламановой не выдержало сердце. Это случилось 15 октября 1941 года.

Она была человеком эпохи, старой эпохи. Новая эпоха рвалась вперед, как поезд или даже громыхающий товарняк, где ехали новые простые, классово однородные люди. Эпоха отправляла в поездах на фронт новобранцев, в лагеря — миллионы политзаключенных. В новой эпохе Ламановой не было места. Как не было всему редкостному и штучному.

Краеведческие чтения. 30 ноября 2016 года

ГБУК Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени В.И. ЛенинаАдрес: г.Нижний Новгород, ул. Варварская, 3.Телефоны: +7 831 419-87-92, +7 831 411-85-54http://www.nounb.sci-nnov.ru

30 ноября 2016 года в Белом зале Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки состоялись очередные 445-е Краеведческие чтения.

С докладом «Модельер Надежда Петровна Ламанова (1861-1941). К 155-летию со дня рождения» выступила Татьяна Львовна Грачева, председатель Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций.

В этот раз зал был полон, заняты все места. Приехали люди даже из Арзамаса и Богородска (Наталья Пакшина, Виктор Гурьев. Спасибо вам) В докладе была использовала презентацию одной из участниц конкурса, проводимого Нижегородская Областная Детская Библиотека, итоги которого подведены 11 декабря, в Белом Зале НГОДБ Любовь Сускина. А также было рассказано о всех найденных документах за этот год. Надежда Петровна потрясающий человек, великой энергетики. Вся ее жизнь покрыта тайнами и легендами. К сожалению, в опубликованной статье, в АИФе — Нижний Новгород, использованны не совсем верные факты ее биографии, а также информация о времени находки ее автобиографии. Ее нашли осенью. Но не все просто с этими записями. Еще может писала не Надежда Петровна.

100 процентов доказательств по документам, что именно Павел Саввович Андруцкий был ее первым мужем, нет. Есть только доказательство, что она носила фамилию Андруцкая. Но кто он — нам неизвестно. И неверно указана дата ее рождения по новому стилю. Надежда Петровна родилась по новому — 26 декабря, а не 27, как указано в статье.http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/clubs/301116etn.php

*****

Письмо Веры Игнатьевны Мухиной, адресованное Марии Петровне Терейковской

Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953) — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

6 декабря 1941 года

Моя милая, дорогая Мария Петровна, Ваша телеграмма была для меня ударом, я просто не могла опомниться 2 дня.Смерть Надежды Петровны, моего лучшего друга, я смело могу сказать, была для меня ужасна. Надежда Петровна была светлый человек, а их так немного.

Меня всегда поражала ее огромная выдержка, неисчерпаемое свежее творчество в 80 лет, то, что она, потеряв все свое состояние с революцией, приняла ее, сохранила светлое отношение к людям. Она была из породы Станиславских, Собиновых, Ермоловых, она была из плеяды светлых гуманистов, последней четверти века. Как мне больно, что я ее больше не увижу…

Смерть[править | править код]

Скоропостижно скончалась 15 октября 1941 года. Обстоятельства смерти Надежды Ламановой известны из телеграммы и письма её младшей сестры Марии Петровны Терейковской к Вере Мухиной. В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова испытывала приступы недомогания, но старалась скрыть их от сестры и продолжала вести активный образ жизни. 13 октября она пыталась узнать, принято ли решение о её эвакуации вместе с артистами МХАТ, но не смогла получить однозначного ответа. Утром 14 октября Ламанова с сестрой приехала в театр, но обнаружила, что эвакуация уже завершена, а она «осталась ненужна»

В ночь на 15 октября Мария обратила внимание, что Надежде было тяжело подниматься из убежища, куда они спустились на время воздушной тревоги, а следующим утром, когда сёстры шли к станции метро, чтобы уехать на дачу, Ламанова потеряла сознание на улице возле амбулатории Большого театра. Попытки реанимации остались безуспешными

Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена «рядом с Андрей Павловичем на Ваганьковском кладбище».

Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация»

С 29 июля по 15 октября 2017 года в Гербовом зале Зимнего дворца на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» представлены музейные предметы, жизнь которых была неоднократно продлена благодаря реставрации. В том числе на выставке можно увидеть придворное платье шлейф работы мастерской Н.П. Ламановой, принадлежавшее княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.

На выставке также представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2017/encyclopediaoftextilerestore/?lng=ru

*****

Моделистка от бога…

Старшая из пяти дочерей полковника Петра Михайловича Ламанова, Надежда Петровна Ламанова родилась в Нижнем Новгороде в 1861 году. После смерти родителей, совсем девочкой, она осталась главой семьи с младшими сестрами на руках. В Москве, окончив школу кройки и шитья Ольги Сабуровой, дворянская дочь очень быстро сделалась ведущей закройщицей в знаменитой тогда мастерской Войткевич. Талант у нее был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объемы, легко изменяя пропорции, мадемуазель Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц.

Платье от Ламановой носилось с особенным выражением лица. Будто на плечах у обладательницы не кусок драпированной ткани, а шедевр кисти Леонардо. А словосочетание произносилось исключительно с придыханием. Сама Марина Цветаева как-то раз зарифмовала «одеться от Ламановой» со словом «мраморная».

Когда Ламанова впервые переступила порог ателье Войткевич, ей было двадцать лет. Ее приняли равнодушно

А с чего бы это владелице известной мастерской обращать особое внимание на новенькую закройщицу?
Миндальничать с холодноватой Войткевич Надежде было некогда, и она окунулась в работу. Упорная, упрямая, она умела трудиться

Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днем, неделя за неделей. Приходила ни свет ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц.

И наконец мадам Войткевич вскинула на мадемуазель Ламанову проницательные глаза и решила поставить эту барышню работать с клиентками в примерочной. И не прогадала. Двадцатилетие Надежда отметила в 1881 году. Пришло время интереса к славянским культурам и народным корням. Вышивки, рушники, передники, пышные рукава на а-ля крестьянских рубахах перекочевали из вологодских изб в петербургские доходные дома и московские особняки.

В Париже царит Чарльз Ворт — основоположник от кутюр. В 1882 году он умело выводит европейскую моду на новый вираж.
Но все же поклонниц моды больше, чем противниц. Особенно в Москве, где и проводила свои последние деньки в мастерской Войткевич мадемуазель Ламанова. Надежда Петровна была не менее прозорлива, чем ее хозяйка. Как мадам прекрасно видела, насколько огромен потенциал ее старшей закройщицы, так и сама закройщица свои возможности отлично осознавала. И вовсе ей не хотелось всю жизнь ставить на своих моделях чужое имя -ей и свое очень нравилось. Она и в замужестве его не изменила — где уж ей было мириться с лейблом Войткевич!

Когда же в 1885 году Надежда Петровна покинула мастерскую Войткевич и завела собственное ателье на Тверском бульваре, заказчицы, ахая от прекрасных эскизов, робко просили: «Только сшейте тоже, пожалуйста, сами». Но в ответ слышали: «Я не шью сама. Не люблю ковыряться с иглой. Я только модельер». Кто же шил? Ламанова открыла школу прикладного искусства, из которой выходили прекрасные мастерицы, отлично владеющие машинкой и способные даже придумывать модели. Ламанова была не только прекрасным организатором, но и умным педагогом.

Память[править | править код]

  • Марина Цветаева в своём стихотворении «Полотерская» зарифмовала фамилию Надежды Петровны:
  • Фильм «Надежда Ламанова» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (2009).
  • Фильм «Мода для народа», подготовленный ВГТРК (2011).
  • В январе 2016 года вышла книга советского и российского журналиста и публициста Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова». Это третья книга автора, написанная в жанре «исторический детектив», в линейке книг о расследованиях «Короля репортеров» Владимира Гиляровского. По сюжету известный журналист расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» Надежды Петровны Ламановой. Несмотря на то, что главные герои книги — реальные исторические персонажи, а автор, «работая над образом Ламановой, старался найти как можно больше информации о её жизни и, главное, работе Ламановой настоящей», в предисловии к книге Добров пишет, что «все персонажи этой книги являются выдуманными и никакого отношения к реально жившим людям не имеют. И все же я буду очень рад, если, прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше о Надежде Петровне Ламановой — её судьбе и творчестве».
  • С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреаты конкурса в настоящее время — это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей как для приемов, так и для повседневной жизни, а также — маленькое чёрное платье. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
  • 19 февраля 2016 года в Московском Доме Моды В. М. Зайцева прошла I Научно-практическая конференция «Российская мода», организованная директором по развитию Дома моды Славы Зайцева . Темой первой конференции стали жизнь и творчество Надежды Петровны Ламановой. В конференции приняли участие Александр Васильев, текст Тамары Коршуновой (ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа) зачитала Юлия Попова, директор по развитию Дома моды В.М.Зайцева, Наталья Ездина (доцент кафедры сценического костюма школы-студии МХАТ), Алла Щипакина (ведущий искусствовед ОДМО на Кузнецком Мосту), тележурналист, историк моды, генеральный директор Фонда «Магия моды» Наталия Козлова, историк моды, искусствовед Алёна Арефьева и многие другие.
  • Генеалогические исследования проведены генеалогом Андреем Львовичем Ламановым. Многие ранее неизвестные факты биографии были установлены Татьяной Грачевой и Марией Маркович.
  • Надежда Ламанова является одним из главных действующих лиц детективного романа современного писателя Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова».
  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Закройных дел мастерица!. Издательство: АСТ, Вече, ISBN 5-17-010666-1, 2002 г., есть аудиоверсия
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector