5 отшельников, живущих в экстремальных условиях

Отшельничество с точки зрения науки

Психология описывает отшельничество как проблему. Желание быть одному основано на сложностях в общении, неспособности выстраивать отношения, неразвитые коммуникативные навыки. Истоки подобных трудностей нужно искать в детстве. Такие проблемы возникают, если в юном возрасте человек недополучил внимания и любви со стороны родителей и близких.

Выбор одиночества выступает как защитный механизм, выработанный в результате эмоциональной травмы – потере родственника, разрыва со второй половинкой. Сближение с людьми напоминает душевную боль, испытанную ранее. Стремясь уйти от нее, человек снижает количество контактов с социумом. Это явление в психологии имеет название «синдром отшельника».

Развитию такого синдрома человек помогает сам. Меланхолический темперамент, природная молчаливость приводят к тому, что круг друзей и знакомых постепенно сужается. Возникает ощущение, что окружающие не понимают и не воспринимают человека таким, какой он есть.

Помимо снижения интереса к эмоциональным контактам, может развиться обида на людей за их отношение к такому человеку. Он начинает ненавидеть людей за неспособность оценить его и присущие ему особенности характера. Совместно с бытовыми неурядицами такая обида – почва для отрицания социальных норм, у человека развивается социопатия. Расстройство личности в различных формах от депрессии до шизофрении – закономерный итог подобных проблем.

Юрий Алексеев

Юрию около 30 лет, у него дреды, кислотного цвета футболка и широкие штаны, а на стене висит спил дерева с нарисованным циферблатом. Сейчас Юрий — отшельник, но ещё в 2012 году он был юристом и снимал однушку в Москве. Однажды молодой специалист понял, что глубоко несчастен в предложенных условиях жизни. Тогда он вспомнил, что он не дерево, и может идти, куда захочет и быть тем, кем хочет.

Фото: englishrussia.com

Алексеев захотел быть хоббитом-отшельником. Он вырыл себе землянку на границе Московской и Владимирской областей. Вход в неё — круглый, как у Бильбо. На крыше жилища — солнечные батареи, а вдоль стен стоят книги до потолка. Речь у отшельника красивая и сложная — видно, что человек очень образованный и начитанный. Алексеев известен, у него свой профиль в Instagram и канал на YouTube, который так и называется — «Хоббит Отшельник». Он ежедневно записывает ролики, которые просматривают тысячи человек.

Фото: englishrussia.com

По всему видно, что Юрий сейчас действительно счастлив, у него есть всё, что нужно: кофе, интернет и свобода. О перспективах возвращения в город Юрий говорит так: «Коммунальные платежи или взносы за ипотеку упираются в необходимость работать, а это значит, что я буду вынужден делать то, что мне вернее всего будет не интересно. Поэтому я против.»

Сколько раз в день действительно нужно питаться

Среди любителей и профессионалов фитнеса нередко возникают споры о том, как часто нужно есть. Давайте разберемся, сколько раз в день действительно нужно питаться, чтобы нарастить мышечную массу или сбросить лишний вес.


Сколько раз в день действительно нужно питаться

Среди любителей и профессионалов фитнеса нередко возникают споры о том, как часто нужно есть. Давайте разберемся, сколько раз в день действительно нужно питаться, чтобы нарастить мышечную массу или сбросить лишний вес.

Одна из тем, вызывающих больше всего споров в мире фитнеса и бодибилдинга, ― количество приемов пищи в день, оптимальное для наращивания мышц, сжигания жира и увеличения силовых показателей. Многие спортсмены едят каждые 2–3 часа, кто-то ― один раз в день или только в определенный промежуток времени. А некоторые выбирают золотую середину.

Существует ли частота приемов пищи, идеальная для роста мышц, похудения и разгона метаболизма? Для того чтобы выяснить, как часто необходимо питаться для достижения фитнес-целей, мы собрали наиболее популярные мнения на этот счет, а также изучили результаты научных исследований.

Хироо Онода

История японского разведчика времен Второй мировой войны всколыхнула весь цивилизованный мир. Солдат японской армии много лет подряд продолжал отбиваться от американцев, считая, что Вторая мировая война еще продолжается. На филиппинский остров Лубанг он был отправлен командованием незадолго до подписания мирного договора о капитуляции. Исправный вояка получил приказ защищаться и вместе с несколькими солдатами скрывался в джунглях.

Несмотря на то что власти с самолета сбросили его команде приказ о сдаче, он решил, что это провокация американцев. Один из членов группы сдался властям в 1950 году. В 1954 году в результате перестрелки погиб еще один член команды, капрал Сеити Симада. Еще одного капрала Сеити Екои случайно обнаружили в 1972 году и поняли, что группа еще действует.

Целых 30 лет Онода прятался в лесах, хотя прекрасно знал о событиях в Японии, о прошедшей там Олимпиаде, о быстром росте промышленности и подъеме уровня жизни. Он отказывался верить в это и думал, что правительство Японии является марионетками США. Японское командование решило вопрос о возвращении служаки, послав к нему в лес бывшего его командира, одетого в военную форму, с приказом главнокомандующего. Только тогда Онода сдал оружие и вернулся в Японию.

Теперь вы знаете, как называют людей, живущих в лесу, причины, по которым они там оказались, и как смогли выжить в тяжелых условиях.

Любовь и отношения с “отшельниками”

В личной жизни они похожи на точеную ледяную сосульку – желчны, язвительны, стараются обидеть первыми, чтобы не обидели их самих. Тому, кто рискнет связать с таким человеком свою судьбу, необходимо быть теплым, нежным и очень осторожным и терпеливым. Не стоит ждать от “отшельника” инициативы и помощи в быту. Огромных усилий будет стоить даже такая мелочь как вытащить его на вечеринку, если он не будет уверен, что встретит там такого же собеседника-философа. Однако, титанические усилия по приручению “отшельника” будут вознаграждены крепкими и очень глубокими отношениями, скорее всего на всю жизнь, если конечно вам хватит великодушия прощать его периодические колкости.

Секс с таким человеком похож на фейерверк и кажется, что именно в нем он самореализуется и раскрывается до конца. Единственная беда в том, что он занят в основном собой, а не партнером. Впрочем, это с лихвой компенсируется напором и разнообразием.


Дом “отшельника” – его убежище и крепость

“Отшельник” одержим домом. Это его мечта, цель и физиологическая потребность. Его дом – его крепость. Он готов обвешаться самыми надежными замками и сигнализациями, лишь бы заполучить чувство безопасности. Он готов сидеть в нем безвылазно, наслаждаясь долгожданным спокойствием. Поэтому, даже оказываясь в компании, “отшельник” обычно избегает близости с другими людьми.

Староверы в Хакасии

Знаменитые староверы-отшельники Лыковы более 40 лет прожили в изоляции в горах Хакасии: от цивилизации они ушли в Саянскую тайгу еще в 30-х годах по религиозным причинам. Выживали за счет охоты, собирательства, рыболовства, сами ткали одежду и мастерили обувь, высекали огонь с помощью кресала и кремня. Их заимку обнаружили совершенно случайно геологи в 1978 году, последовали публикации в СМИ, к отшельникам стали приезжать любопытствующие. Эта известность стала фатальной для семьи: из-за отсутствия контактов с внешним миром у Лыковых не было антител к большинству болезней, и они стали умирать один за другим. В 1981 году умерли трое взрослых детей основателя рода Карпа Осиповича, в 1988 году умер он сам в возрасте 81 года (его жена умерла еще в 1961 году от голода), в результате выжила и дожила до наших дней лишь младшая дочь Агафья Лыкова. В январе этого года она напомнила о себе, прислав письмо журналистам с просьбой найти ей помощника: «Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить, А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство… Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни». На просьбу 69-летней отшельницы о помощнике поступили отклики со всей России, доброволец был тут же найден. Недавно власти пытались переселить Агафью, но она в очередной раз отказалась переезжать из Таежного тупика и дала обещание не покидать заимку до самой смерти, как завещал ей отец.  

Китайский пещерный человек

55-летний китаец Фэн Мингшану живет в пещере уже более 20 лет. Он старательно избегает общения с людьми, и поэтому сведений о нем немного. По фотографиям, которые удалось снять журналистам в прошлом году, видно, что мужчина ходит голым и босым, собирает дрова, чтобы согреться, и с легкостью забирается на отвесную 50-метровую скалу, чтобы попасть в свой каменный дом. За 20 лет жизни в пещере он успел благоустроить жилище: выпилил подобие лестницы, вставил дверь в проем и повесил на окна занавески. По рассказам брата Фэна, отшельник никогда не любил общество, пещеру приметил еще в детстве, а окончательно уехал из цивилизации в 1993 году, покинув родной город Гаоба в провинции Шэньси. Незадолго до этого Фэну был поставлен диагноз «психоз», и он прошел краткий курс лечения. Власти обеспокоены судьбой отшельника и публично заявляют о желании вернуть пещерного человека в общество, намереваясь поселить его в доме для престарелых.  

Алтайские отшельники Наумкины

Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных, ранее проживающая в городе Бийске, в начале 90-х годов продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.

Наумкины

Оджан возле огорода

Питание отшельников «по-отшельницки» скудное: грибы, ягоды, овощи из огорода — мясная пища бывает нечасто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители, не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день — паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу. Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Как и отец, Оджан занимается рисованием.

Олег Бородин, который искал себя на перевале Дятлова

Фото: ura.ru

Перевал у горы Отортен, на котором при странных обстоятельствах погибла группа Игоря Дятлова в 1959 году, притягивает к себе туристов и по сей день. Одним из них стал Олег Бородин, который бросил устроенную жизнь, жену, взрослого сына, работу и 4-комнатную квартиру в центре Челябинска, чтобы найти себя. Сначала он примкнул к анастасийцам, о которых мы писали ранее. Он строил с ними родовое поместье, чтобы питаться только тем, что выращено своими руками. Но тяга к одиночеству оказалась сильнее.

Олег стал уходить в горы в 2013 году, сначала на неделю, потом на месяц, потом на полгода. Сын даже в розыск подавал. Однажды на склоне одной из гор он соорудил себе небольшой домик, установил солнечную батарею на крыше и жил там какое-то время. Человеком он был очень доброжелательным, всегда отогревал туристов чаем, если они заходили к нему, и рассказывал интересные истории.

Избушка, в которой Олег жил. Фото: ura.ru

В январе 2016 года он замёрз на перевале у горы Отортен. Зима в Уральских горах очень сурова. И, видимо, она не пощадила даже туриста-отшельника, который хотел только жить в гармонии с природой и найти себя.

Путешествие в одиночестве

Есть и такие «отшельники», которые покидают наш суетный мир на время. Они предпочитают путешествовать без спутников, покоряя горы и океаны. Наверное, один из самых известных представителей этой группы — Федор Конюхов. Уникальный человек, который совершил свое первое большое путешествие в 15 лет, до сих продолжает устанавливать рекорды. В одиночку на весельной лодке он пересек Тихий океан от континента до континента, совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре (кстати, рекорд набора высоты также принадлежит Федору), 15 раз на разных плавсредствах он пересекал Атлантической океан. Что же движет им? «Мне говорят: ты, Фёдор, любимчик судьбы, рисковый, но удачный — рок просто промахивается, когда в очередной раз хочет смести тебя лавиной или столкнуть в пропасть. Но я считаю, что не в судьбе тут дело. Бог дал мне прожить уже столько лет, дал любимую жену, семью, дом, детей и внуков. Может быть, я путешествую, чтобы всё время возвращаться к ним, моим близким?»

К сожалению, не все так удачливы, как Конюхов. Американец Кристофер Джонсон Маккэндлесс, который взял себе имя Александр Супербродяга, был недоволен устройством общества и пытался убежать от него, путешествуя в одиночестве по Америке. Источниками вдохновения для Супербродяги были, в частности, книги Джека Лондона. Ему нравилось преодолевать трудности, часто у него не было ни припасов, ни денег, но он продолжал свой путь. В апреле 1992 года он начал осуществление своей давней мечты — путешествие на Аляску, где он мог бы найти истинное одиночество и испытать себя в борьбе с силами природы. В августе он погиб, видимо, от истощения (по другой версии, отравился, употребив в пищу ядовитое растение). Кристофер отказался от использования карты и компаса, не смог найти правильную дорогу, что также могло спровоцировать трагедию. О судьбе Супербродяги снял фильм «В диких условиях».

Какие бы причины ни толкнули людей на добровольное уединение, если они хотят уйти от мира, то находят такие возможности даже в XXI веке. Иногда кажется, что все мы находимся в плену у технологий, все на находимся «на крючке» у гаджетов. Однако даже в наш динамичный и высокотехнологичный век находятся лазейки для те, кто ищет тишины и уединения. Одиночки. Отшельники. Убегающие от мира или ищущие себя — иногда они совсем рядом.

Уже 8 лет православные отшельники живут в тайге

Одни называют их раскольниками и смутьянами, другие считают истинными подвижниками православной веры. 8 лет назад отец Костантин ушел в сибирскую тайгу, а вместе с ним еще около 30 человек. Большинство вернулось в цивилизацию, и лишь трое по-прежнему живут в отшельничестве. Сухофрукты, орехи, хлеб и теплая одежда. Эту посылку Тулунский путешественник Николай Терещенко собирает ежегодно. Он единственный, кто помогает трем монахам. Они живут впроголодь, по полгода не видят людей и постоянно молятся о России. — Они там бедолаги пообносились наверняка. Поэтому грузу у нас много наверняка. Отшельники живут на берегу горного озера на территории Тувы. Летом эти места непроходимы. Добраться можно только зимой, когда замерзают реки. Дорога не из простых. Снегоходы вязнут в снегу, проваливаются в наледь. Сегодня у нас довольно трудный день. Мы проходим перевал, очень много снега. Вязнут сани. Я надеюсь, что скоро все закончится и мы доберемся до зимовья. После таких снежных приключений подвеска снегохода покрывается льдом. Импортная техника нуждается в специализированном обслуживании. С помощью нехитрых инструментов наши умельцы выполняют эту работу в полевых условиях. Каждый раз выкапывая застрявшую технику из снега задаешься вопросом, зачем мы вообще едем к отшельникам. Почему ради них каждый день выкапываем из снега застрявшую технику. Ведь в газетах писали много дурного про отца Константина, лидера общины. А в Иркутской области священники вообще запрещают пастве встречаться с ним. Один из участников экспедиции даже побоялся сказать в церкви, что упаковку лампадного масла купил в подарок отверженным монахам. Немножко предистории. Отец Константин занимал высокий церковный пост в Самаре. Однажды принял решение стать отшельником. Вместе с ним в Саяны ушли еще около 30 православных христиан. Жили впроголодь, много молились. Кто-то не выдержал таких условий и самостоятельно вернулся к цивилизации. Позже одна из послушниц — Елена Тельных — сообщила во все инстанции о том, что в тайге действует тоталитарная секта. А ее лидер подчинил всех с помощью гипноза. После этого оставшихся монахов насильно вывезли из тайги вертолетом. Однако ни одно из обвинений не подтвердилось. Отшельники вновь вернулись в тайгу. За три дня мы прошли 350 км. Совсем рядом озеро где живут монахи. Надеюсь они нас ждут. Отшельники не видели людей уже полгода. Изголодавшись по общению отец Константин охотно рассказывает таежные новости. Месяц назад волки съели любимую собаку. Летом рыба в озере ловилась плохо, запасы провизии почти иссякли. — Здесь ни электричества, ни газа. Продуктов нет. И поясочки надо подтягивать крепко, — говорит отшельник отец Константин. Отшельничество это старинная христианская традиция. Людей, которые шли на этот духовный подвиг, считали святыми. Они не едят мясо, питаются лишь растительной пищей. Не каждый способен терпеть такие лишения, ради духовного совершенства. Сейчас отец Константин живет на озере Дэрлиг-Холь, это территория Тувы. Вместе с ним матушка Нина и Анастасия. Построить церковь пожилой священник уже не в силах. Поэтому поселились монахи в охотничьих избушках. Большую часть времени проводят в молитвах: — Что ищешь в душе — то находишь. А находишь прежде всего еще больше здесь бога. В тишине, в молитве. Себя можно лучше рассмотреть внутренне Матушка Анастасия приняла монашеский постриг сразу после окончания духовной семинарии. А вскоре ушла в тайгу вместе с отцом Константином. За восемь лет она уже сроднилась с этими дикими условиями жизни. Знает все лечебные травы, любит рисовать горы. Ее речь красива и выразительна. Можно часами слушать о том, как соболь ворует рыбу, как из леса приходит олень, а дикие птицы едят прямо из рук. — Здесь надо пожить, почувствовать. Соприкоснуться с природой в молитве, в тишине. И такой момент будет — можно что-то ухватить. Родится такой кадр, который не будет похож ни на одни другие, — говорит матушка Анастасия. «Мы живем как птицы в золотой клетке,» — говорят монахи. На охотничьей базе есть все необходимое, но это не монастырь. Люди едут сюда не ради молитвы, а чтобы работать или отдыхать. Подвижники верят, — когда-нибудь к ним придут паломники и помогут построить в тайге уединенную церковь. А сейчас у отверженных монахов нет даже колокола. Вместо него они используют крышку от кастрюли. Но ведь когда-то верующие чтили таких людей.

Иконография

Древнейшее изображение преподобного Иоанна Отшельника (1328-1329 гг, ныне утрачено) находилось в росписи церкви селения Скудиана близ Канданоса. Наиболее ранняя из сохранившихся икон датируется первой половиной XVI века — «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После канонизации в 1632 году была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвящённой Иоанну Отшельнику, авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило, выделявшаяся размером. Он был изображён седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим пророка Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке — мученический крест, левая, помещенная перед грудью, обращена ладонью вперед. Слева от святого представлен сонм монахов и показано чудесное перемещение преподобного на расстеленной рясе через пролив между Гавдосом и Критом. Справа в нескольких сценах изображена гибель святого от стрелы охотника, которому он открылся и у которого принял покаяние. В верхней части — успение преподобного Иоанна в присутствии ангелов, уносящих его душу. Наиболее ранний пример подобного извода — икона XVII века в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе и ее упрощенный вариант — икона с ктиторской подписью: «Моление раба Божьего Кириака с женою и детьми» (вторая половина XVII века, Византийский музей, Афины). Другой вариант этой же композиции, когда фигура святого не выделена размером и отсутствует изображение группы монахов, — на иконе рубежа XVII и XVIII веков (Византийский музей, Афины). Создание икон с образом Иоанна Отшельника продолжалось и в новейшее время, о чём свидетельствует, напр., икона 1820 года «Святые Антоний Великий и Иоанн Отшельник», исполненная в традиционной манере с подписью: «Моление раба Божьего Михаила Пресбинита Пападам…», находящаяся в церкви монастыря апостола Матфея в Ираклионе, подворье монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Святые представлены прямолично; в небесном сегменте — полуфигура благословляющего Спасителя. Облик и одежды преподобного Иоанна традиционны, его правая рука поднята перед грудью в благословении, в левой — крупных размеров чёрный крест и свиток.

Отшельничество свойственно только христианству?

В представлениях многих людей, отшельник – монах православной конфессии, удалившийся куда-то в лесные северные дебри и проводящий свои дни в молитвах и покаянии. Однако это достаточно узкое понимание явления отшельничества. Оно намного старше христианства и распространено практически повсеместно.

Массовое религиозное отшельничество характерно для таких вероисповеданий:

  • даосизм;
  • буддизм;
  • гностицизм;
  • иудаизм и другие.

Упоминания об аскетах, ведущих образ жизни отшельников и поклонявшихся богу Митре, встречаются в письменных источниках, составленных задолго до рождения Христа. Митра – иранское божество света и добра, если понимать его суть упрощенно. Упоминания об отшельниках-ессеях массово наполняют различные письменные источники конца III и начала II столетия до нашей эры. Ессеи – это своеобразная секта, а точнее ответвление от основной ветви иудаизма.

В Азии, особенно в Китае, отшельничество воспринималось двусмысленно. С одной стороны, это был отшельник-монах, достигший наивысшего мастерства в чем-либо и удалившийся от собратьев, дабы не вызывать у них смущения. Отшельниками становились не только мастера боевых искусств, но и ремесленники, виноделы, резчики и многие другие. Суть в том, что отшельник – монах, в совершенстве овладевший своим занятием.

Другим же вариантом вступления на путь отшельничества являлся отказ от политической деятельности или же государственной службы. То есть отшельничество являлось своеобразной альтернативой службы феодалу или самому императору. Например, если военный начальник, писарь, лекарь или же кто-то другой не желали служить конкретному человеку или же считали невозможным для себя службу в определенных обстоятельствах, они могли удалиться от мира. То есть – стать отшельниками. Отшельничеству мог предаться и сам император. Могли это сделать и члены его семьи.

Охота в тайге и жизнь в зимовье

Современные городские жители мало знают о том, как нужно выживать в условиях дикой природы. При слове «тайга» они представляют голодных и кровожадных волков, медведей и лютый холод. На самом деле погибнуть в городе шансов намного больше – можно перейти улицу в неположенном месте или напороться на нож грабителя.

А тайга — место относительно безопасное, если есть хоть какие-то навыки выживания. Мужчины прекрасно знают, что если в крови есть инстинкт охотника, то рано или поздно он приведет в лес. Сибиряки отправляются туда в основном зимой, ведь именно в это время года есть возможность привезти домой оленину. Речь идет только об охотника-любителях, промысловики живут совсем по другим правилам и понятиям.

Какие отшельники наиболее известны?

Духовенство считает самыми известными отшельниками Иоанна Крестителя, пророка Илию и, конечно же, самого Иисуса. Речь о пребывании Господа в пустыне в течение сорока дней и ночей, во время которых Иисус подвергался искушению самим Сатаной. Церковь считает этот духовный подвиг первым религиозным христианским отшельничеством.

Пророк Илия же жил намного раньше Иисуса. Он относится к ветхозаветным святым и, вероятно, почитается христианами больше, чем остальные. Родился пророк в городке, называвшемся Фисвы, в IX столетии до наступления нашей эры.

Отшельничество Илии было вынужденным. После того, как почитаемый людьми за многие сотворенные чудеса пророк вступил в спор с царем, касающийся божественных сущностей Яхве и Ваала, в котором одержал убедительную победу, над жизнью будущего святого нависла серьезная угроза. Илия не стал дожидаться неминуемой гибели и удалился в пустыню, к горе Синай.

Иоанн Предтеча (или же Креститель) был одним из первых, кто предрек пришествие Мессии. Его отшельничеству, согласно текстам Евангелий, ничто не предшествовало. Он не спасался от неминуемой гибели и не уходил от мира для искупления грехов или же философских размышлений. Как утверждают религиозные тексты, Иоанн просто жил в пустыне неподалеку от Иордана. Крестил приходящих к нему и проповедовал им. То есть его отшельничество продлилось всю жизнь.

Высокогорные монастыри-отшельники

Труднодостижимые высоты, кручи, обособленность от бренного мира – все это кажется главными элементами окружающей среды для человека, стремящегося познать вершины духа и глубины собственного «я». Именно поэтому в разных точках земного шара мы можем услышать рассказы и свидетельства очевидцев о монастырях и кельях отшельников, построенных на невероятно крутых горах или спрятанных в глубоких опасных ущельях. Попасть туда постороннему и неподготовленному человеку своим ходом практически невозможно…

Вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности эти монастыри подобны замкам или хорошо укрепленным фортификационным сооружениям. Единственная доступная для подъема тропа, как правило, хорошо замаскирована и известна лишь обитателям скита.

Еще одно общее свойство – отшельнические монастыри строятся не просто в недоступных, но и в потрясающе красивых местах, где сама природа инициирует в послушнике просветление духа и отказ от мелкой греховности земной жизни.

Монастырь Сумела (Sumela), Турция

Турецкий монастырь Сумела был основан в 386-м году нашей эры двумя афинскими монахами – Барнабасом и Софрониусом. Несколько раз свою историю он был разрушен до основания, но каждый раз отстраивался заново. В настоящее время реставрация монастыря осуществляется на государственные деньги, однако большую его часть составляют развалины.

Монастырь буддистов Сангха, Сигирия, Шри-Ланка

На вершине скального плато Сигирия (Sigiriya – Львиная гора), оставшейся от доисторического вулкана, находятся руины древнего дворца, построенного в 4-м веке нашей эры. Но даже раньше — в третьем веке до нашей эры на этой горе появился монастырь буддистской общины Сингха. И до наших дней их труднодоступные кельи на отвесных стенах скалы на высоте 370 метров над землей все еще обитаемы.

Примечательно, что западная часть скалы – 40 метров в высоту и 140 метров в длину – покрыта древними фресками. Исследователь Индии Джон Стилл в начале прошлого века писал: «Возможно, это самое большое художественное полотно во всем мире… вся поверхность горы представляет собой гигантскую картинную галерею». Персонажами фресок были члены королевской семьи, торжественные процессии и экзотическая природа Шри-Ланки.

«Зеркальная стена» — символическая лестница в рай для древних монахов. В настоящее время это место нельзя в полной мере назвать отшельническим, поскольку оно внесено в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО и очень популярно у туристов.

Таксань – «Гнездо Тигра», Бутан

Монастырь «Гнездо Тигра» расположен на высоте 800 метров на скале, нависающей над долиной Паро. Название монастыря относит к легенде о Втором Будде – гуру Падмасамбхаве, поднявшемся на этот отвесный утес на спине тигра. На то он и гуру, — всем прочим смертным приходится забираться наверх по единственной крутой и опасной тропе пешком или, в лучшем случае, на муле.

Далеко не всегда путешествие заканчивается благополучно – счет пропавших во время восхождения идет на десятки; скорее всего, они потеряли равновесие и сорвались с узких уступов – никаких заграждений и страховок на тропе нет.

Метеора, Греция

Метеора – это два десятка монастырских зданий, сосредоточенных на странной скале посреди равнинного ландшафта греческой Тессалии. Высота этого скалистого образования в отдельных местах достигает 1800 метров. Первые монахи пришли на эти утесы в десятом веке; монастырь был основан в 14-м веке, и шесть зданий комплекса до сих пор функционируют. Название Meteora дословно переводится как «парящий в воздухе».

До середины двадцатого века Метеора была по-настоящему недоступна для посторонних: подняться на гору можно было только в специальных корзинах на подъемных ремнях. В двадцатых годах к горе проложили дорогу, и постепенно были построены лестницы для пилигримов и туристов.

Пещерный монастырь в Каппадокии, Турция

Каппадокия – местность, известная своим сюрреалистическим ландшафтом: вследствие резко континентального климата происходило выветривание горных пород, в результате чего образовывались туфово-базальтовые столбы. Каменная порода оказалось достаточно доступной для обработки, и в первом тысячелетии до нашей эры здесь были образованы многочисленные пещерные поселения, в том числе и монастыри.

источник

Австралийский Тарзан

Австралийский отшельник Майкл заслужил в прессе прозвище Тарзан тем, что прожил в джунглях на севере Квинсленда более 40 лет. Настоящее имя Майкла — Михаил Фоменко, он родился в Грузии в 1930 году. Его мать — грузинская княжна Елизавета Мачиабелли, отец — чемпион по легкой атлетике, преподаватель университета Даниил Фоменко. В конце 30-х годов семья уехала во Владивосток, затем в Японию, а с началом войны перебралась в Сидней. Каникулы Майкл обычно проводил на природе: в лесах Квинсленда и Тасмании. Физически он всегда был хорошо развит: выступал за атлетический клуб Северного Сиднея и даже был приглашен в сборную страны для участия в Олимпиаде 1956 года. Со временем страсть к путешествиям и жизни на природе стала сильнее запретов родителей. Им то и дело приходилось разыскивать сына в джунглях, среди аборигенов и даже в открытом море, куда он отправился однажды на каноэ, ориентируясь лишь по звездам, и пропал на три месяца — его нашли крайне истощенным и больным дизентерией. Отец всегда был на стороне Майкла и понимал его желание подражать греческому герою Одиссею в странствиях и путешествиях, но после его смерти мать попыталась вернуть сына в цивилизацию любой ценой. Сначала она отправила на его поиски полицейских — они нашли Михаила в набедренной повязке и арестовали за бродяжничество и непристойный вид, затем отдала на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Этого Майкл матери не простил: сразу после выписки убежал в джунгли и остался там жить навсегда, устроив себе дом в корнях деревьев. Последний раз Михаила видели в городе пару лет назад: и, хотя ему было больше 80, он выглядел выносливым и сильным.

Защита “отшельников”

Для комфортного существования в обществе “отшельник” часто применяет три вида защит:

  • “ракушка” – быстродействующая защита, безотказно спасающая вечно боящегося чего-то одиночки. Она позволяет просто перестать быть там, где не хочется, углубляясь в себя и отгораживаясь от внешнего мира стенками своей раковины. Ее действие можно описать так: во время беседы по какой-либо причине человека охватывает легкое чувство скуки и напряжения. Тогда в голове поднимается легкий туман и человек оказывается неизвестно где. Звуки в это время приглушаются, образ собеседника тускнеет. В это время глаза у человека становятся стеклянными, хотя сам он усиленно делает вид, что продолжает слушать и даже поддакивает.
  • “дом отдельно, я отдельно” – эта защита ставится человеком на дни и годы, формируется обычно в результате очень сильной травмы, не имеет значения психологической или физической. В этом случае человек выглядит так, будто он находится вне себя, не от мира сего.
  • “иголки” – этот вид защиты очень похож на “истерию подростка”. Для описания этой защиты очень хорошо подходит глагол “ощетинился”, стал колюч по всей поверхности тела. Всем своим видом, поведением, речью “отшельник” увеличивает дистанцию между собой и окружающими, которые явно чувствуют, что человек не хочет с ними беседовать и в его обществе становится неприятно.

Watch this video on YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector